Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белякова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Приоритетное направление: основы финансовой грамотности

Интеграция образовательных областей:

-«Познавательное развитие»

-«Речевое развитие»

-«Социально – коммуникативное развитие»

физическое развитие»

-«художественно – эстетическое развитие»

Цель: Знакомство с семейным бюджетом.

Задачи:

Образовательные задачи:

- дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («пенсия», «стипендия», «заработная плата»)

- познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»;

Развивающие задачи:

- развивать речь детей, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности;

- развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение учиться экономно и рационально тратить деньги, быть бережливыми;

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Методы обучения:

Словесный - беседа, диалог, объяснение.

Наглядный - просмотр слайдов, карточки с кошельками.

Практический - дидактическая и ролевая игра,

Формы: групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, экран, карточки с изображением кошельков, фартук, платок, очки, галстук, книга, очки, шляпа, борода,

бланк для игры «Распредели бюджет», монеты.

Предварительная работа: беседа о деньгах

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Давайте сейчас улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.

Основная часть:

Воспитатель: Обратите внимание, кто изображен на экране?

Дети: Семья

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Кто в семье есть? (ответы детей) мама, папа, бабушка, дедушка и дети.

Воспитатель: Значит, в семье есть мама, папа, бабушка, дедушка и конечно, дети. Большая у них семья? (ответы)

Посмотрите, ребята, здесь большой кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги?

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, лекарства, платить за детский сад.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают, получают зарплату.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, любой труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

Дети: называют профессии родителей.

Воспитатель: Если мама не работает и сидит с маленьким ребенком, то государство выплачивает пособие по уходу за ребенком.

Воспитатель: В семье есть бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц они получают, что?

Дети: пенсию.

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся в техникуме или институте, им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия. Повторите это слово.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособие, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

Семейный бюджет делится на доходы и расходы, сейчас я вам расскажу подробней.

Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия, пособие — всё это доходы семьи. Повторите это слово.

К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения. Бабушка продала часть урожая, например, огурцы, помидоры и получила деньги.

Но в каждой семье есть и расходы. Расходы - это деньги, которые тратит семья.

Скажите, на что тратят ваши родители деньги в первую очередь?

(Ответы детей)

Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы доходов в семье было больше, а расходов меньше?

Дети: Надо честно работать, копить деньги, меньше тратить по пустякам, деньги надо экономить и быть бережливыми.

А еще, чтоб не заболеть и не покупать лекарства, таблетки, надо заниматься спортом, быть здоровыми, крепкими. Давайте мы с вами сделаем разминку.

ФИЗМИНУТКА

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

 

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Вы будете поднимать кошельки. Если относится к доходу, то поднимаете кошелек с денежками, если расход- кошелек пустой, еще мне будете дружно отвечать, хорошо?

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

У дедушки сломались очки, нужны новые — р.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили игрушку — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

 

Дидактическая игра «Учимся быть экономными»

Сейчас предлагаю посмотреть на слайды «Учимся быть экономными» и узнаем, как можно экономить деньги в семье (показ слайдов)

Дети рассказывают стихи о семейном бюджете, бережливости.

«Береги игрушки, не ломай их»

«Бережно относись к своей одежде и обуви»

«Береги игрушки, не ломай»

«Надо больше ходить пешком, гулять, чем ездить на такси»

«Не надо много разговаривать по телефону»

 

Берегите энергию дети,

Не ленитесь на кнопку нажать-

А не станете свет экономить-

Денег будете много терять.

 

Стой, внимательно смотри

В кране воду закрути,

А не то она сбегает,

Тратить деньги заставляет.

 

Вижу выход я один,

Не пойду я в магазин,

А пойду в библиотеку,

Буду книги там я брать,

Экономить и читать.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас бережет одежду, обувь, не ломает игрушки, экономит воду, свет? Поднимите руки.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, можно сказать про вас, что вы бережете бюджет семьи? (ответы детей)

Практическая часть:

ИГРА «Распредели бюджет семьи»

Воспитатель: У меня еще есть интересная игра для вас. Предлагаю вам поиграть в семью. Давайте будем одеваться, выбираем папу, маму, дедушку, бабушку, студента, а остальные дети (раздаю атрибутику).

Задача семьи, распределить бюджет семьи в сумме 10 рублей, чтоб деньги еще остались.

(обсудить с детьми)

Рефлексия занятия

Заключительная часть.

- Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.

- Из чего складывается семейный бюджет?

-Какие новые понятия вы сегодня узнали? (Бюджет, доход, расход, стипендия)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.

Ребята, если вам было интересно на занятии, возьмите веселого смайлика, если было трудно, то грустного смайлика.

 

Спасибо всем, до новых встреч!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_fg_semeynyy_byudzhet.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Приоритетное направление: основы финансовой грамотности

Интеграция образовательных областей:

-«Познавательное развитие»

-«Речевое развитие»

-«Социально – коммуникативное развитие»

физическое развитие»

-«художественно – эстетическое развитие»

Цель: Знакомство с семейным бюджетом.

Задачи:

Образовательные задачи:

- дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («пенсия», «стипендия», «заработная плата»)

- познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»;

Развивающие задачи:

- развивать речь детей, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности;

- развивать умение детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение учиться экономно и рационально тратить деньги, быть бережливыми;

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Методы обучения:

Словесный - беседа, диалог, объяснение.

Наглядный - просмотр слайдов, карточки с кошельками.

Практический - дидактическая и ролевая игра,

Формы: групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, экран, карточки с изображением кошельков, фартук, платок, очки, галстук, книга, очки, шляпа, борода,

бланк для игры «Распредели бюджет», монеты.

Предварительная работа: беседа о деньгах

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Давайте сейчас улыбнемся и подарим всем хорошее настроение.

Основная часть:

Воспитатель: Обратите внимание, кто изображен на экране?

Дети: Семья

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Кто в семье есть? (ответы детей) мама, папа, бабушка, дедушка и дети.

Воспитатель: Значит, в семье есть мама, папа, бабушка, дедушка и конечно, дети. Большая у них семья? (ответы)

Посмотрите, ребята, здесь большой кошелек, он - семейный, туда семья будет складывать деньги?

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, лекарства, платить за детский сад.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают, получают зарплату.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, любой труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

Дети: называют профессии родителей.

Воспитатель: Если мама не работает и сидит с маленьким ребенком, то государство выплачивает пособие по уходу за ребенком.

Воспитатель: В семье есть бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц они получают, что?

Дети: пенсию.

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся в техникуме или институте, им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия. Повторите это слово.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

А если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособие, то получается семейный бюджет. Запомните это, ребята!

Семейный бюджет делится на доходы и расходы, сейчас я вам расскажу подробней.

Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия, пособие — всё это доходы семьи. Повторите это слово.

К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения. Бабушка продала часть урожая, например, огурцы, помидоры и получила деньги.

Но в каждой семье есть и расходы. Расходы - это деньги, которые тратит семья.

Скажите, на что тратят ваши родители деньги в первую очередь?

(Ответы детей)

Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы доходов в семье было больше, а расходов меньше?

Дети: Надо честно работать, копить деньги, меньше тратить по пустякам, деньги надо экономить и быть бережливыми.

А еще, чтоб не заболеть и не покупать лекарства, таблетки, надо заниматься спортом, быть здоровыми, крепкими. Давайте мы с вами сделаем разминку.

ФИЗМИНУТКА

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Вы будете поднимать кошельки. Если относится к доходу, то поднимаете кошелек с денежками, если расход- кошелек пустой, еще мне будете дружно отвечать, хорошо?

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

У дедушки сломались очки, нужны новые — р.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили игрушку — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

 

Дидактическая игра «Учимся быть экономными»

Сейчас предлагаю посмотреть на слайды «Учимся быть экономными» и узнаем, как можно экономить деньги в семье (показ слайдов)

Дети рассказывают стихи о семейном бюджете, бережливости.

«Береги игрушки, не ломай их»

«Бережно относись к своей одежде и обуви»

«Береги игрушки, не ломай»

«Надо больше ходить пешком, гулять, чем ездить на такси»

«Не надо много разговаривать по телефону»

 

Берегите энергию дети,

Не ленитесь на кнопку нажать-

А не станете свет экономить-

Денег будете много терять.

 

Стой, внимательно смотри

В кране воду закрути,

А не то она сбегает,

Тратить деньги заставляет.

 

Вижу выход я один,

Не пойду я в магазин,

А пойду в библиотеку,

Буду книги там я брать,

Экономить и читать.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас бережет одежду, обувь, не ломает игрушки, экономит воду, свет? Поднимите руки.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, можно сказать про вас, что вы бережете бюджет семьи? (ответы детей)

Практическая часть:

ИГРА «Распредели бюджет семьи»

Воспитатель: У меня еще есть интересная игра для вас. Предлагаю вам поиграть в семью. Давайте будем одеваться, выбираем папу, маму, дедушку, бабушку, студента, а остальные дети (раздаю атрибутику).

Задача семьи, распределить бюджет семьи в сумме 10 рублей, чтоб деньги еще остались.

(обсудить с детьми)

Рефлексия занятия

Заключительная часть.

- Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.

- Из чего складывается семейный бюджет?

-Какие новые понятия вы сегодня узнали? (Бюджет, доход, расход, стипендия)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.

Ребята, если вам было интересно на занятии, возьмите веселого смайлика, если было трудно, то грустного смайлика.

 

Спасибо всем, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие с Монеткой по стране Экономике»

Данное занятие проводилось в старшей группе с целью закрепить представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Так же на занятии наботали над умением подмечать в сказках простейшие э...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме: «Как распределять семейный бюджет».

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.  Финансовая грамотность &nd...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе Тема: «Семейный бюджет»

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по финансовой грамотности в старшей группе. "Семейный бюджет".

Материал в конспекте обеспечивает прочную основу для финансовой грамотности у маленьких детей, оснащая их ценными знаниями и навыками, необходимыми для принятия обоснованных финансовых решений в будущ...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:образовательные...