Проект в подготовительной группе "Обучение дошкольников финансовой грамотности через театрализованную деятельность"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Усова Ирина Васильевна

Проект направлен на формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы. Через театрализованную деятельность закрепляются знания, полученные детьми в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Обучение дошкольников финансовой грамотности через театрализованную деятельность»

Срок реализации: декабрь - февраль

Подготовительная к школе группа

с. Тасеево 2023-2024 уч.г.

Актуальность

Экономика - неотъемлемая часть жизни человека. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

  Ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

  Усвоение материала будет эффективнее, если проводить обучение через театрализованную деятельность, так как этот вид творчества очень интересен детям. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Играя роли сказочных героев, ребята знакомятся со сложным миром финансов, учатся понимать взаимосвязь между экономическими и этическими категориями. Через реализацию данного проекта активизируются и закрепляются знания детей, полученные в старшей группе.

Тип проекта:

По продолжительности - долгосрочный (декабрь - февраль);

По составу участников проекта -  групповой;

По направленности деятельности участников проекта: информационно-познавательный, творческий;

Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  • знакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • формировать умение воспринимать деньги как жизненно необходимый, но ограниченный ресурс, который нужно зарабатывать честным трудом;
  • создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

- методист (методическая поддержка и консультирование);

- дети подготовительной к школе группы;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение:

-видео презентации;

- фотографии, открытки, иллюстрации, книги, сценарии мини-спектаклей,  другие наглядно-дидактические пособия.

  1. Материально-техническое обеспечение:

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- магнитофон;

- театральные костюмы, маски;

- неоформленный бросовый и природный материал.

Риски:

- низкая активность родителей;

- изменение сроков проведения мероприятий.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Результат

1

Организационно-подготовительный.

Исследование актуальности проекта. Постановка цели и задач, определение направлений реализации проекта. Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.

Разработка плана действий согласно цели и задачам проекта. Пополнение предметно-развивающей среды.

Обсуждение цели, задач с детьми, родителями; подбор методической литературы по теме проекта; подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2

Рефлексивно-диагностический.

Подбор диагностического инструментария с опорой на целевые ориентиры программы. Внесение по необходимости изменений в перспективный план проекта.

Анализ проделанной работы. Выполнение необходимой корректировки действий по проекту.

3

Практический

Непосредственная реализация проекта.

Проведение мероприятий, организация практической деятельности детей.

4

Заключительный

Анализ и оценка проделанной работы.

Презентация проекта.

Работа с родителями

- Изготовление и приобретение атрибутов к сюжетным играм;

- Изготовление костюмов и атрибутов к мини-спектаклям;

- Изготовление папок-передвижек;

- Консультации по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников;

- Разучивание с детьми ролей к мини-спектаклям.

Перспективный план работы с детьми

*В план мероприятий могут вноситься изменения, дополнения и корректировки.

Задачи

Тема, название мини-спектакля

Закреплять понятия: «трудиться», «работать», «зарабатывать». Закреплять у детей понятие о том, что трудиться – означает что-то делать, создавать для себя, на благо своей семьи и близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Труд – основа жизни. Работать и зарабатывать.

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Закреплять понятие «деньги», виды денег (купюры, монеты), внешний вид современных российских денег. Формировать понимание того, что деньги требуют бережного отношения, они не предмет для игр, их нельзя рвать и портить.

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Мини-спектакль «Зайкина находка».

Закреплять понятия «потребности и желания». Учить детей отличать жизненно важные потребности от мимолетных желаний;  основные траты от второстепенных, на которые деньги часто тратятся впустую, не принося никакой пользы.

Покупаем, продаем, обмениваем.

Мини-спектакль «Желания волчонка-зубастика».

Закреплять понятия «сберегать», «копить». Учить детей рачительно относиться к деньгам как к продукту труда, осознавать необходимость делать хотя бы небольшой запас, на «черный день».

Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Мини-спектакль «Мишкина копилка».

Закреплять понятия «долг», «занимать», «возвращать», «отдавать».

Воспитывать понимание того, что если взял что-то в долг, на время – обязан вовремя вернуть. Воспитывать ответственность: если не уверен, что получится сделать или вернуть, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Учимся занимать и отдавать долги.

Мини-спектакль «Долг платежом красен».

Закреплять понятия «план», «планировать». Объяснить детям важность планирования, необходимость составления планов.

Учимся планировать.

Мини-спектакль «Все по плану!»

Закреплять понятие «бережливость». Формировать у детей понимание того, что бережливый человек любит трудиться, мастерить своими руками, и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно.

Богатство и бедность.

Мини-спектакль «Бережливые друзья».

Итоговое мероприятие: Мини-спектакль для гостей

Предполагаемые результаты проекта:

  • дети знают, что труд – основа жизни, деньги зарабатываются трудом, любой труд – это хорошо, а сидеть дома - плохо;
  • дети будут ориентироваться в основных экономических и финансовых понятиях, доступных их возрасту;
  • у детей будут заложены нравственно-этические привычки (необходимость возвращать долги, уважать свой и чужой труд, делиться).
  • Повысится интерес детей к театральному искусству.

Выводы

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.

Литература

        

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.

4. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,

Л. Ю. Рыжановская.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ЗПР через театрализованную деятельность»

Я работаю учителем – логопедом в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна  несформированность процессов инто...

Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность становитсянавыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования в ДОУ является важным направлением ....

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

Буклет «Развитие связной речи дошкольников с ОНР через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность даёт возможность использовать её  как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры или постановки ...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи через театрализованную деятельность. Тема: «Мы артисты»

Цель: Развитие выразительности речи через театрализованную деятельность.  (детская цель: - Развитие речи через театрализованную деятельность в подготовительной группе, инсценировка сказки...