Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность»
проект (старшая группа)
Финансовая грамотность становится
навыком, необходимым для каждого человека
в двадцать первом веке. Поэтому разработка
и внедрение стратегий финансового образования
в ДОУ является важным направлением .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekonomicheskomu_obrazovaniyu_doshkolnikov.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность» |
|
Проект по экономическому образованию дошкольников «Финансовая грамотность» Подготовила :Рункова Л.В. Вид проекта: познавательно – информационный. Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы, социум. Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования в ДОУ является важным направлением . Сейчас малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада), а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги , труд, товар, цена. И этическими: честность, щедрость, экономичность. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями , учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей, как результат труда людей. В них воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. Цель проекта: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Задачи: 1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. 2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека. 3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении. 4. Познакомить с термином «реклама». 5. Научить полезным бытовым привычкам. 6. Способствовать развитию разумных потребностей. 7.понимать и ценить окружающий предметный мир . Проект состоит из трех разделов . 1 этап – Организационный
2 этап – Практический
3 этап — Заключительный
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта. Формы работы: беседа, обсуждение, дискуссия просмотр презентации, мультфильма чтение художественной литературы игровые ситуации решение проблемных ситуаций рассматривание сюжетных картинок сюжетно-ролеваяигра продуктивная деятельность Предполагаемый результат Результат проектной деятельности : Исходя из вышеизложенного ,можно сделать вывод: в результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные результаты , которые положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей . Список литературы: 1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил. 2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с. 3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с. 4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с. 5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или ,как мы играем в экономику :Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с. 6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с. 7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16 8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с. 9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23. 10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с. 11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономическое образование дошкольника
Иновационный проект МБДОУ №149 г.Тулы "Игра как средство экономического образования дошкольника. Проект используется в двух возрастных группах компенсирующей направленности для детей с ОНР 5 - 6 лет и...
Конспект нод по экономическому образованию дошкольников "Путешествие в сказочное королевство Царя-Гороха".
Приобщать дошкольников к экономической действительности.Заложить основы экономических знаний, которыми можно будет пользоваться в будущем.Вызвать у детей желание стать людьми, ведущими ответстве...
Экономическое образование дошкольников
В статье представлен НОД по экономическому образованию на тему: "Елабуга купеческая" для детей 6-7 лет с нарушенным зрением (занятие с учетом ФГТ)...
программа дополнительного образования по финансовой грамотности "Занимательная экономика"
программа дополнительного образования...
Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"
Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"...
Проект "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников
laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...