Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности через театрализованную деятельность"
проект по основам финансовой грамотности
Проект направлен на обучение дошкольников финансовой грамотности через театрализованную деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(для детей 5-7 лет)
Разработали:
Старший воспитатель МБДОУ «Д/сад № 48»
Пономарева Т.Д.
творческая группа педагогов:
Воспитатели МБДОУ «Д/ сад № 48»
Сердюк Л.В.
Сухоносова Н.И.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- План мероприятий…………………………………………………………….6
- Ожидаемый результат………………………………………………………...8
- Литература…………………………………………………………………….9
- Приложение №1……………………………………………………………..10
- Приложение №2……………………………………………………………..14
- Анкета………………………………………………………………………..15
- Приложение №3……………………………………………………..............22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире экономика проникла во все сферы жизнедеятельности человека. И дети тоже постоянно сталкиваются с азами экономики. Происходит это совсем незаметно дома, в семье. Ребёнок идет с бабушкой в магазин или с мамой в Сбербанк. А иногда взрослые просто вместо игрушки дарят ему на день рождения деньги, не подозревая, что формируют у своего чада представления о финансовых связях мира и человека. Таким образом, дети получают первичные экономические впечатления.
Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность. Ведь театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.
Театрализованная деятельность помогает:
*развивать экономический образ мышления;
*формировать правильную модель для решения элементарных вопросов,
экономических взаимоотношений;
*способствует раскрытию личности ребенка, его творческого потенциала,
и индивидуальности;
*развивает речь и ее выразительность;
*воспитывает социальные навыки;
*Ребёнок развивается через подражания чему-то или кому-то. Театрализованная деятельность способна оказать огромное влияние на ребёнка и его жизнь через художественно-образные средства и приёмы. Во время занятий театрализованной деятельности педагог может сформировать эмоциональную
сферу ребёнка и его чувства, может укрепить веру в себя и собственные силы, и даже поможет осознать личную неповторимость, создает условия для общения взрослых и детей.
Обучающие сказки вырабатывают у детей начальные навыки обращения с деньгами, научат соотносить «хочу» и «могу», принимать свои первые финансовые решения. В связи с этим старшему дошкольнику можно давать первоначальные знания об экономике и некоторых экономических понятиях:
*трудиться, работать, зарабатывать деньги;
*планировать, экономить, транжирить.
*покупать, тратить, расходовать;
*откладывать, копить, сберегать;
*занимать, одалживать, возвращать, отдавать;
В дошкольном возрасте необходимо прививать ребёнку понимание доход - результат труда. Он должен усвоить, что взрослые работают и получают за это деньги. С этого начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Цель проекта:
Формирование познавательных навыков у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
- формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги»,
«товар»;
- развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;
- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.
Формы работы:
- театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные тематические занятия;
- экскурсия в банк;
- использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;
- квест – игры;
- лэпбук.
Вид проекта
Информационно-познавательный
Срок реализации проекта
сентябрь – декабрь 2024 года
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).
План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников
в МБДОУ детский сад № 48, старшая группа №1 (для детей 5 – 6 лет)
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки | Планируемый результат |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ||||
1. | Создание творческой группы по внедрению проекта | Старший воспитатель | сентябрь 2024 г. | Создание творческой группы |
2. | Подготовка материально – технической базы для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель | сентябрь 2024 г. | Материально – техническое обеспечение |
3. | Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель | сентябрь 2024 г. | Методические рекомендации, консультации, памятки |
4. | Организация и проведение опроса родителей «Значимость финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель | сентябрь 2024 г. | Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) |
5. | Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель | сентябрь 2024 г. | Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников |
6. | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников | Творческая группа | сентябрь 2024 г. | Консультации, рекомендации, памятки |
7. | Разработка проекта | сентябрь 2024 г. | Проект |
МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
1. | Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности» | Творческая группа | октябрь 2024г. | Разработка буклетов для родителей |
2. | Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» | Творческая группа | октябрь 2024 г. | Знакомство с программой |
3. | Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность» | Творческая группа | ноябрь 2024г. | Информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье |
МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ | ||||
1. | «Азбука финансов» (вводное занятие) | Воспитатели | октябрь 2024 г. | сформировать первичные экономические знания |
2. | Беседа «Откуда пришли деньги?» | Воспитатели | октябрь 2024г. | сформировать первичные экономические знания |
3. | Экскурсия в банк «Дом, где живут деньги» | Воспитатели | октябрь 2024г. | знать элементарные правила хранения денег |
4. | Беседа «Моя копилка» | Воспитатели | октябрь 2024 г. | Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. |
5. | НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» лэпбук «Юный финансист» | Воспитатели | октябрь 2024 г. | сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности |
6. | Сюжетно-ролевая игра «Научим Матрешку делать покупки» | Воспитатели | ноябрь 2024 г. | сформировать умение самостоятельно делать покупки в магазине |
5. | Беседа «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий) | Воспитатели | ноябрь 2024 г. | уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги |
6. | Занятия с элементами театрализованной Деятельности драматизация сказки «Репка на новый лад» | Воспитатели | ноябрь 2024 г. | осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» |
7. | Инсценировка сказки по финансовой грамотности «Муха-Цокотуха» | Воспитатели | ноябрь 2024 г. | осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» |
8. | Викторина «Путешествие в денежную страну» | Воспитатели | декабрь 2024 г. | знать элементарные правила финансовой безопасности |
9. | Квест-игра по финансовой грамотности | Воспитатели | декабрь 2024 г. | вести себя правильно в реальных жизненных |
ситуациях | ||||
10. | «Брейн – ринг» | Воспитатели | декабрь 2024 г. | обобщение представлений по финансовой грамотности |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы – 2010-№ 9 - С.3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам – 2010г.- С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А.
Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
Приложение № 1
Консультация для педагогов
Финансовая грамотность. Влияние театрализованных игр на экономическое развитие дошкольников
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей, систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как
вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в театрализованной игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования театрализованной игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
- Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
- Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»). 3.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
- Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Театрализованная игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали театрализованные игры. Главной особенностью театрализованных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме сказочными героями. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все театрализованные игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В театрализованных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В театрализованных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно- практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе театрализованной игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь- доказательство.
Процесс общения детей со сказочными героями и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы театрализованные игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий реквизит и костюмы. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам театрализованные игры: игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Театрализованные игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение № 2
Советы родителям по финансовому воспитанию детей
Начиная с 4-5 лет малыш старается познавать окружающую реальность путем расширения границ своего мира. Именно поэтому, придя в магазин с родителями, он может без спроса схватить понравившуюся игрушку с полки. Так он неосознанно пытается найти пределы того, что ему дозволено. В такие моменты и следует начинать образовательные беседы на тему важности денег и правильного поведения в обществе.
Ребенок должен понимать — родители ходят на работу, зарабатывают деньги, и именно поэтому у него есть игрушки, конфеты, компьютер и поездки в зоопарк. При осознании этого у него начнет формироваться логическая цепочка:
«работаешь — получаешь что-либо». Как только малыш это усвоит, нужно будет подкрепить данную мысль практикой. Для этого дайте ему небольшое поручение, например, сходить в магазин, пообещав за это небольшую сумму денег.
Отличным вариантом будет составление совместного списка обязанностей. Например, еженедельная уборка своей комнаты, уход за котом, выгул собаки, помощь бабушке в саду и прочее. При этом ребенок должен знать, что в конце месяца он получит желаемую игрушку или небольшую сумму денег, которую он сможет потратить самостоятельно. Это знание будет его мотивировать на положительные действия.
Только родители могут заложить у малыша правильное мировоззрение. Это касается не только денег, но и других социальных процессов. Объясните малышу, что не банкомат дает деньги. В банкомате они только хранятся, а чтобы была возможность получить деньги в банкомате, необходимо работать. Пусть дети сами распоряжаются своими карманными деньгами. Дайте им небольшую сумму и проследите, как они ее потратят. Если все деньги будут потрачены на сладости, проведите беседу о том, что необходимо экономить, а не тратить все сразу; Научите малыша откладывать заработанные средства. Те деньги, которые он получит за выполнение ваших поручений, не должны тратиться на что-то сиюминутное. Пусть ребенок экономит, откладывает. А в будущем он сможет сам купить себе желаемую игрушку.
Объясните, что очень часто простой труд является самым низкооплачиваемым. А чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо усердно учиться в школе и институте. Так вы мотивируете малыша стараться на занятиях, а в дальнейшем и в школе на уроках. Современное информационное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому детей необходимо готовить к взрослой жизни с самых малых лет.
Анкета для родителей
- Нужно ли детям рассказывать о деньгах? Да Нет
- Нужно ли детей знакомить с экономикой? Да Нет
- Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку. Положительно Отрицательно
- Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники? Да Нет
- Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе? Да Нет
- Как ребенок относится к труду? Охотно принимается за дело Неохотно берется за дело
- Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома? Да Нет
- Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок? Да Нет
- Знают ли дети профессии родителей Да Нет
Драматизация сказки
«Репка на новый лад»
Средней группе
по финансовой грамотности
Элементы финансовой грамотности:
Самая узнаваемая история… Дед посадил репку и не смог справиться с задачей достать ее из земли. И только коллективным трудом этот вопрос был решен.
Репка выросла большая и дед решил попытаться справиться с задачей в одиночку, но не смог. Тогда он позвал на помощь бабку, затем внучку и так далее. Но решить проблему удалось только тогда, когда к работе были подключены все члены семейства, вплоть до мышки.
История учит важности коллективного труда. Каждый успешный бизнес держится не только за счет его руководителя. Это всегда заслуга коллектива – слаженного механизма, в котором важно каждое звено.
Сказки – это кладезь мудрой информации для ребенка. Они учат не только полезным качествам (честности, трудолюбию, доброте и т. д.), но также могут показать младшему поколению основы финансовой грамоты и массе других наук.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создавать благоприятные условия для развития у детей чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способствовать развитию личности ребёнка;
2. Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
3. Совершенствовать исполнительские навыки детей;
4. Побуждать детей к созданию новых образов, способствовать освоению способов эмоционального выражения, самореализации, самовыражения,
5. Содействовать развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Материалы и оборудование: костюмы для героев сказки, декорации, лопата, лейка.
Действующие лица: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Репка. Сказочница.
Входит сказочница.
Трек 1
Сказочница:
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
В гости к вам я пришла неспроста.
Хочу сказку вам рассказать.
Сказку эту вы слыхали.
А вот видели? Не знаю.
Трек 2 Выходят дед, бабка и внучка (Танец)
В одной деревне жили кто, отгадайте…
Дед: Я седой и с бородой,
Очень старый и хромой.
Сказочница: Кто это, дети? (Дед)
Бабка: Я старенькая, седая, добрая и простая,
Со мною внучка живет, как она меня зовет? (бабушка)
Внучка: С дедом и бабушкой я живу
Им во всем я помогу. (Внучка)
Сказочница: Правильно, внучка, а звали ее Маша.
Вот решил однажды дедка
Посадить... А что посадить – отгадай загадку:
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Сказочница: Сажал дед репку, приговаривал:
Дед: Ты расти, расти большая!
Стань богатым урожаем!
Дед берет лопату изображает, как сажает репку. Потом берет лейку и изображает, как поливает. Дед вытирает пот и уходит садится на стул, изображает, что спит. Репка – ребенок сидит на корточках.
Сказочница:
Дед всю ноченьку не спал
Все ту репку поливал.
Очень сильно он устал
И под утро задремал…
Что ж, ты, деда, разоспался.
Дел у нас невпроворот
Надо посмотреть, как там репка растёт?
Трек 0
«Репка» поднимается. «Дедушка» выходит из дома и идет на огород.
Репка выросла большой
Вот такой, и вот такой!
Очень радовался дед
Дед:
Будет репка на обед.
Сказочница:
Выросла репка большая пребольшая.
Крупная да крепкая, круглая да гладкая,
Сочная да сладкая.
Дед: Пора тянуть репку.
Дед смотрит на репку, оглядывается, пытается обхватить и потянуть
Сказочница:
Стал дед из земли репку тащить.
Дед тянет - потянет.
А вытянуть не может!
Дед:
Чтобы нашу репку рвать,
Бабку надо бы позвать.
Иди, Бабка, не ленись и за мною становись.
Сказочница: Помогите деду, бабку позовите.
Дети вместе:
Иди, бабка, не ленись
И за дедом становись.
Трек 3 выходит бабка и встает за дедом
Сказочница:
Вот и бабка прибежала. И за дедом встала.
Сказочница:
Тянут- потянут, а вытянуть не могут.
Бабка:
Надо внучку нам позвать,
Так нам репку не сорвать.
Очень выросла большая
И тяжелая такая.
Сказочница:
Помогите внучку звать,
Чтобы репку тянуть опять.
Дети вместе: Внучка, Машенька иди, деду с бабкой помоги!
Трек 4
Дети зовут внучку. Выходит внучка, становится за бабкой.
Сказочница:
Тянут вместе, тянут дружно! А вытянуть репку не могут!
Что бы знать кого позвать надо загадку отгадать.
Жучка:
Гладите – ласкается,
Дразните – кусается,
На цепи сидит, дом сторожит (Собака).
Сказочница: Надо Жучку нам позвать.
Внучка: Жучка, Жучка, где же ты?
К нам на помощь выходи.
Жучка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.
Дети вместе:
Жучка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.
Трек 5
Выходит Жучка становится за внучкой. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку
Сказочница:
Жучка к Внучке подбежала и за юбку тянуть стала,
Тянут – потянут. Вытянуть не могут.
Наша репка все на месте, знать не вытянуть им вместе.
Дети, кто поможет, кого позвать?
Попытайтесь отгадать.
Мурка: У нее четыре лапки, лапки - цап – царапки,
Пара чутких ушей и она гроза мышей (Кошка)
Сказочница: Кто это, ребята? Правильно! Кошку надо бы позвать.
Жучка: Мурка, Мурка, хватит спать! Надо Деду помогать.
Иди сюда, красавица, нам без тебя не справиться!
Дети вместе: Кошка Мурка, к нам сюда!
Без тебя совсем беда!
Трек 6
Выходит кошка. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку.
Сказочница:
Вот и Мурка подоспела и они взялись за дело.
Тянут дружно, но вот беда –
Репка ни туда, и ни сюда.
Дети, всех мы уже позвали, а репку из земли не достали.
Что же делать, как нам быть. Как репку из земли тащить?
Кого еще позвать, надо отгадать.
Пищит, но не цыпленок.
С усиками, но не кошка.
Любит сыр, но не ворона.
Кто же это? (Мышка)
Мурка: Мышка, Мышка, не ленись,
Вместе снами потрудись.
Дети зовут мышку.
Дети вместе: Мышка, к нам скорей беги,
Репку вытянуть помоги.
Трек 7
Выходит мышка. Все участники выстраиваются друг за другом и тянут репку.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку тянут – потянут. Тянут - потянут и вытянули репку.
Вот и вытянули репку! Ай, да, репка!
Золотая, наливная и большая - пребольшая,
Не найти такой нигде!
Трек 9 песня Кукутики
Только дети, посмотрите, наша репка слезы льет.
Репка трет глаза, как будто плачет.
Сказочница:
Что случилось? Почему ты плачешь?
Сказочница подходит к репке.
Сказочница: Дети, репка устала сидеть на грядке. Хочет репка поиграть. Поиграем с репкой?
Дети: Да.
Проводится подвижная игра» Репка»
Ход игры: Дети встают в круг, в центре сидит на корточках ребёнок - «репка». Дети идут по кругу вокруг «репки» и поют:
Репка в земле засела крепко, на грядке сидит, на всех глядит.
Подошли детки. Вытянули репку
Подходят, поднимают репку
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй веселей своих ножек не жалей!
Трек 8
Сказочница:
Если бы репку тянул один дед,
То не ели бы каши на обед.
Только вместе, всей семьей
Репу привезли домой.
Так и в жизни, и в работе,
Начальник ты, иль командир,
Коль с тобой твоя команда,
Ты тогда не победим.
Только дружным коллективом,
Только вместе всей семьей,
Трудимся и процветаем и добра все наживаем!
Вот и сказочке конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от вас аплодисментов,
Ну, и прочих комплиментов.
Все артисты старались,
Пусть слегка и растерялись.
Скажем дружно на прощанье
Всем мы скажем до свидания!
До следующей встречи!
Приложение № 3
Сценарий сказки по финансовой грамотности в старшей группе
«Муха-Цокотуха»
На сцене оформлена полянка, стоит две ширмы, украшенные цветами. Звучит весёлая музыка и идет муха.
Муха:
Я муха, муха, муха Я муха – цокотуха
Шла по полю не спеша Пачку денежек нашла.
- Что же мне купить такое? Может платье голубое? Может кожаную юбку? Или норковую шубку?
Что же делать? Как мне быть?
Может денег накопить?
Муха села на пенёк и задумалась, вылетает бабушка пчела.
Ведущий:
Прилетела к мухе Бабушка пчела.
Говорила мухе Мудрые слова. Вылетает пчела Пчела:
Лучше деньги ты не трать, А пойди-ка лучше в банк, Под проценты положи
И доходы получи.
Ширмы раздвигаются, появляется домик с надписью банк. Муха идет в банк с пачкой денег
Ведущий:
Муха денежки взяла
В банк скорее понесла.
Выбрала отличный вклад,
Получила целый клад!
Вылетает комар
Ведущий:
Прилетел потом комар И совет ей дельный дал Комар:
А теперь свои ты деньги В дело нужное вложи, Дивиденды получи
И открой в лесу кофе,
Где встречаться будут все!
Муха:
Я умница – разумница! Все советы приняла.
Отыскала мастеров Тараканов и жуков. И поляночку нашла,
Ресторан там возвела.
На полянке появляется домик с надписью Ресторан «Муха – Цокотуха»
Муха:
Я муха, муха – цокотуха Я открыла ресторан
И купила самовар, Приходите вечерком
Чудно время проведём! Танец «Самовар» Муха:
Бизнес буду развивать, Дело будет процветать Буду жить как в шоколаде На Канарах отдыхать!
Сценарий квест-игры для детей подготовительной группы
Цель: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.
Задачи:
- познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)»,
«доход», «расход»;
- содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии;
- сформировать навыки командной игры
Оснащение, дидактический материал: Проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, презентация.
Методические рекомендации организаторам игры:
- Участники делятся на 3 команды по 4 человека.
- Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
- Этапы движения по сюжету.
- Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игры.
- Команды награждаются шоколадными медалями.
Сценарий игры.
Игра состоит из 4 этапов движения по сюжету. Дети делятся на 3 команды. Каждая команда располагается за столом. За каждый правильный ответ команда зарабатывает одну фишку. Команда, набравшая большее количество фишек считается выигравшей.
Ведущий: Здравствуйте! Разрешите представиться – я директор финансовой школы. Я рада приветствовать вас! Предлагаю вам принять участие в квест – игре «Юный финансист». Вы готовы? Тогда приступить к испытаниям.
Ведущий: Вам необходимо разделиться на три команды, придумать название и приветствие. (Представление команд до 3-х минут).
Первое задание «Финансовый бурелом»
Ведущий: За активное участие в беседе команда получает одну фишку.
Послушайте мою загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно -«деньги».
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно. Люди работают.
А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).
Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные человекомза выполнение определённой работы.
Ведущий: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? (Ответы детей). Ваши затраты – это расход.
Расход – это трата денег на потребности человека.
Второе задание «Потребности»
Ведущий: что же такое «потребности человека»? (Ответы детей).
То, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас мы с вами разберемся в этом. Задание для команд. Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.
На вашем столе лежит конверт с цифрой «2» откройте его и рассмотрите карточки. Выберете те карточки, которые определяют жизненно важные потребности человека по вашему мнению (еда, вода, одежда, жилье). Покажите, что вы выбрали.
Ведущий: Молодцы. Продолжаем дальше.
Самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Как вы думаете, что можно отнести к потребности семьи? (Ответы детей).
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, а есть ли такие потребности, в которых члены семьи (человек) нуждаются, но приобрести ни за какие деньги их невозможно? (Ответы детей).
Давайте посмотрим на экран, и проверим правильны ли были ваши ответы? (перечисление на слайдах: семейный отдых, совместный просмотр телевизора, дружба, общение, любовь к родителям).
Ведущий: Молодцы, вы заработали ещё одну фишку!
Третье задание
Ведущий: Люди работают и производят определённый продукт. Например, плотник сделал стол. Он хочет его продать и поэтому стол становится товаром. Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется просто: «Назови товар, или не товар».
Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка испекла торт для внука» - не товар.
Для первой команды:
1.Фермер привез на рынок молоко (товар) 2.Папа починил детям игрушку (не товар) 3.Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Для второй команды:
- Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
- Маша сварила варенье для Миши (не товар)
- На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Для третьей команды:
- Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
- В издательстве напечатали много детских книг (товар)
- Дедушка смастерил кормушку для птиц. (не товар)
(Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки).
Четвёртое задание по сюжету «Банк»
Ведущий: Представьте, что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое-то количество денег? Что можно с ними сделать? (Ответы детей).
Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). А в кармане можно? (Ответы детей).
А у кого есть копилка? (Ответы детей).
Ведущий: Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет – депозитный, на котором будут находится ваши деньги. Депозит – это
банковский вклад, то есть сумма денег, переданная человекомбанку с целью получения дохода в виде дополнительных денег.
И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё деньги.
Для выполнения следующего задания вы должны взять конверт с цифрой
«4» и сделать выбор, в какой из трёх банков вы положите свои деньги.
(На столах карточки с изображением нескольких вариантов депозитных счетов (первая карточка +10руб., вторая карточка + 15 руб., третья карточка
+20руб.). Детям необходимо посчитать и выбрать более выгодный вариант). (Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки).
Пятое задание по сюжету «Бюджет»
Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей).
Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов. А что такое доход? Расход? (Ответы детей).
Ведущий: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей).
Ведущий: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет. Мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет.
Ведущий: Предлагаю вам игру «Хочу и надо».
Предлагаю вам взять конверт с цифрой «5». Перед вами схема потребностей и несколько монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
(Дети выполняют задание объясняют свой выбор).
Ведущий: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
(Каждая команда зарабатывает по одной фишке за работу).
Ведущий: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю подсчитать свой фишки.
Ведущий: Ребята, вам понравилась сегодняшняя игра?(Ответы детей).
Яхочу поощрить каждого из вас деньгами, не обычными, а шоколадными.
Все участники игры получают поощрительные призы (раздает шоколадные монеты).
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили основы финансовой грамотности. Вы все постарались. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Всего вам доброго и до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...