Кружковая программа по финансовой грамотности "Путешествие в мир Финансов"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, формы и методы работы, планируемые результаты, материально-техническое обеспечение, перспективный план. Кружковая программа включает в себя четыре раздела: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желание и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Кружковая программа будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Олонский детский сад»
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности
«Путешествие в мир Финансов»
Срок реализации кружковой программы – 1 год.
Разработана
воспитателями:
Васильева И.Н.
Быргазова И.В.
Гаун Е.М.
2024 – 2025 уч.год
Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Цель кружковой программы
- Задачи кружковой программы
- Структура кружковой программы
- Планируемые результаты освоения кружковой программы
- Материально – техническое обеспечение кружковой программы
- Перспективный план кружковой программы «Путешествие в мир Финансов»
- Литература
Введение.
Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, формы и методы работы, планируемые результаты, материально-техническое обеспечение, перспективный план. Кружковая программа включает в себя четыре раздела: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желание и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Кружковая программа будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Современный мир немыслим без финансовой грамотности, и ее формированию уделяется внимание, уже начиная с дошкольного возраста. В основе экономической и финансовой грамотности лежат первичные представления о финансовых взаимоотношениях между людьми, о труде, разных видах труда, формирование ценностного отношения к труду. Несмотря на то, что в силу возрастных психолого-педагогических особенностей, дети дошкольного возраста знакомятся лишь с азами экономики и финансовой грамотности, значимость этого процесса является достаточно высокой. Современные программы позволяют знакомить детей с такими понятиями, как: «деньги», «товар», «труд», «цена» и другое.
Узнавая больше о труде людей, о разных профессиях, дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей, как результат труда людей и соответственно, это формирует положительное отношение к труду, мотивацию честного труда, а также такие значимые качества, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Вместе с тем, в дошкольном возрасте в основной образовательной программе детального знакомства с основами финансовой грамотности не заложено. Данная работа реализуется, преимущественно, посредством различных парциальных программ и программ дополнительного образования.
Значимость данной кружковой программы, позволяющей сформировать первичные представления о финансовой грамотности, является высокой, что обусловлено актуальными задачами, которые ставит общество перед системой дошкольного образования. В данной программе учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также в основу положены методические разработки А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».
Цель программы: содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, мир вещей, как результат труда людей.
2. Формировать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.
3. Содействовать осознанию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».
4. Формировать личностные качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, отзывчивость, благородство).
5. Содействовать рациональной оценке способов и средств исполнения желаний, корректировке собственных потребностей, построение их иерархии и временной перспективы реализации.
6. Развитие умений и навыков финансовой грамотности в реальных жизненных ситуациях.
Структура программы.
Кружковая программа включает в себя четыре раздела, взаимосвязанных между собой:
1. «Труд - продукт (товар)».
2. «Деньги, цена (стоимость)».
3. «Реклама: желание и возможности».
4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Первый раздел кружковой программы «Труд и продукт труда (товар)» направлен на знакомство детей с такими основными понятиями: труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее время, профессия, товар, торговля, деньги.
Следующий раздел программы «Деньги и цена (стоимость)» направлен на формирование понятий «дорого», «дешево», «принцип формирования стоимости», «цена».
Третий раздел «Реклама: желания и возможности». В рамках данного раздела дети рассматривают, что такое «реклама», для чего она нужна, в какой форме существует, где размещается. Основные понятия, с которыми знакомятся дети: «реклама», «рекламировать», «воздействие рекламы».
Четвертый раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» посвящен формированию представлений о «своем», «чужом» и «общем», о правильном распределении семейных доходов.
Планируемые результаты освоения кружковой программы:
1. Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарку, супермаркет;
2. Понимают суть процесса обмена валюты;
3. Знают названия современных профессий и содержание их деятельности;
4. Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
5. Адекватно ведут себя в окружающем предметном мире и природном окружении;
6. Бережно относятся к разным вещам и предметам;
7. Любят трудиться, уважительно относятся к труду других людей;
8. Замечают и ценят заботу о себе.
Формы, способы, методы и средства реализации кружковой программы.
Основу для организации образовательной деятельности в рамках программы составляет совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.
Материально – техническое обеспечение кружковой программы:
Включает в себя выполнение организации требований: санитарно-гигиенических к условиям размещения детей, организации образовательной деятельности, естественному и искусственному освещению, соблюдению режима, личной гигиены, правил пожарной и электробезопасности. Реализация программы осуществляется на основе различных дидактических материалов, которые помогают в реализации планирования.
Перспективный план кружковой программы
«Путешествие в мир Финансов»
№ п/п | Тема | Содержание темы, педагогические средства |
Входная диагностика | Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение. | |
Блок «Труд и продукт труда (Товар). Потребности» | ||
Раздел 1. Потребности | ||
1 | Что такое потребности? Потребности семьи | Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения |
2 | Что необходимо человеку? Что мне нужно? | Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение Беседа, изобразительная деятельность, упражнения |
3 | Путешествие по Финансовой азбуке | Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения |
Раздел 2. Труд | ||
4 | Мир профессий транспорта | Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения |
5 | Путешествие в Страну профессий | Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение |
6 | Профессии модного мира | Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации |
7 | Профессий много в мире есть | Беседа, рассказ-визуализация, отгадывание загадок, экскурсия, игровая деятельность |
8 | Как Дядя Федор решил дом построить | Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра |
9 | Как кот Матроскин спасателям помогал. | Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок |
Раздел 3. Товар | ||
10 | Как девочка Таня узнала, что такое товар | Беседа, дидактическая игра, упражнение |
11 | Прогулка в магазин. Что такое стоимость товара? | Беседа, дидактическая игра, упражнение |
12 | Подарок маме. Обмен и покупка товаров | Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач |
13 | Что такое цена? | Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение |
Блок «Деньги и цена. Стоимость» | ||
Раздел.1. Деньги и цена. | ||
14 | Муха-цокотуха. Что такое деньги? | Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха» |
15 | Дом, где живут деньги. | Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность |
16 | Как правильно тратить деньги? | Беседа, упражнения, просмотр мультфильма |
17 | Для чего родители ходят на работу | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность |
18 | Профессии работников банка | Рассказ, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра |
19 | Как правильно делать покупки | Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра |
20 | Как дети в магазин ходили | Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра |
Раздел 2. Бюджет. Семейный бюджет. | ||
21 | Танюша с мамой идут в магазин | Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов |
22 | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы |
23 | Семейные расходы на подарки | Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность |
24 | Копилка -полезная игрушка | Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка |
Блок «Реклама: желания и возможности» | ||
25 | Мы снова идем в магазин. | Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ |
26 | Шкатулка с желаниями, или все, что я хочу | Беседа, сюжетная игра, игра с правилами |
27 | «От купца до продавца» | Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность |
28 | Различные формы рекламы. | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность |
29 | Как открыть свое дело? | Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра |
30 | Как правильно выбирать товары в магазине | Рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра |
31 | Реклама в селе и в городе, или как кот Матроскин попугая продавал | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение |
32 | Народные промыслы. | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение |
33 | Реклама: правда и ложь | Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ |
34 | Социальная реклама. | Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ |
35 | «Новое платье короля» | Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность |
36 | Экономическая игра «Что? Где? Когда?» | Игра-викторина |
Диагностика по итогам изучения образовательного курса - Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Литература:
- Азбука финансовой грамотности. Справочник для образовательных программ по финансовой грамотности в детском центре / В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, Г. Н. Василенко, П. Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с.
- Гридин А.В. Обращайся с деньгами «по-взрослому» : финансовая грамотность для детей от мобайликов / А. Гридин ; иллюстрации А. В. Скороходова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. – 86 с.
- Мастюгина Е.В. Дети и деньги / Е. В. Мастюгина, Г. В. Милосердова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 215 с.
- Стахович Л.В. Финансовая грамотность : сценарии обучающих сказок : 5-7 лет / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Москва : Вакоша, 2022. – 30 с.
- Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей : учеб.-метод. пособие / авт.–сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград, 2017. – 48 с. – Электронная копия доступна на сайте Финансовая грамотность населения. URL: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/013/0138234278ef75b671d9213e355ac8c2.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
- Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 22 – 26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-269518-1382034550.jpg)
Сценарий викторины по финансовой грамотности «Знакомимся с финансами» для детей подготовительной группы
Формирование финансовой грамотности дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-720390-1644252557.jpg)
Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
Актуальность программы по формированию финансовой культурыдошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации реб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-628288-1431613135.jpg)
Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-150562-1512273878.jpg)
Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...
Программа по финансовой грамотности " В мире финансов"
Программа по финансовой грамотности " В мире финансов" для детей 5-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/23/picture-825831-1708683653.jpg)
Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"
Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников....