Кружковая программа по финансовой грамотности "Путешествие в мир Финансов"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, формы и методы работы, планируемые результаты, материально-техническое обеспечение, перспективный план. Кружковая программа включает в себя четыре раздела: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желание и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

 Кружковая программа будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Олонский детский сад»

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности

«Путешествие в мир Финансов»

Срок реализации кружковой программы – 1 год.

Разработана

воспитателями:

Васильева И.Н.

Быргазова И.В.

Гаун Е.М.

2024 – 2025 уч.год

Содержание

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Цель кружковой программы
  4. Задачи кружковой программы
  5. Структура кружковой программы
  6. Планируемые результаты освоения кружковой программы
  7. Материально – техническое обеспечение кружковой программы
  8. Перспективный план кружковой программы «Путешествие в мир Финансов»
  9. Литература

Введение.

Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, формы и методы работы, планируемые результаты, материально-техническое обеспечение, перспективный план. Кружковая программа включает в себя четыре раздела: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желание и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

 Кружковая программа будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Современный мир немыслим без финансовой грамотности, и ее формированию уделяется внимание, уже начиная с дошкольного возраста. В основе экономической и финансовой грамотности лежат первичные представления о финансовых взаимоотношениях между людьми, о труде, разных видах труда, формирование ценностного отношения к труду. Несмотря на то, что в силу возрастных психолого-педагогических особенностей, дети дошкольного возраста знакомятся лишь с азами экономики и финансовой грамотности, значимость этого процесса является достаточно высокой. Современные программы позволяют знакомить детей с такими понятиями, как: «деньги», «товар», «труд», «цена» и другое.

Узнавая больше о труде людей, о разных профессиях, дети учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей, как результат труда людей и соответственно, это формирует положительное отношение к труду, мотивацию честного труда, а также такие значимые качества, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Вместе с тем, в дошкольном возрасте в основной образовательной программе детального знакомства с основами финансовой грамотности не заложено. Данная работа реализуется, преимущественно, посредством различных парциальных программ и программ дополнительного образования.

Значимость данной кружковой программы, позволяющей сформировать первичные представления о финансовой грамотности, является высокой, что обусловлено актуальными задачами, которые ставит общество перед системой дошкольного образования. В данной программе учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также в основу положены методические разработки А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

Цель программы: содействовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Формировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, мир вещей, как результат труда людей.

2. Формировать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

3. Содействовать осознанию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».

4. Формировать личностные качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, отзывчивость, благородство).

5. Содействовать рациональной оценке способов и средств исполнения желаний, корректировке собственных потребностей, построение их иерархии и временной перспективы реализации.

6. Развитие умений и навыков финансовой грамотности в реальных жизненных ситуациях.

Структура программы.

Кружковая программа включает в себя четыре раздела, взаимосвязанных между собой:

 1. «Труд - продукт (товар)».

2. «Деньги, цена (стоимость)».

 3. «Реклама: желание и возможности».

 4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Первый раздел кружковой программы «Труд и продукт труда (товар)» направлен на знакомство детей с такими основными понятиями: труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее время, профессия, товар, торговля, деньги.

Следующий раздел программы «Деньги и цена (стоимость)» направлен на формирование понятий «дорого», «дешево», «принцип формирования стоимости», «цена».

Третий раздел «Реклама: желания и возможности». В рамках данного раздела дети рассматривают, что такое «реклама», для чего она нужна, в какой форме существует, где размещается. Основные понятия, с которыми знакомятся дети: «реклама», «рекламировать»,  «воздействие рекламы».

Четвертый раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» посвящен формированию представлений о «своем», «чужом» и «общем», о правильном распределении семейных доходов.

Планируемые результаты освоения кружковой программы:

1. Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарку, супермаркет;

2. Понимают суть процесса обмена валюты;

3. Знают названия современных профессий и содержание их деятельности;

4. Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

5. Адекватно ведут себя в окружающем предметном мире и природном окружении;

6. Бережно относятся к разным вещам и предметам;

7. Любят трудиться, уважительно относятся к труду других людей;

8. Замечают и ценят заботу о себе.

Формы, способы, методы и средства реализации кружковой программы.

 Основу для организации образовательной деятельности в рамках программы составляет совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

Материально – техническое обеспечение кружковой программы:

Включает в себя выполнение организации требований: санитарно-гигиенических к условиям размещения детей, организации образовательной деятельности, естественному и искусственному освещению, соблюдению режима, личной гигиены, правил пожарной и электробезопасности. Реализация программы осуществляется на основе различных дидактических материалов, которые помогают в реализации планирования.

Перспективный план кружковой программы

«Путешествие в мир Финансов»

№ п/п

Тема

Содержание темы, педагогические средства

Входная диагностика

Чтение и анализ сказки Ш.Перро «Золушка», беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.

Блок «Труд и продукт труда (Товар). Потребности»

Раздел 1. Потребности

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения

2

Что необходимо человеку?

Что мне нужно?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение

Беседа, изобразительная деятельность, упражнения

3

Путешествие по Финансовой азбуке

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения

Раздел 2. Труд

4

Мир профессий транспорта

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма по мотивам произведения Э.Успенского, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения

5

Путешествие в Страну профессий

Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение

6

Профессии модного мира

Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации

7

Профессий много в мире есть

Беседа, рассказ-визуализация, отгадывание загадок, экскурсия, игровая деятельность

8

Как Дядя Федор решил дом построить

Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра

9

Как кот Матроскин спасателям помогал.

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок

Раздел 3. Товар

10

Как девочка Таня узнала, что такое товар

Беседа, дидактическая игра, упражнение

11

Прогулка в магазин. Что такое стоимость товара?

Беседа, дидактическая игра, упражнение

12

Подарок маме. Обмен и покупка товаров

Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач

13

Что такое цена?

Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение

Блок «Деньги и цена. Стоимость»

Раздел.1. Деньги и цена.

14

Муха-цокотуха. Что такое деньги?

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»

15

Дом, где живут деньги.

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность

16

Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

17

Для чего родители ходят на работу

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

18

Профессии работников банка

Рассказ, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра

19

Как правильно делать покупки

Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра

20

Как дети  в магазин ходили

Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра

Раздел 2. Бюджет. Семейный бюджет.

21

Танюша с мамой идут в магазин

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов

22

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы

23

Семейные расходы на подарки

Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность

24

Копилка -полезная игрушка

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка

Блок «Реклама: желания и возможности»

25

Мы снова идем в магазин.

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ

26

Шкатулка с желаниями, или все, что я хочу

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами

27

«От купца до продавца»

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

28

Различные формы рекламы.

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность

29

Как открыть свое дело?

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра

30

Как правильно выбирать товары в магазине

Рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра

31

Реклама в селе и в городе, или как кот Матроскин попугая продавал

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение

32

Народные промыслы.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение

33

Реклама: правда и ложь

Ситуация проектирования, чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ

34

Социальная реклама.

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказ

35

«Новое платье короля»

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

36

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Игра-викторина

Диагностика по итогам изучения образовательного курса - Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.

Литература:

  1. Азбука финансовой грамотности. Справочник для образовательных программ по финансовой грамотности в детском центре / В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, Г. Н. Василенко, П. Р. Гуляев. – М., 2019. – 44 с.
  2. Гридин А.В. Обращайся с деньгами «по-взрослому» : финансовая грамотность для детей от мобайликов / А. Гридин ; иллюстрации А. В. Скороходова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. – 86 с.
  3. Мастюгина Е.В. Дети и деньги / Е. В. Мастюгина, Г. В. Милосердова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 215  с.
  4. Стахович Л.В. Финансовая грамотность : сценарии обучающих сказок : 5-7 лет / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова. – Москва : Вакоша, 2022. – 30 с.
  5. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей : учеб.-метод. пособие / авт.–сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград, 2017. – 48 с. – Электронная копия доступна на сайте Финансовая грамотность населения. URL: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/013/0138234278ef75b671d9213e355ac8c2.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  6. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы / А.Д. Шатова  // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 22 – 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...

Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»

Актуальность программы по формированию финансовой культурыдошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации реб...

Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....

Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"

Пояснительная записка.        Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...

Программа по финансовой грамотности " В мире финансов"

Программа по финансовой грамотности " В мире финансов" для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"

Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников....