Программа по финансовой грамотности " В мире финансов"
рабочая программа (старшая группа)
Программа по финансовой грамотности " В мире финансов" для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fin._gramotnosti_moya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Варнавинского района»
Утверждена
приказом директора ГБУ «СРЦН
Варнавинского района
от 29.12.2022г. № 146
___________________ Возов В.Б.
Программа
«В мире финансов»
( по финансовой грамотности).
Возраст воспитанников 5-7 лет.
Срок реализации программы 3 месяца.
Автор:
Бугрова Анна Николаевна
Воспитатель ГБУ «СРЦН
Варнавинского района»
С. Макарий
2022 год
Пояснительная записка
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обусловливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям прививать воспитанникам правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Находясь в центре мы воспитатели замечаем, что воспитанники не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Данная программа может решить данную проблему.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Настоящая программа описывает курс по формированию основ финансовой грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы приумножить достаток.
Программа «В мире финансов» предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет 30 мин, что соответствует возрастным нормативам.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Аналитическое обоснование
Для реализации программы был проведён опрос на определение первоначальных знаний по финансовой грамотности.
Методика опроса направлена на определение уровня знаний по финансовой грамотности.
Данные опроса:
входящий
высокий уровень- 0 человек
средний уровень - 4 человека
низкий уровень - 6 человек
Анализ: по результатам данных входящего опроса видно, что большинство воспитанников находится с низким уровнем знаний.
Вывод: реализация программы необходима.
Концептуальные основы.
Основываясь на концепции Иванова И.П. КТД ( коллективно- творческая деятельность) воспитанники через игры, викторины, беседы и театральную деятельность получают необходимую информацию по финансовой грамотности.
По мнению А.Д. Шатовой, « смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить воспитанникам правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана « предметно-развивающая среда».
Я. А. Коменский предлагал давать воспитанникам « экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: они должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Огромную роль он отводил труду, чтобы ребята с самого рождения привыкли « избегать ленивого досуга». В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у воспитанников вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, а так же первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
Воспитательно – реабилитационные:
-воспитывать трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность;
-воспитывать уважительное отношение к труду людей.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;
Развивающиющие:
-развивать экономическое мышление;
-развивать память, воображение, речь, внимание;
-развивать наблюдательность;
Информирующие:
-формировать первичные экономические представления;
-познакомить воспитанников с правильным отношением к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;
-познакомить воспитанников с тем как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
-расширить представления воспитанников об экономических профессиях;
Принципы реализации программы
Программа « В мире финансов» в силу своего особого значения для успеха и благополучия каждого ребёнка требует соблюдения определённых принципов:
- Принцип воспитания- в рамках проведения обучения, данный принцип выступит основой для решения стоящих воспитательных задач;
- Принцип системности- программа будет преподаваться последовательно и закономерно в течение всего периода, на который расчитано проведение обучения;
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода- в ходе обучения будут учитываться личностные и возрастные особенности каждого воспитанника, а так же уровень его интеллектуального, психического и физиологического развития;
- Принцип комплексного подхода- обеспечивается не только изложением теоретических основ финансовых терминов и экономических процессов, но так же и интеграцией детей, побуждение их к самостоятельной и коллективной финансовой активности в игровой форме;
- Принцип взаимосвязи- обучаясь основам финансовой грамотности у детей сформируются логические цепочки между трудовой функцией, размером заработной платы, таким понятием, как бюджет (семейный и личный) и размером возможных трат;
- Принцип самоорганизации, самоегуляции и самовоспитания будет реализован через осознание воспитанниками сути программы, основ финансовой грамотности. После прохождения воспитания они будут бережно относиться к деньгам, ценить труд и соизмерять свои траты с размером имеющихся в наличии финансов;
- Принцип гарантии- у каждого ребёнка есть право на получение образования, медицинского обслуживания, на выполнение государственных гарантий, направленных на обеспечение благополучной жизни детей.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок её реализации.
В программе участвуют воспитанники 5-7 лет.
Срок реализации программы 3 месяца.
Режим занятий:
Занятия проводятся
2 раза в неделю по 30 минут.
Формы, методы и приемы обучения
Настоящая программа в доступной форме вводит воспитанников в мир экономических понятий.
Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Программа предполагает групповую форму организации занятий. Учитывая возрастные особенности воспитанников дошкольного возраста, занятия предполагают широкое применение игровых реабилитационных технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий реализуется в обязательном применении динамических пауз, малоподвижных игр, применяемых для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки.
Применение описанных технологий позволяет удержать внимание детей, активизировать их деятельность и сделать результат эффективнее.
Новизна настоящей программы заключается во внедрении персонажа Рублика в качестве экскурсовода в мир финансовой грамотности воспитанников.
Методы и приемы реализации программы
Пути и методы реализации:
1. Наблюдение.
2. Рассматривание рисунков и фотографий.
3. Свободное и тематическое рисование.
4. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).
5. Импровизации.
6. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
7. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
8. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
9. Чтение художественных произведений.
10. Тематические занятия.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. ФЗ № 442 от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
2. ФЗ №120 от 24.06.99г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в редакции ФЗ от 05.01.2006г. №9-ФЗ);
3. ФЗ №124 от 24.07.1998 « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
4. Указ Президента РФ №1351 от 09.12.2007 «Об утверждении демографической политики РФ на период до 2025года»
5. ФЗ № 48,49 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»
6. Устав Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Варнавинского района» от 15.05.2023г № 212
Механизм реализации программы
Характеристика группы
В реализации программы участвует группа из 10 несовершеннолетних. Из них имеют:
Отставание в развитии – 1 человек
Педагогическую запущенность – 4человека
Развитие соответствует возрасту – 5человек
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Срок реализации программы: 3 месяца
Тематический план
№ п/п | Тема программы | Теория | Практика | Всего |
1 | Блок « Окружающий мир как результат труда людей»
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Блок « Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны». 2.1.Тематическое занятие «Как придумали деньги». Рассматривание альбома « Как выглядят деньги» 2.2. Игра-путешествие « Путешествие по сказкам» 2.3. Игра-путешествие « Чудо-дерево в волшебной стране» 2.4.Тематическое занятие «Дом, где живут деньги». Сюжетно-ролевая игра « Мы идём в банк» 2.5. Игра-путешествие « В гостях у Мухи-Цокотухи» 2.6. Занятие «Трудовая денежка всегда крепка. 2.7. Познавательное занятие « Кошелёк и его друзья» 2.8. Занятие « Семейный бюджет и расходы семьи». Дид.игра « Доходы и расходы», дид.игра « О семейном бюджете» 2.9. Наша мастерская. Мастер-класс по изготовлению кошелька. Чтение сказки « Хранители бюджета» 2.10 Квест-игра «Путешествие с Монеточкой в страну Экономика». | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3 | Блок « Покупаем, продаём, обмениваем». 3.1Тематическое занятие «Потребности и желания».Дид.игра « Мои потребности» 3.2. Игра по станциям «Путешествие в страну Рублика. 3.3Игра-импровизация «Где покупают и продают различные товары». Сюжетно-ролевая игра « Магазин». 3.4 Наша мастерская.Мастер-класс « Копилка». Чтение сказки « Копилка» 3.5 Интерактивная игра-викторина « Знатоки финансовой грамотности» 3.6 Тематическое занятие «Понятие цена и стоимость». 3.7 Физкультурный досуг « Обезьянка и финансовая безграмотность» 3.8 Театрализованное представление по сказке « Бережливая Курочка Ряба» с элементами финансовой грамотности | 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого: | 10 | 16 | 26 |
Содержание программы
Блок 1 « Окружающий мир как результат труда людей»- 8 занятий
Тема 1: Занятие «Труд-основа жизни.»-1 занятие
Рассказ о труде, что означает трудиться. Теория
Оборудование: папка-передвижка « Наша семья трудится», тематический стенд о труде.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 2: Тематическое занятие «Домашний труд.»-1 занятие
Рассказ о видах домашнего труда. Теория
Оборудование: картинки
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 3: Познавательное занятие «Работать и зарабатывать». Сюжетно- ролевая игра « Парикмахер».- 1 занятие
Создание образа парикмахера, рабочего места. Проигрывание ситуации работы парикмахера. Практика
Оборудование: рабочее место, инструменты.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 4: Игра-путешествие « Все работы хороши, выбирай на вкус»-1 занятие
Знакомство с профессиями.-Практика
Оборудование: картинки с профессиями
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 5: Викторина « Почему люди работают»-1 занятие.
Знакомство с работой некоторых профессий.-Теория
Оборудование: карточки, фишки
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 6: Познавательное занятие « Трудиться- всегда пригодиться.»-1 занятие.
Беседа: Что будет, если люди перестанут трудиться. Знакомство с понятиями работать и зарабатывать.- Теория
Оборудование: книги с загадками,флешка с мультфильмами.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 7: Игра по станциям « Удачная покупка»- 1 занятие.
Закрепление понятия труд, профессии.- Практика
Оборудование: раздаточный и демонтративный материал, презентация, доска для магнитов.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 8: Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?»-1 занятие
Закрепление знаний по профессиям и знаний по финансовой грамотности, умение работать в команде, взаимопомощь, ответственность.- Практика
Оборудование: столы для участников, вопросы в конвертах, чёрный ящик,опознавательные знаки на стол со словами « Знатоки» и «Зрители», картинки с изображением персонажей.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Блок 2 « Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».-10 занятий
Тема 1: Тематическое занятие «Как придумали деньги» Рассматривание альбома « Как выглядят деньги».-1 занятие
Обсуждение понятия деньги.-Теория
Оборудование: книги с загадками, рассказы о деньгах, альбом « История денег», Лепбук
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 2: Игра- путешествие «Путешествие по сказкам».-1 занятие
Знакомство с понятием деньги, воспитанники узнают где нужно хранить деньги, смогут совершать покупки.-Практика
Оборудование: денежные купюры, муляжи овощей и фруктов, картинки со сказками.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 3: Игра-путешествие « Чудо-дерево в волшебной стране»-1 занятие
Закрепление знаний о внешнем виде современных денег, что деньги бфвают бумажные и металлические,способствовать развитию познавательного интереса, стимулирование активности детей- Практика
Оборудование: Мяч, копилка, кошелёк,дерево на котором висят бумажные банкноты и монеты, набор картинок для игры « Можно и нельзя»
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 4: Тематическое занятие «Дом,где живут деньги. Сюжетно-ролевая игра « Мы идём в банк»-1 занятие
Знакомство с новым понятием и с работой банка.- Теория
Оборудование:Банковская карта, сберегательная книжка
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 5: Игра-путешествие « В гости к Мухе Цокотухе» -1 занятие
Воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг другу,закрепление понятий монета, банкнота, кошелёк, деньги,продавец, покупка, магазин.- Практика
Оборудование: картинки с изображением монет, бумажные банкноты, кошельки, подарок.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 6: Занятие « Трудовая денежка всегда крепка»- 1 занятие
Знакомство воспитанников с назначением денег, дать понятие о семейном бюджете ( доходы и расходы семьи, о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзы купить за деньги)- теория
Оборудование: монеты, купюры России, муляжи товаров, предметные картинки
Методическое обеспечение: конспект занятия
Тема 7: Познавательное занятие « Кошелёк и его друзья»-1 занятие
Знакомство воспитанников с историей кошелька и его друзьями.
Оборудование: монеты, купюры России, кошельки, карточки
Методическое обеспечение: конспект занятия
Тема 8: Занятие « Семейный бюджет и расходы семьи». Дидактическая игра « Доходы и расходы»-1 занятие
Формирование представлений детей о том, как складывается семейный бюджет, знакомить с понятием « расходы», какими они бывают, формирование в детях бережливости и умения экономно тратить деньги.- Практика
Оборудование: карточки с изображением членов семьи, карточки с изображением предметов, дид.игра « Доходы и расходы»
Методическое обеспечение: конспект занятия
Тема 9: Наша мастерская. Мастер- класс « Кошелёк»". Чтение сказки « Хранители бюджета»-1 занятие
Развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, фантазии- Практика
Оборудование: фоамиран, клей, ножницы.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 10: Квест-игра « Путешествие с монеточкой»-1 занятие
Заключать полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.- Практика
Оборудование:ноутбук, монетка, картинки с предметами,кошелёк с шоколадными монетками
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Блок 3 «Покупаем, продаём, обмениваем»- 8 занятий
Тема 1:Тематическое занятие « Потребности и желания»-1 занятие
Знакомство с новыми понятиями потребности и желания.-Теория
Оборудование: картинки с изображением домов, еды, одежды,воды, мешочки с монетами, два медведя, кошельки с монетками.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 2: Игра по станциям « Путешествие в страну Рублика»- 1 занятие
Формировать у воспитанников первичных элементарных экономических представлений.- Практика.
Оборудование: конверт с письмом от героя Рублика, смайлики двух цветов,схема-карта с изображением достопримечательностей в стране Денег.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 3: Игра- импровизация « Где покупают и продают различные товары». Сюжетно-ролевая игра « Магазин»- 1 занятие
Воспитание бережного отношения к вещам. Формирование социального опыта воспитанников средствами игровой деятельности. Дать представление о магазине, его роли в обществе и жизни каждого человека, о разнообразии магазинов и их назначении.- Практика
Оборудование: презентация, предметные картинки,фишки, гном Эконом, муляжи фруктов, овощей, чеки, деньги, ценники, кошельки, игрушки.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 4:Наша мастерская. Мастер-класс копилка « Свинка» - 1 занятие
.- Практика
Оборудование: пластиковая бутылка, клей пистолет, форма для яиц, клей ПВА, вода, розовая бумага, розовый фоамиран, ножницы, воздушный пластилин.
Методическое обеспечение: конспект занятия
Тема 5: Интерактивная игра-викторина « Знатоки финансовой грамотности»- 1 занятие
Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности, умение играть в командах, взаимовыручка, честность.- Практика
Оборудование:монетки, копилки 2 штуки, медали и конфеты-монеты по количеству детей.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 6: Тематическое занятие «Стоимость и цена товара»- 1 занятие
Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара ( сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и труд) и формируем цену.- Теория
Оборудование: счётные палочки, монеты разного достоинства.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 7: Физкультурный досуг « Обезьянка и финансовая безграмотность»-1 занятие
Содействие финансовому просвещению и воспитанию воспитанников дошкольного возраста посредством двигательно- игровой деятельности.- Практика
Оборудование: монетки, купюры, загадки, игрушки, смайлики с улыбками.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Тема 8: Театрализованное представление по сказке «Бережливая курочка Ряба» с элементами финансовой грамотности»- 1 занятие
Обогатить представления детей о мире экономических явлений,закрепить знание терминов в ситуации поведения сказочных героев.Развивать сценическую речь, актерское мастерство, творческие способности детей.- Практика
Оборудование: ширма, куклы сказочных героев, музыка.
Методическое обеспечение: конспект занятия.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы:
-происходит воспитание трудолюбия, бережливости, экономности, уважительное отношение к труду, дружелюбные отношения межу воспитанниками;
- воспитанники начинают употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками знакомые экономические понятия;
-воспитанники начинают адекватно вести себя в окружающем предметном, внешнем мире, природном окружении;
-воспитанники начинают осваивать бережное, рациональное, экономное использование расходных материалов для игр и занятий;
-воспитанники начинают проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство);
- воспитанники начинают пользоваться новым обогащённым словарным запасом.
Познакомились:
- с российскими деньгами;
-с современными профессиями, содержанием их деятельности;
-с правилом: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи;
По итогам реализации программы воспитанники приобретают первичный опыт, начинают устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Список литературы
- Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.
- Е.Н. Табих Дошкольникам об экономике. – М.: Высшая школа, 2007.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
- Т. Смирнова «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
- А.Т. Шатова. Деньги. М.: «Ювента», 2003.
- Л.Н. Галкина Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017г. № 2039. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг.
- Смирнова Н.Н. Финансовая грамотность// Н.Н. Смирнова М.: КноРус, 2012-106
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику/ А.А. Смоленцева СПБ Детство Пресс, 2002-167
- А.Т. Шатова. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы/ А. Шатова// Дошкольное воспитание 2018-№ 2-С.22-26
Приложение 1
Опрос на тему: « Финансовая грамотность»
- С помощью чего можно приобрести то, в чём нуждается человек?
- Всё ли можно купить за деньги?
- Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?
- Как можно назвать одним словом слово деньги?
- Какие деньги ты знаешь?
- Знаешь ли ты, как появились деньги?
- Где люди приобретают товары?
- Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?
- Как люди приобретают товары?
- Как правильно выбирать товары?
- Что означают цифры рядом с товаром?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...
Сценарий викторины по финансовой грамотности «Знакомимся с финансами» для детей подготовительной группы
Формирование финансовой грамотности дошкольников...
Презентация для детей 5-7 лет по финансовой грамотности "Детям о финансах"
Данное мультимедийное пособие предназначено для детей в помощь педагогам для оптимизации педагогического процесса, индивидуализации обучения детей 5-7 лет с разным уровнем познавательного развития, и ...
Презентация по формированию основ финансовой грамотности "Сказки и финансы"
Познавательная презентация по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников....
Проект по формированию финансовой грамотности «Знакомство с финансами»
Проект по формировани финансовой грамотности "Знакоство с финансами" в старшей группе...
Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....
Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".
Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....