Программа по финансовой грамотности " В мире финансов"
рабочая программа (старшая группа)

Программа по финансовой грамотности " В мире финансов" для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fin._gramotnosti_moya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Варнавинского района»

Утверждена

приказом директора ГБУ «СРЦН

Варнавинского района

                 от   29.12.2022г. № 146 

___________________ Возов В.Б.                                           

Программа

«В мире финансов»

( по финансовой грамотности).

Возраст воспитанников  5-7 лет.

Срок реализации   программы   3 месяца.

Автор:

Бугрова Анна Николаевна

                                Воспитатель ГБУ «СРЦН

Варнавинского района»

                                                         С. Макарий

                                                           2022 год

                                               Пояснительная записка

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обусловливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям прививать воспитанникам правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Находясь в центре мы воспитатели замечаем, что воспитанники не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Данная программа может решить данную проблему.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Настоящая программа описывает курс по формированию основ финансовой грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы приумножить достаток.

Программа «В мире финансов» предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет 30 мин, что соответствует возрастным нормативам.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Аналитическое обоснование

Для реализации программы был проведён опрос на определение первоначальных знаний по финансовой грамотности.

Методика опроса направлена на определение уровня знаний по финансовой грамотности.

Данные опроса:        

входящий                                                          

       

высокий уровень- 0 человек                      

средний уровень - 4 человека                    

низкий уровень -  6 человек                      

 

Анализ: по результатам данных входящего опроса видно, что  большинство воспитанников находится с низким уровнем знаний.

Вывод: реализация программы необходима.

Концептуальные основы.

Основываясь на концепции Иванова И.П. КТД ( коллективно- творческая деятельность) воспитанники через игры, викторины, беседы и театральную деятельность получают необходимую информацию по финансовой грамотности.

По мнению А.Д. Шатовой, « смысл работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников состоит в том, чтобы привить воспитанникам правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана « предметно-развивающая среда».

Я. А. Коменский предлагал давать воспитанникам « экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: они должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Огромную роль он отводил труду, чтобы ребята с самого рождения привыкли « избегать ленивого досуга». В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у воспитанников вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, а так же первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 Цель и задачи программы:

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

Воспитательно – реабилитационные:

-воспитывать трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность;

-воспитывать уважительное отношение к труду людей.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;

Развивающиющие:

-развивать экономическое мышление;

-развивать память, воображение, речь, внимание;

-развивать наблюдательность;

Информирующие:

-формировать первичные экономические представления;

-познакомить воспитанников с правильным отношением к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;

-познакомить воспитанников с тем как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

-расширить представления воспитанников об экономических профессиях;

Принципы реализации программы

Программа « В мире финансов» в силу своего особого значения для успеха и благополучия каждого ребёнка требует соблюдения определённых принципов:

  1. Принцип воспитания- в рамках проведения обучения, данный принцип выступит основой для решения стоящих воспитательных задач;
  2. Принцип системности- программа будет преподаваться последовательно и закономерно в течение всего периода, на который расчитано проведение обучения;
  3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода- в ходе обучения будут учитываться личностные и возрастные особенности каждого воспитанника, а так же уровень его интеллектуального, психического и физиологического развития;
  4. Принцип комплексного подхода- обеспечивается не только изложением теоретических основ финансовых терминов и экономических процессов, но так же и интеграцией детей, побуждение их к самостоятельной и коллективной финансовой активности в игровой форме;
  5. Принцип взаимосвязи- обучаясь основам финансовой грамотности у детей сформируются логические цепочки между трудовой функцией, размером заработной платы, таким понятием, как бюджет (семейный и личный) и размером возможных трат;
  6. Принцип самоорганизации, самоегуляции и самовоспитания будет реализован через осознание воспитанниками сути программы, основ финансовой грамотности. После прохождения воспитания они будут бережно относиться к деньгам, ценить труд и соизмерять свои траты с размером имеющихся в наличии финансов;
  7. Принцип гарантии- у каждого ребёнка есть право на получение образования, медицинского обслуживания, на выполнение государственных гарантий, направленных на обеспечение благополучной жизни детей.

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок её реализации.

В программе участвуют воспитанники 5-7 лет.

Срок реализации программы 3 месяца.

Режим занятий:

Занятия проводятся

2 раза в неделю по 30 минут.

 Формы, методы и приемы обучения        

        Настоящая программа в доступной форме вводит воспитанников в мир экономических понятий.

        Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

        Программа предполагает групповую форму организации занятий. Учитывая возрастные особенности воспитанников дошкольного возраста, занятия предполагают широкое применение игровых реабилитационных технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий реализуется в обязательном применении динамических пауз, малоподвижных игр, применяемых для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки.

        Применение описанных технологий позволяет удержать внимание детей, активизировать их деятельность и сделать результат эффективнее.

        Новизна настоящей программы заключается во внедрении персонажа Рублика в качестве экскурсовода в мир финансовой грамотности воспитанников.

  Методы и приемы реализации программы

Пути и методы реализации:

1. Наблюдение.        

2. Рассматривание рисунков и фотографий.

3. Свободное и тематическое рисование.

4. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

           5. Импровизации.

6. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

7. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

8. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

9. Чтение художественных произведений.

10.  Тематические занятия.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. ФЗ № 442 от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2. ФЗ №120 от 24.06.99г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в редакции ФЗ от 05.01.2006г. №9-ФЗ);

  3.  ФЗ  №124 от 24.07.1998 « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

  4.  Указ Президента РФ №1351 от 09.12.2007 «Об утверждении демографической политики РФ на период  до 2025года»

  5.  ФЗ  № 48,49 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»

  6. Устав Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Варнавинского района» от 15.05.2023г № 212

Механизм реализации программы

Характеристика группы

         В реализации программы участвует группа из 10 несовершеннолетних. Из них имеют:

 Отставание в развитии – 1 человек

                Педагогическую запущенность – 4человека

                Развитие соответствует возрасту – 5человек

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Срок реализации программы: 3 месяца

Тематический план  

№ п/п

Тема программы

Теория

Практика

Всего

1

Блок « Окружающий мир как результат труда людей»

  1. Занятие «Труд-основа жизни».
  2. Тематическое занятие «Домашний труд».
  3. Познавательное занятие «Работать и зарабатывать». Сюжетно-ролевая игра « Парикмахер»
  4. Игра-путешествие «Все работы хороши, выбирай на вкус».
  5. Викторина « Почему взрослые работают»
  6. Познавательное занятие «Трудиться всегда пригодиться».
  7. Игра по станциям « Удачная покупка»
  8. Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Блок « Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».

2.1.Тематическое занятие «Как придумали деньги». Рассматривание альбома « Как выглядят деньги»

2.2.  Игра-путешествие « Путешествие по сказкам»

2.3. Игра-путешествие « Чудо-дерево в волшебной стране»

2.4.Тематическое занятие «Дом, где живут деньги». Сюжетно-ролевая игра « Мы идём в банк»

 2.5. Игра-путешествие « В гостях у Мухи-Цокотухи»

2.6. Занятие «Трудовая денежка всегда крепка.

2.7. Познавательное занятие « Кошелёк и его друзья»

2.8. Занятие « Семейный бюджет и расходы семьи». Дид.игра « Доходы и расходы», дид.игра « О семейном бюджете»

2.9. Наша мастерская. Мастер-класс по изготовлению кошелька. Чтение сказки « Хранители бюджета»

2.10 Квест-игра «Путешествие с Монеточкой в страну Экономика».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Блок « Покупаем, продаём, обмениваем».

3.1Тематическое  занятие «Потребности и желания».Дид.игра « Мои потребности»

3.2. Игра  по станциям «Путешествие в страну Рублика.

3.3Игра-импровизация «Где покупают и продают различные товары». Сюжетно-ролевая  игра « Магазин».

3.4 Наша мастерская.Мастер-класс « Копилка». Чтение сказки « Копилка»

 3.5 Интерактивная игра-викторина « Знатоки финансовой грамотности»

3.6 Тематическое занятие «Понятие цена и стоимость».

3.7 Физкультурный досуг « Обезьянка и финансовая безграмотность»

3.8 Театрализованное представление  по сказке « Бережливая Курочка Ряба» с элементами финансовой грамотности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

10

16

26

 Содержание программы

Блок 1 « Окружающий мир как результат труда людей»- 8 занятий

Тема 1: Занятие «Труд-основа жизни.»-1 занятие

Рассказ о труде, что означает трудиться. Теория

Оборудование: папка-передвижка « Наша семья трудится», тематический стенд о труде.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 2: Тематическое занятие «Домашний труд.»-1 занятие

Рассказ о видах домашнего труда. Теория

Оборудование: картинки

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 3: Познавательное занятие «Работать и зарабатывать». Сюжетно- ролевая игра « Парикмахер».- 1 занятие

Создание образа парикмахера, рабочего места. Проигрывание ситуации работы парикмахера. Практика

Оборудование: рабочее место, инструменты.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 4: Игра-путешествие « Все работы хороши, выбирай на вкус»-1 занятие

Знакомство с профессиями.-Практика

Оборудование: картинки с профессиями

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 5: Викторина « Почему люди работают»-1 занятие.

Знакомство с работой некоторых профессий.-Теория

Оборудование: карточки, фишки

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 6: Познавательное занятие « Трудиться- всегда пригодиться.»-1 занятие.

Беседа: Что будет, если люди перестанут трудиться. Знакомство с понятиями работать и зарабатывать.- Теория

Оборудование: книги с загадками,флешка с мультфильмами.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 7: Игра по станциям « Удачная покупка»- 1 занятие.

Закрепление понятия труд, профессии.- Практика

Оборудование: раздаточный и демонтративный материал, презентация, доска для магнитов.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 8: Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?»-1 занятие

Закрепление знаний по профессиям и знаний по финансовой грамотности, умение работать в команде, взаимопомощь, ответственность.- Практика

Оборудование: столы для участников, вопросы в конвертах, чёрный ящик,опознавательные знаки на стол со словами « Знатоки» и «Зрители», картинки с изображением персонажей.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Блок 2 « Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».-10 занятий

Тема 1: Тематическое занятие «Как придумали деньги» Рассматривание альбома « Как выглядят деньги».-1 занятие

Обсуждение понятия деньги.-Теория

Оборудование: книги с загадками, рассказы о деньгах, альбом « История денег», Лепбук

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 2: Игра- путешествие «Путешествие по сказкам».-1 занятие

Знакомство с понятием деньги, воспитанники узнают где нужно хранить деньги, смогут совершать покупки.-Практика

Оборудование: денежные купюры, муляжи овощей и фруктов, картинки со сказками.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 3: Игра-путешествие « Чудо-дерево в волшебной стране»-1 занятие

Закрепление знаний о внешнем виде современных денег, что деньги бфвают бумажные и металлические,способствовать развитию познавательного интереса, стимулирование активности детей- Практика

Оборудование: Мяч, копилка, кошелёк,дерево на котором висят бумажные банкноты и монеты, набор картинок для игры « Можно и нельзя»

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 4: Тематическое занятие «Дом,где живут деньги. Сюжетно-ролевая игра « Мы идём в банк»-1 занятие

Знакомство с новым понятием и с работой банка.- Теория

Оборудование:Банковская карта, сберегательная книжка

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 5: Игра-путешествие « В гости к Мухе Цокотухе» -1 занятие

Воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг другу,закрепление понятий монета, банкнота, кошелёк, деньги,продавец, покупка, магазин.- Практика

Оборудование: картинки с изображением монет, бумажные банкноты, кошельки, подарок.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 6: Занятие « Трудовая денежка всегда крепка»- 1 занятие

Знакомство воспитанников с назначением денег, дать понятие о семейном бюджете ( доходы и расходы семьи, о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзы купить за деньги)- теория

Оборудование: монеты, купюры России, муляжи товаров, предметные картинки

Методическое обеспечение: конспект занятия

Тема 7: Познавательное занятие « Кошелёк и его друзья»-1 занятие

Знакомство воспитанников с историей кошелька и его друзьями.

Оборудование: монеты, купюры России, кошельки, карточки

Методическое обеспечение: конспект занятия

Тема 8: Занятие « Семейный бюджет и расходы семьи». Дидактическая игра « Доходы и расходы»-1 занятие

Формирование представлений детей о том, как складывается семейный бюджет, знакомить с понятием « расходы», какими они бывают, формирование в детях бережливости и умения экономно тратить деньги.- Практика

Оборудование: карточки с изображением членов семьи, карточки с изображением предметов, дид.игра « Доходы и расходы»

Методическое обеспечение: конспект занятия

Тема 9: Наша мастерская. Мастер- класс « Кошелёк»". Чтение сказки « Хранители бюджета»-1 занятие

Развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, фантазии- Практика

Оборудование: фоамиран, клей, ножницы.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 10: Квест-игра « Путешествие с монеточкой»-1 занятие

Заключать полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.- Практика

Оборудование:ноутбук, монетка, картинки с предметами,кошелёк с шоколадными монетками

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Блок 3 «Покупаем, продаём, обмениваем»- 8 занятий

Тема 1:Тематическое занятие « Потребности и желания»-1 занятие

Знакомство с новыми понятиями потребности и желания.-Теория

Оборудование: картинки с изображением домов, еды, одежды,воды, мешочки с монетами, два медведя, кошельки с монетками.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 2: Игра по станциям « Путешествие в страну Рублика»- 1 занятие

Формировать у воспитанников первичных элементарных экономических представлений.- Практика.

Оборудование: конверт с письмом от героя Рублика, смайлики двух цветов,схема-карта с изображением достопримечательностей в стране Денег.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 3: Игра- импровизация « Где покупают и продают различные товары». Сюжетно-ролевая игра « Магазин»- 1 занятие

Воспитание бережного отношения к вещам. Формирование социального опыта воспитанников средствами игровой деятельности. Дать представление о магазине, его роли в обществе и жизни каждого человека, о разнообразии магазинов и их назначении.- Практика

Оборудование: презентация, предметные картинки,фишки, гном Эконом, муляжи фруктов, овощей, чеки, деньги, ценники, кошельки, игрушки.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 4:Наша мастерская. Мастер-класс копилка « Свинка» - 1 занятие

.- Практика

Оборудование: пластиковая бутылка, клей пистолет, форма для яиц, клей ПВА, вода, розовая бумага, розовый фоамиран, ножницы, воздушный пластилин.

Методическое обеспечение: конспект занятия

Тема 5: Интерактивная игра-викторина « Знатоки финансовой грамотности»- 1 занятие

Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности, умение играть в командах, взаимовыручка, честность.- Практика

Оборудование:монетки, копилки 2 штуки, медали и конфеты-монеты по количеству детей.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 6: Тематическое занятие «Стоимость и цена товара»- 1 занятие

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара ( сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и труд) и формируем цену.- Теория

Оборудование: счётные палочки, монеты разного достоинства.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 7: Физкультурный досуг « Обезьянка и финансовая безграмотность»-1 занятие

Содействие финансовому просвещению и воспитанию воспитанников дошкольного возраста посредством двигательно- игровой деятельности.- Практика

Оборудование: монетки, купюры, загадки, игрушки, смайлики с улыбками.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

Тема 8: Театрализованное представление по сказке «Бережливая курочка Ряба» с элементами финансовой грамотности»- 1 занятие

Обогатить представления детей о мире экономических явлений,закрепить знание терминов в ситуации поведения сказочных героев.Развивать сценическую речь, актерское мастерство, творческие способности детей.- Практика

Оборудование: ширма, куклы сказочных героев, музыка.

Методическое обеспечение: конспект занятия.

                                     Ожидаемые результаты

В результате освоения программы:

-происходит воспитание трудолюбия, бережливости, экономности, уважительное отношение к труду, дружелюбные отношения межу воспитанниками;

- воспитанники начинают употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками знакомые экономические понятия;

-воспитанники начинают адекватно вести себя в окружающем предметном, внешнем мире, природном окружении;

-воспитанники начинают осваивать бережное, рациональное, экономное использование расходных материалов для игр и занятий;

-воспитанники начинают проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство);

- воспитанники начинают пользоваться новым обогащённым словарным запасом.

Познакомились:

- с российскими деньгами;

-с современными профессиями, содержанием их деятельности;

-с правилом: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи;

По итогам реализации программы воспитанники приобретают первичный опыт, начинают устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

                                         

Список литературы

  1. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.
  2. Е.Н. Табих Дошкольникам об экономике. – М.: Высшая школа, 2007.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.
  4. Т. Смирнова «Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках». – М.: Дом Федорова, 2013.
  5. А.Т. Шатова. Деньги. М.: «Ювента», 2003.
  6. Л.Н. Галкина Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017г. № 2039. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг.
  8. Смирнова Н.Н. Финансовая грамотность// Н.Н. Смирнова М.: КноРус, 2012-106
  9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику/ А.А. Смоленцева СПБ Детство Пресс, 2002-167
  10. А.Т. Шатова. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы/ А. Шатова// Дошкольное воспитание 2018-№ 2-С.22-26

                                                                                                               Приложение 1

                           Опрос на тему: « Финансовая грамотность»

  1. С помощью чего можно приобрести то, в чём нуждается человек?
  2. Всё ли можно купить за деньги?
  3. Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?
  4. Как можно назвать одним словом слово деньги?
  5. Какие деньги ты знаешь?
  6. Знаешь ли ты, как появились деньги?
  7. Где люди приобретают товары?
  8. Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?
  9. Как люди приобретают товары?
  10. Как правильно выбирать товары?
  11. Что означают цифры рядом с товаром?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...

Презентация для детей 5-7 лет по финансовой грамотности "Детям о финансах"

Данное мультимедийное пособие предназначено для детей в помощь педагогам для оптимизации педагогического процесса, индивидуализации обучения детей 5-7 лет с разным уровнем познавательного развития, и ...

Презентация по формированию основ финансовой грамотности "Сказки и финансы"

Познавательная презентация по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников....

Проект по формированию финансовой грамотности «Знакомство с финансами»

Проект по формировани финансовой грамотности "Знакоство с финансами" в старшей группе...

Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....

Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".

Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....