Рабочая программа кружковой работы по финансовой грамотности "Чистая монета"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Программа описывает систему работы по формированию финансовых представлений у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_kruzhka_po_fingram_hayrullina_n.d.docx | 61.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 43 «Журавушка» г. Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ«Детский сад №43
«__» _________20__ г. «Журавушка»
Протокол №_____ ______________Серебрякова А.А.
Приказ №____от «__» ________20__ г.
Рабочая программа
«Чистая монета»
по финансовой грамотности
Возраст детей 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составитель:
Хайруллина Наиля Давлятгалиевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2023.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел …………………………………………………………………………………………………………. 4
1.1. Пояснительная записка..………………………………………………………………………………………….. 3
1.2. Цель и задачи программы …….…………………………………………………………………………………. 6
1.3. Принципы и подходы реализации Программы …………………………………………………………………6
1.4. Характеристика особенностей развития детей 5-7 лет …………………………………………………………7
1.4.1. Психологические особенности детей 5-6 лет……………………………………………………………….….7
1.4.2. Психологические особенности детей 6-7 лет…………………………………………………………………..8
1.5. Планируемые результаты освоения программы…..……………………………………………………….……10
1.6. Система оценки результатов освоения Программы …………………………………………………………….12
II. Содержательный раздел ……………………………………………………………………………….………………...15
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ………………………………………………………...15
2.2. Комплексно-тематическое планирование ………………………………………………………………………...15
2.2.1. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе…………………………………………………..15
2.2.2. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе……………………………………….24
III. Организационный раздел ……………………………………………………………………………………………… 31
3.1. Учебный план ………………………………………………………………………………………………………31
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды ………………………………………………32
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы ……………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………………………………………………….35
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к реалиям современного общества, товарно-денежным отношениям, экономическому этикету, на мой взгляд, невозможно.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия как «деньги», «товары», «продукты», «цены», «дёшево», «дорого» и т.п. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового благополучия. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане формирования фундамента таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного взрослого человека.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к формированию правильных ориентиров ценностного и ответственного отношения к собственной жизни. Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса и включается в общую систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые в будущем помогают избежать многих ошибок по мере приобретения финансовой самостоятельности.
Программа «Чистая монета» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 4-7лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации, образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»: Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская (2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019), с учетом требований ФГОС ДО и образовательной программы ДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» г.Лесосибирск».
Программа направлена на формирование у детей:
- первоначальных экономических представлений и экономического сознания;
- представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
- полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
1.3. Принципы и подходы реализации Программы:
- - принцип научной обоснованности и практической применимости — это обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- - принцип полноты, необходимости и достаточности — позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- - принцип выбора форм работы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей;
- - принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития как основы духовно-нравственного воспитания – это решение программных и образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.4. Характеристика особенностей развития детей 5 - 7 лет
1.4.1. Психологические особенности детей 5-6 лет.
В возрасте 5-6 лет в поведении дошкольников происходят изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
1.4.2. Психологические особенности детей 6-7 лет.
В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное не дифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов.
СТАРШАЯ ГРУППА:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- проявлять ответственность за начатое дело;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
- сознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
- осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
- проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек.
1.6. Система оценки результатов освоения Программы.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Мониторинг проводит воспитатель.
Формы подведения итогов: онлайн-занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игры и др.
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров и планируемых результатов реализации Программы.
Уровень освоения программы для детей старшей группы:
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
Уровень освоения программы для детей подготовительной группы:
Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.
II. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
- самостоятельная деятельность детей в режимных моментах.
2.2. Комплексно-тематическое планирование
2.2.1. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе
Сентябрь | 1. «Чистая монета» (вводное занятие). | Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
2. «Что такое потребности?» Потребности семьи. | Познакомить с многообразием потребностей человека; Определять разницу между «хочу и «надо»;формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление. Д/игра: «Заветные желание», беседа, загадки, упражнение -игра «Если бы я выиграл миллион...». | |
3. «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе». | Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. | |
4. «Беседа о труде» | «Беседа о труде» Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. | |
Октябрь | 5. «Что необходимо человеку? | Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность. Д/игра: «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тетушки Совы», беседа. |
6. «Кто, кем работает?» | Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. | |
7. Деловая игра «Директор супермаркета» | Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в магазине. | |
8. Сюжетно-ролевая игра «Рынок». | Раскрыть специфику купли -продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество покупателей и продавцов). | |
Ноябрь | 9. «Поход в магазин» | Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). |
10. «Трудиться - всегда пригодиться». | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем. | |
11. Мини-спектакль «В волшебном лесу». | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. Интерактивный миниспектакль. | |
12. «История возникновения денег». | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. | |
Декабрь | 13. «Как придумали деньги» | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ |
14. «Какая бывает валюта?» | Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» | |
15. «Как выглядят деньги и откуда берутся?» | Изготовление денег: печать, чеканка. Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали». Как деньги попадают к нам в дом. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. | |
16. «Финансовая школа» | Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры. | |
Январь | 17. «Поиск сокровищ пирата Финансиста». | Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. |
18. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива. | |
19. «Где покупают и продают разные товары?» | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка передвижка «Мы идем за покупками». | |
20. «Где покупают и продают разные товары?» | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд. | |
Февраль | 21. «Производите ли и ресурсы» | Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необходимые товары; Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей; Воспитывать уважение к людям разных профессий. |
22. «Наша мастерская». | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим. Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | |
23. «Сколько нужно человеку» | Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли. | |
24. «Стоимость и цена товара». | Разбираем цепочку товар стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | |
Март | 25. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир» | Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира. |
26. Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!» | Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | |
27. «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Чтение сказки «Кот в сапогах» | |
28. «Реклама, как форма информации.» | Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). | |
Апрель | 29. «Создаем рекламу.» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей. |
30. В гостях у сказки «Цветиксемицветик»» | Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. | |
31. Беседа «Долг платежом красен» | Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам. | |
32. «Выгодно – невыгодно» | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | |
Май | 33. Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность. |
34. «Что же важнее денег?» | Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.) | |
35. Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). | |
36. Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр». | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
2.2.2. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1. «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) | Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег. Познакомить с историей возникновения денег. Учить работать с энциклопедиями. |
2. Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» | Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. | |
3. «Путешествие рубля» | Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран. Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар. | |
4. Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» | Дать понятие потребности. Уточнить от чего зависят потребности человека. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. | |
Октябрь | 5. «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) | Повторить понятие «потребности человека». Продолжать решать проблемные ситуации. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры. |
6. Интерактивное занятие «Как белка училась считать» | Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |
7. Деловая игра «Юные финансисты» | Воспитывать умение определять и различать потребности человека. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара. | |
8. «Как деньги доходят, а потом расходятся» | Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия». Воспитывать правильное отношение к деньгам. | |
Ноябрь | 9. «Как правильно беречь деньги?» | Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. |
10. «Идем в магазин или как делать покупки с умом» | Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность». Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | |
11. Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | Закрепление понятия «семейный бюджет». Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | |
12. Наш город «Все профессии важны» | Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.). Учить выделять последовательность трудовых действий. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | |
Декабрь | 13. Интерактивная игра «Путешествуем по городу» | Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами). |
14. Наш город «Дом, где живут деньги» | Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир. | |
15. Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) | Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий. Формировать экономическое мышление. Проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить экономические знания в практической ситуации. | |
16. Экскурсия в магазин «Продукты». | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем продукты к празднику». | |
Январь | 17. «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) | Знакомство с пословицами и поговорками о труде. |
18. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамотав мудрости народной). | Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев. | |
19. Экскурсия в магазин «Игрушки» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем подарки на день рождения». | |
20. Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | |
Февраль | 21. «Реклама, как она работает» | Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы. Научить детей правильно воспринимать рекламу. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). |
22. «Копейка рубль бережет» | Обобщить и систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях. | |
23. «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) | Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике. Формировать понимание единства человека и природы. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Формировать у детей потребность в их экономии. | |
24. «Тратим разумно, экономим». | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил». | |
Март | 25. «Производители и ресурсы» | Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг. |
26. «Как сберечь ресурсы Планеты?» | Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты. | |
27. «Сохранить и приумножить» | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого - дешево, выгодно - невыгодно» | |
28. Деловая игра «Финансовая безопасность» | Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности. | |
Апрель | 29. «В долг брать легко, да платить тяжело» | Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). |
30. «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» | |
31. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | |
32. Благотворительность «Творим добро» | Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд». Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду. | |
Май | 33. «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) | Закрепление материала. |
34. Квест-игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. | |
35. «Бережливость». | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Интерактивный миниспектакль «Секрет белочки». | |
36. Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно – ролевая игра. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Программа реализуется в течение года (сентябрь – май), состоит из 36 занятий, периодичность занятий:
1 занятие в неделю (вторая половина дня), продолжительность занятий:
25минут — старшая группа;
30 минут — подготовительная группа.
Формы проведения:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Структура занятия:
- мотивированная часть (сюрпризный момент);
- основная часть;
- заключительная часть;
- рефлексия (в форме игры).
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование на темы: «Мои добрые дела», «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким»;
- поделки, аппликации, оригами, конструирование на темы: «Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками», «Упаковка подарков».
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательное-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетное-дидактические игры.
Так, играя в сюжетное-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетное-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетное-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольное-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
3.3 Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Совместными усилиями детей, педагогов и родителей создана развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная предметно-пространственная среда.
1. Дидактический компонент.
Учебно-наглядные пособия: сюжетное-ролевые игры «Супермаркет», «Магазин игрушек», «овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер», «Аукцион».
Дидактические пособия: «Рекламный мешочек», «Монополия», «Купи другу подарок», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Наоборот».
2.Компонент оборудования: музей денег, касса, банкомат, банковские карточки, купюры разного номинала, копилка, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, монеты, счеты, калькулятор, мини-плакаты, рекламные листовки.
3.. Стимулирующий компонент:
Фломастеры, наклейки, ручки цветные, блокноты разных размеров и форм, тетради в клеточку и линейку, книжки- малышки, маленькие игрушки.
Литература:
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно - ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2013.- 26 с.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок/Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок/Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016. 336 с.7.
- Стахович, Л.В. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг 24 «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – 2-е изд. – М.: ВИТАПРЕСС, 2020. – 31 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"
Программа работы по оздоровлению детей...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности старших дошкольников "Незнайкина экономика"
Пояснительная записка. Данная программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности старших дошкольников группы № 6 «Звездочки&ra...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Рабочая программа кружковой работы в старшей группе финансовая грамотность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличи...