Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Актуальность программы по формированию финансовой культуры
дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным
отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в
семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие
понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить
и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда
закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры
дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям
обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной
из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала:
чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки,
которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного
периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое
применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются
не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию
на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это
будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой
культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми
и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального
мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и
общественно полезного труда человека.
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее - ФГОС Д О ), утверждённым приказом Минобрнауки
России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Нормативное обоснование Программы:
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении
СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях».
Цели программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных
групп детских садов.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться
карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля -
качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой
культуры ребёнка.
Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое
развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых
понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки
труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение
конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и
отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему,
делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть
преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что
тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку,
бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой
использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,
канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,
уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Тематический план
1. Без труда нет жизни на земле
Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде
2 Работать и зарабатывать
Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,
конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»
3 Все работы хороши, выбирай на вкус
Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»,
викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда
4 Творческое занятие
Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем
5 Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать
Интерактивный мини-спектакль «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
6 Как придумали деньги
Беседа, чтение, рассказ
7 Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся
Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.).
Изготовление денег: печать, чеканка
Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»,
тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»
8 Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая
Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»
9 Где живут деньги.
Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк»
10 Мини-спектакль «Зайкина находка»
Закрепляем понятие деньги. Интерактивный мини-спектакль «Покупаем, продаём и обмениваем»
11 Потребности и желания
Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое
важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение
12 Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»
Интерактивный мини-спектакль
13 Где покупают и продают разные товары
Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками»
14 Наша мастерская. Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Творческо-трудовая деятельность
15 Стоимость и цена товара
Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара»,
обсуждение
16 Выгодно-невыгодно
Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик
корову продавал» - что может реклама, обсуждение
17 Русская ярмарка.
Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои
поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые
соглашения.
Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»
18 Тратим разумно, экономим
Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил»,
викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто
это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»
19 Мини-спектакль «Хочу и могу»
Интерактивный мини-спектакль «Копим и сберегаем»
20 Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»
21 Мини-спектакль «Мишкина копилка»
22 Творческое занятие «Наша мастерская»
23 Мини-спектакль «День рождения»
24 Занимаем и одалживаем
Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»
25 Долги. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой
«Долги к земле придавили». Чтение, обсуждение, читаем рассказ
«Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку
26 Заплатить долг
скорее, так будет
веселее
27 Мини-спектакль «Долг платежом красен»
Интерактивный мини-спектакль
Учимся планировать
28 Всё по плану!
Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа
29 Ставим цели.
Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд
30 Сделал дело - гуляй смело
Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,
обсуждение
31 Мини-спектакль «Всё по плану!»
Интерактивный мини-спектакль «Богатство и бедность»
32 Хочу купить всё!
Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и
обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»
33 Наше богатство.
Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи
34 Жадность.
Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,
ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.- Сам потонет, а воды не даст.- Щедрый бедности не знает.- Щедрому весь мир родня.
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»
35 Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность
Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность:
«Жадина» Аким Яков,«Жадина» Татьяна Казыриыа, «Жадина» Эмма Мошковская
36 Мини-спектакль «Бережливые друзья»
Интерактивный мини-спектакль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....
Парциальная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников"
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многокра...

Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »
Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »Формирование финансовой культ...
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Анкетирование для родителей "Азы для дошкольников" Занимательные финансы
Эффективным методом сбора информации о проведении и результатах освоения Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» является анкетировани...
Кружковая программа по финансовой грамотности "Путешествие в мир Финансов"
Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: поя...

Парциальная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста....