Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Толмачева

Актуальность программы по формированию финансовой культуры

дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_finansy.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным

отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в

семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие

понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить

и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры

дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям

обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной

из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала:

чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки,

которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного

периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое

применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются

не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию

на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это

будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой

культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми

и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.

Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального

мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и

общественно полезного труда человека.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования (далее - ФГОС Д О ), утверждённым приказом Минобрнауки

России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных

организациях».

Цели программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных

групп детских садов.

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,

правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,

управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться

карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля -

качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой

культуры ребёнка.

Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое

развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО

Личностные результаты

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых

понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки

труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение

конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и

отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему,

делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть

преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что

тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку,

бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой

использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,

канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,

уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

                                           Тематический план

1. Без труда нет жизни на земле

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2 Работать и зарабатывать

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,

конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»

3 Все работы хороши, выбирай на вкус

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»,

викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда

4 Творческое занятие

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем

5 Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивный мини-спектакль «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

6 Как придумали деньги

Беседа, чтение, рассказ

7 Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.).

Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»,

 тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

8 Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

9 Где живут деньги.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк»

10 Мини-спектакль «Зайкина находка»

Закрепляем понятие деньги. Интерактивный мини-спектакль «Покупаем, продаём и обмениваем»

11 Потребности и желания

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое

важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

12 Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»

Интерактивный мини-спектакль

13 Где покупают и продают разные товары

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками»

14 Наша мастерская. Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Творческо-трудовая деятельность

15 Стоимость и цена товара

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара»,

обсуждение

16 Выгодно-невыгодно

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик

корову продавал» - что может реклама, обсуждение

17 Русская ярмарка.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои

поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые

соглашения.

Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»

18 Тратим разумно, экономим

Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил»,

викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто

это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

19 Мини-спектакль «Хочу и могу»

Интерактивный мини-спектакль «Копим и сберегаем»

20 Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

21 Мини-спектакль «Мишкина копилка»

22 Творческое занятие «Наша мастерская»

23 Мини-спектакль «День рождения»

24 Занимаем и одалживаем

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

25 Долги. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой

«Долги к земле придавили». Чтение, обсуждение, читаем рассказ

«Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

26 Заплатить долг

скорее, так будет

веселее

27 Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Интерактивный мини-спектакль

Учимся планировать

28 Всё по плану!

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

29 Ставим цели.

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

30 Сделал дело - гуляй смело

Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,

обсуждение

31 Мини-спектакль «Всё по плану!»

Интерактивный мини-спектакль «Богатство и бедность»

32 Хочу купить всё!

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и

обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

33 Наше богатство.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

34 Жадность.

Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,

ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.- Сам потонет, а воды не даст.- Щедрый бедности не знает.- Щедрому весь мир родня.

Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»

35 Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность:

«Жадина» Аким Яков,«Жадина» Татьяна Казыриыа, «Жадина» Эмма Мошковская

36 Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Интерактивный мини-спектакль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Парциальная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников"

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многокра...

Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »

    Консультация для воспитателей  «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »Формирование финансовой культ...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...

Анкетирование для родителей "Азы для дошкольников" Занимательные финансы

         Эффективным методом сбора информации о проведении и результатах освоения Программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» является анкетировани...

Кружковая программа по финансовой грамотности "Путешествие в мир Финансов"

Кружковая программа по финансовой грамотности «Путешествие в мир Финансов» направлена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: поя...

Парциальная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста....