Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".
рабочая программа по основам финансовой грамотности
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fin._gramoty.docx | 155.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
«АЗБУКА ЭКОНОМИКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
на 2022 - 2023 учебный год.
Разработчик: воспитатель Никонова Т.А.
ЗАТО п. Солнечный
2022 г.
Аннотация
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Радуга», разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации,; Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г.
Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Нормативно-правовая база:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382.
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Устава Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Радуга».
СОДЕРЖАНИЕ:
Аннатация………………………………………………………………….2
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка……………………………………………4
1.2.Актуальность программы………………………………………….4
1.3.Новизна программы……………………………………………......6
1.4.Критерии отбора материала программы……………………….....6
1.5.Цель, задачи программы………………………………………....6-7
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы………………………………………..7-10
2.2. Принципы положенные в основу программы………………......11
2.3. Объём и сроки освоения программы………………………...11-12
2.4. Основные формы и методы проведения занятий………………12
2.5. Перспективное планирование по программе……………….12-23
2.6. Формы подведения итогов программы……………………...23-24
2.7. Диагностическое обеспечение программы……………….....24-32
2.8. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом…………………………………………………………...33-34
2.9. Планируемые результаты освоения программы……………34-35
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация занятий по программе…………………………....36
3.2. Материально – техническое обеспечение реализации программы…………………………………………………………………...36
3.3. Методическое обеспечение программы…………………....36-37
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ , РОДИТЕЛЕЙ
4.1. Список литературы для воспитателей. Учебно – методические пособия…………………………………………………………………...37-40
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Актуальность программы
по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена
— «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать.
Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности
Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».
Программа направлена на формирование у детей:
- первоначальных экономических представлений и экономического сознания; представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
- полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в общую систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Основы финансовой грамотности формируются у дошкольников в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков в процессе игровой деятельности. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Новизна Программы
заключается в заложении основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – с 5 до 7лет.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на два учебных года.
Критерии отбора материала Программы
- финансово-экономическая направленность;
- доступность, наглядность, занимательность;
- воспитательная и нравственная ценность;
- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Цель, задачи Программы
Цель Программы – формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп МБДОУ д/с №1
Основные задачи Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить основы (азы) ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
«Полезные экономические навыки и привычки в
В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
- Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И.
«Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
- Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И.
«Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание |
5-6 лет | ||
1 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. |
2 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). |
3 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. |
4 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. |
5 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка» |
6 | Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
6-7 лет | ||
1 | План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. |
2 | Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. |
3 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. |
4 | Подарок, реклама | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. |
5 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
Принципы, положенные в основу программы.
- принцип психологической комфортности;
- введение нового знания вводится не в готовом виде, через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечение возможности разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- раскрытие взаимосвязь нового задания с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире)при его введении;
- формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Программа формирования основ финансовой грамотности требует соблюдения в работе с детьми осторожности и разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы – учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания и образования), что соответствует ФГОС ДО.
Изложенные выше принципы не только обеспечивают решение задач основ финансовой грамотности, но и способствуют сохранению и поддержке
их здоровья.
Объем и сроки освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года изучения.
Группы в которых реализуется программа в 2021-2023 учебном году: старшая и подготовительные группы МБДОУ д/с №1
- год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);
- год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);
четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год, 64 занятия за весь период обучения;
продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;
форма обучения очная (групповые занятия). Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.
- Основные формы и методы проведения занятий.
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы, разговор, рассказывание, объяснение о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование обучающих сказок с экономическим содержанием, интерактивные мини- спектакли, ситуационные задачи, занятия-исследования, папки-передвижки, выставки, информационные стенды, анкетирование, опрос, мониторинг, консультирование.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Перспективное планирование по программе.
Календарно – тематическое планирование представлено в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать. Тема 7. Богатство и бедность.
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии |
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
1 | Трудиться, значит не лениться. | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа «Что такое труд?». Д/и «Что сделано руками человека?» Чтение сказки «Петушок и два мышонка». Составление коллажа «Все профессии важны, все профессии-нужны». Чтение сказки «Три поросенка». |
2 | Домашний труд. | Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра- соревнование «Мои домашние обязанности | ||||||
3 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!». | ||||||
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус (1) | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | ||||||
5 | Все работы хороши, выбирай на вкус (2) | Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | ||||||
6 | Трудиться - всегда пригодиться | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | ||||||
7 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини- спектакль | ||||||
8 | Труд во благо | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | ||||||
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» | |||||||||
9 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ | ||||||
10 | Какие бывают деньги | Виды денег (монеты, банкноты). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» | ||||||
11 | Как выглядят деньги и откуда берутся | Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | ||||||
12 | Как деньги попадают к нам в дом. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь» | ||||||
13 | Трудовая денежка всегда крепка | Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | ||||||
14 | Как заработать много денег? | Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость. | Чтение: как заработать много денег? Сказки «Волк и лиса». Игра «Что? Где? Когда?» «Как правильно тратить деньги?». Д/и «За покупками». Рассматривание картинок «На что тратятся деньги». Д/игра «Доходы и расходы». | ||||||
15 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме | ||||||
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||||||||
16 | Потребности и желания (1) | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» | ||||||
17 | Потребности и желания (2) | Соотносим потребности, желания и возможности. | Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | ||||||
18 | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивный мини- спектакль | ||||||
19 | Где покупают и продают разные товары? (1) | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками» | ||||||
20 | Где покупают и продают разные товары? (2) | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд. | ||||||
21 | Наша мастерская (1) | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность | ||||||
22 | Наша мастер - класс (2) | Изготавливаются товары для города мастеров: | Технология моделирования. |
рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Творческо-трудовая деятельность | ||
23 | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
24 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки. |
25 | Создаем рекламу | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини- спектаклей |
26 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». |
27 | Обмен – подарок | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение |
28 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. |
29 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
30 | Сюжетно-ролевая игра «Развлекательны й Центр» | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии |
1 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную» |
2 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | Интерактивный мини- спектакль |
3 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка- передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» |
4 | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, | Интерактивный мини- спектакль |
как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | |||
5 | Творческое занятие «Наша мастерская» (1) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. |
6 | Творческое занятие «Наша мастерская» (2) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр. |
7 | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | Интерактивный мини- спектакль |
8 | Экскурсия в магазин «Продукты» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем продукты к празднику» |
9 | Экскурсия в магазин «Игрушки» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем подарки на день рождения» |
10 | Досуг «Сберегаем и экономим» | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к | Итоговое мероприятие по теме |
расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). | |||
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
11 | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем». |
12 | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку |
13 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. |
14 | Мини-спектакль «Долг» | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». | Интерактивный мини- спектакль |
15 | Досуг «Долг и ответственность» | Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | Итоговое мероприятие по теме |
Тема 6. «Учимся планировать» | |||
16 | Учимся планировать | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. | Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. |
17 | Планируем свои расходы | Учимся решать несложные экономические задачи. | Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. |
18 | Творим добро | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах) |
19 | Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки |
20 | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | Интерактивный мини- спектакль |
21 | Ставлю цель и планирую | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Технология «Ситуация месяца». |
22 | Планируем свои дела | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Итоговое мероприятие |
Тема 7. «Что такое богатство?» | |||
23 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» |
24 | Наше богатство (1) | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». |
25 | Наше богатство (2) | Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство» |
26 | Щедрость и жадность (1) | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы |
27 | Щедрость и жадность (2) | Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы |
28 | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – | Интерактивный мини- спектакль «Секрет белочки» |
качества человека с правильным отношением к деньгам. | ||||
29 | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | Закрепление материала по теме | Сюжетно – ролевая игра | |
30 | Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно – ролевая игра |
Формы подведения итогов программы:
мониторинг усвоения детьми дополнительной программы, проводится 2 раза в год: начальный – в сентябре (октябре), итоговый – в мае;
открытые показы занятий дополнительного образования педагогам в ДОУ и на РМО воспитателей.
Целевые ориентиры:
- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Диагностическое обеспечение программы.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
- Наблюдение.
- Беседы.
- Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
- Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) |
|
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) |
стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Уровень | Кол-во балов | Показатель |
Высокий | 3 | Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. |
Средний | 2 | Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели. |
Низкий | 1 | Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. |
№ п/п | |||
ФИ ребенка | |||
нг | Понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей) | ||
кг | |||
нг | Уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги | ||
кг | |||
нг | Знает о новых профессиях | ||
кг | |||
нг | Осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | ||
кг | |||
нг | Знает качества человека – хозяина. Видят красоту человеческого творения | ||
кг | |||
нг | Признаёт авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие | ||
кг | |||
нг | Знает о монетах и купюрах | ||
кг | |||
нг | Определяет параметры стоимости вещей (дорого, дешево) | ||
кг | |||
нг | Понимает факт купли-продажи | ||
кг | |||
нг | Контролирует свои потребности в соответствии с возрастом | ||
кг | |||
Начало года | |||
Конец года |
Методы и средства оценки результативности реализации дополнительной программы детей 6-7 лет.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
- Наблюдение.
- Беседы.
- Практико-ориентированная деятельность.
- Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
- Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.)
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) |
-проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) |
|
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- | -проявление бережливости, ответственности, деловитости и |
экономические качества личности) | предприимчивости; -способность участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы с целью достижения успеха; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Уровни экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Уровень | Кол-во балов | Показатель |
Высокий | 3 | Объясняет элементарный смысл экономических понятий, проявляет ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеет представление о работе родителей, употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению со взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу. Владеет простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, хозяин, реклама, конкуренция, продукция и т.д. Моделирует реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. |
Средний | 2 | Имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством |
взрослого умеет организовывать свою деятельность; бережно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели. Знает, но не всегда употребляет в речи простейшие экономические термины. При моделировании реальных жизненных ситуаций: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции требуется помощь взрослого | ||
Низкий | 1 | Не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; не проявляет упорства в достижении цели. Не употребляет в речи простейшие экономические термины. Не моделирует реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. |
№ п/п | ||
ФИ ребенка | ||
Понимает и ценит окружающий предметный мир | ||
Уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно | ||
Знает о новых профессиях | ||
Осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | ||
Знает качества человека – хозяина. Видят красоту человеческого творения | ||
Признаёт авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие | ||
Знает о монетах и купюрах | ||
Определяет параметры стоимости вещей (дорого, дешево) | ||
Понимает факт купли-продажи | ||
Контролирует свои потребности в соответствии с возрастом | ||
Знает о природных и капитальных ресурсах | ||
Имеет представления о деньгах, рынке и цене. | ||
Владеет простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк | ||
Осознает специфику товарно- денежных отношений и рекламы | ||
Моделирует реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, | ||
Начало года | ||
Конец года |
Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом | Формы взаимодействия | Периодичность сотрудничества | |
Единое | Родительский клуб: проведение | В течение года | |
образовательное | лекций, семинаров, практикумов, | ||
пространство | бесед, тренингов, создание | ||
библиотеки, педагогическая | |||
поддержка, папки-передвижки, | |||
проекты, пособие для родителей | |||
«Финансовая культура в семье», | |||
семейные конкурсы. | |||
Совместные мероприятия: встречи | |||
с интересными людьми, | |||
мероприятия в рамках проектной | |||
деятельности, открытые занятия, | |||
выставки, ярмарки | |||
Широкое | Консультации, | тематические | Не реже 1 раза в |
информационное поле | памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий | месяц |
Создание условий | Помощь в создании предметноразвивающей среды | По мере необходимост и |
Наблюдение и контроль | Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта | В течение года |
Планируемые результаты освоения программы.
Ожидаемый результат (5 – 6 лет):
- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -
продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Видят красоту человеческого творения;
- Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; -
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (6 – 7 лет):
- Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
- Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты. В итоге освоения Программы дошкольник сможет: разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой; чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела; знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение
конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты: освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним; научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация занятий по программе.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;
- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом.
Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.
Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.
Методическое обеспечение Программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
Список литературы, рекомендуемой воспитателям Учебно-методические пособия
- Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры- жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа- новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Финансовая грамотность - Сценарии обучающих сказок/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, ООО «Вакоша», 2019
- Беседы об экономике/ Т.А. Шорыгина, ТЦ «Сфера», 2009
- Играем с покупками/Т.Свежинцева, - ООО «Актуальная литература»,
2009
- Обсуждаем, рассуждаем и играем/ Ю.Антонова - Вита-Пресс, 2017
- Финансовая грамотность дошкольника/Г.П. Поварницина, Ю.А.
Киселева Издательство «Учитель»
Методический сборник занятий по финансовой грамотности
Электронные ресурсы:
Игры, дополнительный раздаточный материал Картинки «Профессии»
- онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/detskieraskraski/raskraska-dengi
- Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс]. - https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly- dlyadoshkolnikov
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.
fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.
worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://
vscolu.ru
Игры и занятия Картотеки: дидактические игры, беседы, конспекты игр-занятий
Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю», издательство «МИФ»
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ» Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов
Калининградской области - электронный ресурс:
https://www.fLngram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a
Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef 1b .pd
Методические рекомендации к книжке- раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc225332914
Учебно-методические пособия, художественная литература:
- Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?»
- С. Михалков «Сами виноваты»
- П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
- В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
- Сказка «Хранители бюджета»
- Аким Яков «Жадина»
- Татьяна Казырина «Жадина»
- Эмма Мошковская «Жадина»
- К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
- А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»
- Л.Н. Толстой «Золотой ключик»
- Успенский «Бизнес Гены Крокодила»
- Серия рассказов Е.Ульевой «Откуда берутся деньги?»
- Рассказ В.Осеевой «Долг»
- Сказки - «Бедные богатые», «Ум и богатство»
- Сказка «Мужик и медведь»
- В. Маяковский «Кем быть?»
- Сказка «Волк и лиса»
- А. Романов «Чудеса в кошельке»
- Рассказ про капризного «Артема»
- Рассказ «Как старик корову продавал»
- Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников. Litres,2018.
- Приключения кота Белобока, или экономика для малышей
- Е.Красавина, Е.Бродникова «Дети и деньги. Растим миллионера»
- Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа»
- Н. Хилл «Думай и богатей!»
- Ш. Бодо «Мани, или Азбука денег»
- Годфри Джолайн «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
- И.В. Нормакова, Т.А. Протасевич «Начало экономики»
- Ю. Сахаровская «Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом»
- А. Руль «Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту»
- М. Светлова «Деньги в твоей жизни»
- Дж. Эггерт «Записки экономиста о счастье, успехе, процветании»
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег тетушки Совы - Что такое деньги? - https: //www.youtube. com/watch?v=hpm8_ gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить. - https:
//www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE
Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы - Карманные деньги. - https:
//www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы - Потребности и возможности. - https:
//www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы - Мои домашние питомцы. - https:
//www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU
Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики - Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M- voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей) Союз мультфильм:
«Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень» Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей
Рабочая программа...
Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ ГРУППА)...
Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...