Информационный-практико-ориентированный проект «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет» ( подготовительная к школе группа)
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Константинова

Информационный-практико-ориентированный проект

          «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет»

( подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansovaya_gramotnost_konstantinova.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                  детский сад № 5 «Теремок» г.Велижа

Информационный-практико-ориентированный проект

          «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет»

( подготовительная к школе группа)

Выполнили:

Константинова И. Н.,

Козлова С. В.,

Добрый день, уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию  проект  по финансовой грамотности «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», который является продуктом  опыта работы по теме «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности»

 Слайд 1.   

нформационный-практико-ориентированный проект «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»               

Слайд 2. 

Методический паспорт проекта                                                                                                                                                                                                             

Реализация преемственности между детским садом и родителями, посредством совместной проектной деятельности:                                

Авторы проекта: Константинова И.Н., Козлова С.В.  воспитатели ДОО,                        Название образовательного учреждения: МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа                                                                                                                                         Год разработки учебного проекта2023г.                                                                         Вид проекта: Информационный-практико-ориентированный проект среднесрочный (три месяца)                                                

Участники проекта: воспитанники (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: октябрь-декабрь

Опыт использования: МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

Слайд3-4

Актуальность проекта.

        Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. Современный мир диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы стать успешным, необходимо быть финансово грамотным.  Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Это особенно эффективно может решать проектная деятельность, так как вовлекает родителей в  активный образовательный процесс. Реализуя  рабочую программу для детей 6-7 лет,  был разработан данный проект.

Слайд5.

Проблема проекта. 

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует

необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у

населения экономического сознания, культуры сбережения. К сожалению, финансовой грамотности в детских садах мало уделяют  внимание, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Слайд6.  

Что отличает финансово грамотного человека (картинка)                                                                                                                                Слайд7

Цель проекта: формирование  основ ранней финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста                                                                                      

Слайд 8

Задачи: 

Задачи проекта: 

  • развивать интерес и  формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников  посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • учить решать простейшие экономические задачи;
  • расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;
  • понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей, уважать труд взрослых;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
  • создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта;;

Слайд9

Этапы реализации проекта                                                                        

1.Подготовительный:

  • Знакомство с темой проекта;
  • Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  • Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  • Подбор методического материала по данной теме;
  • Создание развивающей среды для работы;
  • Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Слайд 10-11

     2 этап - основной

Практический – в результате чего был реализован проект:

  • сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «На почте», «Булочная», «Покупаем овощи и фрукты», «Семейный бюджет», «Сбербанк», «Поездка в автобусе».
  • беседы по теме: «Что такое деньги?», «Какие бывают деньги?», «Деньги разных стран», «История денег», «Что такое реклама?», «Береги деньги».
  • чтение художественной литературы: «История о рублике и его друзьях», «Откуда берутся деньги».
  • просмотр и обсуждение презентаций: «Семейный бюджет», «Доходы и расходы», «Товар и торговля», «За покупками всей семьей», «Вот, какая ярмарка!».
  • загадывание загадок и решение ситуационных задач, способствующие формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей «Выгодно – невыгодно», «Потребности и желания», «Как деньги попадают к нам в дом».\
  • заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде; песен «Ах, ярмарка», «Ой, вставала я ранёшенько».
  • театрализованная деятельность: мини постановки «Хочу и могу», «Зайкина находка», «Семечки»; танцев «Весёлые платочки», «Удалые ложкари», «Русская плясовая».
  • просмотр и обсуждение мультфильмов: «Муха – Цокотуха», «Жирафа и очки», «Как старик корову продавал», «Пятачок», «Золотая антилопа», «Золотой ключик», «Али баба и сорок разбойников», «Уроки тётушки Совы.  Финансовая грамотность», «Смешарики. Финансовая грамотность», «Семья Барбоскиных»: серия 78  «Как дедушка собирался на море?».
  • продуктивная деятельность: рисование и лепка по теме «Моя семья», «Семейный бюджет», «Вот, какие деньки!», «Всей семьёй за покупками», «Купи билет», «Все профессии важны, все профессии нужны».
  • изготовление коллажей, книжек-малышек по теме «Профессии»;
  • пословицы и поговорки о труде;
  •  проведение итогового мероприятия инсценировка сказки «Муха- Цокотуха»

 Слайд13

3 Этап -заключительный

Обобщение и анализ результатов работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий,

способствующие повышению качества, доступности и эффективности

образования

Слайд14

Игры и практические занятия помогают детям донести:

деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;  

сначала зарабатываем – потом тратим; 

стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;

деньги любят счет; 

финансы нужно планировать; 

твои деньги бывают объектом чужого интереса;  

не все покупается; 

главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь;

финансы – это интересно и увлекательно;

Слайд15

Формы совместной деятельности взрослого и детей:

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые и дидактических игр -эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания);
  • организованная  образовательная деятельность;
  • продуктивная деятельность;  
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • чтение художественной  литературы (пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду);
  • логические задачи, задачи-шутки; (оживляют путь познания сложных экономических явлений, сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают воображение и логику рассуждений).
  • совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности;

Слайд16

Методы и приёмы реализации проекта:

•словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);

•наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);

•практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество);

•наблюдение за трудом взрослых;  

•чтение художественной литературы

 Слайд17

План мероприятий с родителями

Содержание работы

Ответственные

Сроки

1.

Познакомить родителей с предстоящей работой над проектом. Письмо родителям.

Воспитатели

В ходе реализации проекта

2.

Принимают участие в изготовлении книжек-малышек на тему: «Семейный бюджет».  

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

3.

Участвуют в подборе художественной, энциклопедической литературы по теме проекта.

Воспитатели, родители

В ходе реализации проекта

4.

Консультация для родителей

«Формирование основ экономического воспитания в семье», «Семейный бюджет»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

5.

Консультация для родителей

 «Учимся экономить»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

6.

Выставка фотографии в соответствии с тематикой проекта: «Покупки в магазине», «Мы и банкомат» и т. д.

Родители, воспитатели

В ходе реализации проекта

7.

Изготовление книжек-малышек  на тему: «Мультики и финансы»

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

8.

Рисунок выходного дня «Моя денежная единица»

Совместная деятельность

В ходе реализации проекта

Слайд18

Продукт проектной деятельности:

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие

методические продукты:

познавательная викторина «Путешествие в страну финансов»;

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

выставка «Ярмарка поделок».

театрализация сказки «Муха-Цокотуха»

Слайд19                                                                                                                      

  Ожидаемые результаты:                                                                                            

          Об   эффективности проекта можно говорить, если: 

  • расширились представления детей об основах финансовой грамотности  (результаты диагностики);
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • изучена научно – методическая литература и педагогический опыт;
  • обогащена развивающая предметно – пространственная среда; 
  • проведены мероприятия, предусмотренные планом проекта;
  • родители примут активное участие в работе над проектом, получат позитивный опыт в совместной деятельности с детьми, повысят педагогическую грамотность по вопросу ознакомления детей  финансовой грамотности дошкольников

Слайд20-32 фото

Слайд33

Вывод: проделанная нами работа способствовала тому, что дети получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Изучив эту тему и применив необходимые методы и формы работы с детьми дошкольного возраста  по финансовой грамотности, мы делимся своим опытом  с коллегами.

Я уверена, что выбранные нами методы и приемы приближают дошкольника к реальной жизни, пробуждают экономическое мышление и позволяют приобрести качества, присущие настоящей личности.  Будем продолжить работу по данной теме.                                                                                                                    

Слайд34 – Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Конспект мини – деятельности по познавательному развитию (экономика) в старшей группе детского сада «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет".

Данное занятие формирует представления  детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности, учит основам планирования семейного бюджета, обеспечивает усвоение детьми понятия &la...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» в подготовительной к школе группе «Почемучки».

АКТУАЛЬНОСТЬ:Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому...