Деловая игра «Хоть семи нам ещё нет-формируем мы бюджет»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Казанцева Марина Валерьевна

Формирование у дошкольников представлений о структуре семейного бюджета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей «Сказка»

Ф.И.О. автора работы: Казанцева Марина Валерьевна воспитатель

                                       Ивченко Наталья Николаевна воспитатель

Деловая игра «Хоть семи нам ещё нет-формируем мы бюджет»

Конспект деловой игры «Хоть семи нам еще нет – формируем мы бюджет».

 Цель: Формирование у дошкольников представлений о структуре семейного бюджета.

Задачи: 

-Познакомить с понятием «семейный бюджет» и его основными составляющими.

 -Формировать знания и умения планирования расходов семьи, дать представление об их сущности и многообразии.

- Учить детей разумно, целесообразно тратить деньги, учитывая возможности и потребности.

 - Способствовать развитию экономического мышления.

 - Развивать навыки коммуникативного поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы, активизировать словарь через усвоение новых терминов.

 - Воспитывать уважение к труду взрослых.

 - Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.

Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах: К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», Г. Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; решение логических задач, экономических задач по математике; знакомство детей с денежными купюрами и монетами; сюжетно – ролевые игры «Семья», «Продуктовый магазин».

 Оборудование и материалы: разнообразные копилки, карточки «Доход семьи», корзины, предметы для игры «Хочу – надо», коробки с обозначениями «+» «-««?», карточки с изображением вариантов доходов и расходов семьи, монетки, шоколадные монеты.

Список используемых материалов (ЦОР):

Сайт «Финансовая культура» https://fincult.info/;

Мультсериалы «Азбука денег (уроки тётушки Совы)https://yandex.ru/video/preview/12809169619026664453?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&promo=mail.ru&dark_theme=system&mstatid=900400&path=yandex_search&parent-reqid=1707628784809958-8475247572302889969-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-56-BAL-8896&from_type=vast.

 Ход занятия: 1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности. По группе в разных местах расставлены разнообразные копилки. Воспитатель ожидает, когда дети их заметят и начнут обсуждать друг с другом свою находку.

 - Ребята, что это и для чего они нужны, как вы думаете? - Мне интересно от вас узнать, на что можно копить деньги. Дети предлагают разные варианты ответов. Дети рассуждают.

 2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности:

 - Интересно, как в семье появляются деньги? Скажите, а дети могут приносить деньги в бюджет семьи?

 - Если собрать все деньги вместе - зарплату, пенсию, стипендию – это и получится семейный бюджет. Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или одного человека на определённый срок.

 Давайте рассуждать вместе, деньги, которые заработали и вошли в состав семейного бюджета называются доходы. А как тогда называются деньги на различные траты? (ответы детей).

 - Ребята, как вы думаете, для чего нужно составлять семейный бюджет? (ответы детей).

  - Так почему же семье не хватило денег? (ответы детей).

   - Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (ответы детей).

 Если дети отвечают – отлично, молодцы; если нет – давайте вместе подумаем, кто составляет вашу семью. (папа, мама, брат, сестра и т.п.).

Если дети затрудняются, то воспитатель подводит к мысли, что родители за свою работу получают деньги – зарплату. Если отвечают – точно, верно, если нет – ребята, у кого братья или сестры учатся в техникумах, институтах, то за хорошую учебу они получают стипендию. Это те деньги, которые старшие дети вкладывают в бюджет семьи. Если ответили правильно – точно, правильно; если затрудняются – поскольку мы эти деньги тратим, расходуем, то называются они (расходы).

 – Если отвечают дети – да это так, совершенно верно; если затрудняются – представьте, что все деньги уже потрачены, а до зарплаты еще несколько дней. Почему так произошло? Дети предполагают расходы.

Если отвечают правильно – конечно это так, согласна с вами; если не отвечают – подумайте, может доходы и расходы неправильно распределили? (ответы детей).

3 этап: способствуем реализации детского замысла.

 Ребята, вы готовы сыграть в деловую игру и сами сформировать бюджет семьи? Тогда вам необходимо разделиться на 2 команды. Начнем нашу игру. За правильно выполненное задание команда в копилку получает монеты. В конце игры подсчитаем и определим победителя.

1 задание – посчитайте доход семьи.

Задание команде №1. Зарплата папы - 6 руб. Зарплата мамы - 5 руб. Пенсия бабушки - 2руб. Пенсия дедушки - 2руб. Пособие на ребенка - 3руб.

 Задание команде №2. Зарплата папы - 5 руб. Зарплата мамы - 5 руб. Пенсия бабушки - 2руб. Пенсия дедушки - 4руб Стипендия сына - 4руб.

 2 задание – Игра – диалог «Доход расход».

 Воспитатель: Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите- «расход». За правильный ответ – монетка в копилку команды. Папа получил зарплату — Д. Кошка заболела — Р. Выиграли в лотерею — Д. Потеряли кошелёк — Р. Продали диван — Д. Нашли 10 рублей — Д. Порвалась куртка — Р. Заплатили за воду, свет, газ, интернет — Р. Посетили кафе — Р.

 3 задание. Расходы бывают разные: основные (на то, без чего обойтись нельзя) и не основные (на то, без чего вполне можно обойтись).

  Дети делятся по интересам. Дети считают и называют получившуюся сумму. Команды подходят к столам, на которых стоят две корзиночки и лежат предметы. Педагог предлагает детям разложить предметы в соответствующую корзиночку, объясняя свой выбор. (Хлеб, пакет молока, мыльные пузыри, шоколад, мыло, чупа - чупс, туалетная бумага, картошка, игрушка - пистолет, колбаса, воздушный шарик, макароны, зубная паста). Дети из каждой команды обосновывают свое решение. В спорных ситуациях возможна дискуссия команд. Если затрудняются – воспитатель объясняет, что словом «хочу» обозначаются вещи, или предметы, которые хотелось бы иметь, но в данный момент можно без них обойтись, без чего обойтись нельзя). А чтобы нам с вами лучше во всём разобраться, предлагаю поиграть в игру «Хочу - надо»: На столе стоят 3 коробки: одна со знаком плюс, вторая со знаком минус, третья с вопросительным знаком и картинки на которых изображены средства доходов семьи и варианты расходов. Если дети дают верные ответы – супер, интересное мнение, прекрасно; если затрудняются – может разберемся вместе, нужна помощь? После этого дети(команды) по очереди сначала наполняют коробку доходов, а затем расходов обязательных и не обязательных.

 4 задание.

 Воспитатель: с помощью чего можно показать, как формируется и расходуется бюджет семьи, как вы думаете? (ответы детей).

 5 задание.

Воспитатель: а сейчас блиц-опрос для обеих команд. Как изменится доход семьи, если: 1) Мама получит премию? 2) Сестра будет учиться плохо и не получит стипендию? 3) в гости приехала бабушка и добавила в доход семьи свою пенсию? 4) Папа купит автомобиль? 5) Кто-то из членов семьи заболел и нужны лекарства? 6) Выиграли в лотерею? (ответы детей).

 Воспитатель: Ребята, на чем, по вашему мнению, можете сэкономить, чтобы увеличить бюджет семьи? обойтись, потому что они не жизненно необходимые. Если дети отвечают – класс, суперидея, замечательно; если затрудняются – представь от чего можешь отказаться ты на некоторое время…(ответы детей).

А теперь давайте посмотрим, сколько вы заработали монет за сегодняшний день.

Дети, сегодня мы с вами узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не падают с неба и не просто берутся в банкомате, их нужно заработать. И эту заработанную сумму нужно потратить так, чтобы хватило на многое. Помните об этом, когда просите родителей купить вам что-то совсем не нужное – то, без чего можно обойтись.

Рефлексия. У меня в руках копилка, передавайте ее друг другу и расскажите, что вам сегодня запомнилось, что вы сегодня узнали. Дети подсчитывают монеты из копилок. Если бы это был бюджет вашей семьи на что бы вы потратили деньги в первую очередь, на что потом, а на чем бы сэкономили.

Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Мы сегодня хорошо потрудились и у нас для вас сюрприз. Раздача шоколадных монеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»

Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономи...

Деловая игра здоровая семья-здоровый ребенок

Цель:1.Через решение педагогических ситуаций и задач, вызвать у родителей желание поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, об ответственности всех её членов за создание условий...

Деловая игра: «Роль семьи в воспитании детей».

Деловая игра:«Роль семьи в воспитании детей»....

Конспект мини – деятельности по познавательному развитию (экономика) в старшей группе детского сада «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет".

Данное занятие формирует представления  детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности, учит основам планирования семейного бюджета, обеспечивает усвоение детьми понятия &la...

Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»

Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Информационный-практико-ориентированный проект «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет» ( подготовительная к школе группа)

Информационный-практико-ориентированный проект          «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет»( подготовительная к школе группа)...