Деловая игра «Хоть семи нам ещё нет-формируем мы бюджет»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у дошкольников представлений о структуре семейного бюджета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей «Сказка»
Ф.И.О. автора работы: Казанцева Марина Валерьевна воспитатель
Ивченко Наталья Николаевна воспитатель
Деловая игра «Хоть семи нам ещё нет-формируем мы бюджет»
Конспект деловой игры «Хоть семи нам еще нет – формируем мы бюджет».
Цель: Формирование у дошкольников представлений о структуре семейного бюджета.
Задачи:
-Познакомить с понятием «семейный бюджет» и его основными составляющими.
-Формировать знания и умения планирования расходов семьи, дать представление об их сущности и многообразии.
- Учить детей разумно, целесообразно тратить деньги, учитывая возможности и потребности.
- Способствовать развитию экономического мышления.
- Развивать навыки коммуникативного поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы, активизировать словарь через усвоение новых терминов.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах: К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», Г. Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»; решение логических задач, экономических задач по математике; знакомство детей с денежными купюрами и монетами; сюжетно – ролевые игры «Семья», «Продуктовый магазин».
Оборудование и материалы: разнообразные копилки, карточки «Доход семьи», корзины, предметы для игры «Хочу – надо», коробки с обозначениями «+» «-««?», карточки с изображением вариантов доходов и расходов семьи, монетки, шоколадные монеты.
Список используемых материалов (ЦОР):
Сайт «Финансовая культура» https://fincult.info/;
Ход занятия: 1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности. По группе в разных местах расставлены разнообразные копилки. Воспитатель ожидает, когда дети их заметят и начнут обсуждать друг с другом свою находку.
- Ребята, что это и для чего они нужны, как вы думаете? - Мне интересно от вас узнать, на что можно копить деньги. Дети предлагают разные варианты ответов. Дети рассуждают.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности:
- Интересно, как в семье появляются деньги? Скажите, а дети могут приносить деньги в бюджет семьи?
- Если собрать все деньги вместе - зарплату, пенсию, стипендию – это и получится семейный бюджет. Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или одного человека на определённый срок.
Давайте рассуждать вместе, деньги, которые заработали и вошли в состав семейного бюджета называются доходы. А как тогда называются деньги на различные траты? (ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, для чего нужно составлять семейный бюджет? (ответы детей).
- Так почему же семье не хватило денег? (ответы детей).
- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (ответы детей).
Если дети отвечают – отлично, молодцы; если нет – давайте вместе подумаем, кто составляет вашу семью. (папа, мама, брат, сестра и т.п.).
Если дети затрудняются, то воспитатель подводит к мысли, что родители за свою работу получают деньги – зарплату. Если отвечают – точно, верно, если нет – ребята, у кого братья или сестры учатся в техникумах, институтах, то за хорошую учебу они получают стипендию. Это те деньги, которые старшие дети вкладывают в бюджет семьи. Если ответили правильно – точно, правильно; если затрудняются – поскольку мы эти деньги тратим, расходуем, то называются они (расходы).
– Если отвечают дети – да это так, совершенно верно; если затрудняются – представьте, что все деньги уже потрачены, а до зарплаты еще несколько дней. Почему так произошло? Дети предполагают расходы.
Если отвечают правильно – конечно это так, согласна с вами; если не отвечают – подумайте, может доходы и расходы неправильно распределили? (ответы детей).
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Ребята, вы готовы сыграть в деловую игру и сами сформировать бюджет семьи? Тогда вам необходимо разделиться на 2 команды. Начнем нашу игру. За правильно выполненное задание команда в копилку получает монеты. В конце игры подсчитаем и определим победителя.
1 задание – посчитайте доход семьи.
Задание команде №1. Зарплата папы - 6 руб. Зарплата мамы - 5 руб. Пенсия бабушки - 2руб. Пенсия дедушки - 2руб. Пособие на ребенка - 3руб.
Задание команде №2. Зарплата папы - 5 руб. Зарплата мамы - 5 руб. Пенсия бабушки - 2руб. Пенсия дедушки - 4руб Стипендия сына - 4руб.
2 задание – Игра – диалог «Доход расход».
Воспитатель: Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите- «расход». За правильный ответ – монетка в копилку команды. Папа получил зарплату — Д. Кошка заболела — Р. Выиграли в лотерею — Д. Потеряли кошелёк — Р. Продали диван — Д. Нашли 10 рублей — Д. Порвалась куртка — Р. Заплатили за воду, свет, газ, интернет — Р. Посетили кафе — Р.
3 задание. Расходы бывают разные: основные (на то, без чего обойтись нельзя) и не основные (на то, без чего вполне можно обойтись).
Дети делятся по интересам. Дети считают и называют получившуюся сумму. Команды подходят к столам, на которых стоят две корзиночки и лежат предметы. Педагог предлагает детям разложить предметы в соответствующую корзиночку, объясняя свой выбор. (Хлеб, пакет молока, мыльные пузыри, шоколад, мыло, чупа - чупс, туалетная бумага, картошка, игрушка - пистолет, колбаса, воздушный шарик, макароны, зубная паста). Дети из каждой команды обосновывают свое решение. В спорных ситуациях возможна дискуссия команд. Если затрудняются – воспитатель объясняет, что словом «хочу» обозначаются вещи, или предметы, которые хотелось бы иметь, но в данный момент можно без них обойтись, без чего обойтись нельзя). А чтобы нам с вами лучше во всём разобраться, предлагаю поиграть в игру «Хочу - надо»: На столе стоят 3 коробки: одна со знаком плюс, вторая со знаком минус, третья с вопросительным знаком и картинки на которых изображены средства доходов семьи и варианты расходов. Если дети дают верные ответы – супер, интересное мнение, прекрасно; если затрудняются – может разберемся вместе, нужна помощь? После этого дети(команды) по очереди сначала наполняют коробку доходов, а затем расходов обязательных и не обязательных.
4 задание.
Воспитатель: с помощью чего можно показать, как формируется и расходуется бюджет семьи, как вы думаете? (ответы детей).
5 задание.
Воспитатель: а сейчас блиц-опрос для обеих команд. Как изменится доход семьи, если: 1) Мама получит премию? 2) Сестра будет учиться плохо и не получит стипендию? 3) в гости приехала бабушка и добавила в доход семьи свою пенсию? 4) Папа купит автомобиль? 5) Кто-то из членов семьи заболел и нужны лекарства? 6) Выиграли в лотерею? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, на чем, по вашему мнению, можете сэкономить, чтобы увеличить бюджет семьи? обойтись, потому что они не жизненно необходимые. Если дети отвечают – класс, суперидея, замечательно; если затрудняются – представь от чего можешь отказаться ты на некоторое время…(ответы детей).
А теперь давайте посмотрим, сколько вы заработали монет за сегодняшний день.
Дети, сегодня мы с вами узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не падают с неба и не просто берутся в банкомате, их нужно заработать. И эту заработанную сумму нужно потратить так, чтобы хватило на многое. Помните об этом, когда просите родителей купить вам что-то совсем не нужное – то, без чего можно обойтись.
Рефлексия. У меня в руках копилка, передавайте ее друг другу и расскажите, что вам сегодня запомнилось, что вы сегодня узнали. Дети подсчитывают монеты из копилок. Если бы это был бюджет вашей семьи на что бы вы потратили деньги в первую очередь, на что потом, а на чем бы сэкономили.
Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Мы сегодня хорошо потрудились и у нас для вас сюрприз. Раздача шоколадных монеток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"
Конспект для подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910095-1490701000.jpg)
Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»
Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-836968-1477378204.jpg)
Деловая игра здоровая семья-здоровый ребенок
Цель:1.Через решение педагогических ситуаций и задач, вызвать у родителей желание поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, об ответственности всех её членов за создание условий...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/23/picture-1001282-1650720189.jpg)
Конспект мини – деятельности по познавательному развитию (экономика) в старшей группе детского сада «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет".
Данное занятие формирует представления детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности, учит основам планирования семейного бюджета, обеспечивает усвоение детьми понятия &la...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-839061-1516463784.jpg)
Деловая игра по финансовой грамотности с обучающимися старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»
Формирование финансовой грамотности у обучающихся старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-1539931-1730395793.jpg)
Информационный-практико-ориентированный проект «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет» ( подготовительная к школе группа)
Информационный-практико-ориентированный проект «Хоть семи нам еще нет - формируем мы бюджет»( подготовительная к школе группа)...