Рабочая программа по финансовой грамоте в подготовительной группе
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Груздева Татьяна Николаевна

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx91.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

ПРИНЯТО:                                                                                                              

на Педагогическом совете                                                         протокол № 1 от 30.08.2023 г.                                                                        

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Д/с № 11»

Полевая Т.В.

Приказ № 76/1 от 31.08.2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЩАЯ  ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

г. Коркино

2023г.

Содержание

Раздел программы

страница

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи

4

1.3.

Планируемые результаты освоения программы

6

II.

Содержательный раздел

2.1.

Интеграция образовательных областей

7

2.2.

Методы, формы и средства реализации программы

7

2.3.

Варианты взаимодействия с семьями воспитанников

10

2.4.

Учебно-тематический план

12

III.

Организационный раздел

3.1.

Организация образовательного процесса

13

3.2.

Материально-техническое оснащение программы

13

3.3

Методическое обеспечение программы

13-14

VI.

Приложения

1.

Календарно-тематическое планирование

15

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

          1.1. Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы

- детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН

3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

               1.2. Цели и задачи

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

Задачи реализации Программы:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение          к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • трудиться, работать и зарабатывать;
  • деньги, доходы;
  • покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • откладывать, копить, сберегать;
  • одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • планировать, экономить.
  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

   Программа составлена по образовательным областям: «социально- коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

  • разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
  • чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
  • знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

  • освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
  • освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

                                           2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Интеграция образовательных областей

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

2.2.Формы, методы и средства реализации Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини- постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные        (наблюдение,        просмотр        фильмов,        рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, экспериментирование и др.). Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной        деятельности        с        использованием информационноразвлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как

«социально-коммуникативное      развитие»,      «познавательное      развитие»,

«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,

«Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.

Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.

Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями.

Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друт с другом в разных видах деятельности;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

2.3.Варианты взаимодействия с семьями воспитанников

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.у детей финансовой культуры.

Взаимодейств ие с семьями

дошкольников и

социумом

Формы взаимодействия

Периодичность сотрудничества

Единое образовательное пространство

Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки

В течение года

Широкое информационное поле

 Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

 Помощь        в        создании        предметно- развивающей среды

По        мере

необходимости

Наблюдение        и контроль

  Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта

В течение года

                         

2.4.Учебно – тематический план

Организация образовательной деятельности

Старшая группа

Возраст воспитанников

5-6 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

14

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

29

Продолжительность занятий

25 минут

Учебный план

Тематика

Всего часов

1

 Без труда нет жизни на земле

4

2

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

4

3

 Покупаем, продаём и обмениваем

4

4

Тратим разумно, сберегаем и экономим

3

5

Учимся занимать и отдавать долги

3

6

 Учимся планировать

5

7

Богатство и бедность

4

8

Диагностика

2

ИТОГО

29 часов

Организация образовательной деятельности

В подготовительной группе

Возраст воспитанников

6-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

13

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Общее количество занятий в год

28

Продолжительность занятий

 30минут

Учебный план

Тематика

Всего часов

1

 Без труда нет жизни на земле

4

2

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

4

3

 Покупаем, продаём и обмениваем

3

4

Тратим разумно, сберегаем и экономим

3

5

Учимся занимать и отдавать долги

5

6

 Учимся планировать

3

7

Богатство и бедность

4

8

Диагностика

2

ИТОГО

28 часов

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация образовательного процесса

Программа реализуется в течение года (октябрь-апрель), состоит из 29 занятий в старшей группе и 28 занятий в подготовительной к школе группе, периодичность занятий 1 занятия в неделю, продолжительность занятий 25минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

-психологический        и        эмоциональный        комфорт        как        условие самореализации дошкольника;

-доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

  1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.

Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

  1. Методическое обеспечение Программы

Учебно-методические пособия

  1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
  4. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  5. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  6. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  7. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  8. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.
  9. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.
  10. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
  11. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса
  12. «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
  14. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
  15. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254

   Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

«Формирование финансовой грамотности

у детей старшей группы»

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы  проведения

1. Без труда нет жизни на земле - октябрь

1.

диагностика

2.

«Труд – основа  жизни»

(Мет. реком. Стр.9)

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда

Беседа, игра- соревнование «Мои  домашние обязанности»,         папка- передвижка «Наша              семья трудится»,       тематический стенд о труде

3.

Творческое занятие «Речевое» (мет. рек. стр.12)

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем

 

4.

«Чем пахнут ремесла?»

Формируем представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны- ноябрь

1.

«Как придумали             деньги?»

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за  проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Беседа, чтение, рассказ

2.

«Как        деньги попадают к нам в дом?» Трудовая денежка        всегда   крепка.

Труд и доходы.  Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые     деньги». Рассказ для  родителей «Отец и сын»

3

«Современный вид денег - пластиковая  карта».

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими  пользоваться, дать понятие код карты.

Игра с использованием макета банкомата.

4

Просмотр мультфильма

«Смешарики»

Формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни; Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.

3. Покупаем, продаём и обмениваем- декабрь

1.

 «Потребности        и желания»

Домашнее хозяйство, главные потребности                человека, желания и капризы. Соотносим        потребности, желания и возможности

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра

«Выбираем самое  важное»,

ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

2.

Мини-спектакль

«Желания Волчонка-Зубастика»

Различаем разницу между  желаниями и потребностями.            Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить?

Интерактивный  мини-спектакль

3.

«Где покупают и продают разные товары»

Торговые предприятия:      магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка

«Мы идём за покупками»

4.

 

С\Р игра -«Магазин»

Выработать у детей бережное и уважительное отношение к труду; Закрепить знания о профессиях; Напомнить детям о рациональности совершения покупок; Способствовать формированию навыков самопрезентации, рекламирования своей деятельности; Проследить воздействие рекламы; Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим -январь

1.

 «Тратим  разумно, экономим»

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Беседа,   чтение,   игра

«Деньги получил - ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем                                  бутербродную, закупаем товар»

2.

Мини-спектакль

«Хочу и могу»

Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания

«Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу».              Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению

Интерактивный  мини-спектакль

3.

«Художественно-эстетическое развитие»

Творческое занятие

«Наша мастерская»

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются                       посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски,

пластилин и пр.

5. Учимся занимать и отдавать долги- февраль

1.

«Занимаем и       одалживаем»

Знакомимся с понятиями: одалживать,        занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что- то взаймы на время

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем»

2

Чтение В. Осеевой «Долг»

Закрепить

Беседа по содержанию. Выполнение задания.

3

«Долг брать легко, да платить тяжело»

Развивать интерес к финансовой грамотности.

Просмотр мультфильма «Смешарики» (Уроки финансовой грамотности Нюша и платье»

6. Учимся планировать - март

1

 «Всё по плану!»

Знакомим с понятием план.

Объясняем важность составления планов. Закладываем        основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Игра «План на  следующий день», папка-передвижка «Мы планируем»,               беседа

3.

«Ставим цели»

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

4

Чтение Л. Стахович «План»

Беседа по содержанию. Выполнение задания.

5

Просмотр мульфильма «Смешарики»

Продолжать формировать финансовую грамотность

7. Богатство и бедность -апрель

1.

Апрель.

 «Жадность»

Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало

Читаем и обсуждаем рассказ        В.

Сухомлинского

«Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:

  • Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.
  • Сам потонет, а воды не даст.
  • Щедрый бедности не знает.
  • Щедрому весь мир родня.

Можно        провести мини-спектакль

«Щедрый бедности не знает»

2.

 «Творческое занятие: изображаем щедрость        и жадность»

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков,        лепки        из пластилина

Читаем о щедрости и  жадности и

изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков,

«Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина»           Эмма Мошковская

3.

Просмотр мультфильма

Продолжать формировать финансовую грамотность

4.

Диагностика

                                                                 

Календарно-тематическое планирование

«Формирование финансовой грамотности

у детей подготовительной группы»

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы  проведения

1. Без труда нет жизни на земле - октябрь

1.

Работать        и

зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение        за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!»,

Фотовыставка.

2.

Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда        используются человеком для себя или для продажи (товар)

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в        товар превращается», викторины                «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки

Все        профессии важны, все профессии нужны» угадай профессию по продукту труда.

3.

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем

4.

Мини-спектакль

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем        понятия: трудиться, работать и зарабатывать

Закрепляем        понятия: трудиться, работать и зарабатывать

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны- ноябрь

1.

Какие        бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Изо.

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование, чтение,        игра

«Нарисуем деньги для нашейгруппы», придумываем деньги для                группы,

тематический      стенд

«Какие деньги были и какими        стали (эволюция денег)»

2.

Как        деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка        всегда крепка

Труд        и        доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата

родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын»

3

Где живут деньги

Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр

Игра        «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк»

4

Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности

Продолжать формировать финансовую грамотность

3. Покупаем, продаём и обмениваем- декабрь

1.

 Стоимость и цена  товара

Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок:        затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается

стоимость товара», обсуждение

2.

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Творческо-трудовая

деятельность

3.

Выгодно-невыгод

но

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгод но-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как стариккорову продавал» - что может реклама, обсуждение

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим -январь

1.

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, папка-передвижка

«Мы        копим», обсуждение,                игра

«Копим и сберегаем»

2.

Мини-спектакль

«Мишкина копилка»

Закрепляем        понятия:

откладывать,                копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться        личными деньгами

Интерактивный

мини-спектакль

3.

Творческое занятие

«Наша мастерская»

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети        занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски,

пластилин и пр.

5. Учимся занимать и отдавать долги- февраль

1.

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку.

2

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаём, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Воспитываем

ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

  • Умей взять, умей и отдать!
  • Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.

В долг брать легко, а отдавать тяжело.

3

Мини-спектакль

«Долг        платежом красен»

Закрепляем        понятия: занимать, одалживать, долг, должник.

Интерактивный

мини-спектакль

4

с/ролевая игра

«Семья»

Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.

Учить занимать и отдавать долги в игре.

5

Просморт мультфильма «Смешарики»

Продолжать воспитывать финансовую грамотность

6. Учимся планировать - март

1

Сделал дело - гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща

Игра «Сделал дело - гуляйсмело», исследование,

ситуационные задачи, обсуждение

2.

Мини-спектакль

«Всё по плану!»

Закрепляем        понятия:        план, планировать

Интерактивный мини-спектакль

3.

Просмотр мультфильма по финансовой грамотности «Смешарики»

Продолжать воспитывать финансовую грамотность

7. Богатство и бедность -апрель

1.

Хочу купить всё!

Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя        купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке         сон

покупала»

2.

 Наше богатство

Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности,

милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать        целостную гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки«Бедные богатые», «Ум и богатство»

(абазинская народная сказка), конкурс проектов        «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

3.

Творческое занятие: изображаем

щедрость        и жадность

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков,        лепки        из пластилина

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков,        лепки        из пластилина

4.

Мини-спектакль

«Бережливые друзья»

Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками.

Интерактивный

мини-спектакль

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Примерный тематический план и игровые технологии к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа .

Примерный тематический план и игровые технологии к программе  «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа ....

Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе

Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе " ПРиключения Буратино в стране финансов"

Формирование у старших дошкольников финансовой культуры через решение проблемных ситуаций с использованием своего социального опыта...

конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе

занятие по развитию речи " Семейный бюджет"...