Рабочая программа по финансовой грамоте в подготовительной группе
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 91.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Д/с № 11» Полевая Т.В. Приказ № 76/1 от 31.08.2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
г. Коркино
2023г.
Содержание
Раздел программы | страница | |
I. | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи | 4 |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1. | Интеграция образовательных областей | 7 |
2.2. | Методы, формы и средства реализации программы | 7 |
2.3. | Варианты взаимодействия с семьями воспитанников | 10 |
2.4. | Учебно-тематический план | 12 |
III. | Организационный раздел | |
3.1. | Организация образовательного процесса | 13 |
3.2. | Материально-техническое оснащение программы | 13 |
3.3 | Методическое обеспечение программы | 13-14 |
VI. | Приложения | |
1. | Календарно-тематическое планирование | 15 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы
- детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Нормативное обоснование Программы:
Федеральные законы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН
3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
1.2. Цели и задачи
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Программа составлена по образовательным областям: «социально- коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Интеграция образовательных областей
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчѐтливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
2.2.Формы, методы и средства реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини- постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование и др.). Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационноразвлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как
«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,
«Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.
Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
- активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друт с другом в разных видах деятельности;
- предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2.3.Варианты взаимодействия с семьями воспитанников
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.у детей финансовой культуры.
Взаимодейств ие с семьями дошкольников и социумом | Формы взаимодействия | Периодичность сотрудничества |
Единое образовательное пространство | Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки | В течение года |
Широкое информационное поле | Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий | Не реже 1 раза в месяц |
Создание условий | Помощь в создании предметно- развивающей среды | По мере необходимости |
Наблюдение и контроль | Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта | В течение года |
2.4.Учебно – тематический план
Организация образовательной деятельности
Старшая группа
Возраст воспитанников | 5-6 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 14 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Общее количество занятий в год | 29 |
Продолжительность занятий | 25 минут |
Учебный план
№ | Тематика | Всего часов |
1 | Без труда нет жизни на земле | 4 |
2 | Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны | 4 |
3 | Покупаем, продаём и обмениваем | 4 |
4 | Тратим разумно, сберегаем и экономим | 3 |
5 | Учимся занимать и отдавать долги | 3 |
6 | Учимся планировать | 5 |
7 | Богатство и бедность | 4 |
8 | Диагностика | 2 |
ИТОГО | 29 часов |
Организация образовательной деятельности
В подготовительной группе
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 13 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Количество занятий в месяц | 4 |
Общее количество занятий в год | 28 |
Продолжительность занятий | 30минут |
Учебный план
№ | Тематика | Всего часов |
1 | Без труда нет жизни на земле | 4 |
2 | Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны | 4 |
3 | Покупаем, продаём и обмениваем | 3 |
4 | Тратим разумно, сберегаем и экономим | 3 |
5 | Учимся занимать и отдавать долги | 5 |
6 | Учимся планировать | 3 |
7 | Богатство и бедность | 4 |
8 | Диагностика | 2 |
ИТОГО | 28 часов |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация образовательного процесса
Программа реализуется в течение года (октябрь-апрель), состоит из 29 занятий в старшей группе и 28 занятий в подготовительной к школе группе, периодичность занятий 1 занятия в неделю, продолжительность занятий 25минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
-психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;
-доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.
Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.
Методическое обеспечение Программы
Учебно-методические пособия
- Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
- - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
- Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.
- Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.
- Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
- Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса
- «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
- Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
- Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
«Формирование финансовой грамотности
у детей старшей группы»
№ | Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения |
1. Без труда нет жизни на земле - октябрь | |||
1. | диагностика | ||
2. | «Труд – основа жизни» (Мет. реком. Стр.9) | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда | Беседа, игра- соревнование «Мои домашние обязанности», папка- передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде |
3. | Творческое занятие «Речевое» (мет. рек. стр.12) | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем
|
4. | «Чем пахнут ремесла?» | Формируем представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон». | Понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. |
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны- ноябрь | |||
1. | «Как придумали деньги?» | Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг) | Беседа, чтение, рассказ |
2. | «Как деньги попадают к нам в дом?» Трудовая денежка всегда крепка. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын» |
3 | «Современный вид денег - пластиковая карта». | Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. | Игра с использованием макета банкомата. |
4 | Просмотр мультфильма «Смешарики» | Формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни; Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников. | |
3. Покупаем, продаём и обмениваем- декабрь | |||
1. | «Потребности и желания» | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение |
2. | Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? | Интерактивный мини-спектакль |
3. | «Где покупают и продают разные товары» | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками» |
4. |
С\Р игра -«Магазин» | Выработать у детей бережное и уважительное отношение к труду; Закрепить знания о профессиях; Напомнить детям о рациональности совершения покупок; Способствовать формированию навыков самопрезентации, рекламирования своей деятельности; Проследить воздействие рекламы; Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм. | |
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим -январь | |||
1. | «Тратим разумно, экономим» | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» |
2. | Мини-спектакль «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению | Интерактивный мини-спектакль |
3. | «Художественно-эстетическое развитие» Творческое занятие «Наша мастерская» | Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи | Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. |
5. Учимся занимать и отдавать долги- февраль | |||
1. | «Занимаем и одалживаем» | Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что- то взаймы на время | Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем» |
2 | Чтение В. Осеевой «Долг» | Закрепить | Беседа по содержанию. Выполнение задания. |
3 | «Долг брать легко, да платить тяжело» | Развивать интерес к финансовой грамотности. | Просмотр мультфильма «Смешарики» (Уроки финансовой грамотности Нюша и платье» |
6. Учимся планировать - март | |||
1 | «Всё по плану!» | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время | Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа |
3. | «Ставим цели» | Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели | Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд |
4 | Чтение Л. Стахович «План» | Беседа по содержанию. Выполнение задания. | |
5 | Просмотр мульфильма «Смешарики» | Продолжать формировать финансовую грамотность | |
7. Богатство и бедность -апрель | |||
1. | Апрель. «Жадность» | Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает» |
2. | «Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность» | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина | Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская |
3. | Просмотр мультфильма | Продолжать формировать финансовую грамотность | |
4. | Диагностика |
Календарно-тематическое планирование
«Формирование финансовой грамотности
у детей подготовительной группы»
№ | Занятие | Содержание занятия | Формы и методы проведения |
1. Без труда нет жизни на земле - октябрь | |||
1. | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.) | Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», Фотовыставка. |
2. | Все работы хороши, выбирай на вкус | Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар) | Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки Все профессии важны, все профессии нужны» угадай профессию по продукту труда. |
3. | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем |
4. | Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать |
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны- ноябрь | |||
1. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся Изо. | Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка | Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашейгруппы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)» |
2. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын» |
3 | Где живут деньги | Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр | Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк» |
4 | Просмотр мультфильмов по финансовой грамотности | Продолжать формировать финансовую грамотность | |
3. Покупаем, продаём и обмениваем- декабрь | |||
1. | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
2. | Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Творческо-трудовая деятельность |
3. | Выгодно-невыгод но | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгод но-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как стариккорову продавал» - что может реклама, обсуждение |
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим -январь | |||
1. | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно | Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем» |
2. | Мини-спектакль «Мишкина копилка» | Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини-спектакль |
3. | Творческое занятие «Наша мастерская» | Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи | Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. |
5. Учимся занимать и отдавать долги- февраль | |||
1. | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку. |
2 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаём, что если взял что- то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство | Обсуждаем русские пословицы:
В долг брать легко, а отдавать тяжело. |
3 | Мини-спектакль «Долг платежом красен» | Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник. | Интерактивный мини-спектакль |
4 | с/ролевая игра «Семья» | Развить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм. Учить занимать и отдавать долги в игре. | |
5 | Просморт мультфильма «Смешарики» | Продолжать воспитывать финансовую грамотность | |
6. Учимся планировать - март | |||
1 | Сделал дело - гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща | Игра «Сделал дело - гуляйсмело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение |
2. | Мини-спектакль «Всё по плану!» | Закрепляем понятия: план, планировать | Интерактивный мини-спектакль |
3. | Просмотр мультфильма по финансовой грамотности «Смешарики» | Продолжать воспитывать финансовую грамотность | |
7. Богатство и бедность -апрель | |||
1. | Хочу купить всё! | Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» |
2. | Наше богатство | Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность | Читаем и обсуждаем сказки«Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи |
3. | Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина |
4. | Мини-спектакль «Бережливые друзья» | Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками. | Интерактивный мини-спектакль |
Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
Примерный тематический план и игровые технологии к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа .
Примерный тематический план и игровые технологии к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников» младшая группа ....
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе...
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в подготовительной группе
обучение грамоте...
Конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе " ПРиключения Буратино в стране финансов"
Формирование у старших дошкольников финансовой культуры через решение проблемных ситуаций с использованием своего социального опыта...
конспект занятия по финансовой грамоте в подготовительной группе
занятие по развитию речи " Семейный бюджет"...