Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
по формированию основ финансовой грамотности
на тему:
«Обучение Буратино финансовой грамотности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_s_buratino.docx | 102.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №1 «Белоснежка»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
по формированию основ финансовой грамотности
на тему:
«Обучение Буратино финансовой грамотности»
Подготовила:
Воспитатель
I квалификационной категории
МАДОУ №1 «Белоснежка»
А.О. Кондрашова
г. Шарыпово
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:
-развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
-сформировать представления о расходах и доходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
-сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях, помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формировать разумное отношение к расходованию денег.
Развивающие:
Развивать умения определять жизненно важные потребности человека.
-закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление:
Воспитательные:
-воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться.
-воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно; развивать конструктивное мышление.
-создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Используемые методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: «купюра», «банкнота», «монета».
Материалы к занятию: аудиозапись песенки «Денежки – монетки», разрезные карточки с изображением монет, купюр, картинки «потребности», схема: «кошелек»-оригами, листы цветной бумаги А-4 на каждого ребенка, коробочка с сюрпризом для детей (шоколадные монетки-медальки).
Организационный момент.
Ход. Ритуал приветствия.
Дети становятся в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Воспитатель. Ребята к нам еще кто-то сегодня пришел, отгадайте загадку и узнаете кто это. Дети отгадывают загадку
Это что за очень странный Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)
Воспитатель: правильно, ребята. Это Буратино.
Появляется буратино (персонаж)
Буратино: здравствуйте, ребята!
Воспитатель: здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, а что у тебя в руках?
Буратино: деньги.
Воспитатель: ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Буратино: да, ну. Деньги - это деньги.
Воспитатель: Буратино, для чего тебе нужны деньги?
Буратино: я хочу купить азбуку.
Воспитатель: дети, давайте, расскажем Буратино для чего нужны деньги. (поднимаем руку и отвечаем)
Дети: (ответы детей)
-деньги нужны для покупки продуктов питания;
-деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
-деньги нужны для оплаты развлечений;
-деньги нужны для покупки одежды;
-деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
-деньги нужны для покупки подарков.
Воспитатель: правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить можно? (Нет, невозможно.)
-А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)
- Деньги счет любят.
- Без хозяина — деньги черепки.
- Деньги к деньгам.
- Не было ни гроша, да вдруг алтын.
- Без копейки рубля не бывает.
- Деньги нужны, чтобы их тратить.
- На дырявый кошелек денег не наберешься.
- По доходу и расход.
- Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а ещё деньги бывают разные. Ребята, а что за деньги у Буратино? (монеты), а какие ещё бывают?
Воспитатель: а, сейчас, мы с вами поиграем в словесную игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Буратино, слушай внимательно и запоминай.
Монета круглая, а банкнота…
Банкнота бумажная, а монета…
Монета звенит, а банкнота…
Монета металлическая, а банкнота…
- Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся, как называется наша валюта?
(ответы детей) (рубли)
Буратино: теперь я знаю признаки денег, но у меня получается только монеты, а какие не знаю, и вы ещё говорили про банкноты, что это за такие деньги?
Воспитатель: Ребята, давайте Буратино не только расскажем, но и покажем, как выглядят и какие бывают банкноты или по-другому можно как сказать? (купюры). Для этого нам с вами нужно разделиться на 3 команды, каждый подойдет ко мне и возьмет себе монетку и подойдет к столу с такой же монеткой, тот у кого монетка окажется цветная тот будет посыльный у команды.
Вам нужно собрать пазлы и каждой команде рассказать Буратино какие деньги у вас получились чтоб он лучше запомнил и знал. Как команда выполнит задание, сделать нужно руками домик над головой. (ответ посыльных).
Буратино: ура, теперь я всё знаю про деньги. И что за деньги можно всё купить.
Воспитатель: дети, вы согласны с Буратино, всё можно купить за деньги или нет?
Дети: нет.
Воспитатель: что нельзя купить за деньги?
Дети: ответы детей
-За деньги нельзя купить дружбу;
- за деньги нельзя купить уважение;
- за деньги нельзя купить любовь;
- за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
- за деньги нельзя купить общение с природой.
Буратино: а на, что же мне можно деньги потратить?
Воспитатель: давайте, расскажем Буратино, на, что нужно тратить деньги в первую очередь.
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Буратино: спасибо, ребята. А, почему я должен на это тратить свои деньги? Ведь я хочу купить пирожное, мороженое, хочу сходить в театр, и азбуку купить.
Воспитатель: Буратино, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно важные потребности, которые называются «надо», а твои потребности — это просто «хочу» без которых можно обойтись. Дети, расскажите Буратино, что такое жизненно важные потребности?
Дети: жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить. Воспитатель: Буратино, смотри и запоминай, дети тебе всё покажут и расскажут. Ребята, сейчас будем выбирать карточки с изображением жизненно важных потребностей-которые «надо» каждому человеку.
(Работа детей у доски подходят по очереди)
Воспитатель: Назовите жизненно важные потребности человека?
Дети: пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.
Воспитатель: Буратино, ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь.
Буратино: да, спасибо, я понял и даже запомнил. Это –пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.
Ребята давайте немного отдохнем.
Физ. минутка под музыку «Деньги-лепесточки»
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?
Буратино: конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт, но откуда он берет я не знаю. Подскажите мне ребята.
Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.
Дети: -мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
-бабушка и дедушка получают пенсию;
-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: ребята, а как это всё вместе называется?
Дети: семейный бюджет -.
Воспитатель: скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: это подсчёт доходов и расходов
Буратино: О, доходы, расходы, я первый раз услышал об этом, а что такое доход?
Дети: доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Буратино: что такое расход?
Дети: расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Буратино: Вот теперь мне понятно откуда у Папы Карло появляются деньги и как он ими распоряжается.
Воспитатель: а, сейчас, ребята, предлагаю поиграть вместе с Буратино.
Игра называется «Доход- расход».
Если ситуация, которую я вам назову означает доход, то вы будете хлопать в ладоши, если – расход, то вы будете топать.
-Покупка хлеба в магазине;
-оплата коммунальных услуг;
-папа получил премию;
-дедушка выиграл лотерею;
-поездка на море;
-ремонт квартиры;
-бабушка получила пенсию;
-покупка игрушек;
-мама получила заработную плату.
Воспитатель: Буратино мы с ребятами помогли тебе разобраться откуда берутся и на что в первую очередь нужно тратить деньги в семье?
Буратино: Да, а то я всегда думал откуда у папы Карло деньги берутся. Спасибо вам! Пойду закапаю их чтоб они не потерялись, ведь папа Карло зарабатывает трудом и жалко будет если я их потеряю.
Воспитатель: Ребята правильно говорит Буратино? чтобы деньги не потерять, куда нужно их класть? (в кошелёк.)
Буратино: а у меня нет кошелька.
Воспитатель: Буратино, не расстраивайся, ребята, как мы сможем помочь Буратино? (ответы).
Воспитатель: Проходите за столы сделаем кошелек-оригами.
Ребята, перед тем как начать работу с бумагой, мы разомнем наши руки – чтобы пальчики были послушными.
Пальчиковая разминка «Ладошки».
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздоровались с ним сильно,
И вытягивать начну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Показ-объяснение.
Приступайте к работе. Самостоятельная деятельность детей.
(Дети делают кошелёк из бумаги по схеме.)
Буратино: спасибо, вам, ребята. Я положу монеты в кошелёк и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!
Дети: до свидания, Буратино!
Рефлексия.
Итог деятельности
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Как мы Буратино помогали?
Воспитатель: чему, мы обучили Буратино?
Дети: мы обучили Буратино финансовой грамотности.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы много чего знаете о финансовой грамотности я очень рада. Ребята, посмотрите, нам Буратино оставил какую-то коробочку. Давайте, посмотрим, что в ней лежит? (воспитатель открывает коробочку в ней шоколадные монеты) Это Буратино благодарит нас за знания в мире экономики, с которыми мы его познакомили. (Воспитатель предоставляет детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.) Ребята, а сейчас посмотрите на телевизор, на экране смайлики и пальчики, если вам понравилось занятие и не вызывало трудностей покажите 5 пальцев, если были небольшие трудности, покажите 3 пальца, а если совсем было сложно и не понравилось покажите 1 палец.
Ритуал окончания.
-А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание-
Никогда не унывать
И друг другу помогать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».
Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по формирование основ безопасности жизнедеятельности на тему: Тема: «Опасные предметы».
Основная цель: формирование представлений о потенциально опасных предметах в быту.Задачи:Образовательные:-закреплять у детей представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их на...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»
Цель:расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность. Задачи:Образовательные:познакомить детей с природными явлениями (вулканы, кру...
Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Тема: «Моя дружная семья»
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Возрастная гр...
Конспект " Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей
Конспект "Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...
Непосредствено образовательная деятельность в старшей группе по формированию предпосылок финансовой грамотности "Все работы хороши..."
Для того, чтобы начать изучать финансовую грасотность, необходимо начинать её с самых азов, то есть благодаря чему человек может зарабатывать деньги. Конечно же это получение п...
Конспект образовательной деятельности в средней группе по формированию основ финансовой грамотности «Для чего нужна копилка»
Конспект образовательной деятельности в средней группе по формированию основ финансовой грамотности«Для чего нужна копилка»...