Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности на тему: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

по формированию основ финансовой грамотности

на тему:

«Обучение Буратино финансовой грамотности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_s_buratino.docx102.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №1 «Белоснежка»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

по формированию основ финансовой грамотности

на тему:

«Обучение Буратино финансовой грамотности»

Подготовила:

Воспитатель

I квалификационной категории

МАДОУ №1 «Белоснежка»

А.О. Кондрашова

г. Шарыпово

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике:

-развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

-сформировать представления о расходах и доходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

-сформировать        первоначальное        представление        о        различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях, помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

-способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

-формировать разумное отношение к расходованию денег.

Развивающие:

Развивать умения определять жизненно важные потребности человека.

-закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

Формировать        коммуникативно-экономическую        грамотность,        развивать экономическое мышление:

Воспитательные: 

-воспитывать        социально-нравственные        качества:        бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться.

-воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно; развивать конструктивное мышление.

-создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Используемые методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: «купюра», «банкнота», «монета».

Материалы к занятию: аудиозапись песенки «Денежки – монетки», разрезные карточки с изображением монет, купюр, картинки «потребности», схема: «кошелек»-оригами, листы цветной бумаги А-4 на каждого ребенка, коробочка с сюрпризом для детей (шоколадные монетки-медальки).

Организационный момент. 

Ход. Ритуал приветствия.

Дети становятся в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!!! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Воспитатель. Ребята к нам еще кто-то сегодня пришел, отгадайте загадку и узнаете кто это. Дети отгадывают загадку

Это что за очень странный Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)

Воспитатель: правильно, ребята. Это Буратино.

Появляется буратино (персонаж)

Буратино: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, а что у тебя в руках?

Буратино: деньги.

Воспитатель: ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.

Буратино: да, ну. Деньги - это деньги.

Воспитатель: Буратино, для чего тебе нужны деньги?

Буратино: я хочу купить азбуку.

Воспитатель: дети, давайте, расскажем Буратино для чего нужны деньги. (поднимаем руку и отвечаем)

Дети: (ответы детей)

-деньги нужны для покупки продуктов питания;

-деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

-деньги нужны для оплаты развлечений;

-деньги нужны для покупки одежды;

-деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

-деньги нужны для покупки подарков.

Воспитатель: правильно,        деньги нужны        в        современном        мире, без        них прожить можно? (Нет, невозможно.) 

-А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)

  • Деньги счет любят.
  • Без хозяина — деньги черепки.
  • Деньги к деньгам.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Без копейки рубля не бывает.
  • Деньги нужны, чтобы их тратить.
  • На дырявый кошелек денег не наберешься.
  • По доходу и расход.

 - Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о деньгах, а ещё деньги бывают разные. Ребята, а что за деньги у Буратино? (монеты), а какие ещё бывают?

Воспитатель: а, сейчас, мы с вами поиграем в словесную игру, которая называется        «Дополни».        Я        называю        признак монеты,        а вы        называете противоположный        признак банкноты        и        наоборот. Буратино,        слушай внимательно и запоминай.

Монета круглая, а банкнота…

Банкнота бумажная, а монета…

 Монета звенит, а банкнота…

Монета металлическая, а банкнота…

- Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся, как называется наша валюта?
(ответы детей) (рубли)

Буратино: теперь я знаю признаки денег, но у меня получается только монеты, а какие не знаю, и вы ещё говорили про банкноты, что это за такие деньги?  

Воспитатель: Ребята, давайте Буратино не только расскажем, но и покажем, как выглядят и какие бывают банкноты или по-другому можно как сказать? (купюры). Для этого нам с вами нужно разделиться на 3 команды, каждый подойдет ко мне и возьмет себе монетку и подойдет к столу с такой же монеткой, тот у кого монетка окажется   цветная      тот будет посыльный у команды.

Вам нужно собрать пазлы и каждой команде рассказать Буратино какие деньги у вас получились чтоб он лучше запомнил и знал. Как команда выполнит задание, сделать нужно руками домик над головой. (ответ посыльных).

Буратино: ура, теперь я всё знаю про деньги. И что за деньги можно всё купить.

Воспитатель: дети, вы согласны с Буратино, всё можно купить за деньги или нет?

Дети: нет.

Воспитатель: что нельзя купить за деньги?

Дети: ответы детей

-За деньги нельзя купить дружбу;

-        за деньги нельзя купить уважение;

-        за деньги нельзя купить любовь;

-        за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

-        за деньги нельзя купить общение с природой.

Буратино: а на, что же мне можно деньги потратить?

Воспитатель: давайте, расскажем Буратино, на, что нужно тратить деньги в первую очередь.

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Буратино: спасибо, ребята. А, почему я должен на это тратить свои деньги? Ведь я хочу купить пирожное, мороженое, хочу сходить в театр, и азбуку купить.

Воспитатель: Буратино, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно важные потребности, которые называются «надо», а твои потребности — это просто «хочу» без которых можно обойтись. Дети, расскажите Буратино, что такое жизненно важные потребности?

Дети: жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить. Воспитатель: Буратино, смотри и запоминай, дети тебе всё покажут и расскажут. Ребята, сейчас будем выбирать карточки с изображением жизненно важных потребностей-которые «надо» каждому человеку.

(Работа детей у доски подходят по очереди)

Воспитатель: Назовите жизненно важные потребности человека?

Дети: пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.

Воспитатель: Буратино, ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь.

Буратино: да, спасибо, я понял и даже запомнил. Это –пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.

Ребята давайте немного отдохнем.

Физ. минутка под музыку «Деньги-лепесточки»

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт, но откуда он берет я не знаю. Подскажите мне ребята.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети: -мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: ребята, а как это всё вместе называется?

Дети: семейный бюджет -.

Воспитатель: скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: это подсчёт доходов и расходов

Буратино: О, доходы, расходы, я первый раз услышал об этом, а что такое доход?

Дети: доход        -        это        деньги        или        материальные        ценности,        полученные        в результате работы.

Буратино: что такое расход?

Дети: расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Буратино: Вот теперь мне понятно откуда у Папы Карло появляются деньги и как он ими распоряжается.

Воспитатель: а, сейчас, ребята, предлагаю поиграть вместе с Буратино.

Игра называется «Доход- расход».

Если ситуация, которую я вам назову означает доход, то вы будете хлопать в ладоши, если – расход, то вы будете топать.

-Покупка хлеба в магазине;

-оплата коммунальных услуг;

-папа получил премию;

-дедушка выиграл лотерею;

-поездка на море;

-ремонт квартиры;

-бабушка получила пенсию;

-покупка игрушек;

-мама получила заработную плату.

Воспитатель: Буратино мы с ребятами помогли тебе разобраться откуда берутся и на что в первую очередь нужно тратить деньги в семье?

Буратино: Да, а то я всегда думал откуда у папы Карло деньги берутся. Спасибо вам! Пойду закапаю их чтоб они не потерялись, ведь папа Карло зарабатывает трудом и жалко будет если я их потеряю.

Воспитатель: Ребята правильно говорит Буратино?  чтобы деньги не потерять, куда нужно их класть?  (в кошелёк.)

Буратино: а у меня нет кошелька.

Воспитатель: Буратино, не расстраивайся, ребята, как мы сможем помочь Буратино? (ответы).

Воспитатель: Проходите за столы сделаем кошелек-оригами.

Ребята, перед тем как начать работу с бумагой, мы разомнем наши руки – чтобы пальчики были послушными.

Пальчиковая разминка «Ладошки». 

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздоровались с ним сильно,

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

 Показ-объяснение.

Приступайте к работе. Самостоятельная деятельность детей.

(Дети делают кошелёк из бумаги по схеме.)

Буратино: спасибо, вам, ребята. Я положу монеты в кошелёк и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: до свидания, Буратино!

Рефлексия.

Итог деятельности

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Как мы Буратино помогали?

Воспитатель: чему, мы обучили Буратино?

Дети: мы обучили Буратино финансовой грамотности.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы много чего знаете о финансовой грамотности я очень рада. Ребята, посмотрите, нам Буратино оставил какую-то коробочку. Давайте, посмотрим, что в ней лежит? (воспитатель открывает коробочку в ней шоколадные монеты) Это Буратино благодарит нас за знания в мире экономики, с которыми мы его познакомили. (Воспитатель предоставляет детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.) Ребята, а сейчас посмотрите на телевизор, на экране смайлики и пальчики, если вам понравилось занятие и не вызывало трудностей покажите 5 пальцев, если были небольшие трудности, покажите 3 пальца, а если совсем было сложно и не понравилось покажите 1 палец.

Ритуал окончания.

-А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание-

Никогда не унывать

И друг другу помогать!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по формирование основ безопасности жизнедеятельности на тему: Тема: «Опасные предметы».

Основная цель: формирование представлений о потенциально опасных предметах в быту.Задачи:Образовательные:-закреплять у детей представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их на...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экспериментально - исследовательская деятельность в ДОУ на тему «Природные явления»

Цель:расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность. Задачи:Образовательные:познакомить детей с природными явлениями (вулканы, кру...

Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Тема: «Моя дружная семья»

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Возрастная гр...

Конспект НОД «Деньги» в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей

Конспект НОД «Деньги» в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...

Конспект " Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей

Конспект "Путешествие Девочки-Монеточки" в старшей группе по формированию основ финансовой грамотности детей...