Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе : "Найди клад"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramot.v_starshey_gruppe_zvezdochki_kultyaeva.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 1 »
г. Ртищево Саратовской области»
(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево)
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности
в старшей группе «Звездочки»:
«Квест- игра «Найди клад»»
Воспитатель :
Культяева Екатерина Алексеевна
г. Ртищево
2024год
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Звездочки»: «Квест- игра «Найди клад»».
Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Учить решать логические задачи путем коллективного обсуждения (через обсуждение ситуаций «как поступить»)
-применять первичные экономические знания на практике.
-познакомить с понятиями: «купюра», «монета», «номинал»;
-способствовать формированию коммуникативных отношений;
-закрепить с детьми понятие «деньги»;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- развивать познавательный интерес, мышление, внимание, коммуникативные качества, речевую активность;
-пополнять словарный запас понятиями «купюра», «монета», «номинал».
Воспитывающие:
- воспитывать у детей умение применять на практике полученные знания по финансовой грамотности;
-воспитывать личностные качества: чувство ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде;
-воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.
- продолжать воспитывать интерес к играм и логическим заданиям;
Оборудование: бутылка с картой-схемой;кошелек; карточки с изображением купюр разных стран; бумажные ключи; книга сказок, иллюстрации к сказкам; сундучок с сокровищами; монетки – шоколадки по количеству детей
Предварительная работа: рассматривание альбома («Купюры и монеты», Игра в лото «Магазин», беседа «Покупки нужные и желаемые», загадки, чтение детской литературы.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Дети входят в группу.
Воспитатель:Ребята, давайте сейчас поздороваемся друг с другом и с гостями,которые сегодня присутствуют у нас. А для этого встанем в круг.
- Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Обращаю внимание на бутылку с посланием,которая стоит на столе.
_Ой ,ребята,посмотрите кто- то оставил нам бутылку,а в ней какая- то бумага. Как вы думаете,кто таким образом отправляет письма и послания?(таким образом письма отправляют пираты).Да,верно,пираты .
Достаю лист бумаги:
-Ребята!Да это же карта сокровищ!Как здорово!На ней изображен клад,который мы сможем найти и открыть ,если выполним с вами различные задания на каждом острове и получим за них ключи.Видимо ,какой-то добрый пират хочет ,чтобы мы отыскали этот клад!Хотите отправиться в увлекательное путешествие?
(Хотим).Тогда в путь!
II Основная часть
Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.
- Ребята ,посмотрите на карту -схему, на ней изображено несколько островов, и они обозначены определенным символом.какой же это знак?(изображен денежный знак)
Итак, мы приплыли на Первый остров «Денежный». Посмотрите символ сдесь– это деньги. Давайте посмотрим, есть ли здесь какое-либо задание. Где обычно могут находиться деньги? Да, в кошелке.(Находим в кошельке задание.)
Задание № 1
- здесь написано: «Чтоб получить ключ нам нужно ответить на вопросы.» Проходите на стулья и начнем!
- Чтобы что-то купить в магазине, нужно за товар, что сделать? (за товар нужно заплатить)
- Чем мы платим за товар? (за товар мы платим деньгами)
- Правильно, а вы знаете, как появились деньги? (Давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом)
- Давным –давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашние животные и шкуры животных менялись на украшения из ракушек и других красивых камней. Это называлось –Натуральный обмен. Как вы думаете, удобно это было? (нет,это не удобно)
-Верно, и тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые они назвали – деньгами.
-Вы знаете какие бывают деньги?из чего они могут быть сделаны? (деньги бывают металлические и бумажные).
-Хорошо, а как называются металлические деньги? (метал.деньги назыв.монеты)
-Правильно. Как называют бумажные деньги? (бумаж.деньги назыв.купюры)
- Ребята,подойдите и посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. (дети рассматривают изображение валюты на столе)
- У каждого государства свои деньги. Деньги других разных стран называются Валюта.
- А в какой стране мы живём?(Мы живем в России) .Как называются деньги нашей страны? (Деньги нашей страны называются российскими рублями)
Молодцы,ребята.И вот для вас еще задание на этом острове:
Задание № 2-Найдите деньги только те, на которых изображены российские рубли.
Ребята,как вы думаете,от какого слова произошло слово Рубль?
(- Слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.)
А металическая монета –КОПЕЙКА почему так называется?( Ее так назвали из-за того, что на монете изображен всадник с копьем.)
- Правильно. Молодцы! Ребята, а вы видели, что на каждой купюре написаны цифры? (да)что это?(стоимость,цена) По другому, говорят, «номинал». (Ответ детей).
-Номинал -это стоимость монеты или купюры. Давайте повторим вместе. (Дети повторяют понятие номинал)
-Я буду показывать вам купюры, а вы мне ответите какой номинал у этих купюр.
(Воспитатель показывает детям купюры с номиналом 10, 50, 100, 500, 1000, 2000, 5000 рублей)
-Молодцы! Вы ответили на все вопросы, и заработали первый ключ.
Достаю ключ из кошелька. Теперь, мы можем отправиться на следующий остров.
Подходим к карте-схеме. как вы думаете, под какой цифрой следующий остров?
Да, следующий остров по цифрой 2 и называется он:…..? («Сказки»)
Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.Затем проходят к мольбету с каринками и встают полукругом перед ним.
-В этом задании нам предлагают ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на мольберте и показать эту иллюстрацию к сказке.
Задание № 2
1. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
3. Какой сказочный герой выполнял все желания Емели? (По щучьему велению)
4. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)
5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
6. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
7. Какое сказочное животное умело изготавливать драгоценны камни простым ударом копыта? (серебряное копытце).А золотые монеты?(Золотая Антилопа)
А где же ключик? (в книге)
В книге лежит ключик, дети его находят.
- Молодцы! Еще один ключ у нас.
Двигательная игра «Покупки».А теперь немного передохнем.
Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
Подойдем к карте и посмотрим, какой же следующий остров нас ждет.
-Третий остров «Бюджетный», и мы отправляемся дальше на поиски знаний!
Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.
Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? (ответы детей)
- Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет. Так что же такое семейный бюджет? (сем.бюджет –это накопления,копилка всей семьи)
- Да, верно, это «кошелёк» или «копилка» всей семьи.
- А откуда в семьях берутся деньги? (заплату получают мамы и папы)
- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? (пенсию получают)
- А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? (степендию)
- Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом. Все деньги, которые получает семья, называются Доходы семьи. Давайте скажем вместе - Доходы
- Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги берутся и тратятся, расходуются, верно?
- На что тратят деньги в семье? (тратятся на еду,одежду,квартиру)
- Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар или услугу. И когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходом семьи, повторим вместе - Расходы
- В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет.
- Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы
И для вас задание:
Игра «Доход или Расход»
Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.
- Мама с папой получили зарплату…. (доход)
- Мама заплатила за детский сад…. (расход)
- Бабушка купила конфеты…. (расход)
- Дедушка получил пенсию (доход)
- Вы купили билеты в кино…. (расход)
- Мама выиграла в лотерею … (доход)
- Вам купили новую игрушку… (расход)
- Мама заплатила за коммунальные услуги (свет, газ, вода)… (расход)
- Вам подарили деньги на день рождение… (доход)
- Вы потеряли кошелек… (расход)
- Вы нашли на улице 100 рублей… (доход)
- Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)
- Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.
- Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи?
Игра «Бюджет» (работа в подгруппах)
Ребята, давайте разделимся на две команды - «семьи Каждой «семье» - команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов
- Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Родители получили зарплату, бабушка с дедушкой получили пенсию, старший брат получил стипендию. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.
Сектор «Квартплата». В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4свободных кружка для оплаты.
Сектор «Питание». В секторе: продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.
Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Сектор «Развлечения». В секторе: «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Сектор «Игрушки». В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты. Сектор «Сюрприз» -1свободный кружочек
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда.)
Где же третий ключ?(В кошельке красномдети находит ключ)
Молодцы,Ребята,пройдем к нашей карте.Какой следующий остров?
Четвертый остов «Загадочный»
Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.
Дети садятся на стулья
На столе лежит записка (Папка)
-Добрый день умники и умницы! Вам такое задание: разгадать мои загадки, справитесь? (ответ детей, хорошо давайте проверим).
1. Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами. (Кошелек)
2. Мы кладем их не в платок
Мы кладем их в кошелек (деньги)
3. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
4. Коль трудился круглый год
Будет кругленьким (доход)
5. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
6. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
7. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату).
8Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
9. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
-Ну что ребята, думаю, с заданием мы справились ищем ключик (воспитатель достает последний ключ,который находится в папке с загадками).
Давайте, ребята, отдохнем, поиграем.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Я буду кошельком,а вы монетками.выбегайте от меня на середину и вставайте вкруг,держась за руки.
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.(подбежать к кошельку)
Отправляемся к нашей карте.
И так ребята остался последний пятый остров ,и мы на нем должны найти клад. Посмотрите, как обозначен клад на карте?(изображен сундук) а теперь найдите его на острове?(Дети ищут клад).
После того как дети принесут сундук, воспитатель обнаруживает записку:
-Ребята,посмотрите ,к сундуку приложена записка…в ней написано, что много- много смельчаков не могли открыть сундук, все потому, что нужно собрать все 4 ключа.
Давайте, посчитаем, сколько ключей заработали мы. (Дети приходят к выводу, что собрали все ключи, воспитатель через щель в сундуке кладет внутрь все ключи и открывает крышку сундука, показывает содержимое.)
(Воспитатель показывает детям монеты-шоколадки)(не раздавать сразу)
-А теперь возвращаемся к себе в группу
Под Музыку строимся в круг и изображаем,что плывем.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
-Молодцы! Скажите, вам понравилась наша игра?
-Что мы с вами искали?(мы искали клад)
-А как называют людей, которые ищут клад?(таких людей называют кладоискатели)
-Так мы с вами кто сегодня были?
-Скажите, как называются металлические деньги?
-А как называются бумажные деньги?
-А у нас в России? Молодцы!
- Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами давайте поделимся с нашими гостями (дети вручают гостям «золотые» монетки – талисманы на удачу в финансах)
Влючить фоновую музыку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе «Найди клад»
Аннтотация к игре "Найди клад"...
Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе «Найди клад»
Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе «Найди клад»...
Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе "Путешествие в страну Финансия"
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Метляева А.А. «Путешествие в «Страну Финансия»». Цель: Формирование основ финансовой грамотности у дете...
Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги, денежки, деньжата»
Цель: закрепление знаний о специальных знаках на купюрах, валюте, ознакомление детей с работой банка.Задачи:Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.Познакомить детей ...
Открытое занятие по финансовой грамотности для старшей группы на тему: «Находка Мухи-Цокотухи».
Цели: 1. Познакомить детей с понятием «деньги»2. Формирование основ финансовой грамотностиОбразовательные задачи:- познакомить детей с деньгами, их предназначением;-дат...
конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Как деньги попадают к нам в дом»
конспект открытого занятия по фин.грам.в старшей группе...
Открытое занятие по финансовой грамотности в старшей группе «В гостях у Гнома Эконома»
Конспект открытого занятия содержит цели и задачи. В конспекте описан подробный ход занятия....