Конспект НОД "Что такое деньги?"
план-конспект урока по основам финансовой грамотности (старшая группа)

светлана николаевна гаврилова

Проблема развития и повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в настоящее время становится все более актуальной.

Не вызывает сомнений, что проблема повышения финансовой грамотности населения является актуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dengi_starshaya_gruppa.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Что такое деньги?»

Введение

Данный конспект подготовила Гаврилова Светлана Николаевна для подготовительной группы ДОУ. Возраст детей – 6-7 лет.

Проблема развития и повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в настоящее время становится все более актуальной. В Стратегии

Не вызывает сомнений, что проблема повышения финансовой грамотности населения является актуальной. В Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года отмечено, что «устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками»[1]. Таким образом, подчеркивается, что качество жизни населения во многом зависит от этих компетенций.

Финансовая грамотность определяется как результат процесса финансового образования, включающий осведомленность, знания, умения и поведенческие модели, необходимые для принятия успешных финансовых решений и достижения финансового благосостояния. Для формирования таких компетенций во всех возрастных группах необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования.

Уже в дошкольном возрасте формируются основы финансовой грамотности: Дети сталкиваются такими понятиями, как «деньги», «реклама», посещают магазины и торговые центры, наблюдают различные финансовые операции, использующие банковское оборудование и т.д. Важно отметить, что финансовая грамотность является важной частью экономического воспитания дошкольников и помогает им построить представление о разнообразии деятельности взрослых. Поэтому задача финансового просвещения для дошкольников особенно актуальна, так как именно в этом возрасте они наиболее восприимчивы к пониманию окружающего мира, включая экономическую сферу. Важно развивать такие индивидуально-психологические особенности, как ответственность, бережливость, сила воли, уверенность в себе, коммуникативность и т.д., которые впоследствии необходимы для формирования финансово грамотного поведения.

Научно-дидактические и организационно-методические аспекты формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста изучаются в исследованиях таких авторов, как Т. А. Арефьева, Л.Н. Галкина, О.А. Гладкова, Н.А. Крючкова, Е.А. Курак, Р.С. Лукьянова, А.Ю. Селезнева, А.А. Смоленцева, Т.Г. Ханова, А.Д. Шатова и др.

Методические рекомендации для педагогов по воспитанию детей дошкольного возраста включают в себя формирование бережливости, деловитости и рационального поведения по отношению к простым обменным операциям и ценностной оценке результатов труда, а также правильного представления о финансовом мире, которое поможет ребенку стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные решения.

Цель занятия – познакомить детей с понятием «деньги», сформировать представление об их значимости и правильном использовании.

Задачи занятия.

Образовательные:

- познакомить детей с понятием "деньги" и их ролью в нашей жизни;

- сформировать понимание о необходимости финансовых сбережений;

- познакомить детей с принципами траты денег и научить различать необходимые и ненужные покупки;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-результат труда - понимание значения денег, как необходимого, но ограниченного ресурса, а труда - как способа их заработка;

- расширение активного словаря детей.

Развивающие:

- формировать и расширять представление об элементах экономики (деньги);

- формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);

- развивать экономическое мышление и математические способности.

Воспитательные:

- обеспечить положительную мотивацию к формированию финансовой культуры;

- воспитывать бережное отношение к деньгам и уважение к труду взрослых;

- формировать навыки коллективной работы, положительное отношение друг к другу;

- воспитание социально-личностных качеств и ценностей, способствующих формированию рационального экономического поведения.

Формы работы:

- беседа, обсуждение, дискуссия,

- просмотр мультфильмов,

- игровые ситуации,

- решение проблемных ситуаций,

- продуктивная деятельность.

Материалы для урока:

1. Проектор, доска

2. Игрушка «Незнайка»

3. Свинья-копилка с монетами.

4. Картинки с изображениями предметов и природных явлений.

5. Мяч.

6. Картонные медали на ленточках.

Предполагаемые результаты.

1. Дети активно применяют основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет, доход, расход и т.д.) в своей игровой деятельности.

2. Дети осознают и умеют оценить свои потребности и возможности.

3. Дети понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и умеют быть экономными, чтобы уменьшить расходы.

4. Дети осознают, что необходимо разумно планировать расходы.

5. Дети осознают ответственность за свои поступки, которые могут оказывать позитивное или негативное влияние на экономическое положение семьи и на самого ребенка.

6. Дети бережно относятся к своим вещам, игрушкам и книгам.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада Вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, и наши улыбки подарят всем хорошее настроение! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного! Сначала давайте проведем небольшую разминку.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли (Кружатся парами).

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет (Идут по кругу).

Хлопают радостно наши ладошки (хлопают в ладоши),

Быстро шагают резвые ножки (Идут быстрым шагом).

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места).

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами узнаем, что такое деньги и научимся ими пользоваться. Посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка (игрушка, или перчаточная кукла). И он что-то нам принес! (достает свинью-копилку). Кто знает, что это? (Дети отвечают).

Воспитатель: Правильно, дети, это копилка! Кто знает, для чего она нужна? (Дети отвечают).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Копилка нужна для того, чтобы складывать туда деньги и копить их. У кого из вас дома есть копилка? На что бы вы хотели накопить? (Дети отвечают)

Воспитатель: А еще Незнайка принес нам загадку, которую он никак не может разгадать! Давайте поможем ему (достает загадку, написанную на листочке бумаги, и читает ее).

Их можно тратить и копить,

Откладывать, чтоб дом купить.

Без них не обойтись порой,

Без них карман совсем пустой.

Как вы думаете, что же там?

Дети: Деньги!

Воспитатель: Правильно, дети, вы угадали! Это деньги. Вот Незнайка хочет купить себе интересную книгу, но не может сосчитать, хватит ли у него денег. Давайте ему поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: книга, которую хочет купить Незнайка, стоит десять рублей. Посмотрим, сколько же накопил Незнайка? (достает из копилки монетки номиналом 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей). Дети, как называются такие деньги? (Дети: Монеты). Воспитатель: Совершенно верно! Сколько же у Незнайки денег? (дети отвечают). Воспитатель: А сколько ему не хватает до покупки? (Дети отвечают)

Воспитатель: Правильно! Незнайке не хватает до покупки 2 рубля. Значит, ему нужно сложить денежки в копилку и продолжать копить. А теперь давайте поиграем!

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки. Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, а если нет - то потопайте ножками (показывает по очереди картинки: облако, мячик, хлеб, радуга, игрушечная машинка, кукла, дождь, ботинки и т. д.).

Воспитатель: Ребята, Незнайка очень хочет, чтобы у него в копилке стало больше денег, но не знает, как. Кто из вас может подсказать ему, за что можно получить деньги?

Дети: За работу.

Воспитатель: Правильно! Деньги, которые заработали, - это доход. А кто знает, что же такое расход? Правильно, это деньги, которые мы тратим на оплату услуг и на покупку вещей. А подсчет доходов и расходов - это бюджет. У каждого из вас в семье есть свой семейный бюджет: это деньги, которые взрослые получают за свою работу, и которые тратят на покупки или оплату каких-либо услуг.

Игра «Для чего нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте подумаем, для чего нам нужны деньги? Давайте я буду бросать вам мячик, а вы называть, для чего нам нужны деньги. Итак, деньги нам нужны (бросает мяч по очереди детям)

-для покупки продуктов питания;(необходимые траты)

-для оплаты коммунальных услуг;(необходимые траты)

- для оплаты проезда на транспорте;(необходимые траты)

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью);

- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет, каких именно);

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все ситуации, воспитатель дополняет.

Воспитатель: А как вы думаете, родители должны покупать вам все, что вы попросите?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, не все. Если слишком часто что-то покупать, то денег не хватит. В каждой семье родители всегда подсчитывают свой семейный бюджет, и понимают, сколько денег могут потратить и на что. Есть самые важные вещи(необходимые траты), которые надо оплачивать – это квартплата, оплата занятий, лекарства, необходимая одежда и продукты. Я приведу вам пример. Наверняка ваша мама каждый день готовит вам вкусный ужин. Но, чтобы его приготовить, что необходимо купить? (Дети: Продукты).

Воспитатель: Совершенно верно, продукты. А чтобы каждому разложить порции приготовленной еды, что нужно купить? (Дети: Посуду).

Воспитатель: Правильно! А чтобы помыть посуду после еды, что необходимо купить? (Дети: Моющее средство, губки и щетки).

Воспитатель: Вот видите, как много всего нужно купить для того, чтобы у вас дома каждый день был вкусный ужин.

Игра «Доходы и расходы»

А теперь давайте поиграем в игру: «Доходы и расходы». Я буду называть вам разные ситуации, а вы будете говорить, доход это или расход:

- бабушка получила пенсию – доход

- мама оплатила сыну спортивную школу – расход

- папа получил зарплату – доход

- мама купила лекарства – расход

- дедушка выиграл в лотерею – доход

- купили кошке корм – расход

- бабушка связала носочки и продала их – доход

- заплатили квартплату – расход

- маме дали на работе премию – доход

- купили детям подарки – расход.

Воспитатель: Дети, вы большие молодцы! Теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, споткнулись наши ножки! (громко хлопают в ладоши)

Мы споткнулись, и упали (падают)

И штанишки мы порвали!

Что же делать? Как же быть? (Руки к щечкам, качают головой)

Где штанишки раздобыть? (разводят руки в стороны)

Значит, будем покупать! (топают ногами в ритм)

Надо деньги посчитать! (потереть большим пальчиком другие пальцы обеими руками)

Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопают ладошками друг об друга 4 раза),

Вот штанишки мы купили! (показывают руками на ноги, выставляя то правую, то левую ногу).

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, как вы можете помочь своим родителям экономить деньги?

Дети: Беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, не выпрашивать ненужные покупки, бережно относиться к свои вещам, уходя, выключать свет, не лить воду без необходимости.

Воспитатель: Правильно, вы молодцы и все знаете! А теперь давайте посмотрим мультфильм «Смешарики. Золотое яблоко». Этот мультфильм расскажет нам о планировании своих доходов и расходов.

Дети смотрят мультфильм.

Воспитатель: Дети, о чем был этот мультик? Какой вывод мы можем сделать? (Дети отвечают)

Игра «Наоборот»

Воспитатель: Правильно! Всегда нужно думать перед тем, как что-то купить, и планировать свои расходы. И в завершение нашего занятия, давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть вам слова, а вы мне – слова, с противоположным значением. Готовы? (Дети: да).

Воспитатель называет слова, дети подбирают антонимы: Покупка (продажа), дорого (дешево), доход (расход), копить (тратить), покупатель (продавец).

Воспитатель: Вы такие молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и в награду получаете медали «За финансовую грамотность».

Подведение итогов.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? За что взрослым платят деньги? На что они их тратят? Как правильно распоряжаться деньгами? Что такое доход? Расход?

Домашнее задание

Воспитатель: Ребята, придумайте и нарисуйте свою мечту: на что вы хотели бы накопить или получить в подарок. После выполнения задания дети представляют результаты работы, рассказывая, почему они хотят именно эту вещь, сколько она стоит и как помочь родителям сэкономить средства для этой покупки.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Молодцы! Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте возьмем друг друга за руки и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас! »

Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!

Заключение

Изучив проблемы, связанные с формированием основ финансовой культуры, можно сделать вывод, что необходимо начинать этот процесс в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в этом периоде формируются основы морального поведения и нравственных норм, опыт поведения и отношение к людям. Также воспитатель поддерживает у детей чувство "взрослости", что стимулирует их стремление к решению более сложных задач в области познания, общения и деятельности. Они ощущают необходимость в самоуважении и признании со стороны взрослых и воспитатель создает условия для знакомства с миром финансов.

Следует отметить, что формирование финансовой культуры у дошкольников ограничено их возрастными особенностями и уровнем психического развития. В этом возрасте дети еще не способны полноценно воспринимать и использовать финансово-экономические термины, проводить сложные математические расчеты или планирование. Поэтому развитие финансовой культуры должно быть сосредоточено на нравственных аспектах, таких как уважение к труду, честность, бережливость и ответственность, в противовес эгоизму, вседозволенности и стремлению к расточительству.

Таким образом, исследования показывают, что проблема формирования основ финансовой культуры является актуальной и требует внимания на государственном уровне. Педагогам в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать методологические подходы (личностно-деятельностный, практико-ориентированный, интегративный) и определенные образовательные и воспитательные задачи для формирования финансовой культуры у детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2023 г. N 2958-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. (Интернет-ресурс): Режим доступа: (дата обращения #1075;.)
  2. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. URL: https:// (дата обращения: #1075;.)
  3. Зиновьева Т.А. Педагогические условия развития финансовой грамотности у старших дошкольников // Научный потенциал. 2020. № 1 (28). С. 36-38.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 208 с.
  5. Прокофьева, Н.М. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста / Н.М. Прокофьева, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 2 (92). - С. 34-40.
  6. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.
  7. Ханова, Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова, Н.В. Гичева // Современные наукоемкие технологии. -2021. - № 4. - С. 246-250.
  8. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. № 2. С. 22-26.
  9. Яркина Л.В., Савицкая Ю.А. Формирование картины мира у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 191-195.


[1] Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2023 г. N 2958-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. (Интернет-ресурс): Режим доступа: (дата обращения #1075;.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД "Такие тазные ложки"

Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...