Конспект занятия в старшей группе по финансовой грамотности "Юные экономисты"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
занятие в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_st_gr_yunye_ekonomisty.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Зоркальцево» Томского района
Конспект занятия
(образовательной деятельности)
в старшей группе по финансовой грамотности
на тему:
«Юные экономисты»
Подготовила: воспитатель Короед М.А.
2024 г.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).
Цель: содействие финансового просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; поддержка детской инициативы.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
- формировать представление о том, что деньги-это универсальное удобное средство обмена;
- закреплять понятия «монеты», «купюры», «копейка», «рубль», «наличные», «безналичные» деньги, «пластиковая карта»;
- совершенствовать умение выражать свои мысли, используя разные части речи;
Развивающие:
- развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты, умение анализировать, обобщать, сравнивать деньги (монету и купюру) по различным признакам и делать выводы;
- развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать умение взаимоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность, уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам; самодисциплину во время экспериментальной деятельности.
Методы и приемы: наглядный, игровой, словесный, практический, сюрпризный момент, беседа, проблемная ситуация, использование ИКТ, экспериментирование.
Материалы, оборудование: коробочка с мешочком соли, рисом, перья, ракушки, ракушки-каури, кусочек меха, игрушка рыба; картинки-сребреник, золотник, гривны, древняя монета, рубль; телефон, китайская монета юань, китайская купюра юань, российский рубль, русская купюра (банкнота) 10 рублей, пластиковая карточка, шапочки на голову для детей «Монетки», карта-планшет с изображением монетки и купюры, стаканчики с водой на каждого ребенка, монетки настоящие, игровые бумажные деньги, весы, дидактическая игра ИКТ «Что можно купить за деньги , а что нельзя?», ноутбук.
Предварительная работа:
Беседа: «Для чего нужны деньги», «Откуда берутся деньги», о профессии продавца, банкира; ситуация «Если бы не было денег», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Буратино»; рассматривание монет; чтение сказки «Муха –Цокотуха», рассказа Л. Богомирова «Жила была денежка», И. Сеньчукова «Сказка про Кошелек», Н.Литвишко «Мечты сбываются» — сказка про маленькую денежку; сюжетно ролевая игра «Магазин», «Банк», разучивание физминутки «Мы монетки».
Деятельность воспитателя для решения задач | Ожидаемые результаты |
Организационная часть. Дети с воспитателем входят в музыкальный зал. Приветствие. «Встанем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнется- Утор доброе начнется! Доброе утро!» Предлагаю ребятам сесть на подушечки. Сюрпризный момент. Ребята, я хочу сегодня с вами пообщаться и предлагаю занять свои места. Для нашей беседы я принесла вот такую коробочку. Как вы думаете, что там лежит? Давайте я коробочку потрясу. Может быть по звуку вы сможете определить, что там лежит? (трясу коробку) Возьмите коробочку в руки и попробуйте по весу определить, что там лежит. Давайте сейчас откроем коробочку и по очереди будем доставать оттуда то, что в ней находится. Ребята, что это? Как вы думаете, почему эти предметы здесь лежат? Кто может ответить? Прямо загадка какая –то! Надо ее разгадать. (Беру в руки коробку, начинаю ее крутить и на донышке нахожу куар код.) Смотрите, здесь иероглиф и Куар код какой-то. Вы не знаете, что это? Ребята, а у меня в телефоне есть программа, которая считывает куар коды. Давайте воспользуемся телефоном. (подношу сканер и считываю куар код). Оказывается, этот знак в Китае обозначает деньги. Как вы думаете, как могут быть связаны между собой ракушка, соль, рис, мех, рыба, перья? Основная часть Оказывается, первые деньги в виде монет и купюр появились очень давно в Китае. А до появления монет и купюр для того, чтобы людям что-то купить они пользовались вот этими предметами. У одних людей было много рыбы, у других –много соли, и люди совершали обмен. У людей, живущих рядом с морем были ракушки каури, и чтобы им что-то купить они меняли их на товары. (беседа сопровождается показом картинок) Сейчас в Китае тоже есть деньги, но выглядят они по - другому (показываю китайский юань – монету и купюру) и называются юани. А мы с вами в какой стране живем? А вы помните историю возникновения денег в России? Как у нас называются деньги? Первые деньги на Руси назывались сребреники и были сделаны из серебра, и золотники-из золота. Они были очень тяжелые (показ картинок). Потом для удобства переплавляли монеты в гривны- большие бруски (показ картинок). Они тоже были очень тяжелые. Гривну можно было рубить и получить монету меньшего достоинства. От слова «рубить» и появилось современное название «Рубль». (показ картинки). Вот так ребята появился рубль. Шло время и стали появляться бумажные купюры. Современные деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги можно потрогать и носить в кошельке, а безналичные- нельзя потрогать. Они лежать на карточке или находятся в банке. Динамическая пауза «Мы монетки» Ребята, а давайте с вами поиграем. Закрывайте глаза. Одеваю детям шапочки – монетки. И произношу: «1,2, покрутись и в монетку превратись». «Мы не детки, мы не детки, А веселые монетки. (Наклоны в стороны) Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу) Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу) Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте) И обратно в кошелек. (дети смыкают круг) (Превращаю детей обратно из монеток в детей.) Ребята, а все ли можно купить за деньги? Давайте сейчас поиграем в игру: «Что можно купить за деньги?» -интерактивная игра. А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или банкноты? Можем ли мы это проверить? Тогда отправляемся в лабораторию? Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. Плюсом будем отмечать лучшие качества денег, а минусом менее качественные свойства. Говорю детям, что на карте прямоугольник обозначает банкноту, а круг - вы догадались, что обозначает? Проводится опыт: 1 эксперимент: «Исследование денег на прочность» вывод: бумага мнётся, рвется, монета нет. 2 эксперимент: Исследование на «Изменение свойств денег в воде» Положите банкноту и монету в воду. Что происходит? вывод: банкнота намокает, монета – нет. 3 эксперимент: «Определение массы денег» вывод: монета тяжелая, банкнота легкая. 4 эксперимент: «Определение купюр на настоящие и фальшивые» Предлагаю детям подсчитать плюсы и минусы в картах и сделать вывод о полученных результатах. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим банкноты. Какой вывод мы сделаем? Рефлексия Ребята, сегодня, когда за вами придут родители, что вы им расскажете из нашего занятия? Скажите, а сейчас в жизни как люди используют те предметы, которые раньше были деньгами? Теперь вы знаете как определить настоящую купюру от фальшивой?
(в конце занятия для детей сюрпризный момент) Вношу шкатулку с монетками-шоколадками. Напоминаю детям, что нужно убрать рабочее место в лаборатории. | Дети встают в круг. Создание позитивного настроя на сотрудничество, установление положительных и доверительных отношений. Дети занимают место в круге на подушке. Дети оживляются, деятельность детей активизируется. Дети высказывают свои предположения: игрушки, конфеты, гайки, конструктор и т.д. Дети слушают, размышляют, выдвигают свои версии! Берут коробку в руки и пытаются определить содержимое коробки по весу. Дети достают содержимое из коробочки и выкладывают в центре круга. Дети называют: соль, рис, мех, ракушки, перья, рыба. Дети думают, высказывают свое мнение. Дети соглашаются воспользоваться телефоном для считывания куар кода. Дети внимательно слушают. Дети выдвигают свои гипотезы, отвечают на поставленный вопрос. Дети рассматривают картинки с изображением ракушек. Дети вступают в диалог, рассматривают купюру и монету. Дети отвечают на вопрос, вступают в беседу, размышляют, дают ответы (Россия, рубли, копейки). Дети рассматривают картинки, делают сравнения как выглядели старые деньги и современные. Делятся своими впечатлениями об удобстве использования денег разных времен. Дети делятся впечатлениями-видели ли они безналичные деньги. Двигательная активность детей для снятия напряжения. Дети высказывают свое мнение. Игровая деятельность детей. Дети рассматривают картинки, рассуждают, что можно купить, что нельзя расставляют картинки в соответствии с заданием, обосновывают свой выбор. Дети высказывают свои версии. Дети приходят в лабораторию, одевают фартуки. Закрепляют правила поведения в лаборатории. Экспериментальная деятельность (проводится совместная работа детей и педагога). На столах стоят подносы с монетами и условными банкнотами, стаканчики с водой, весы. Дети экспериментируют, отвечают на вопросы, рассуждают, условными знаками записывают выводы, активизируются необходимые знания о качествах денег. Обсуждаем с детьми создавшуюся ситуацию, делаем выводы. Дети считают плюсы в картах. Размышляют, приходят к выводу, что деньги одинаково важны, как банкноты, так и монеты. Дети рассказывают, что им было интересно, что нового узнали. Дети приходят к выводу, что сейчас древние деньги стали предметами ежедневного пользования в быту людей. Дети получают посыл на будущее. Дети принимают угощение. Трудовая деятельность детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность». Тема Что такое деньги, доход и расход.
Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.- Познакомить детей с видами денег.- Закрепить представления детей с назначением и использов...
Конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности "Путешествие на машине времени"
конспект занятия для старшей группы по финансовой грамотности....
Финансовая грамотность в ДОУ. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности.»
Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамоте «Юные финансисты»
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамоте «Юные финансисты»...
Финансовая грамотность. Конспект занятия в старшей группе «Понятие деньги и зачем они нужны?»
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амосович Каменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге "Материнская школа&qu...
Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности "Юные финансисты"
Расширять знания старших дошкольников по финансовой грамотности. Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью....