Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового комплекта «Умные панели», игровых пособий «Цветные палочки Кьюзенера», «Логические блоки Дьенеша», интерактивных мини-роботов «Bее-bot (Умная пчела)» позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делают его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации, дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_metodicheskih_materialov_fg_igr._teh._2_wecompress.com_1.docx | 795.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………………….…..3
- Игровая технология В. В. Воскобовича……………………………..…..4
- Игровая технология «Умные панели»………………………………….30
- Игровая технология «Цветные палочки Кюизенера, Логические блоки Дьенеша»…………………………………………………………………35
- Элементарное программирование посредством мини-робота BEE-BOT (Умная пчела)……………………………………………………………..49
Пояснительная записка
Настоящий сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», методического пособия «Универсальные средства «Коврограф Ларчик и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» и содержит материалы для организации воспитательно-образовательного процесса по блокам: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»; «Покупаем, продаем и обмениваем»; «Тратим разумно, сберегаем и экономим»; «Планируем»; «Окружающий мир как результат труда людей».
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового комплекта «Умные панели», игровых пособий «Цветные палочки Кьюзенера», «Логические блоки Дьенеша», интерактивных мини-роботов «Bее-bot (Умная пчела)» позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и делают его эффективнее: моделируя в игровой деятельности реальные жизненные ситуации, дети учатся осознавать мотивы своего обучения и поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Игровая технология В. В. Воскобовича
Цель: вовлечение детей старшего дошкольного возраста в игровую деятельность по формированию финансовой грамотности воспитанников, в том числе и детей ОВЗ с помощью игровой технологии В. В. Воскобовича.
Задачи:
- способствовать формированию первичных экономических понятий: цена, товар, товарооборот, товарообмен, бартер;
- закреплять устный счёт в пределах двадцати, упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание;
- способствовать развитию внимания, связной речи, формированию коммуникативных отношений;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам, бережливости, взаимовыручке, щедрости,
Оборудование: Коврограф Ларчик, МиниЛарчик, Игровизор, Фиолетовый лес
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно – иллюстративные, эвристические.
Дидактическая игра «Монеты и Купюры» с использованием игрового пособия «МиниЛарчик»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понятий о деньгах, различать монеты и купюры.
Задачи:
- Закреплять умение различать понятия «один/много», понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться «один/много».
- Развивать логическое мышление, внимание, пополнять активный словарный запас.
- Воспитывать осознанное отношение к деньгам.
Материалы: пособие «МиниЛарчик», два плоских кошелька, монеты и купюры по 5 штук, карточки с изображением девочкой Копеечка (с монетой в руках) и Малыша Рублика (с купюрой в руках).
Ход игры:
Предложить ребёнку рассмотреть кошельки, уточнить сколько кошельков. Рассказать историю о том, что копеечка и Малыш Рублик смешали монеты и купюры, им нужна помощь, разложить монеты по кошелькам. Ребёнок берёт деньги, монеты или купюры, и накладывает их на нужный кошелёк, тем самым сортирует деньги.
Дидактическая игра «Разложи монеты по кошелькам»
с использованием игрового пособия «Игровизор»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста понятий о деньгах.
Задачи:
- Формировать элементы финансовой грамотности. Закреплять умения сравнивать, различать и называть геометрические фигуры.
- Развивать логическое мышление, внимание пополнять активный словарный запас.
- Воспитывать осознанное отношении к деньгам.
Материалы: пособие «Игровизор», маркеры на водной основе, салфетки, рабочий лист А4 с изображением: с левой стороны листа 3 круга – монеты разного размера, с правой стороны листа 3 квадрата – кошелька разного размера.
Для первого варианта игры «монеты и кошельки» разноцветные (синие, красные, зелёные, для второго варианта игры «монеты и кошельки» одного цвета (жёлтые).
Ход игры:
Первый вариант игры: Предложить ребёнку рассмотреть «монеты и кошельки», обратить внимание, что монетки и кошельки разного цвета и размера, уточнить какие это геометрические фигуры. Объяснить ребёнку, что круг – это монета, а квадрат – кошелёк. Далее дается задание разложить монеты по кошелькам (соединить линиями, того же цвета и размера, что и кошелёк). Ребёнок объясняет, почему он так сделал.
Второй вариант игры:
Ребёнку предлагается разложить монеты по кошелькам (соединить линиями) все монеты и кошельки одного цвета. Ребёнок объясняет, почему он так сделал.
Дидактическая игра «Поход в зоопарк»
с использованием игрового пособия Коврограф.Ларчик
Цель: создание условий для формирования финансовой грамотности через игровое пособие КоврографЛарчик.
Задачи:
- Закреплять умения правильно считать монеты в определенном количестве.
- Развивать первоначальное представление о деньгах как универсальное средство платежа.
- Воспитывать культуру поведения, общения, дружеские взаимоотношения.
Материалы: КоврографЛарчик, карточки с животными, карточки с цифрами обозначающие количество монет, монеты.
Ход игры:
Предложить детям сходить в зоопарк Неведимке Всюся, при этом у каждого ребёнка есть свой бюджет. В кассе покупка билетов к разным животным стоит разное количество монет.
На Коврографе развешаны карточки животных и рядом карточки с цифрами обозначающие количество монет, сколько стоит каждое животное. Ребенок должен прикрепить столько монет, сколько указано на карточке с цифрой.
Дидактическая игра «Сосчитай монеты в копилке»
с использованием игрового пособия «Игровизор»
Цель: формирование знаний у воспитанников в номинале монет, умение компоновать и складывать монеты так, чтобы получить определенную сумму.
Задачи:
- Закреплять умения правильно считать монеты, в определенном количестве.
- Развивать навыки счета до 20.
- Воспитывать осознанное отношении к деньгам.
Материалы: пособие «Игровизор», маркеры на водной основе, салфетки, рабочий лист А4 разбит на 6 квадратов с изображением: с левой стороны листа 3 квадрата свинки-копилки, с правой стороны листа 3 квадрата с примерами.
Ход игры:
Предложить воспитанникам «Игровизор» на котором с левой стороны свинки-копилки на которых изображено по две монеты, рядом с которыми расположены примеры. Ребёнок должен найти определенный пример, подходящий к свинке-копилке с монетами и соединить линией и сосчитать общую сумму записав ответ в правой стороне к примеру.
Дидактическая игра «Что можно купить за деньги и что нельзя» с использованием игрового пособия КоврографЛарчик
Цель: формирование понимание у детей того, что не все покупается за деньги.
Задачи:
- Закреплять умение делать умозаключения.
- Развивать логическое и экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас.
- Воспитывать главные ценности жизни.
Материал: КоврографЛарчик, карточки с изображением, что можно купить за деньги и что нельзя, деньги.
Ход игры:
Перед воспитанниками раскладывается на Коврографе карточки и предлагается выбрать сначала то, изображение, которое можно купить за деньги. Вместо картинки оставить денежку. Затем рассматриваются оставшиеся карточки, дети объясняют, почему их не купили.
В конце игры делается вывод, что есть вещи, которые можно купить за деньги. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, семья, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь. Не зря говорится в пословице: «Не все продается и не все покупается».
Квест - игра «В поисках сокровища» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группе
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; расширять социальные представления о современном обществе.
Задачи:
- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- способствовать формированию коммуникативных отношений;
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание и воображение;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Материалы к занятию: КоврографЛарчик, сказочные персонажи: Король Финансов, Матроскин и Шарик, Буратино, Гном; «река времени»; иллюстрации древнего и современного мира; монеты и купюры разных стран; иллюстрации: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «банк»; «игровизор»; мяч; атрибуты для игры «обмен»; сюрприз для детей (монетки — шоколадки».
Ход занятия:
1. Организационная часть:
- Ребята, у нас в группе появился Король Финансов: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Король Финансов. Я живу на одном замечательном и интересном острове, далеко- далеко. Я много слышал о вас, о том, что скоро вы пойдете в школу, в первый класс. Мне хотелось бы поиграть с вами в одну интересную игру. Скажите, вы хотели бы найти клад? Только, чтобы его найти, нужно пройти очень сложные задания и, если вы найдете верные решения, то обязательно его найдете. А еще вы узнаете название острова, на котором я живу. Результат будет зависеть от каждого из вас. А помогать вам будут сказочные персонажи.
2. Основная часть.
К. Ф.: Сначала я хочу проверить, готовы ли вы к испытаниям. Согласны?
- Что такое финансы? (это деньги).
- Для чего нужны деньги? (Для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, детский сад и т. п.)
Что с ними можно делать? (менять, копить, тратить).
К.Ф.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Д.: -Деньги счет любят;
- Копейка рубль бережет;
-Деньги как птицы, то улетают, то прилетают;
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Деньги не то, что заработано, а что с умом потрачено.
К.Ф.: Вижу, вы знакомы с деньгами, можно отправляться на волшебный остров. Вот вам волшебная палочка и чудо — заклинание. Самое главное, не забудьте заветные слова, чтобы вернуться назад.
«Мы на остров неизвестный
Попадем в одно мгновенье
Сделав к палочке волшебной
Лишь одно прикосновенье».
(Дети повторяют заклинание и под музыку кружатся).
В.: Вот мы и на волшебном острове. Смотрите, здесь следы, по ним мы и пойдем. А вот и первое задание. Отгадав загадку, вы узнаете, откуда мы начнем свой путь.
(Синяя сестрица, быстрая как птица,
Вдоль дружков — бережков в океан стремится)
В.: Правильно, это река. Но как же мы сможем ее переплыть? Здесь еще одна подсказка с зашифрованным кодом. Давайте возьмем «Игровизоры» и попробуем расшифровать код (соединить маркером точки с цифрами от 1 до 15, так чтобы получился корабль, закрепление счета от 1 до 10). Что у нас получилось? (Корабль). На этом корабле мы и поплывем по реке.
В.: Ребята, посмотрите, это не обычная река, а «река времени».
Первая остановка — древний мир. Было время, когда люди еще не знали, что такое деньги и они просто обменивались необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки, зерно.
Давайте и мы с вами попробуем совершить обмен.
Игра с использованием игрового пособия КоврографЛарчик
«Найди и обменяй»
Закреплять понятие «обмен», «бартер», формировать умение находить нужный товар и выменивать его с помощью других товаров.
В.: Следующая остановка — Древний Египет.
Здесь изобрели первые деньги, каменные. Они были разной формы и размера. Потом научились добывать металл и деньги стали изготавливать из драгоценных металлов (золото, серебро), а еще из меди и бронзы. Так появились монеты.
В.: Следующая остановка - Древний Китай.
У металлических денег все же оказался один важный недостаток - они тяжелые и занимают много места. И люди придумали выход. Появились первые бумажные деньги. Они были очень большого размера, как лист бумаги. В Китае мало полезных ископаемых и там не из чего было делать монеты, поэтому они делали бумажные деньги из коры тутового дерева. А расписывались они иероглифами - китайскими буквами.
(Звучит китайская мелодия).
В.: Что за волшебная мелодия звучит? Она позволит нам превратиться
- в красивых птиц;
- деревья, которые качаются на ветру;
- журавля, стоящего на одной ноге;
- засыпающую белую птицу, складывающую свои крылья;
- воду, бегущую в ручье.
И наш волшебный ручей снова привел нас к реке.
В.: Следующая остановка — современный мир.
Посмотрите, сколько разных денег. Как называются деньги в России? В других странах?
Наше путешествие по «реке времени» закончилось. А вот и следующее задание. (Разрезные картинки « Купюры разных стран»).
В.: Молодцы, ребята. Здесь какая — то тропинка. Куда она нас приведет?
Следующее задание: отгадать загадки.
1)Экономный очень кот
В Простоквашино живет
Любит так ходить в тельняшке
Ну, и кто герой мультяшки?
2) И ясным днем,
И ночью, взяв фонарик
С фоторужьем
За дичью бегал…. (Шарик)
В.: Ребята, Кот Матроскин и Шарик поругались. Матроскин хочет купить корову и открыть свой бизнес. А Шарик все время хочет себе что — то купить, то фоторужье, то новые кеды. Давайте поможем им разобраться, как же им быстрее набрать денег на свой бизнес.
Посмотрите на картинку. Как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги?
Д.: -Родители получают зарплату;
- Дедушка и бабушка получают пенсию;
- Сдают в аренду жилье;
- Брат получает стипендию.
В.: Это доход семьи. А есть еще и расход. Давайте поиграем с вами в игру «Доход и расход».
Игра с мячом:
- Папа получил зарплату;
- Заболела бабушка;
- Мама выиграла приз;
- Сестра потеряла кошелек;
- Заплатили за квартиру;
- Брат получил стипендию;
- Купили телевизор;
- Бабушка продала пирожки;
- Брат порвал куртку.
В.: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? Все ли деньги нужно тратить? Почему?
В.: Можно ли жить и не тратить деньги ни на что? (нет). Существуют разные потребности. Давайте посмотрим на картинку и определим, какие потребности обязательные, а какие нет.
В.: Мы рассказали Матроскину и Шарику о бюджете, доходах и расходах и они дают нам следующее задание. Нужно отгадать загадку:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей.
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
В.: Правильно, это Буратино. Но почему он такой грустный?
Б.: Я закопал в землю пять золотых монет и жду, когда вырастет денежное дерево.
В.: Ребята, вырастут ли деньги у Буратино? Где они могут «расти»? Куда Буратино надо было положить деньги? (в банк).
В.: Банк — это такой дом, где живут деньги. Кто-нибудь был с родителями в банке? Расскажите, что ваши родители там делали?
В.: Деньги изготавливают на специальном заводе. Он называется « Монетный двор». Такой завод в нашей стране всего один. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк — это место для хранения денег. Людям, их называют вкладчики, которые хранят свои деньги в банке, банк готов их вернуть по любому их требованию. У этих людей есть банковские карточки. Они небольшие по размеру и их удобно хранить. У каждого банка свои карточки. В банке стоят банкоматы.
В.: Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят?
В.: Они нужны для того, чтобы с помощью банковской карточки можно было взять свои деньги. У каждой карты есть свой пароль и другой человек не сможет снять твои деньги.
В.: В банке несколько помещений. В одном зале сидят операторы, они помогают посетителям в разных денежных вопросах, например, оплатить квартплату.
В другом зале находятся консультанты. Когда у людей не хватает своих денег, чтобы что-нибудь купить, например, квартиру или машину, банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. А люди потом этот долг возвращают частями. Консультанты помогают им оформить документы.
В банке, кроме банковских работников, есть еще охранники. Как вы думаете, зачем они нужны? (ответы детей).
А еще в банках есть хранилище. Там, за толстыми, надежными стенами и дверями хранятся денежные средства и другие ценные предметы, например, драгоценности, музейные картины.
В.: Буратино, ты понял куда тебе нужно было отнести свои деньги?
Буратино дает следующую подсказку с загадкой:
Карлик с длинной бородой
Ростом маленький, седой.
Прикрывался колпаком
Будто он нам не знаком.
Он и весел и умен
Ходит ночью с фонарем.
А в лесу имеет дом.
Кто он, дети?
Это…гном.
Гном дает задание детям: на каждой карточке монеты. Надо посчитать, сколько получится рублей и найти карточку с правильным ответом. Дети выстраиваются по порядку от одного до девяти. На обратной стороне карточки — буквы (э, к, о, н, о, м, и, к, а). Отгадывают название острова. Гном отдает сундук (клад).
В.: Теперь нужно вернуться обратно в детский сад. Для этого нужно произнести заклинание:
Снова к палочке волшебной
Вместе прикоснемся
И опять в одно мгновенье
В детский сад вернемся.
3.Заключительная часть:
К.Ф.: Ребята, вы молодцы! Благодаря тому, что вы действовали одной командой, вам удалось пройти все испытания. Вы узнали, как появились деньги, что такое семейный бюджет, что такое доходы и расходы. Как надо относиться к деньгам и где их хранить. Узнали название моего острова.
К.Ф.: Скажите, ребята, а что нельзя купить за деньги? (Дружбу, здоровье, жизнь, ум). Это не продается и не покупается. Это бесценно. На прощание я желаю вам оставаться такими же дружными и умными детьми и хорошо учиться в школе. До новых встреч!
Д.: Будем знания получать
Капитал накопим
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем!
Конспект занятия «Подарок для вождя» по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- способствовать формированию первичных экономических понятий: цена, товар, товарооборот, товарообмен, бартер
- закреплять устный счёт в пределах двадцати, упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание
- способствовать развитию внимания, формированию коммуникативных отношений
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам, бережливости, взаимовыручке, щедрости
Материалы к занятию: коврограф Ларчик В.В.Воскобовича, наглядный материал (вождь, туземцы, деньги разных стран, купюры банка, дидактическая игра «Шумовые коробочки», листы с распечаткой, ручки, цветные карандаши)
Ход занятия:
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети сидят около каврогрофа.
На коврографе наглядно-демонстрационный материал: остров, туземцы, вождь.
В: На нашей поляне сегодня необычные гости, они говорят, что пришли к нам за помощью. Они просят помочь купить подарок своему вождю к 23 февраля. И просят у нас совета. Что мы можем им предложить в качестве подарка для вождя?
Дети предлагают варианты
В: Туземцы говорят, что в последнее время вождь не имеет возможности обходить свой остров. Из-за этого он очень злится. Что же можно ему подарить, чтобы он мог спокойно обходить свои владения?
Педагог помогает
Загадка: Этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нём
Только лучше правь рулём.
Что это?
Д: Велосипед!
Воспитатель говорит туземцам, что можно подарить велосипед.
Поисковый этап:
Т(туземцы): отличная идея! Но как нам его раздобыть?
В: дети, что нужно сделать, чтобы купить велосипед?
Ответы детей (пойти в магазин, магазин спортивных товаров, взять деньги, заработать деньги, и т.д.)
Т: Вот, возьмите. У нас есть большой кошелек, и это вы сможете поменять на велосипед.
Педагог открывает кошелек, а там находятся красивые ракушки
В: (удивлённо) Дорогие туземцы, при всём уважении к вам, за ваши ракушки нам никто не продаст велосипед. Вот раньше……
Педагог проводит беседу с детьми с показом демонстрационного материала о том, какие раньше были деньги, как производился товарообмен, употребляя в речи понятия бартер, товарооборот, товарообмен.
Также педагог демонстрирует детям купюры и монеты разных стран, а также банковские карты.
Объясняет эволюцию торгово-денежных отношений (сначала были всевозможные предметы, потом денежные знаки, и банковские карты)
Педагог предлагает для начала сходить в магазин спортоваров и узнать цену велосипеда.
Основной этап
Дети направляются в «магазин». Там их уже ждёт продавец (один из детей, одетый в костюм)
На стене развешены ценники на спортивные товары.
Воспитатель узнаёт у продавца цену на велосипед (20 рублей) и возвращаются на волшебную поляну.
Доводим до сведения туземцев, что велосипед в магазине есть и он стоит 20 рублей.
Спрашиваем, есть ли что-то на острове, что можно продать и на вырученные деньги купить велосипед. Туземцы предлагают фрукты (киви, кокос, банан, ананас)
Воспитатель берет фрукты и спрашивает, в каком магазине мы сможем их продать.
Ответы детей (рынок, магазин «Фрукты-Овощи», продуктовый магазин, гипермаркет)
Педагог ведёт детей в продуктовый магазин. Там нас ждёт продавец. На стене ценники, указывающие что каждый фрукт стоит по 2 рубля.
Педагог вступает в диалог с продавцом, употребляя в речи такие слова как цена и товар.
Продавец берет на продажу фрукты и отдает воспитателю 8 рублей. Педагог пересчитывает их вместе с детьми, складывая номиналы купюр в уме.
Спрашивает – сколько мы выручили денег за наш товар, хватит ли нам этих денег, чтобы купить велосипед, который стоит 20 рублей, предлагает вновь вернуться в магазин «Спорттовары» и посмотреть, что мы сможем приобрести за эти деньги.
Продавец предлагает купить товары, сумма которых не превышает 8 рублей (мяч, теннисная ракетка).
Туземцы говорят, что это им не подходит. Им нужен именно велосипед.
Воспитатель спрашивает у туземцев, могут ли они дать еще какой-нибудь товар для продажи. Они предлагают мешочек, в котором находится интересная игра.
Воспитатель с детьми рассматривают, что находится в мешочке.
Игра «Шумовые коробочки»
Предложить детям поиграть (по звуку определить, что находится в коробочке)
В: (обращаясь к туземцам) Это замечательная интересная игра, но продать мы никому её не сможем.
Возвращает им мешочек
В: Дети, что же мы будем делать? Туземцы будут расстроены. Предлагаю поискать ответ в книжке, ведь книга – это кладезь знаний! А для этого, нам с нашей поляной надо отправится за столы.
Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай
По бокам себя пошлёпай.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Дети садятся за столы, на которых лежат листы с распечаткой, ручки и цветные карандаши.
Педагог предлагает детям выполнить 2 задания (какие денежные единицы появились самые первые; посчитать и сравнить количество денег в мешках)
В: ответы в этой книге мы не нашли, но что же делать? Как помочь? Дети, а ведь вы умеете очень красиво рисовать, лепить, у вас получаются очень красивые подделки из бумаги, может быть попробовать организовать ярмарку и предложить нашим гостям их купить?
Познакомить детей с понятием благотворительность
Благотворительность - оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается.
В книжном уголке заранее организована ярмарка детских работ. На каждой работе стоит цена. Гости, присутствующие на занятии приобретают понравившиеся работы на денежные единицы, которые были предоставлены им заранее.
После того, как все «товары» были проданы, педагог вместе с детьми пересчитывает вырученные деньги.
В: дети, сколько денег мы смогли выручить? Хватит ли нам этих денег, чтобы купить велосипед?
Д: хватит
В: так идём же скорее в спортивный магазин
Педагог с детьми приходит в спортивный магазин, отдаёт продавцу 20 рублей и забирает велосипед.
Педагог с детьми подходит к волшебной поляне и отдают туземцам велосипед.
Туземцы очень благодарны детям и за помощь дарят им игру «Шумовые коробочки»
Рефлексивно-оценочный этап
Дети, где мы сегодня были? Кто обратился к нам за помощью? Что нового мы узнали? Какие раньше были деньги? Чем они отличались от современных? Смогли ли мы помочь туземцам? Что мы для этого сделали? Акцентируем внимание на том, что нужно помогать друг другу, что есть такое понятие – взаимовыручка.
Педагог предлагает в дальнейшем организовывать такие ярмарки, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи.
Конспект развивающей ситуации «Профессии нашей страны»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями взрослых.
Задачи:
- Активизировать и обогатить словарь детей по теме «Профессии»
- Способствовать формированию интереса у детей к профессиям.
- Познакомить с трудовыми действиями и инструментами работников профессий.
- Развивать способности детей в конструктивной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: КаврографЛарчик, МиниЛарчик, Игровизор, карточки с изображением профессий и инструментами работников профессий.
Ход ситуации:
Разделить детей на 3 группы.
Первая группа играет в дидактическую игру «Кто, где работает» на игровом пособии КоврографЛарчик. Вторая группа играет в дидактическую игру «Кто что делает» на игровом пособии МиниЛарчик. Третья группа играет в дидактическую игру «Кому, что нужно для работы» на игровом пособии «Игровизор».
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности с применением
игровой технологии В.В. Воскобовича.
Тема занятия: «Ярмарка в фиолетовом лесу»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель занятия: формирование представлений детей о монетах достоинством 1, 5, 10 рублей при использовании развивающих игр Воскобовича.
Задачи занятия:
Образовательные:
– продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и размером;
– продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20;
– развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом;
– развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.
Развивающие:
–развивать логическое мышление, через игровое упражнение «Успей вовремя»;
Воспитательные:
-воспитывать желание учувствовать в благотворительности.
Игровая задача: помочь жителям фиолетового леса собрать деньги на доброе дело.
Планируемые результаты занятия:
- Воспитанники знают монеты достоинством 1,5,10 рублей.
- Воспитанники во время закончили упражнение «Успей вовремя».
- Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20.
- Воспитанники создали предмет из отдельных частей по контурным образцам.
Подготовительная работа: ознакомление детей с такими элементами коврографа Ларчик как: цветные кружочки, Разноцветные квадраты и Радужные гномы, образными элементами. Монетами достоинством 1, 5,10 рублей, знакомство с Колумбовым яйцом.
Материалы и оборудование: набор настоящих монет на каждого ребёнка (1,2,5,10), песочные часы с интервалом в 3 минуты, ёлочные украшения (ёлочка, снежинка, снеговик, шарик новогодний, зайка), ценники (по кол-ву ёлочных украшений), 20 кругов одного цвета и размера (по 10 шт. для каждого ребёнка), квадраты одинакового размера (по 20 шт. для каждого ребёнка), колумбово яйцо одно на пару, пособие «Фиолетовый лес».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап 1 минута | Заинтересовать детей в предстоящей деятельности. | -Ребята, посмотрите, сегодня в фиолетовом лесу происходит что-то интересное. -Как вы думаете, что же здесь происходит? (дети высказывают свои предположения) -Ребята сегодня Гномы устроили в фиолетовом лесу «Благотворительную ярмарку» -Как вы думаете, что значит «Благотворительная ярмарка»? (дети высказывают свои предполоения) Верно, на благотворительной ярмарке, люди покупают какие-то вещи, а деньги которые они отдают за вещь, идут на доброе дело. | Словесные: беседа. Наглядные: демонстрация «Фиолетового леса» | Коммуникативная деятельность. (Дети сидят полукругом напротив развивающего пособия «Фиолетовый лес», беседуют с воспитателем) | Дети заинтересованы в предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблем 1 минута | Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения. | -Ребята хотели бы вы совершить доброе дело? -А как мы можем это сделать? (предположения детей) -Правильно, мы можем купить у гномов новогодние игрушки на благотворительной ярмарке. | Словесные: беседа. | Коммуникативная деятельность | Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом 1 минута | Познакомить детей с наполнением «Фиолетового леса» | -Сейчас я раздам каждому из вас монетки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку монетки достоинством 1,2,5,10 рублей) -И мы с вами пойдём на «Ярмарку в Фиолетовый лес» -Что можно купить на Ярмарке? (новогодние игрушки) -Как мы узнаем стоимость игрушки? (посмотрим на ценник 8, 7 и 3 рублей) -Ребята посмотрите, как мы будем покупать игрушки у гномов. (воспитатель «покупает» у гнома одну игрушку, объясняя, сколько монет какого достоинства он взял) | Словесные: беседа. Наглядные: демонстрация показа действий. | Познавательно-исследовательская деятельность. | Воспитанники знают что находиться в фиолетовом лесу. |
2.3. | Этап практического решения проблемы 21 минута | Продолжать знакомить детей с монетами достоинством 1,5,10 рублей. Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20 Физ.минутка. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги | -Ребята, сейчас каждый из вас выберет у какого гнома будет покупать игрушку, объясняя, какие монеты вы используете при покупки и почему? (Каждый ребенок по очереди совершает покупку и объясняет свои действия) -Ребята мы с вами сегодня совершили доброе дело. -Но гномы не прощаются с нами, они просят нас о помощи. -Поможем им? (дети отвечают) -Посмотрите, нашим Гномам с «Фабрики новогодних игрушек» прислали много новогодних шариков (круги одного цвета 10 шт., расположенные парами) -Эти шарики упакованы парами, поэтому Гномам тяжело сосчитать, сколько же пар шаров им прислали. -Ребята, а мы с вами можем посчитать, сколько пар шаров у Гномов? -Воспитатель при необходимости помогает детям, показывая на пары шаров. -Ребята пока мы с вами считали эти пары шаров, Гномам привезли еще новогодние шары, давайте продолжим считать шары парами. -Ребята, так сколько всего новогодних шаров у Гномов? (20) -Ребята, раз вы так хорошо умеете считать парами, Гномы просят вас, посчитать сколько пар подарков у них вышло? -У каждого ребенка по 20 подарков (квадраты). -Разложите подарки парами, каждый у себя на столе и над каждой парой положите круг. -Сколько кругов положил Серёжа? (и так спрашивает у каждого ребёнка) -На что указывают круги? (круги указывают на количество пар). -Сколько пар квадратов в числе 20? (10 пар) -Ребята Гномы так счастливы, что вы им помогли, что хотят потанцевать с вами, пойдем танцевать? Старый добрый Гном был такой чудак,был такой чудак.(идут по кругу) Говорил вот так: чтоб красивым стать надо танцевать, надо танцевать, чтоб красивым стать. ( в центр круга выходит ребёнок и танцует, остальные ребята хлопают в ладоши) -Ребята, а сейчас Гномы предлагают вам самим разделиться на пары и собрать новогоднюю картинку, но есть одно условие, эту картинку вы должны собрать на время, а чтобы вы могли отследить время, Гномы поставят песочные часы, пока часы осыпаются, вы можете собирать картинку, как только часы осыпятся, вы должны остановиться. -Каждая пара проходит к столу и ждет команды старта.( на столе лежат конверты с «Колумбовым яйцом» и схемы зайца по кол-ву пар) -Ребята, все успели собрать картинку по времени? | Словесные: беседа. Практические: игровое упражнение. Словесные: беседа. Практические: игровое упражнение. Словесные: беседа. Практические: игровое упражнение. Словесные: беседа. Практические: игровое упражнение. | Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети совершают покупки на «Ярмарке») Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети считают новогодние шары по заданной мере) Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети считают новогодние подарки по заданной мере) Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети составляют картину по схеме на время) | Воспитанники знают монеты достоинством 1,5,10 рублей. Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20. Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20. Воспитанники потанцевали на ковре. Воспитанники создали предмет из отдельных частей по контурным образцам. . Выполнили предложенные задания. |
3. | Заключительный этап 1 минута | Подвести итог, обобщить полученный опыт. | Ребята, кому мы сегодня помогали? Как вы думаете, получилось у нас помочь Белоснежке? Ребята, вы большие молодцы, так, здорово поиграли с Белоснежкой. Белоснежке пора возвращаться в сказку, давайте попрощаемся с ней. | Словесные: беседа. | Дети отвечают на вопросы и прощаются со сказочным персонажем | Итог подведен. |
Игровая технология «Умные панели»
Цель: создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста через игровую технологию «Умные панели».
Задачи:
- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
- способствовать формированию коммуникативных отношений;
- развивать познавательный интерес, экономическое мышление, память, внимание и воображение;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию через игровую технологию «Умные панели».
Оборудование: игровая панель «Пишу и считаю», игровая панель «Шнуровка - вышивание», игровая панель «Мышь в сыре», игровая панель «Лабиринт»
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно – иллюстративные, эвристические.
Игровые ситуации
Игровая панель «Пишу и считаю»
Деревянная панель имеет две стороны. На одной стороне панели в прорезях расположены фишки с буквами русского алфавита (гласные красные, согласные черные), которые необходимо передвигать для составления слова. Можно составить финансовое слово, такое как: БАНК, КУПЮРА, ДЕНЬГИ, МОНЕТА и т.д. Дети работая в парах, микрогруппах, коллективно могут самостоятельно загадывать слова для составления для воспитания финансовой культуры детей.
На другой стороне панели в прорезях находятся фишки с цифрами и арифметическими знаками, для составления и решения примеров, задач.
Можно воспитанникам предложить следующие задачи:
Задача 1.
Витя хочет купить шоколадку за 9 рублей, и падает кассиру 10 рублей. Сколько он получит сдачи? (10-9=1руб.)
Задача 2
Костя помогал дедушке на рынке продавать выращенные на даче огурцы. В субботу они продали 5 кг., а в воскресенье еще 4 кг. Сколько килограмм огурцов продали дедушка с внуком за два дня? (5+4=9кг.)
Задача 3.
Родители купили Мише робота, который стоил 10 рублей. Друг Миши Егор захотел обменять свою гоночную машину, которая стоила 7 руб., на робота Миши. Выгодный ли будет обмен для Миши? Почему? (10-7 = 3)
Задача 4
Карандаш стоит 9 рублей, а ластик 5 рублей. На сколько карандаш стоит дороже ластика? (9-5=4)
Задача 5
Оля планировала потратить на покупку ручек 9 рублей, но потратила на 3 рубля меньше. Сколько потратила денег Оля на покупку ручек? (9-3=6)
Воспитанники по своей инициативе самостоятельно и коллективно могут составлять примеры и задачи, в которых закладываются азы будущего финансового «здоровья».
Игровая панель «Шнуровка - вышивание»
Двусторонняя деревянная панель с «экраном», пронизанного множеством круглых сквозных отверстий – дырочек. Прилагается деревянная толстая «игла» и «нитки» - тонкие шнуры красного, синего, зеленого, желтого цвета и других цветов.
Задача: продевая «иглу» через отверстия, «вышить» по образцу узор, орнамент, предметы, геометрические фигуры, буквы, цифры и многое другое.
На этой панели детям предлагается вышить такие финансовые схемы как: купюра, магазин (супермаркет), монета, банкомат и т.д.
Игровая панель «Мышь в сыре»
На деревянной панели вырезаны кружочки различных диаметров: 10 больших кругов, 15 средних и 40 маленьких кружочков. Так представлен качественный сыр с обязательными, но своеобразными «дырками в сыре». Панель дополнена любительницей сыра «мышью» - деревянной формой – корзиночкой с шариком или колечком внутри. Корзиночка укреплена на двух шнурах и находится внизу «экрана». Игровая задача - «Мышка» - корзиночка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти снизу вверх по всей площади «сыра с дырочками». Управляя качающейся при движении корзиночкой, игрок должен попытаться не уронить лежащий внутри шарик или деревянное колечко. (Возраст – с 5-ти лет).
Здесь детям предлагаются такие дидактические игры, как:
- Проведи Буратино до клада так, чтобы он не упал в яму.
- Буратино собрался идти в магазин, но перед ним есть некоторые препятствия. Помоги Буратино пройти до магазина без препятствий.
- Помоги Буратино добраться до денег через кочки.
Игровые ситуации могут придумывать и сами дети.
Игровая панель «Лабиринт».
Двусторонняя неокрашенная деревянная панель стандартного размера с «экраном».
«Экран» с фигурными сквозными прорезями в виде волн, зигзагов, лабиринтов и т.д.
Внутри прорезей помещаются 20 двойных подвижных цветных штырьков: 5- красного, 5- синего, 5 – зеленого, 5- желтого цвета.
Игровая задача – собрать штырьки какого – либо одного цвета в определенное место – «депо», проведя их через все встречающиеся на пути препятствия. На панели находится кармашек для карточек с заданиями.
Здесь детям предлагается распределить финансовые термины на две группы:
- Доход/расход семьи.
- Что можно купить за деньги, что нельзя.
- Распредели купюры и монеты России.
- Хочу/надо.
Игровая технология
«Цветные палочки Кюизенера. Логические блоки Дьенеша»
Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством дидактических игр с использованием дидактических пособий: Логические блоки Дьеныша, Цветные палочки Кюизенера.
Задачи:
- Формировать предпосылки финансовой грамотности детей через дидактические игры с использованием разных дидактических пособий.
- Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
- Воспитывать трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономичность
Оборудование: Цветные палочки Кюизенера, Логические блоки Дьенеша.
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно – иллюстративные, эврические.
Дидактическая игра с логическими блоками Дьенеша
«Магазин игрушек»
Цель: создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников через игровое пособие «Логические блоки Дьенеша».
Задачи:
Расширять словарный запас за счет введения слов – экономических терминов: «зарплата», «монеты», «купюры», «банк», «сейф», «код»
Развивать умение классифицировать и обобщать по заданным параметрам: величина, форма, цвет, во время работы с блоками Дьенеша.
Продолжать учить различать знаки - символы, делать зрительно- мыслительный анализ, выбирая нужный блок из нескольких.
Оборудование: Товар - картинки с изображением игрушек, ценник – карточки с условными обозначениями, деньги – логические блоки.
Условия игры: На столе лежат карточки с изображением игрушек. На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Далее игру можно усложнять.
Ход игры:
Представьте, что вы пришли в магазин детских игрушек, у вас на столах лежат карточки с игрушками. Рядом лежат логические фигуры – это денежки. На одну купюру разрешается приобрести только один товар.
Правила покупки:
1. можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры, например треугольник синего цвета, что вы можете приобрести на эту денежку, (ответ) положите эту денежку на товар который вы можете приобрести. (спросить у каждого что купили, и почему купили, дети объясняют свой выбор, например: я купил неваляшку потому что, ручки у него из треугольника синего цвета и тд) .
Молодцы, теперь нужно убрать эту денежку (убирается в другую коробочку). Следующее правило покупки:
2. нужно купить игрушку, у которой совпадает два свойства (например: синий круг (размер не важен), маленький треугольник(цвет не важен), три свойства ( например: маленький треугольник, маленький квадрат и круг синего цвета) (все блоки после покупок убираются в общую коробку)
3. выбор игрушки по карточкам символам, по ценникам, (каждому раздаю ценник, можно по два на любые игрушки). На товаре лежит ценник – вы можете приобрести его за ту денежку, которая указанна на ценнике ( форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек, карточки отрицание и тд, ценники на выбор любые).
Молодцы вы справились со всеми заданиями.
Эффективность дидактических игр по финансовой грамотности
Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие эвристического мышления дало возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Это даёт надежду, что дети будут уверены в себе, смогут быстро адаптироваться в школе, и будут успешно осваивать новую информацию.
Конспект занятий по финансовой грамотности
(подготовительная к школе группа)
Тема: «Азбука денег»
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи.
Обучающие:
-Учить устанавливать соответствие между количеством монет и достоинством денег, выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
-Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
-Уточнять знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.
-Упражнять в умении различать «монеты», «купюры» разных достоинств.
-Закреплять знания понятий «деньги», «зарплата», «доход», «расход», «семейный бюджет», «товар», «цена», «сдача», «размен».
Развивающие:
-Развивать логическое мышление, навык счета.
-Развивать основы финансовой грамотности и первичной экономической -компетентности.
-Продолжать формировать навык работы в коллективе.
-Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.
Воспитательные:
-Воспитывать умения соизмерять реальные потребности и свои желания, применять к себе понятия «надо» и «хочу».
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
-Способствовать проявлению положительных эмоций во время познавательной учебной деятельности.
Оборудование: игровые «купюры», «монеты», коробочки- «сейфы», карточки с символами свойств Логических блоков Дьенеша, набор карточек -примеров и букв для игры «Собери слово», Цветные палочки Кюизенера, набор карточек для игры «Магазин»
Ход занятия:
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Мы сейчас будем заниматься… (стук в дверь) Заходит «Рублик»
- Здравствуйте. Я - Рублик металлический, похож я на медаль. Принес вам подарок от себя и моего друга кота Белобока. Это непростая Азбука, а
«Экономическая!» В ней много разных экономических терминов и понятий, а чтобы вам было легче их понять, мы составили специальную подсказку из «математических» заданий. Я и мой друг, Белобок, надеемся, что вам подарок очень понравится и поможет вырасти грамотными людьми.
Рублик вручает педагогу «Азбуку» и спрашивает:
- А можно я останусь с вами?
Воспитатель: Оставайся, а мы откроем и посмотрим эту необычную «Экономическую Азбуку кота Белобока» (педагог демонстрирует)
ЗАДАНИЕ №1 «РАССЧИТАЙТЕ БЮДЖЕТ И РАСХОДЫ»
(работа с демонстрационным материалом)
- Ребята, смотрите первое задание и подсказка к нему:
педагог показывает иллюстрацию «Доход семьи»
К вам обращаются за помощью три медведя и просят помочь рассчитать бюджет их семьи и расходы.
В семье трех медведей, Михайло Потапыч работает строителем и получает зарплату 6 рублей. Настасья Петровна работает медсестрой и получает за свой труд 4 рубля. Мишутка еще маленький и ходит в д/с и ничего не получает. Назовите месячный доход семьи трех медведей. (10р) – педагог показывает все на иллюстрации.
А теперь давайте высчитаем сумму расходов в течение месяца:
если на продукты они тратят 3 рубля,
за оплату берлоги 3 рубля,
за д/с 2 рубля,
на лесной трамвай до д/с 1 рубль,
на обновки 1 рубль. Какая сумма вышла расходов? (10р)
Может ли семья в этом месяце купить медвежонку самокат, который стоит 1 рубль?
Почему? Что им нужно сделать? (откладывать, копить деньги)
Молодцы.
Воспитатель «открывает» следующую страницу и достает из «Азбуки» карточку «Логических блоков Дьенеша»
ЗАДАНИЕ№2«РАСКОДИРУЙ ФОРМУ ПЕЧЕНЬЯ»
(работа с раздаточным материалом)
- Ребята, медведи как вы знаете очень большие сладкоежки. Настасья
Петровна, когда ходит за продуктами очень внимательно изучает предложенный продавцами товар. И как у всех покупателей у медвежьей семьи есть самое любимое печенье. Вы должны внимательно изучить карточку с символами и расшифровав её, вы узнаете, какое печенье они чаще всего покупают в магазине.
Дети работают с индивидуальными карточками по свойствам логических блоков Дьенеша.
Воспитатель «открывает» следующую страницу и достает из «Азбуки» набор примеров и букв.
ЗАДАНИЕ №3 «СОБЕРИ СЛОВО»
(работа с демонстрационным материалом)
- Посмотрите, теперь вам надо решить примеры, ответ соотнести с нужной буквой и из полученных букв составить слово. Если ваши действия будут выполнены правильно, то составленное вами слово, и слово в «Экономической Азбуке» совпадут.
Перед детьми педагог ставит набор примеров и букв (дети должны решить примеры и по ответам, из букв собрать слово.)
«Д Е Н Ь Г И»
10-1=? 9 буква Е
5+5=? 10 буква Д
7+1=? 8 знак Ь
6-1=? 5 буква Н
3+3=? 6 буква И
8-1=? 7 буква Г
Педагог: получилось слово «Деньги», а какое слово написано в нашей «Азбуке?» (дети читают) Слова совпали, значит мы все сделали правильно. Но ребята, на этой страничке была не одна подсказка- задание, а две. Посмотрим, какая?
Педагог достает и показывает детям «сейф».
ЗАДАНИЕ №4 «ОТГАДАЙ ШИФР СЕЙФА»
(работа с раздаточным материалом)
- Ребята, где хранятся деньги? (в сейфе). Правильно. У вас на столах есть «игровые сейфы», чтобы их открыть, необходимо собрать код чисел, из цветных палочек. У каждого из вас разные кодовые числа. Пожалуйста, узнайте шифр вашего сейфа.
Дети индивидуально каждый по заданной цифре выполняет «раскодировку сейфа» - работают с палочками Кюизенера по составу чисел из 2-х меньших в пределах 10 и «открывают» сейф, достают монеты и купюры.
Воспитатель: мы с вами открыли сейфы. Ребята, что находилось в ваших сейфах? (деньги: монеты, купюры/ банкноты). Посмотрите, мы все делаем верно, и страничка в азбуке посвящена этим понятиям.
ЗАДАНИЕ № 5 «НАЗОВИ и РАЗЛОЖИ МОНЕТЫ И КУПЮРЫ» (работа с раздаточным материалом)
Доставайте деньги и раскладывайте перед собой, будем выполнять следующее задание.
Дети раскладывают перед собой и называют:
МОНЕТЫ: 1.1.1.1.1.1.1.1.1.1. (монет 10/рублей 10)
2.2.2.2.2. (монет 5/рублей 10)
5.5.5.5. (монет 4/рублей 20)
10.10. (монеты 2/рублей 20)
КУПЮРЫ достоинством:
50р, 100р, 500р, 1000р, 5000р.
Воспитатель: Здесь нет монет, достоинством 3 рубля. Покажите, как мы
можем, при необходимости получить 3 рубля?
Дети выкладывают:
2р и 1р
1р.1р.1р.
Выложите, как мы можем сделать:
4р (2р, 2р. Или 1р.1р.1р.1р.)
6р (2.2.2. Или 5.и 1. Или 1.1.1.1.1.1.)
7 р (5 и 2)
8 р (5 и 2 и 1)
9р (5 и 2. 2.)
- Да, это конечно не все варианты. Еще вот перед вами лежат монеты
достоинством 10 р, сколько будет в сумме 10 и 10 (20 р) А если нам необходимо разменять купюру достоинством 50 р, то сколько монет достоинством 10 р мы возьмем? (5 монет по 10р)
Воспитатель: Молодцы! Ну что, Рублик? Мы справляемся с вашими
подсказками- заданиями? А теперь нам надо отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
С физкультурой я дружу
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу
А сейчас попрыгаю 1.2.3.
Ножками подрыгаю 1.2.3.
Ручками похлопаю 1.2.3.
Ножками потопаю 1.2.3.
Сяду я за столик стройно,
Чтоб вести себя достойно
Воспитатель: А сейчас посмотрим, какое следующее экономическое понятие есть в нашей «Экономической Азбуке»
Воспитатель «переворачивает» страницу на понятие «Покупка» и предлагает детям следующее задание
ЗАДАНИЕ № 5 «КУПИ ТОВАР ПО СПИСКУ И СО СКИДКОЙ.
СЭКОНОМЬ!»
- Мы с вами отравляемся в «Магазин» за продуктами. У вас есть в наличии определенная сумма и вам нужно купить необходимые продукты, но при этом постараться сэкономить, чтобы можно было отложить денег для покупки самоката для маленького Мишутки. В магазине будьте внимательны, на полках стоит много товара, есть одинаковый, но по разной цене.
Дети работают индивидуально, по карточкам, делают «покупки». Педагог спрашивает, у кого какая сдача получилась, кто что купил.
Воспитатель: Молодцы ребята. Не плохо сегодня мы с вами поработали, со всеми заданиями – подсказками справились. И вспомнили многие экономические термины, но наша Азбука еще на закончилась, и мы будем продолжать работать с ней в следующий раз. А сейчас я вам предлагаю еще раз, перечислить какие экономические термины мы с вами вспомнили, при помощи подсказок из Экономической Азбуки кота Белобока. Ну а ты Рублик слушай наши ответы
ЗАДАНИЕ №6 «ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСИКИ»
1. Куда потратить деньги, куда нет. Так распределяется …(бюджет)
2. Коль трудился целый год, будет кругленький… (доход)
3. И врачу, и акробату выдают за труд…(зарплату)
4. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар, называется…(товар)
5. На товаре быть должна, обязательно …(цена)
6. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам … (продавцы)
7. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробьет… (кассир)
8. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Я кладу их не в платок,
А кладу их в кошелек…(деньги)
9. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет… (монета)
10. Санкт – Петербург – 50, Москва – 100, Севастополь – 200. О чем речь? (банкноты номиналом 50, 100 и 200 рублей)
Воспитатель: вы ответили на все вопросы, молодцы! Ну что, Рублик, наши ребята показали себя не только эрудированными, но и великими математиками, умеющими обращаться с деньгами. И поэтому я предлагаю им вручить медали «Юный финансист»
Рублик достает и вручает детям «медальки»
Конспект занятия
по финансовой грамотности в старшей группе
«Путешествие в страну Логики»
Программные задачи:
Дать представления о назначении денег, их внешнем виде, способах хранения.
Расширять словарный запас за счет введения слов – экономических терминов: «зарплата», «монеты», «купюры», «банк», «сейф», «код»
Развивать умение классифицировать и обобщать по заданным параметрам: величина, форма, цвет, во время работы с блоками Дьенеша, продолжать учить различать знаки - символы, делать зрительно- мыслительный анализ, выбирая нужный блок из нескольких.
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Образовывать следующее число путем прибавления единицы, сравнивать числа, определять равенство и неравенство.
Закрепить знание состава чисел до 10, работая с палочками Кюизенера; повышать познавательную активность, развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Оборудование: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, карточки с цифрами, кодовые карточки с геометрическими фигурами, индивидуальные карточки- задания, образцы «монет» и «купюр».
Методические приемы: показ, объяснение, игровые приемы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, нас пригласили в гости в необычную страну, а правит этой страной королева Логика. В этой стране все необычно и интересно. Для вас королева Логика приготовила много различных заданий и вопросов и если мы со всеми заданиями успешно справимся, то нас ждет сюрприз. Но чтобы добраться до этой страны нам необходимо сесть в поезд. Вы знаете, чтобы совершить поездку на любом виде транспорта нужно, что сделать сначала?
-Необходимо приобрести билет в кассе.
-Но ведь билеты просто так не дают. Что нужно сделать, чтобы его нам продали?
-Заплатить деньги.
Рассказ воспитателя:
Деньги – это средство купли-продажи. Деньги просто так никому не дают. Взрослые работают на разных предприятиях и за свой труд получают «зарплату». За деньги можно что-то купить, продать, заплатить. Посмотрите, какие бывают деньги (педагог демонстрирует «монеты», «купюры»)
-Давайте мы их рассмотрим, чем они отличаются? (монеты – металлические, купюры бумажные)
- Еще они отличаются своим «номиналом». Небольшое количество денег мы можем хранить в кошельке, а еще они хранятся в специальном здании, он называется «Банк». А снять деньги можно с помощью «пластиковой карты» через «банкомат» - специальная машина, которая «выдает» деньги, только нужно ввести специальный «шифр» или «код» из цифр.
-Ну что же, теперь получите билеты и занимайте места в нашем поезде. Но поезд это необычный, вы должны показать свои математические знания.
Дети рассаживаются на места согласно указанному номеру в билете. Педагог задает вопросы.
-Какой номер места в твоем билете? Посчитай от 1 до 10.
-Назови соседей числа 5.
-Считай обратно от 10 до 1.
-Посчитай двойками.
-Если номер твоего билета 6, то назови число на 1 больше – меньше.
-Назови соседей числа 7.
-Номер твой 8, а сколько пальцев у тебя на руках?
-На сколько частей можно разделить круг, если надо получить 1/8 или 1/4?
Воспитатель: Молодцы, вы показали хорошие знания, и наш поезд приехал к нужной станции. Но посмотрите, у нас новое задание.
Проводится дидактическая игра «Что лишнее?» (работает вся группа детей с демонстрационным материалом)
Дети должны определить, какая геометрическая фигура лишняя и объяснить по каким признакам они определили лишнюю фигуру.
Проводится дидактическая игра «Какая фигура следующая?»
Дети работают несколькими подгруппами.
Первая таблица по любым цветовым признакам, вторая по геометрическим
формам.
-Ребята, посмотрите, нам необходимо разбить клумбы для цветов. Но это не простые клумбы, на них растут логические цветы.
Проводится дидактическая игра «Посади цветок» и «Логические цепочки»
Дети работают подгруппами. В каждой подгруппе работают с кодовыми карточками блоков Дьенеша, и выкладывают задание по логической цепочке.
Проводится Дидактическое упражнение «Угостим мишку печеньем»
Дети работают индивидуально с кодовыми карточками блоков Дьенеша.
Физминутка (с музыкальным сопровождением)
Воспитатель: Ребята, мы с вами перед началом нашего путешествия, говорили о том, что деньги хранятся в банке. А кто знает, как называется металлический шкаф, в котором хранятся деньги. Это «СЕЙФ» Да. А чтобы сейф открыть, нужно знать «КОД». Вот у вас на столах есть карточки- цифры, у каждого из вас они разные. Эти цифры обозначают кодовое число, и ваша задача выложить код этого числа при помощи палочек, которые обозначают разные числа.
Дидактическое упражнение «Состав числа»
Дети работают с палочками Кюизенера.
Дидактическая игра «Веселые вопросы»
-солнышко и цветы (поляна)
-пелка и цветок (мед)
-земля и зернышко (колосок)
-сколько ног у карася?
-сколько сторон у круга?
-сколько солнц на небе?
Воспитатель: Молодцы, и у вас следующее задание
Дидактическое упражнение «Собери картинку»
Дети работают с цветными палочками Кюизенера, выкладывая индивидуально различные изображения.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое - то послание от королевы Логики. Но оно почему-то не читается. Вместо букв знаки и крючки. Нам это слово необходимо расшифровать.
Дидактическое упражнение «Дешифровщик»
Дети с помощью знаков выставляют буквы и читают слово «Молодцы!»
После выполнения задания педагог оценивает работу детей, подводит итог занятия, и раздает сюрпризы от королевы Логики.
Элементарное программирование посредством
мини-робота BEE-BOT (Умная пчела)
Цель: создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников через начальное программирование с помощью мини-робота Bee-bot (Умная Пчела).
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию первичных экономических понятии: монета, банкнота, банковская карта, доход, расход.
-продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Развивающие:
-продолжать развивать умение составлять алгоритмы посредствам лого-робота BEE-BOT «Умная Пчела»;
- способствовать развитию пространственной ориентации;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Оборудование: игровое поле, мини-роботы BEE-BOT (Умная пчела).
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно – иллюстративные, эврические.
Игровые ситуации
Дидактическая игра «Положи в банк нужную монету или банкноту»
Цель: закрепление знаний детей о деньгах, умение различать и находить денежные средства разного достоинства.
Возрастная категория: 5-7лет
Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с изображением денег, мешочек.
Ход игры: игра для детей от 5-ти лет. Игра для 3-5 человек. Игроки по очереди вытаскивают карточки с изображением денег и с помощью мини-робота доставляют деньги в банк.
Дидактическая игра: «Чей это кошелёк?».
Цель: развивать умение у детей ориентироваться на плоскости, закреплять знания о деньгах.
Возрастная категория: 5-7лет.
Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с заданиями.
Ход игры: на одной стороне карточки изображена схема, по которой нужно запрограммировать мини-робота, а на обратной стороне правильный ответ. Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, выполнить задание и проверить результат. Движение всегда начинается с квадрата, на котором изображено здание банка.
Дидактическая игра «Кто больше всех заработал денег?».
Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости и ассоциативного мышления; закрепить навыки счета денег.
Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», монеты и банкноты разного достоинства.
Ход игры: на игровом поле рядом с лесными животными лежат монеты и банкноты. Задача детей с помощью мини робота построить маршрут от животного до банка и собрать по дороге все деньги. Свой путь мини-робот может начать с любой точки. Игрок, положивший в банк больше всего денег, становится победителем в игре.
Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет работу педагога в сторону усвоения детьми необходимых навыков.
Дидактическая игра «Пчёлка-пожарный»
Цель:
- продолжать расширять представления детей о разнообразии профессии пожарный.
- воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
- уточнение и закрепление правил пожарной безопасности;
Дидактический материал: мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», игровое поле «Сказка», картинки с изображением горящего дерева и избушки Бабы-Яги.
Описание игры: педагог говорит, что возле избушки Бабы Яги в дерево попала молния, и оно загорелось. Педагог уточняет у детей, что нужно делать в случае пожара и предлагает вместе с пчёлами выступить в роли пожарных. Дети выбирают пчелу, продумывают короткий маршрут к месту пожара, программируют мини-робота и доводят до нужной клетки. В процессе беседы педагог с детьми уточняет и закрепляет профессию пожарного и правила пожарной безопасности.
Дидактическая игра «Знатоки профессий»
Цель:
- уточнение и расширение глагольного словаря по лексической теме «Профессии»;
- воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться
Дидактический материал: мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», игровое поле «Базовое», картинки с изображением представителей разных профессий и картинки с теневым изображением этих же представителей профессий. Описание игры: на игровом поле разложены картинки с теневыми обозначениями представителей разных профессий. Педагог обращается к детям: «Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я с вами играю, занимаюсь, рисую, читаю с вами стихотворения, рассказы, забочусь о вас. Это моя профессия. А какая профессия у этого человека?». Педагог загадывает детям загадку о какой-либо профессии. Отгадав загадку, дети получают картинку с изображением представителя этой профессии, и предлагает на игровом поле найти соответствующую тень. Дети выбирают пчёлку, продумывают маршрут, программируют мини-робота и доводят до нужной клетки. Затем педагог продолжает: «Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает этот человек?». Дети называют как можно больше действий представителя данной профессии, используя в речи глаголы.
Серия дидактических игр «Семья пчел»
по теме: «Технологии, методы и приемы по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Представляю серии дидактических игр с использованием интерактивного оборудования мини-робот «Bee-bot» (Умная пчела). Это семья из 4 пчёл: мама, папа, бабушка и дочка.
Серия дидактических игр разработана по 4 разделам по экономическому воспитанию дошкольников, которые используются в работе с детьми подготовительной к школе группы.
Первый раздел «Труд и продукт труда (товар)»
Цель: формировать представления детей о деятельности людей новых и известных профессий.
Дидактический материал: игровое поле, пчелка BeeBot, картинки (агроном, комбайнёр, пекарь, продавец, шофер).
Ход игры: предлагаю детям игру «Кто помогаем хлеб растить?». Юная пчёлка Мая, путешествует и изучает профессии, которые нужны, чтобы приготовить хлеб. Пчелка помогает её бабушка, которая загадывает ей загадки по профессиям.
Однажды пчёлка Мая спросила у бабушки. На каком дереве растут булочки?
«Хорошо внученька. Я тебе расскажу и загадку загадаю», сказала бабушка, и загадала пчелке задатки.
Загадки:
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница.
(Агроном)
Он похож на капитана,
Но ведет корабль степной.
Спорит он с волной упрямо,
Только с золотой волной.
(Комбайнёр)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит...
(Шофер)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает.
(Продавец)
(после каждой загадки ребенок выполняет ход действий с пчелкой)
Второй раздел «Деньги и цена (стоимость)»
Цель: воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи.
Дидактический материал: 4 картинки для дохода (социальная служба, подарок, больница, автосалон) кошелёк, монетки.
Ход игры: предлагаю игру «Бюджет семьи пчёл». Каждая пчела в семье вкладывает свой доход в семейный бюджет, а затем они его вместе распределяют.
В конце месяца семья пчёл решила посчитать свой семейный бюджет. Папа принёс зарплату с работы из автосалона. Мама принесла зарплату с работы в больнице. Бабушка принесла свою пенсию. А юной пчеле подарили денежный подарок.
(ребенок делает ход к картинке с изображением кошелька)
Семья пчёлок посчитала доходы и спланировала свои расходы. Они оплатили коммунальные услуги, купили продукты питания, одежду, сходили всей семьей в кино.
(дети по очереди выполняют ход до определенного места расхода)
Третий раздел «Реклама: правда и лож, разум и чувства, желания и возможности» представляю вашему вниманию игру «Пекарня-магазин»
Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.
Дидактический материал: игровое поле, игрушки хлебобулочных изделий, монетки.
Ход игры: в этой игре принимают участие 8 детей: 4 пчелы и 4 продавца-консультанта разных отделов хлебной продукции, которые рекламирую свой товар. Каждая пчела выбирает свой любимый продукт и направляется к нему, слушает рекламу и обменивает его на монетку.
Перед новогодними праздниками семья пчёлок посетила свою любимую пекарню-магазин, чтобы выбрать свежую, вкусную выпечку к праздникам.
После этого каждую пчелку встречает продавец-консультант и рекламирует продукцию этого отдела. Если понравился продукт, то пчелка обменивает его на монетку.
Пчелка мама любит крендельки.
Пчёлка папа решил купить хлеб.
Пчёлка Мая очень любит тортики.
А пчелка бабушка приобрела пирожки.
(ребенок делает ход до определенного объекта)
Четвертый раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.
Дидактический материал: , 4 пчелы, картинки с изображением предмета экономии (дверь, окно, кран с водой, включенная лампа, включенный компьютер).
Ход игры: представляю детям внимание игру «Экономные пчёлки». Каждая пчела в семье следит за экономией ресурсов: тепла, воды, электричества (свет и электроприборы). Во время игры ребенок делает ход в ту часть дома, где замечает не порядок, переворачивает картинку и возвращается обратно.
В новогодние каникулы, когда вся семья была дома. Бабушка предложила, сэкономив бюджет семьи. Все стали думать, что для этого можно сделать. К вечеру все собрались, предложили свои варианты.
Пчелка бабушка предложила экономить тепло. Она будет следить, затем, чтобы окна и двери были закрыты. Пчелка мама будет следить за экономией воды. Пчелка папа следит за выключением света. Пчелка Мая следит за тем, чтобы электрические приборы были выключены.
(ребенок делает ход в ту часть дома, переворачивает картинку и возвращается обратно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
Сборник методических материалов «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?Согласно последним исследованиям в области образовательногоконсалтинга современный конкурентно способный ребенок – этосубъект образовательно...
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...