МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
статья по основам финансовой грамотности

Татьяна Юрьевна Браженко

 Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольников в области финансов  является дидактическая игра. В процессе дидактических игр  дети учатся понимать, что деньги не появляются сами собой, а их зарабатывают. У детей формируется понятие, что сначала зарабатываем, а потом – тратим, что покупки нужно планировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Актуальность

В современном мире стоит  вопрос о формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, которая направлена на развитие финансовой культуры и мышления в области финансов. В дошкольном возрасте закладываются финансовые способности, которые будут влиять на материальное благополучие в будущем. Именно  с дошкольного возраста необходимо закладывать азы финансовой грамотности, так как этот период считается наиболее успешным для формирования представлений об основах рынка. Закладываются нормы человеческой морали, такие как  вежливое отношение и уважение к продавцу и потребителю.

ФГОС ДО  направляет деятельность педагогов детского сада на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

 Великий педагог А.С. Макаренко считал, что  деньги — это средство воспитания детей, с которыми необходимо знакомить, начиная с дошкольного возраста.

 Одним из средств формирования знаний у старших дошкольников в области финансов  является дидактическая игра.

В процессе дидактических игр  дети учатся понимать, что деньги не появляются сами собой, а их зарабатывают. У детей формируется понятие, что сначала зарабатываем, а потом – тратим, что покупки нужно планировать.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

 1.Дидактическая игра «Деньги».

Цель: познакомить детей с бумажными деньгами.

Задачи:

1) Развивать представление о том, что бумажные деньги используются при покупке товара.

2) Формировать умение покупать товар, сопоставляя свои возможности, только на  имеющуюся сумму денег.

3) Воспитывать вежливое отношение к продавцу и покупателям.

Оборудование: Бумажные деньги от 1 до 10 рублей по количеству детей, товар для игры «Магазин», ценники на каждый товар.

Ход игры:

(В игре принимают участие от 2 до 10 детей).

Ребёнок в роли продавца раскладывает товар и ценники. Дети в роли покупателей выясняют, сколько стоит товар,  выбирают его,  на имеющиеся деньги. Продавец проверяет покупку, при необходимости даёт сдачу.

2. Дидактическая игра «Необходимые покупки»

Цель: закрепить знания  старших дошкольников о деньгах.

Задачи:

1) Уточнить знания о том, что деньги мы используем, чтобы купить на товар.

2) Продолжать учить покупать товар, учитывая свои возможности на имеющиеся деньги.

3)   Развивать логическое мышление.

4) Формировать понятие «потребность» и «полезность».

Оборудование: Бумажные деньги от 1 до 10 рублей по количеству детей, товар для игры «Магазин», ценники на каждый товар.

Ход игры:

Ребёнок в роли продавца раскладывает товар и ценники. Дети в роли покупателей выясняют, сколько стоит товар,  выбирают его,  на имеющиеся деньги. Рассуждают, какой товар им нужен в данный момент и для чего.  Продавец проверяет покупку, при необходимости даёт сдачу.

3.Дидактическая игра  «Дороже – дешевле»

Цель: Познакомить дошкольников с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

1) Познакомить с тем, что все товары в магазине имеют разную стоимость.

2) Формировать у детей умение покупать то, что ему необходимо.

3) Развивать умение распределять товар по цене (дешевые, дорогие).

 Оборудование: Карточки  с изображением товаров и ценой.

Ход игры:

Перед ребёнком разложены карточки с изображением товара и цены.

Педагог  предлагает ребёнку  выбрать самый дешёвый и самый дорогой товар.

Педагог предлагает ребенку из пары карточек, выбрать, какой товар стоит дешевле, какой дороже.

Педагог предлагает  расположить  товары  по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого и наоборот.

Список литературы

  1. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.- 2012. – 112 С.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  3. Шатова,А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...