Главные вкладки
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Представляю вашему вниманию субъективное понимание использования полимодального подхода к теме финансовой грамотности, имеющего целью: уточнить и активизировать лексику – термины, относящиеся к финансам; экономике; накоплению, сбережению и распределению средств; товарно-денежным отношениям. Очень важно сформировать позитивный эмоциональный фон; стимулировать совершенствование мыслительной деятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Полимодальный подход демонстрирует альтернативное сочетание нетрадиционных и инновационных методик и технологий в процессе овладения детьми началами финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovayagramotnost.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С.Пушкин
Слова гения русской поэзии прекрасно иллюстрируют сегодняшнюю реальность как парадокс: ведь ещё недавно сложно было представить, насколько актуальной и востребованной станет тема финансовой грамотности для детей. Наши дети прекрасно справляются с современными гаджетами, у них на слуху такие термины: банк, товар, деньги, ипотека, вклад, кредит, бюджет, реклама. Основная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы структурировать получаемую детьми информацию, сделать её доступной, привлекательной, интересной. Мы ведём по жизни детей, открываем им новые горизонты, осуществляя постепенный переход из зоны ближайшего развития в зону дальнейшего развития. От педагогов и специалистов требуется: владение материалом, определённый уровень компетентности, умение мотивировать детей на решение предлагаемых заданий, комбинаторный подход, креативность. Тема финансовой грамотности может быть представлена детям и реализована самыми неожиданными формами и способами. Эффект неожиданности в данной теме предоставляет педагогам и специалистам неограниченные возможности.
Представляю вашему вниманию субъективное понимание использования полимодального подхода к теме финансовой грамотности, имеющего целью: уточнить и активизировать лексику – термины, относящиеся к финансам; экономике; накоплению, сбережению и распределению средств; товарно-денежным отношениям. Очень важно сформировать позитивный эмоциональный фон; стимулировать совершенствование мыслительной деятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Полимодальный подход демонстрирует альтернативное сочетание нетрадиционных и инновационных методик и технологий в процессе овладения детьми началами финансовой грамотности.
Предлагаемые игры и упражнения способствуют формированию у детей умения высказывать суждения, давать оценку событиям, явлениям, поступкам героев. Педагоги и специалисты могут использовать их на занятиях, на прогулке, в игровой и свободной речевой деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Кинезиология и биоэнергопластика предполагают содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
КИНЕЗИОЛОГИЯ
«Деньги были не всегда»
Деньги были не всегда.
Люди многие года
Покупали, торговали.
И при этом всё меняли:
Соль – на шкуры, на зерно.
Мех – на злато, серебро.
Люди торговать учились,
Деньги позже появились.
Дети проговаривают текст, сопровождая его кинезиологическими упражнениями «Кулак, ребро, ладонь»; «Фотограф».
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
«Покупаем – продаём»
«Покупаем»: язык убрать в рот (рот закрыть), руки согнуть в локтях, прижать к себе, ладони собрать в кулачки.
«Продаём»: язык высунуть изо рта – «Чашечка», руки вытянуть вперёд – держать ладони чашечкой.
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмические игры и упражнения служат цели нормализации двигательных функций и всех компонентов речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речевых высказываний. Данное произведение позволяет педагогу дифференцированно отследить и зафиксировать отношение детей к распределению накопленных средств; вербализировать эмоции, относящиеся к героям стихотворения.
Держу молоток
И копилку-свинью:
«Сейчас, наконец-то,
Тебя разобью.
Куплю самолёт,
А скорей целых три –
Немало монеток
У свинки внутри.
Потом совершу
Семь покупок подряд»
Смотрю, а у Хрюшки
Доверчивый взгляд.
Смеются глаза
В ожиданьи забав…
Я обнял свинью
И поставил на шкаф.
МНЕМОТЕХНИКА
«Учите ребёнка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д.Ушинский.
Использование мнемотехники позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать информацию, сохранять эту информацию, воспроизводить её. Используя готовые мнемодорожки и мнемотаблицы, или, изменяя их по-своему, можно активно применять элементы данной методики в овладении детьми финансовой грамотностью, учитывая многофункциональность мнемотехники. Предложив детям принять участие в создании мнемодорожек или мнемотаблиц к стихотворениям С.Михалкова «Финансы», Л.Шмаковой «Бюджет», «Экономика», Г.Миронова «Копейка рубль бережёт», я отметила нестандартный подход при выстраивании мнемологистики, относящейся к товарно-денежным отношениям и зафиксировала устойчивый интерес детей к теме финансовой грамотности.
СИНКВЕЙН
Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания впечатлений, ощущений и ассоциаций.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Синквейн состоит из пяти строк. Его форма напоминает «ёлочку».
1-я строка – одно ключевое слово
Существительное, определяющее содержание, называющее тему.
Это произведение, имя героя. Название предмета, события, явления.
2-я строка – два слова – прилагательные или причастия
Описание признаков предмета или характеристика его свойств.
3-я строка – три слова – глаголы
Глаголы, деепричастия, описывающие действия, относящиеся к теме.
4-я строка – четыре слова – предложение
Словосочетание или предложение, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.
5-я строка – одно слово – резюме, ассоциация, синоним
Это суть темы. Философское обобщение. Вербализация эмоций.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Синквейн – лучший способ развития образной речи у ребёнка. Для формирования представлений детей о финансах, товарно-денежных отношениях, экономике были предложены термины: БАНК, ДЕНЬГИ, ТРУД, ЦЕНА. Анализируя синквейны, составленные детьми, можно резюмировать: дети старшего дошкольного возраста, при условии проведения педагогами и специалистами системной и последовательной работы по теме «Финансовая грамотность», демонстрируют высокий потенциал умственной деятельности, владение лексикой по теме «Финансы», разнообразие подходов в решении поставленных задач.
В работе с детьми по овладению финансовой грамотностью актуально использование элементов имаготерапии, включение эмоционально-психологических тренингов, коммуникативных игр, коллективное создание иллюстративных коллажей, прохождение речевых маршрутов и лексических контуров.
Комбинация методик и технологий может быть самой разной, с доминированием любой из них, в зависимости от уровня базовых знаний у детей и владения финансовой терминологией.
АНТРЕ
Я предложила детям выполнить дыхательное упражнение «Горячая монетка». После выполнения задала вопрос: «Как вы думаете, почему монетка горячая?». Ответы были разными: неожиданными, порой смешными, а, в целом, потрясающими! Используя предложенный речевой контент можно провести полноценное логоритмическое занятие. Главное: желание работать, вдохновение, творческий подход и тактичное, бережное отношение к детям. И тогда логопедия и финансовая грамотность будут идти рука об руку, шагать в ногу и смотреть в одном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников....
Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность - это особое качество человека....
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...