Технологическая карта по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Чевычелова Екатерина Владимировна

История денег

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chevychelova_teh.karta_-_fin.gr_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Непосредственно образовательной деятельности

Образовательное учреждение: МБДОУ Ужурский детский сад № 3 «Журавлёнок»

Ф.И.О. педагога (должность): Чевычелова Екатерина Владимировна (воспитатель)

Образовательная область: познавательное развитие

Тип занятия: комбинированный

Тема занятия: «История денег»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать умение понимать назначение денег;

- дать детям представление о денежной единице;

- показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

Развивающая:

- совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к деньгам.

Планируемые результаты занятия: у детей сформируются предпосылки финансовой грамотности.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси - советы «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты.

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Технология, методы, формы, приемы, используемые в работе с детьми

Контроль результатов деятельности

1

Организационно – мотивационный этап.

Организация направленности внимания у детей и формирование интереса к дальнейшим действиям

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад мне по дороге попалась красивая блестящая монета. И я вдруг вспомнила одну историю про жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Знаете, у всего на свете есть своя история, а  вы хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

Дети слушают педагога, рассматривают монету, проявляют интерес к истории денег.

Словесный

Вовлеченность детей

2

Основной этап.

2.1

Создание проблемной ситуации

Формулировка проблемы в доступной для детей форме

Давайте  для начала, выясним, что вы вообще знаете про деньги.

-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.

Деньги — это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг. Это то, что люди получают за свой труд.

Деньги представляют собой особый вид товара, который договорились использовать для обмена на услуги или другие товары.

-Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.

В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.

-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами).

- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).

-А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.

-Закрывайте глаза – отправляемся!

Открываем глаза.

Дети высказывают предположения о том, что такое деньги, откуда они берутся

Отвечают на вопросы

Отправляются в путешествие на воображаемой машине-времени

Словесный, наглядный, ИКТ-технологии

Желание детей узнавать больше

2.2

Этап ознакомления с материалом.

Продолжать заинтересовывать детей узнать об истории денег

Рассказ воспитателя.

Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Если есть деньги, то вы знаете, что можно пойти в магазин и что-нибудь купить.

Но было и такое время, когда денег совсем не было, и люди жили в пещерах,  еду сами добывали в лесу и реках, а затем готовили на открытом костре, который также разжигали сами первобытным способом. Но время не стоит на месте и люди научились ремеслу. Из камня стали вытачивать топоры, копья, стрелы, которые пригодятся для охоты на дикого зверя и для ловли рыбы. Женщины стали делать  красивые украшения. В дальнейшем люди стали обмениваться вещами.

Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.

Общая игра-упражнение «Обмен».

Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается.

В дальнейшем у людей появился скот и постепенно обмен становился популярнее. В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.

- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.

Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче.

-Как вы думаете, такие деньги были удобными?

-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки.

На Руси первые деньги – это шкурки животных и разные предметы.

Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов.

На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем.

- От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае.

В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «Катеньки». На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи.

Давайте вернемся на машине времени в наше время и поговорим о современных деньгах.

Какими деньгами пользуются современные люди?

- Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.

А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете?

- Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги.

Дети рассматривают, трогают деньги.

- Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)

- Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей.

Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

- Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами.

Дети внимательно слушают рассказ, сопровождающийся презентацией

Играют, а затем подводят итоги игры «Обмен»

Отвечают на вопросы

Называют деньги, которые им знакомы, далее знакомятся со всеми современными видами денег, а также пластиковыми картами

Выполняют задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.

Словесный, наглядный, практический, ИКТ-технологии

Проявление интереса, активности, самостоятельности

2.3

Практическое решение проблемы.

Развитие познавательного интереса через просмотр мультфильма

Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?

Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси -советы «Как делают деньги».

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги» (книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба)

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Ответы детей, обсуждение вопросов

Смотрят мультфильм, подводя итог играют в игру «Что нельзя купить за деньги»

Словесный, наглядный, практический, ИКТ-технологии

Желание узнать больше

3

Этап заключения изученного материала. Рефлексия.

Формирование умения делать вывод, умение оценивать материал занятия

- Что нового вы узнали?

- Что запомнилось?

Подберите себе смайлик, настроение которого у вас возникло после занятия

Ответы и рассуждения детей, самооценка

Словесный

Умение подводить итоги

После этого занятия на следующем занятии стоит провести игру «Что? Где? Когда?» по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по финансовой грамотности Тема: «Мама – это профессия или нет?».

Форма работа с детьми: интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, игра-путешествие, творческая мастерская, детская лаборатория, литературная (музыкальная) гостиная, предварительная ра...

Технологическая карта / Основы финансовой грамотности "Реклама"

Технологическая карта проведения занятия по финансовой грамотности в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) тема: "Реклама"...

Технологическая карта по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет».

Технологическая карта  в помощь воспитателю для  проведения интерактивной  игре  по формированию  основ финансовой грамотности с детьми  старшего дошкольного возрас...

Технологическая карта по финансовой грамотности

Технологическая карта по проведению занятия по Финансовой грамотности...

Технологическая карта НОД основы грамотности в подготовительной группе (игровые технологии)

Технологическая карта НОД  по основам грамотности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии   использованы игр...

Технологическая карта по финансовой грамотности "В поисках клада"

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...