Технологическая карта по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Непосредственно образовательной деятельности
Образовательное учреждение: МБДОУ Ужурский детский сад № 3 «Журавлёнок»
Ф.И.О. педагога (должность): Чевычелова Екатерина Владимировна (воспитатель)
Образовательная область: познавательное развитие
Тип занятия: комбинированный
Тема занятия: «История денег»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать умение понимать назначение денег;
- дать детям представление о денежной единице;
- показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;
Развивающая:
- совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к деньгам.
Планируемые результаты занятия: у детей сформируются предпосылки финансовой грамотности.
Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси - советы «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты.
№ | Этапы продолжительности | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Технология, методы, формы, приемы, используемые в работе с детьми | Контроль результатов деятельности | |
1 | Организационно – мотивационный этап. | Организация направленности внимания у детей и формирование интереса к дальнейшим действиям | Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад мне по дороге попалась красивая блестящая монета. И я вдруг вспомнила одну историю про жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Знаете, у всего на свете есть своя история, а вы хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину. | Дети слушают педагога, рассматривают монету, проявляют интерес к истории денег. | Словесный | Вовлеченность детей | |
2 | Основной этап. | ||||||
2.1 | Создание проблемной ситуации | Формулировка проблемы в доступной для детей форме | Давайте для начала, выясним, что вы вообще знаете про деньги. -Что же такое деньги? Выслушать ответы детей. Деньги — это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг. Это то, что люди получают за свой труд. Деньги представляют собой особый вид товара, который договорились использовать для обмена на услуги или другие товары. -Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран. В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда. -Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). - А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей). -А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени. -Закрывайте глаза – отправляемся! Открываем глаза. | Дети высказывают предположения о том, что такое деньги, откуда они берутся Отвечают на вопросы Отправляются в путешествие на воображаемой машине-времени | Словесный, наглядный, ИКТ-технологии | Желание детей узнавать больше | |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. | Продолжать заинтересовывать детей узнать об истории денег | Рассказ воспитателя. Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Если есть деньги, то вы знаете, что можно пойти в магазин и что-нибудь купить. Но было и такое время, когда денег совсем не было, и люди жили в пещерах, еду сами добывали в лесу и реках, а затем готовили на открытом костре, который также разжигали сами первобытным способом. Но время не стоит на месте и люди научились ремеслу. Из камня стали вытачивать топоры, копья, стрелы, которые пригодятся для охоты на дикого зверя и для ловли рыбы. Женщины стали делать красивые украшения. В дальнейшем люди стали обмениваться вещами. Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет. Общая игра-упражнение «Обмен». Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается. В дальнейшем у людей появился скот и постепенно обмен становился популярнее. В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора. - Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу. Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. -Как вы думаете, такие деньги были удобными? -Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. На Руси первые деньги – это шкурки животных и разные предметы. Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. - От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае. В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «Катеньки». На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи. Давайте вернемся на машине времени в наше время и поговорим о современных деньгах. Какими деньгами пользуются современные люди? - Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки. А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? - Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги. Дети рассматривают, трогают деньги. - Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей) - Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей. Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься. - Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами. | Дети внимательно слушают рассказ, сопровождающийся презентацией Играют, а затем подводят итоги игры «Обмен» Отвечают на вопросы Называют деньги, которые им знакомы, далее знакомятся со всеми современными видами денег, а также пластиковыми картами Выполняют задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами. | Словесный, наглядный, практический, ИКТ-технологии | Проявление интереса, активности, самостоятельности | |
2.3 | Практическое решение проблемы. | Развитие познавательного интереса через просмотр мультфильма | Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги? Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси -советы «Как делают деньги». Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте. Общая игра «Что нельзя купить за деньги» (книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба) То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь. | Ответы детей, обсуждение вопросов Смотрят мультфильм, подводя итог играют в игру «Что нельзя купить за деньги» | Словесный, наглядный, практический, ИКТ-технологии | Желание узнать больше | |
3 | Этап заключения изученного материала. Рефлексия. | Формирование умения делать вывод, умение оценивать материал занятия | - Что нового вы узнали? - Что запомнилось? Подберите себе смайлик, настроение которого у вас возникло после занятия | Ответы и рассуждения детей, самооценка | Словесный | Умение подводить итоги |
После этого занятия на следующем занятии стоит провести игру «Что? Где? Когда?» по пройденной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по финансовой грамотности Тема: «Мама – это профессия или нет?».
Форма работа с детьми: интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, игра-путешествие, творческая мастерская, детская лаборатория, литературная (музыкальная) гостиная, предварительная ра...
Технологическая карта / Основы финансовой грамотности "Реклама"
Технологическая карта проведения занятия по финансовой грамотности в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) тема: "Реклама"...
Технологическая карта по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет».
Технологическая карта в помощь воспитателю для проведения интерактивной игре по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возрас...
Технологическая карта по финансовой грамотности
Технологическая карта по проведению занятия по Финансовой грамотности...
Технологическая карта НОД основы грамотности в подготовительной группе (игровые технологии)
Технологическая карта НОД по основам грамотности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии использованы игр...
технологическая карта по финансовой грамотности
Финансы 5-7 лет....
Технологическая карта по финансовой грамотности "В поисках клада"
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...