Технологическая карта по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Фрумузаки Валентина Валериевна

 Технологическая карта  в помощь воспитателю для  проведения интерактивной  игре  по формированию  основ финансовой грамотности с детьми  старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчики Абдуллаева И.М., Фрумузаки В.В.

Образовательная организация

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   Центр развития ребёнка – детский сад г. Покачи

Возрастная        категория

детей/обучающихся/,класс/курс

 6- 7 лет

Тема

Интерактивная площадка «Копейка рубль бережет»

Цель

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  через взаимодействие с семьей посредством игры.  

Планируемые        образовательныерезультаты

Отгадывают загадки по финансовой грамотности, называют банкноты и монеты, которые спрятаны под листом бумаги, отгадывают ребусы, развивают произвольное внимание и кратковременную память, предупреждают утомление, приобретают новые знания мира финансов посредством творческой, игровой форме.

Основные понятия

Деньги, банкноты, монета, банкомат, купюра.

Формы, методы

Словесные методы - как средство  установления контакта с родителями. Эффективность проведения обеспечивается конкретностью и содержательностью вопросов и заданий (отгадывание загадок, игра «Что изменилось?»)

Наглядные методы как способ повышения заинтересованности родителей, вызывают  эмоциональный отклик и желание сотрудничать, добавляют информативность мероприятию. (видеоролик об истории происхождения  денег,игра « Прятки», «Ребусы»).

Практические методы как основная форма воздействия на родителей, т.к. способствуют созданию повышения эффективности всего мероприятия, обсуждению выполненной работы при активной позиции, как  педагога, так и родителей. ( Творческие задания мини- центров).

Средства обучения

Ноутбук, видеопроектор, экран, слайды с заданиями, мольберт. Картинки  купюр и  монет, фломастеры, листы ватмана, ножницы.  Книги с детскими сказками «Теремок», « Колобок», книга об истории происхождения  денег,  картинки по истории денежных средств, нарисованное на ватмане дерево, купюры различного  номинала.

Организационныеусловия

Вступление короткое, нацеливающее на тему предстоящего разговора.

Просмотр видеороликаоб истории происхождения  денег.

Разделение участников на мини – группы для работы в центрах.

Выполнение занимательных заданий интеллектуального характера.

Практическое выполнение творческих заданий, постановок.

Выступление  мини - групп с результатами  деятельности.

Учебно-методическоеобеспечение

1.  Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4.[ 1,c.24-27].

2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. [2,с.27- 28]

3. Красноперова И. В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №1. [3,c.11-16.].

План  занятия/мероприятия

Этапы занятия /мероприятия (времяэтапа)

Используемые дидактическиесредства

Деятельностьпедагога

Деятельностьвоспитанников   и родителей

Образовательныйрезультат

1.Организационный момент

Плоскостная картинка листика

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Рада   приветствовать вас на нашей  площадке «Копейка рубль бережет». Неоспорима польза финансовой грамотности в  жизни детей.  Начиная познавать её в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в основу финансовой самостоятельности и грамотного отношения к собственным деньгам, что способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Поэтому  цель нашей работы – как  познакомить детей  с основами финансовой грамотностью в игровой  форме посредством  взаимодействия с семьёй.  

Перед началом нашей совместной творческой деятельности предлагаю поиграть в игру «Комплимент».

Сейчас мы с вами будем передавать листик друг другу, при этом говоря рядом  сидящему соседу комплимент или какое-либо пожелание.

(воспитатель пускает по кругу листик)

Ты лети, лети  листик,

Быстро - быстро по рукам.

У кого  листик,

Тот  пожелание скажет нам.

Воспитатель:  Уважаемые родители, каждый из вас хочет видеть своего ребёнка талантливым и успешным и многое для этого делает. Вы покупаете  развивающие  игры с правилами, увлекающие детей.

- Что вы знаете о том, как обучение финансовой грамотности сделать увлекательным и интересным для ребенка?

- А что вы хотели бы узнать о том, как обучение  финансовой грамотности сделать увлекательным, интересным?

Воспитатель записывает ответы родителей на мольберте.

Разделение участниковна мини – группы для работы в центрах.

Родители говорят    пожелания друг другу.

Ответы родителей.

Привлечение направленного внимания.

Внутренняя мотивация надеятельность.

Установление  контакта.

2. Основной блок

Карточки с загадками

Использование мультимедийной презентации

Использование мультимедийной презентации

Использование мультимедийной презентации

Атрибутыдля изготовления  дидактической игры, коллажа и показа сказки.

Воспитатель.  Сегодня мы вместе ответим на эти вопросы, а также попробуем выполнить занимательные задания,   интеллектуального и творческого характера. Каждая семья постарается проявить свое творчество, и умения в придумывании игр, постановок для  интересованности   ребёнка.  Для этого я предлагаю вам разделиться на мини группы с учетом того, какой из центров вам кажется интереснее: «Экономисты», «Финансисты», «Инвесторы», в которых вы можете проявить свои знания и  творчество. Итак, начинаем.

«Загадки»

1.Для всех мы в обилии рождаемся на свет,

У одних нас  много, у других нас нет…(деньги)

2.Мальнькая, кругленькая,

Из кармана  в карман скачет…(монета)

3.И врачу и акробату,

 Выдают за труд… (зарплату)

4. Половинку от  зарплаты

 Называю  как , ребята?      (аванс)

5. Из какого  аппарата,

 Выдается всем зарплата? (банкомат)

6. Коль трудился круглый год,

Будет кругленький ….(доход)

7. Чтоб хранить  свои доходы

На карманные  расходы.

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спите. (копилка)

8. Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в ….(банке)

9. Люди ходят на базар,

Там дешевле весь ….(товар)

10. На товаре быть должна,

Обязательно….(цена)

11.Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без ….(рекламы)

12. Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам ….(продавцы)

13. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно…(весы)

14. За сметану, хлеб и сыр,

В кассе чек пробьет….(кассир)

15. Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ….(налоги).[4]

Игра «Прятки»

Воспитатель. Уважаемые участники, я предлагаю в качестве разминки  поиграть в игру «Прятки»,  для того, чтобы закрепить знания о внешнем виде современных денег и их отличительных признаков.

А сейчас, каждый из центров  по очереди попробует  отгадать, какие современные деньги  спрятались под листом бумаги, из - под которой выглядывает её часть?

Воспитатель.

- Что вы знаете о «монетах»? ( Круглая, металлическая, звенит)

-  Что вы знаете о банкнотах? (Бумажные, прямоугольные, шуршат)

-  Какого цвета 5000 купюра?  (красного)

 Ответы родителей.

Игра «Ребусы»

Воспитатель. Ребусы – это своеобразный тест на усвоение материала в игровой форме. Ребусы  тренируют логическое и абстрактное мышление, развивают воображение. Этим методом пользуются достаточно давно. Когда ребенок еще не полностью усвоил основы финансовой грамотности, ребусы  применяют для закрепления знаний в процессе обучения.

Уважаемые, участники, теперь пора пришла отгадать  ребусы. Давайте, посмотрим на экран.

- Чем расплачивается человек при покупке товара. (деньги)

-  Обмен одного товара на другой. (бартер)

- Как называется денежная единица в России? (рубль)

-  Учреждение, где хранятся деньги? (банк)

- Из какого аппарата получаем банкноты? (банкомат)

- Что получают за труд в конце месяца? (зарплата)

- Как можно назвать одним словом, всё что покупается и продаётся? (товар)

-  Кожаный предмет, в  котором  хранят монеты и купюры? (кошелёк)

Правильный ответ появляется на экране.[5]

Игра «Что изменилось?»

Воспитатель. Для этой игры  нам понадобятся  разные  банкноты. Перед вами   шесть банкнот. Даю вам время (время показа 1-2секунды)посмотреть и запомнить их. А теперь назовите, какой банкноты не хватает.

Воспитатель проводит игру  несколько раз, усложняя её.

Динамическая пауза

«Будем денежку считать»

Воспитатель. А теперь мы немного отдохнем. Я предлагаю поиграть в игру «Будем денежку считать».

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой)

Воспитатель проводит игру[6]

Практическое задание.

Воспитатель. А сейчас, уважаемые родители,  пришло время проявить свои творческие способности.

-  Центр «Экономисты»,вы, попробуйте  изготовить оборудование для дидактической игры «Учимся экономить». Вы можете сами придумать и изготовить атрибуты для  игры и научить в неё играть других участников интерактивной площадки.

-  Центр «Финансисты»,попробуете сочинить сказку на новый лад. Только одно условие: все персонажи – денежные  средства. Все дети очень любят сказки. Это благодатный материал для развития ребенка. Попробуйте составить книжку – малышку или сочинить свою познавательную сказку о деньгах и обыграть ее

.(сказка «Теремок» или «Колобок»).

- Центр «Инвесторы», попробуйте  изготовить коллаж об истории происхождения денег «Откуда пришли деньги». Очень интересно познакомить других с историей происхождения денег. Мы предоставляем вам такую возможность.

Воспитатель. Материалы у вас на столах. По окончании деятельности вы представите результаты своего совместного  творчества.

Воспитатель  в роли мастера работает в центрах, передавая технологии изготовления необходимых атрибутов для придуманных игр, сказок других творческих работ.

Воспитатель. Приглашаю на площадку  представителя центра «Экономисты»,для презентации  дидактической игры «Учимся экономить», которую они изготовили своими руками.

Воспитатель.На  интерактивную площадку приглашаются представители центра «Финансисты», которые попробуют

Воспитатель. А теперь, пора пришла выступить представителям центра «Инвесторы», покажите и расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.

Участники площадки отгадывают загадки.

Родители и дети называют банкноты и монеты.

.

Участники отгадывают ребусы, которые появляются на экране.

Родители и дети смотрят, запоминают и называют денежное средство, которое пропадает на экране.

Участники выполняют движение по тексту.

Родители и дети   работают в центрах:

По окончании работы в центрах  участники представляют свои продукты.

Один из родителей  центра «Экономисты» знакомит всех участников интерактивной площадки с дидактической игрой «Учимся экономить».

Участники  интерактивной площадки играют в игру.

Участники центра «Финансисты», обыгрывают сказку «Денежный теремок», в которой все  персонажи – денежные средства.

Участники центра «Инвесторы» демонстрируют изготовленный коллаж, и знакомят  участников интерактивной площадки с происхождением  денег «Откуда пришли деньги».

Отгадывание загадок. Развитие логики   и  мышления.

Развитие внимания.

Отгадывание ребусов

Развитие интеллектуальных  и речевых способностей.

Закрепление знаний о деньгах, развитие памяти, внимание.

Снятие напряжения,

эмоциональная и физическая разрядка.

Приобретение знанийобоснов финансовой грамотности  через творческую деятельность для реализации участниками интерактивной площадки в домашних условиях.  

Итог

ВоспитательСпасибо, уважаемые участники.

А теперь время пришло подвести итоги работы нашей интерактивной площадки «Копейка рубль бережёт».

Воспитатель.Если вы считаете, что мы ответили на этот вопрос, приклейте банкноту любого номинала на наше денежное  дерево, если нет - то монету.

Участники подходят к мольберту, и приклеивают банкноты или монеты.

 Оценивание работы участниками интерактивной площадки.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по финансовой грамотности Тема: «Мама – это профессия или нет?».

Форма работа с детьми: интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, игра-путешествие, творческая мастерская, детская лаборатория, литературная (музыкальная) гостиная, предварительная ра...

Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности "Копейка рубль бережет"

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. На кружке я даю базовые финансовые знания для...

Технологическая карта / Основы финансовой грамотности "Реклама"

Технологическая карта проведения занятия по финансовой грамотности в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) тема: "Реклама"...

Технологическая карта по финансовой грамотности

Технологическая карта по проведению занятия по Финансовой грамотности...

Сказка по финансовой грамотности "Копейка рубль бережёт"

сказка по финансовой грамотности, подготовительная группа...

Исследовательски-творческий проект по финансовой грамотности "Копейка рубль бережёт" для детей 6-7 лет

Актуальность проекта   На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, ш...