конспект проведения квест игры "Как лиса Алиса обманула Буратино" для детей старшей группы
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Конспект по финансовой грамотности для детей сташей группы "Как лиса Аписа обманула Буратино" Во время прохождения квеста дети играют со сказочными героями, знакомятся с понятиями доход, расход, семейный бюджет, деньги через игровую деятельность, участвуют в проведении опытов, вовремя которых знакомятся со свойствами бумажных и металлических денег, изготавливают бумажные кошельки для лисы Алисы, Буратино и его друзей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста через квест-игру

«Как Лиса Алиса обманула Буратино»

Вступление.

В изменяющихся условиях современного мира человеку в любом возрасте нужно быть финансово грамотным, чтобы быть успешным.

Актуальность

Дети на сегодняшний день рано включаются в экономическую жизнь семьи, знакомятся с деньгами, ходят с родителями в магазины, банки, овладевают финансовыми отношениями. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного

возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных

экономических отношениях. Ребенок — дошкольник не освоит эту область

самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по

этому новому. Удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в

окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и

правильно управлять своими финансами. Состоит в том, что дети должны знать,

что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывать. Детям

необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов

открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем

раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы

полезные финансовые привычки. О чем говорит рекомендованная

Министерством Образования и Науки Российской Федерации примерная

парциальная образовательная программа дошкольного образования

Новизна: Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент

на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это

актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки

Российской Федерации. Нами было принято решение обучать детей

финансовой грамотности. Предлагаем вашему вниманию конспект квест – игры «Как Лиса Алиса обманула Буратино»
Основная часть.
Цель: формирование у детей основ экономических понятий «Доход», «Расход», «Бюджет», «Деньги» через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Формировать и расширять знания детей о понятии «Семейный бюджет»;
Познакомить детей с понятием «Доход» и «Расход» из чего они состоят;
Познакомить детей со свойствами бумажных и металлических денежных средств
путём экспериментирования;
Закреплять умение работать с бумагой.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, логическое мышление;
Развивать мелкую моторику;
Развивать сообразительность, договариваться между собой;

Развивать умение выполнять действия по инструкции взрослого.

Воспитательные:

Воспитывать чувство отзывчивости, сопереживания, желание помочь слабому, бороться с несправедливостью;

Воспитывать у дошкольников чувства нематериальных ценностей;

Умение работать в команде.

Форма занятия: Квест–игра

Материалы и оборудование: сундучок с 6 замками с «монетками» для Буратино и угощением для детей. Куб с надписью: «Семейный бюджет». Картинки «Доходы» и «Расходы». Дидактическая игра «Что можно купить, а что нельзя», картинки к загадкам, магниты, деньги бумажные и металлические, кошелек с дыркой, 2 стакана с водой, 2 подноса, салфетки, «монетки» на ленточках для игры на половину детей, шоколадки «монетки» по количеству детей, музыкальный центр, флэшка. Цветные листы А-4 по количеству детей.
Предварительная работа: Подготовка атрибутики, знакомство детей с понятиями зарплата, бюджет, доходы, расходы, банк, деньги, мошенничество. Сюжетно – ролевая игра «Магазин», отгадывание загадок на финансовую тему.

Методы и методические рекомендации: наглядно-практические, игровые, словесные. Дети учатся работать в команде и индивидуально. Сопереживать, искать решение, думать.

Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста.

Ход квеста: (Дети входят под песню)

Вос: Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас поздороваемся друг с другом. А для этого встанем в круг.

Дети: Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям!
(руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень мы рады!
(хлопают в ладоши)
Дети садятся на места, входит Буратино, идет считает монетки.

Буратино: папа Карло дал мне денежки, побегу я в магазин, куплю себе азбуку и школьные принадлежности, чтобы пойти в школу и стать умным, как Мальвина.

Под музыку появляется лиса Алиса.
Буратино:
Здравствуйте, тетя! А вы кто? Как вас зовут?
Алиса: Здравствуй, милый! А ты кто? И куда идешь?
Буратино:
Я Буратино, спешу в магазин, папа Карло дал мне деньги!
Алиса: В магазин это хорошо. Буратино, давай денежки посчитаем, а дети нам помогут.
«Разминка» «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать ! (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, дом, в котором мы живём. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец),

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец). Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнуть)
Алиса: Буратино, миленький, давай я тебя провожу. Вдруг злые разбойники могут их отобрать, давай я денежки понесу, тебе помогу!
Буратино, не ожидая подвоха, отдает деньги Алисе. Алиса, обрадовавшись, прячет деньги, потирая руки, говорит «волшебные» слова.
Алиса: Крамбу - чамбу р-р-р-р! Ой, Буратино, а твои денежки куда–то исчезли!
Буратино (начинает плакать): Тетя лиса, отдайте мои денежки, мне азбуку купить надо!
Алиса: У меня нет твоих денег! (пугает его, Буратино плачет)
Вос: Алиса, ну как тебе не стыдно, маленьких обижать? Отдай пожалуйста денежки Буратино.
Алиса: Нет, ничего не видела, ничего не знаю, ничего не брала. (Отворачивается, поджав руки)
Вос с детьми: Алиса, отдай пожалуйста Буратино его денежки!
Алиса:. Я их заколдовала. Они лежат в сундучке за шестью замками. Открыть вы их сможете, если дети пройдут и решат все мои задания!
Вос: Ребята, ну что, поможем Буратино?

Дети: Да!
Алиса: Для того, чтобы сорвать первый замок с сундучка, вам необходимо отгадать загадки. А загадки не простые, самые, что ни на есть, денежные!
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в
...(банке)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
(банкомат)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
(зарплату)
Ею можно за все заплатить,
Хоть в выходной, хоть на 8 марта,
Пойти в кино иль в магазин сходить
Нам пригодится банковская
(карта)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем
. (деньги)
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет
(монетка)
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(копилка)
Если хочешь в магазине,
Ты купить к примеру сок,
Отправляясь за покупкой
Возьми с собою
…(кошелек)
Алиса:
Все загадки отгадали, надо же, умные какие! Ладно уж, открывайте
замочек один, все равно с другими заданиями не справитесь! Вот вам куб – семейный бюджет называется, про это уж вы точно ничего не знаете. А пока вы с этим кубом не разберетесь - денежек вам не видать!
(вручает куб воспитателю и смеется)

Вос: (вертит в руках куб): Ну что ж ребята, давайте разбираться что это за штука семейный бюджет?

Дети: Бюджет семьи - это доходы и расходы семьи.

Вос: Верно! А что такое доходы и расходы семьи?

Дети: Доходы – это деньги, которые поступают в семейный бюджет, а расходы – это деньги, которые используются на разные покупки и оплату разных услуг.

Дидактическая игра «Доходы - расходы».

Вос: Я начну, а вы кончайте
Дружно, громко отвечайте.
Папа получил зарплату
Дети: Доход. (ребенок прикрепляет картинку в нужное место)

Вос: Бабушка заболела.

Дети: Расход.

Вос: Почему?

Дети: Потому что надо купить лекарство.

Вос: Мама получила премию.

Дети: Доход, потому что мама заработала деньги и принесла их домой.

Вос: Папа заплатил за электроэнергию.

Дети: Расход, потому что деньги потрачены.

Вос: Брат потерял кошелек.

Дети: Расход, потому что деньги потеряны.

Вос: Сестра получила стипендию.

Дети: Доход.

Вос: Мама выиграла приз.

Дети: Доход, мама получила дополнительные деньги.

Вос: Мама купила путевки на море.
Дети: Расход, мама потратила деньги.

Вос: Папа попал в аварию.

Дети: Расход, потребуются деньги на лечение и на ремонт машины.

Вос: Бабушка продала пирожки.
Дети: Доход. Бабушка заработала деньги, продав пирожки.

Вос: Семья купила телевизор.

Дети: Расход. Деньги потрачены на покупку.

Вос: Брат порвал куртку.

Дети: Расход. Потребуется ремонт куртки в ателье.

Алиса: Ох, ну все-то они знают, все умеют, ни разу даже не ошиблись. Ладно уж, открывайте второй замок! Вот вам следующее задание, с ним то вы точно не справитесь, потому что вы еще маленькие и не знаете, что можно, а что нельзя купить за деньги.

Вос: А вот и неправда Алиса, наши дети знают, что можно, а что нельзя купить за деньги! (Лиса раздает детям картинки, дети определяют можно или нельзя это купить, помещают на нужное место)

Алиса: Ах, какие дети, и с этим заданием справились, открывайте третий замок!

Вос: Ладно, Лиса, не обижайся, давай-ка лучше поиграй с нами!
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Дети делятся пополам. Одна половина встает полукругом – это кошелек. Остальные дети надевают золотистые круги на лентах – это монетки.
Монетки:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки.
(Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Двигаются вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек! (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг).
Игра повторяется – дети меняются ролями.
Вос: Молодцы! Замечательно поиграли!
Алиса: Да, игра мне понравилась! Вот вам следующее задание. Посмотрите, что у меня есть! (Показывает детям копилку).
Дети: Копилка.
Алиса: А вам интересно узнать, что лежит в копилке? Тогда посмотрите и мне расскажите о том, что в копилочке найдете. Воспитатель открывает копилку, дети рассматривают сначала монеты, потом банкноты
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета ?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось! Давайте достанем.
Дети достают банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты . А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».
Алиса: Да что же это за дети пошли, все то они знают. Вот уже и четвертый замок открыли. Последнее задание осталось. Расскажите и докажите мне какими деньгами удобнее всего пользоваться.
Вос: Ребята, чтобы справиться с этим заданием, давайте поэкспериментируем и расскажем Алисе какие деньги лучше и удобнее в использовании.
Опыт 1.Опустим монетку и бумажную купюру в воду. Давайте посмотрим, что с ними произошло.

Вывод: бумажная купюра пострадала больше металлической, металлическую протерли и ей опять можно пользоваться, а бумажную надо сушить.
Опыт2. Какие деньги тяжелее? Давайте превратимся в ветер и подумаем на монетку и банкноту. Что было легче сдуть?

Вывод: бумажную купюру было легче сдуть, чем монетку.
Опыт3. А теперь возьмите в левую руку металлические деньги, а в правую бумажные. Какие деньги легче по вашему? Какие удобнее носить в кошельке?
Опыт4. В один кошелек положить много монеток, в другой купюры.
Вывод: металлические - кошелек тяжелее, кошелек раздутый, а это неудобно.
Опыт5. Ребята, а как вы думаете, если вдруг в кошельке появится дырка, какая денежка быстрее потеряется? Ответы детей. Предложить детям проверить их предположения.
Опыт6. Давайте проверим какие деньги прочнее? Давайте попробуем разорвать металлическую монетку и бумажную банкноту. Что получилось? Вывод: и у бумажных денег, и у металлических есть свои недостатки и свои преимущества, а пользоваться можно и бумажными, и металлическими деньгами.
Алиса: Как здорово и интересно ребята рассказали мне о деньгах! Вы просто молодцы и очень много знаете. Открывайте пятый замок!
Вос: Алиса, ну может теперь ты откроешь сундук? Я бы уже с удовольствием открыла, но не могу. Дети должны выполнить еще одно задание. Сделать мне и моим друзьям кошелечки. Сможете, ребята?
Дети: Да!
Дети делают кошельки методом оригами кошельки, передают их Алисе.

Алиса: Ну хорошо, вы победили (срывает последний замок). Прости меня, Буратино! Простите меня, ребята. Я больше не буду! (Лиса и Буратино вручают детям «золотые монетки» из сундука)
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я куплю себе азбуку, школьные принадлежности, пойду осенью в школу и буду учиться, чтобы стать таким же умненьким как вы, ребята!
Литература:

  1. Шорыгина «Беседы по экономике»
  2. Д. Бейли «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги»
  3. С.Федин «Финансовая грамотность»
  4. Интернет ресурсы

Заключение

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. В ходе игры дети помогли Буратино вернуть свои монетки, которые забрала Лиса Алиса. Дети играли со сказочными героями, отгадывали загадки, выполняли задания квеста. Познакомились с понятием семейный бюджет, из чего он состоит. Во время проведения опытов дети познакомились со свойствами бумажных и металлических денег.

В конце занятия Алиса исправилась, вручила детям сундучок с золотыми шоколадными монетками, а Буратино вернула его деньги.

Квест-игровая технология помогла детям овладеть не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и учила самостоятельно мыслить, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, работать в команде , что очень важно для успешного обучения в школе.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения подвижной игры «Лиса в курятнике» для детей средней группы

Поэтапное проведение подвижной игры в средней группе...

Конспект проведения интегрированного НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы 5-6 лет. Тема: «Морские жители».

Закрепить знания детей о среде обитания некоторых представителей животного мира моря, океана. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. Продолжа...

Конспект совместной игровой деятельности Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик.

Конспект совместной игровой деятельностиКвест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группыв форме культурных практик. Возраст: старшая группаТема: &l...

Конспект проведения игр в «Образовательной области коммуникация» для детей старшей группы с ОВЗ

Конспект проведения игр в«Образовательной области коммуникация» для детей старшей группы с ОВЗ...

Конспект музыкального квеста «Путешествие в страну Цветоноткино» для детей старшей группы с ТНР

Конспект музыкального квеста с элементами программы дополнительного образования "Цветоноткино" по обучению игре на фортепиано и музыкальной грамоте....