"Финансовая грамотность детей 6-7 лет"
консультация по основам финансовой грамотности

Гужикова Лариса Ишхановна

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_detey_6.docx20.96 КБ
Файл p.finansovaya_gramotnost_1.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

АКТУАЛЬНОСТЬ:

  • Ребенок поневоле встречается с экономикой и финансовой грамотностью, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности, хорошо адаптируются к ней.
  • В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

 

ЦЕЛЬ:

Расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогать дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).
  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (необходимость вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, проявлять разумные потребности).
  • Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях.
  • Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Финансовую грамотность можно разделить на три блока: «Профессии», «Труд», «Деньги»
  • Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения, направленные на развитие деятельности детей: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия).

В работе по экономическому воспитанию и формированию финансовой грамотности детей 6-7 лет можно использовать следующие формы и методы экономического воспитания:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • НОД, беседы
  • Чтение художественной литературы, сказок, малых фольклорных форм
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Театрализованные игры
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Непосредственно образовательная деятельность, беседы

  • Профессии: «Какие вы знаете профессии?», «Кем работают твои родители?», «Какие профессии можно встретить в детском саду?»
  • Труд: «Зачем человек трудится?», «Инструменты. Орудия труда», «Моя мама - мастерица»
  • Деньги: «Что такое деньги?», «Как появились деньги?», «Зачем нужны деньги?»

Чтение художественной литературы, сказок, малых фольклорных форм

  • Профессии: Б. Заходер «Строители», «Шофер», «Портниха», «Все работы хороши»; С. Маршак «А что у вас?», «Пожар», «Почта»; А. Богдарин «Знакомые профессии»; С. Михалков «Дядя Степа»; К. Чуковский «Айболит»; В. Маяковский «Кем быть?»
  • Труд: р.н.с. «Теремок»; р.н.с. «Хаврошечка»; р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко»; А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»; К. Чуковский «Федорино горе»
  • Деньги:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:
р.н.с. «Жадная старуха»; р.н.с. «Как коза избушку построила»; А. Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке»; К.Чуковский «Телефон»
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.: К.Чуковский «Муха-цокотуха»; Г.Андерсен «Огниво»;                        

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.:
р.н.с. «Лисичка со скалочкой»; р.н.с. «Лиса и козел»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», С.Аксаков «Аленький цветочек»; А. Толстой «Приключения Буратино»

Дидактические игры

Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Доход-расход», «Хочу-надо», «Разложи монетки по кошелькам», «Что можно и нельзя купить за деньги?» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Такси», «Салон красоты», «Банк», «Строители», «Автобус», «Музей», «Театр», «Почта», «Грузоперевозки». В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.  Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для психического развития ребенка, развивает его потенциальные возможности, является формой моделирования ребенком социальных отношений. В сюжетно-ролевой игре закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. 

Хозяйственно-бытовой труд

Под трудовым воспитанием ребенка в возрасте 6-7 лет понимается приобщение его к доступной и соответствующей возрастным особенностям трудовой деятельности, которую необходимо организовать так, чтобы ребенок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива.

  • Организация дежурства по столовой.
  • Привлечение детей к наведению порядка в центрах развития.
  • Создание мастерской по ремонту книг.
  • Труд в уголке природы.
  • Труд на участке.

Просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций

Использование видеофильмов, мультфильмов, презентаций очень помогает формированию экономических представлений детей. Обучающий фильм «Азбука денег» из анимационного сериала «Уроки тетушки Совы» и фильм «Деньги» из сериала «Фиксики» как можно более доступно и легко преподают те темы, которые очень скоро маленьким зрителям пригодятся во взрослой жизни. 

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель МАОУ «Гимназия г. Троицка» отд. 8 Гужикова Л. И. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ: Ребенок поневоле встречается с экономикой и финансовой грамотностью, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности, хорошо адаптируются к ней. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, б удь то товары или деньги. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогать дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Слайд 4

ЗАДАЧИ: Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением). Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд- продукт- деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (необходимость вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, проявлять разумные потребности). Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях. Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Слайд 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ: Финансовую грамотность можно разделить на три блока : «Профессии» «Труд» «Деньги» Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения , направленные на развитие деятельности детей: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия ).

Слайд 6

В работе по экономическому воспитанию и формированию финансовой грамотности детей 6-7 лет можно использовать следующие формы и методы экономического воспитания: Создание развивающей предметно-пространственной среды НОД, беседы Чтение художественной литературы, сказок, малых фольклорных форм Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Театрализованные игры Хозяйственно-бытовой труд Просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций

Слайд 7

Создание развивающей предметно-пространственной среды Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Слайд 9

Непосредственно образовательная деятельность, беседы Профессии: «Какие вы знаете профессии?», «Кем работают твои родители?», «Какие профессии можно встретить в детском саду?» Труд: «Зачем человек трудится?», «Инструменты. Орудия труда», «Моя мама - мастерица» Деньги: «Что такое деньги?», «Как появились деньги?», «Зачем нужны деньги?»

Слайд 10

Чтение художественной литературы, сказок, малых фольклорных форм Профессии: Б. Заходер «Строители», «Шофер», «Портниха», «Все работы хороши»; С. Маршак «А что у вас?», «Пожар», «Почта»; А. Богдарин «Знакомые профессии»; С. Михалков «Дядя Степа»; К. Чуковский «Айболит»; В. Маяковский «Кем быть?»

Слайд 11

Труд : р.н.с . «Теремок»; р.н.с . « Хаврошечка »; р.н.с . « Петушок и бобовое зернышко»; А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде »; К. Чуковский « Федорино горе »

Слайд 12

Деньги : Сказки , раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: р.н.с . «Жадная старуха»; р.н.с . «Как коза избушку построила»; А. Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке»; К.Чуковский «Телефон» Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.: К.Чуковский «Муха-цокотуха»; Г.Андерсен «Огниво »; Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.: р.н.с . «Лисичка со скалочкой»; р.н.с . «Лиса и козел»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш.Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», С.Аксаков «Аленький цветочек »; А. Толстой «Приключения Буратино»

Слайд 14

Дидактические игры Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Доход-расход», «Хочу-надо», «Разложи монетки по кошелькам», «Что можно и нельзя купить за деньги?» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Слайд 15

Сюжетно-ролевые игры Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры: «Магазин », «Кафе», «Такси », «Салон красоты», « Банк», «Строители», «Автобус », «Музей», «Театр», «Почта», «Грузоперевозки». В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для психического развития ребенка, развивает его потенциальные возможности, является формой моделирования ребенком социальных отношений. В сюжетно-ролевой игре закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе .

Слайд 17

Хозяйственно-бытовой труд Под трудовым воспитанием ребенка в возрасте 6-7 лет понимается приобщение его к доступной и соответствующей возрастным особенностям трудовой деятельности, которую необходимо организовать так, чтобы ребенок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива. Организация дежурства по столовой . Привлечение детей к наведению порядка в центрах развития . Создание мастерской по ремонту книг . Труд в уголке природы . Труд на участке .

Слайд 19

Просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций Использование видеофильмов, мультфильмов, презентаций очень помогает формированию экономических представлений детей. Обучающий фильм «Азбука денег» из анимационного сериала «Уроки тетушки Совы» и фильм «Деньги» из сериала «Фиксики» как можно более доступно и легко преподают те темы, которые очень скоро маленьким зрителям пригодятся во взрослой жизни.

Слайд 20

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...