Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Качаева Оксана Сергеевна

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_fin._gr.kon_._goda_21-22.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки».

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания» 

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

Изучив данную проблему, пришла к выводу, что  формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая культура» Результаты анкетирования показали, что:

  • 10% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;
  • 64% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;
  • 26% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.

На самом деле, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к социуму.

Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу,  специальной программы, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.

Таким образом, возникла необходимость в пересмотре подходов и поиске новых идей к построению процесса формирования финансовой культуры в ДОУ и семье в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями.

Актуальность опыта

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

 

Работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения. Так было сделано:

  • презентация с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для привлечения внимания и развития интереса у детей к родному городу;
  • настольно-печатные игры по экономике (Лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам»), с целью вовлечения детей в мир финансовой культуры, знакомство с товаром;
  • картотеки сюжетно — ролевых и дидактических игр (например,

«Магазин», «Парикмахерская», «Жила-была денежка», «Угадай профессию»), использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, а так же вовлечет ребенка в изучение цифр и счета;

  • художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

Различные виды игровой деятельности включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового   материала   (««Подарок   ко    дню   рождения»,   «Что   ты  выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления,   повторения,   обобщения   (   «Путешествие   в   страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).

В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.

В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.

После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?» ) с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков.

Задания для детей постепенно усложнялись путем введения в педагогическую деятельность новых экономических понятий. Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы)  использовались игровые ситуации «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства. Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы использовались такие игровые ситуации как «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».

Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаѐтся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.

Применение проблемных ситуаций в образовательной и игровой деятельности («Загадка бельчат», «Письмо ослику», «Два медвежонка» благотворно влияло на формирование умения выделять экономическое понятие из художественных произведений. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволило детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения, а педагогам — творчески строить процесс формирования финансовой культуры, опираясь на имеющийся опыт детей.

В работе с детьми используется народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пробуют объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Копейка рубль бережет».

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Дети переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому считаю важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с  целью  привития  уважения  к  чужому  труду. Например, играя в «Строителей», необходимо акцентировали внимание дошкольников на том, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал сам.

Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, просмотр мультфильмов, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры у детей. Также использовались театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха- Цокотуха», «Три поросенка»). Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.

В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В приемной выставляется и обновляется информация  для родителей:

  • консультации «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»;
  • папки-передвижки «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
  • памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», , которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей. 

Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры осуществлялось через различные формы взаимодействия:

  • анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура»;
  • беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;
  • обсуждение в сетевой группе: Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?».
  • Творческое задание «Деньги нашей семьи», «Ментальная карта «Профессии моей семьи»

Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей. Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры по средством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогают детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволяют не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.

Протокол мониторинга освоения образовательной области  

«Познавательное развитие» - «Финансовой грамотности» детьми старшего дошкольного возраста  

 

Код ребенка  

Наличие представлений о профессиях взрослых и новых современных профессиях

Проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей

Имеет представление о деньгах, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других

Осознает откуда берутся деньги, зачем они нужны людям

Имеет представление о рекламе, видах рекламы: сформировано правильное отношение к рекламе

В пределах своих возрастных , физических способностей проявляет финансовую грамотность в повседневной жизни: умеет вести себя в магазине

Итог

 

1

Гуш Екатерина

 1

2

 1

2

 2

3

 1

3

 1

2

2

2

 с

с

2

Десятерикова Маргарита

 2

3

 1

3

 2

3

 2

3

 1

2

 2

2

 с

в

3

Захарова Марина

 2

3

 1

3

 2

3

 2

3

 1

2

 2

2

 с

в

4

Захваткин Иван

 1

2

 1

2

 1

3

 2

2

 1

1

 1

2

 н

с

5

Костин Матвей

 1

1

 1

1

 1

2

 1

1

 1

1

 1

1

 н

н

6

Лазуренко Милана

 1

2

 1

2

 1

3

2

2

 1

2

 2

2

 с

с

7

 Махмудов

 

 

 

 

 

 

 

8

Рахимова Марьям

 1

3

 1

2

 2

3

 2

3

 1

2

 2

2

 с

в

9

Резниченко Вика

 1

2

 1

2

 2

3

 1

2

 1

2

 2

2

 с

с

10

Симаков Платон

 1

2

 1

2

 1

2

 1

2

 1

2

1

2

 н

с

11

Соловьев Иван

 2

3

 1

2

 2

3

 2

3

 1

2

 1

2

 с

в

12

Тищенко Вероника

 1

2

 1

2

 2

3

 2

3

 1

2

 1

2

 с

с

13

Фокин Марк

 2

3

 1

3

 2

3

 2

3

 1

2

 2

2

 с

в

14

Цыбулина Анастасия

 1

3

 1

2

 2

3

 2

3

 1

2

 2

2

 с

в

15

Шкляев Кирилл

 2

3

 1

3

 2

3

2

3

 1

2

 2

2

 с

в

Нач. года:      

С  – 78%,  

Н – 22%

Конец года:

В. - 50%;  

С -43%

Н -7%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....

«Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста» Проект по экономическому воспитанию дошкольников

laquo;Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»Проект по экономическому воспитанию дошкольников...

Технологическая карта в подготовительной группе Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».

Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Углублять знания воспитанников о семейном бюджете. Расширять представления детей о де...