Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мячина Валентина Ивановна

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста.

Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Цель:

 Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

Воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

— воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Образовательные:

— формировать разумное отношение к расходованию денег;

— способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

— закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

Развивающие:

 — развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

 

Ход занятия:

Дети находятся в группе ,сидят на стульчиках

Стук в дверь ,в группу входит грустный Буратино

Воспитатель:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Буратино, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Буратино садится вместе с детьми на стул)

Воспитатель:

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.

Буратино: Да, купюра – бумажная и называется она — банкнота, а монета – металлическая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)

Воспитатель:  Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на  команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)

Игра у столов «Собери банкноту» ( Разрезные картинки )

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!

На экран выводятся слайды, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы  детей).

Воспитатель: А ты Буратино без чего не можешь прожить? (ответ Буратино)

Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи.

Буратино: Что такое доход?

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Буратино: Что такое расход?

Дети: Расход-  это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Буратино как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.

Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)

Перед вами схема потребностей и десять  монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:

1.За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?

2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?

3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?

  1. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за  квартплату?

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?

Дети: У нас было 10 монет.

Воспитатель: А сколько монет мы с Вами потратили?

Дети: Мы потратили 9 монет.

Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?

Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?

Буратино: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.

Воспитатель: Буратино, на Поле чудес в «Стране Дураков» ты закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.

Вопросы к детям:

«Вырастут ли деньги?

Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно — хранение денег. (показ различных пластиковых карт на слайде) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте вместе с Буратино пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)

Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Буратино как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель: Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.

Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

Буратино: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту.  А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Буратино!

Итог деятельности

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Подведение итогов 

Воспитатель: Чему, мы научили Буратино?

Дети: Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)

Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.

Подарок от Буратино «Волшебная коробка» (игры по финансовой грамотности)

Воспитатель: Ребята, Буратино в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры и прислал нам, а так же он ещё раз благодарит вас за помощь.

 

Домашнее задание 

придумать и нарисовать дома с родителями банкноты своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста.

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

Формированте основ финансовой грамотности у старших дошкольников....