«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Умарова Ижайбат Имамудиновна

 «Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»

Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.\

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»

Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход

и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,

наличные и безналичные деньги, банковские операции.

Развивающие:

Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать

осознанию роли денег в жизни людей;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;

Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.

Предварительная работа:

Изготовление бумажных кошельков способом оригами, использование бумажных

денег, проведение экспериментов с деньгами, беседы на тему «Какие бывают деньги»,

д/и «доходы и расходы», чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Словарная работа: заработная плата, стипендия, пенсия, наличные и безналичные деньги, пластиковая карта, бюджет.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря.

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».                                                      

 Оборудование: бутафорский кошелек, ширма, купюры и монеты.

Ход занятия: 

1.Организационный момент.

(воспитатель с детьми стоят в кругу)

Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Игра «Волшебное озеро»

Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. Но сказка необычная , а экономическая.

Воспитатель. Повторим экономические термины, через игру «Наоборот»

Игра «Наоборот»-экономические термины

Покупатель —продавец

Покупка -продажа

Трудолюбивый —ленивый

Много —мало

Дорого —дешево

Богатый —бедный

Доход —расход

Тратить —копить

Высокие /цены/ -низкие /цены/

      Наличные —безналичные

Воспитатель:- Ну что же рассаживайтесь поудобнее ( дети садятся в полукруг, перед ними ширма театр) Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …

… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…

Вопрос? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги или положить в кошелек). Ответ детей

Воспитатель:  Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень

толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что

его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!

В такие дни его открывали часто.

Вопрос?- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей

- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -

зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький

ребенок - пособие)

На магнитной доске один из детей вывешивает картинки

Проблемная ситуация

А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ

детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно

продать)

Вопрос? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?

Задачка:

- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят

этот кошелек?

Физкультминутка.

Мама милая, родная, ладони прикасаются к

щекам,движения головой – влевовправо

Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.

Бабушка совсем седая, поглаживая виски в

сторонузатылка

Дед уже не молодой. поглаживание щёк вниз

Брат похаживает в школу, ходьба на месте

А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях

Я скажу, ребята, смело, сгибание правой руки в локте,

большим пальцем прикасаясь к груди

Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.

Вопрос? - Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и

монеты - показать). Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются тарелки с деньгами.

 Игра «Дополни фразу»

 (Дети проверяют ответы экспериментально.)

Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.

Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)

- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)

Вопрос? - Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить

купюру и монету) 

Воспитатель: У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. (Работа за столами)

Задание 1

Надо навести порядок разложить

монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой.

(Выкладывание монет 1, 2, 5,10 рублей).

Задание:2

Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколадка. Что дороже, что дешевле?. ( дети выкладывают возможные варианты состава чисел 6 и 7 монетами и сравнивают больше и меньше, дороже или дешевле.)

https://mykaleidoscope.ru/uploads/posts/2021-10/1634751394_43-mykaleidoscope-ru-p-morozhenoe-47.jpg                           Alpen Gold Молочный шоколад 85гр. по цене 74 руб. в интернет магазине  Корейские товары для всей семьи(КорОпт)

Вопрос? - Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД

Речевая игра «Доход или расход» (когда доход хлопаем в ладоши, потому что это радостно-деньги пришли, когда расход машем рукой)

Мама получила зарплату — доход. 

- Мама выиграла в лотерею. – доход

- Заболела сестра. – расход

- Папа нашел клад. – доход

- Брат порвал одежду. – расход

- Оплатили за коммунальные услуги: квартира, свет. – расход

- Дедушка получил пенсию. – доход

- Купили продукты в магазине. – расход

- Бабушка продала зелень с огорода. – доход

- Сестра разбила телефон. –расход

-Купили лекарство для дедушки - расход

Продала бабушка яйца — доход.

Вопрос? - Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести

детей к тому, что расходы не должны превышать доходы) Синий несчастный плачущий кошелек гуманизированный характер, деньги и  финансы концепции мультфильм векторные иллюстрации на белом фоне | Премиум  векторы

Воспитатель: Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.

Вопрос? - Почему? Ответ детей

- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?

Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я ……

Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.

Вопрос? - На чем мы можем экономить? Ответ детей (экономить электроэнергию, воду,

аккуратно обращаться с игрушками, меньше покупать сладкого…)

Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

Вопрос? - Для чего спрячем деньги в донце кошелька?C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\C1E0BAB5.tmp

Воспитатель: Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать) 

(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим,

поучаствовать в сюжете сказки)

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что

могла сказать карточка?)

— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств

семьи.

— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)

— Они во мне, — гордо ответила Карточка.

— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет

карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно

улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только

хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр

положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом

с восторгом предложил Карточке:

— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них

найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой

красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.

Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в

порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и

ему всегда будет весело».

Детям раздают игрушечные карты, посмотрите, на каждой карте есть чип и номер, вы должны будете придумать пин код из 4 цифр.

Дети придумывают.

Пин код нельзя никому сообщать, чтобы ваши деньги были в безопасности.

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Рефлексия

-Понравилась вам сказка?

- А что больше всего понравилось?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Для чего это пригодится в жизни?

Воспитатель дарит детям магнитики – копилки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в совреме...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вклю...

Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...

Отчет по теме самообразования:  «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»

Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе  тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...