«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»
Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.\
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием» | 502.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»
Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход
и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,
наличные и безналичные деньги, банковские операции.
Развивающие:
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать
осознанию роли денег в жизни людей;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;
Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.
Предварительная работа:
Изготовление бумажных кошельков способом оригами, использование бумажных
денег, проведение экспериментов с деньгами, беседы на тему «Какие бывают деньги»,
д/и «доходы и расходы», чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
Словарная работа: заработная плата, стипендия, пенсия, наличные и безналичные деньги, пластиковая карта, бюджет.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря.
Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Оборудование: бутафорский кошелек, ширма, купюры и монеты.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(воспитатель с детьми стоят в кругу)
Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. Но сказка необычная , а экономическая.
Воспитатель. Повторим экономические термины, через игру «Наоборот»
Игра «Наоборот»-экономические термины
Покупатель —продавец
Покупка -продажа
Трудолюбивый —ленивый
Много —мало
Дорого —дешево
Богатый —бедный
Доход —расход
Тратить —копить
Высокие /цены/ -низкие /цены/
Наличные —безналичные
Воспитатель:- Ну что же рассаживайтесь поудобнее ( дети садятся в полукруг, перед ними ширма театр) Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …
… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
Вопрос? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги или положить в кошелек). Ответ детей
Воспитатель: Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень
толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что
его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!
В такие дни его открывали часто.
Вопрос?- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей
- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -
зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький
ребенок - пособие)
На магнитной доске один из детей вывешивает картинки
Проблемная ситуация
А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ
детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно
продать)
Вопрос? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?
Задачка:
- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят
этот кошелек?
Физкультминутка.
Мама милая, родная, ладони прикасаются к
щекам,движения головой – влевовправо
Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.
Бабушка совсем седая, поглаживая виски в
сторонузатылка
Дед уже не молодой. поглаживание щёк вниз
Брат похаживает в школу, ходьба на месте
А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях
Я скажу, ребята, смело, сгибание правой руки в локте,
большим пальцем прикасаясь к груди
Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.
Вопрос? - Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и
монеты - показать). Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются тарелки с деньгами.
Игра «Дополни фразу»
(Дети проверяют ответы экспериментально.)
Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.
Я начну фразу, а вы дополните:
- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)
- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)
Вопрос? - Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?
Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить
купюру и монету)
Воспитатель: У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. (Работа за столами)
Задание 1
Надо навести порядок разложить
монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой.
(Выкладывание монет 1, 2, 5,10 рублей).
Задание:2
Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколадка. Что дороже, что дешевле?. ( дети выкладывают возможные варианты состава чисел 6 и 7 монетами и сравнивают больше и меньше, дороже или дешевле.)
Вопрос? - Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД
Речевая игра «Доход или расход» (когда доход хлопаем в ладоши, потому что это радостно-деньги пришли, когда расход машем рукой)
Мама получила зарплату — доход.
- Мама выиграла в лотерею. – доход
- Заболела сестра. – расход
- Папа нашел клад. – доход
- Брат порвал одежду. – расход
- Оплатили за коммунальные услуги: квартира, свет. – расход
- Дедушка получил пенсию. – доход
- Купили продукты в магазине. – расход
- Бабушка продала зелень с огорода. – доход
- Сестра разбила телефон. –расход
-Купили лекарство для дедушки - расход
Продала бабушка яйца — доход.
Вопрос? - Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести
детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)
Воспитатель: Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.
Вопрос? - Почему? Ответ детей
- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?
Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я ……
Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.
Вопрос? - На чем мы можем экономить? Ответ детей (экономить электроэнергию, воду,
аккуратно обращаться с игрушками, меньше покупать сладкого…)
Разминка «Пальчиковая гимнастика»
Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)
Вопрос? - Для чего спрячем деньги в донце кошелька?
Воспитатель: Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать)
(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим,
поучаствовать в сюжете сказки)
Кошелёк насторожился:
— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что
могла сказать карточка?)
— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств
семьи.
— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)
— Они во мне, — гордо ответила Карточка.
— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет
карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)
— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно
улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только
хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр
положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом
с восторгом предложил Карточке:
— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них
найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой
красивой и яркой.
Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.
Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в
порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и
ему всегда будет весело».
Детям раздают игрушечные карты, посмотрите, на каждой карте есть чип и номер, вы должны будете придумать пин код из 4 цифр.
Дети придумывают.
Пин код нельзя никому сообщать, чтобы ваши деньги были в безопасности.
И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Рефлексия
-Понравилась вам сказка?
- А что больше всего понравилось?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали?
- Для чего это пригодится в жизни?
Воспитатель дарит детям магнитики – копилки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...
Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в совреме...
«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...
Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
Методическое объединение...
Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вклю...
Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...
Отчет по теме самообразования: «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»
Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...