«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Умарова Ижайбат Имамудиновна

 «Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»

Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.\

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»

Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход

и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,

наличные и безналичные деньги, банковские операции.

Развивающие:

Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать

осознанию роли денег в жизни людей;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;

Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения.

Предварительная работа:

Изготовление бумажных кошельков способом оригами, использование бумажных

денег, проведение экспериментов с деньгами, беседы на тему «Какие бывают деньги»,

д/и «доходы и расходы», чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Словарная работа: заработная плата, стипендия, пенсия, наличные и безналичные деньги, пластиковая карта, бюджет.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря.

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».                                                      

 Оборудование: бутафорский кошелек, ширма, купюры и монеты.

Ход занятия: 

1.Организационный момент.

(воспитатель с детьми стоят в кругу)

Воспитатель. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Игра «Волшебное озеро»

Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. Но сказка необычная , а экономическая.

Воспитатель. Повторим экономические термины, через игру «Наоборот»

Игра «Наоборот»-экономические термины

Покупатель —продавец

Покупка -продажа

Трудолюбивый —ленивый

Много —мало

Дорого —дешево

Богатый —бедный

Доход —расход

Тратить —копить

Высокие /цены/ -низкие /цены/

      Наличные —безналичные

Воспитатель:- Ну что же рассаживайтесь поудобнее ( дети садятся в полукруг, перед ними ширма театр) Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька). Он пришел к вам с вопросами и своими проблемами и очень надеется на вашу помощь …

… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…

Вопрос? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги или положить в кошелек). Ответ детей

Воспитатель:  Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень

толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что

его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения!

В такие дни его открывали часто.

Вопрос?- Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей

- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа -

зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький

ребенок - пособие)

На магнитной доске один из детей вывешивает картинки

Проблемная ситуация

А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету? Ответ

детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно

продать)

Вопрос? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?

Задачка:

- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят

этот кошелек?

Физкультминутка.

Мама милая, родная, ладони прикасаются к

щекам,движения головой – влевовправо

Папа тоже дорогой. вытягивают руки вперёд.

Бабушка совсем седая, поглаживая виски в

сторонузатылка

Дед уже не молодой. поглаживание щёк вниз

Брат похаживает в школу, ходьба на месте

А сестра лишь в детский сад, сгибание ног в коленях

Я скажу, ребята, смело, сгибание правой руки в локте,

большим пальцем прикасаясь к груди

Что семье я очень рад. руки от груди разводят в стороны.

Вопрос? - Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и

монеты - показать). Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются тарелки с деньгами.

 Игра «Дополни фразу»

 (Дети проверяют ответы экспериментально.)

Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.

Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета ….(железная, медная, металлическая)

- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)

Вопрос? - Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить

купюру и монету) 

Воспитатель: У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. (Работа за столами)

Задание 1

Надо навести порядок разложить

монеты по достоинству, т. е разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой.

(Выкладывание монет 1, 2, 5,10 рублей).

Задание:2

Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколадка. Что дороже, что дешевле?. ( дети выкладывают возможные варианты состава чисел 6 и 7 монетами и сравнивают больше и меньше, дороже или дешевле.)

https://mykaleidoscope.ru/uploads/posts/2021-10/1634751394_43-mykaleidoscope-ru-p-morozhenoe-47.jpg                           Alpen Gold Молочный шоколад 85гр. по цене 74 руб. в интернет магазине  Корейские товары для всей семьи(КорОпт)

Вопрос? - Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили? РАСХОД

Речевая игра «Доход или расход» (когда доход хлопаем в ладоши, потому что это радостно-деньги пришли, когда расход машем рукой)

Мама получила зарплату — доход. 

- Мама выиграла в лотерею. – доход

- Заболела сестра. – расход

- Папа нашел клад. – доход

- Брат порвал одежду. – расход

- Оплатили за коммунальные услуги: квартира, свет. – расход

- Дедушка получил пенсию. – доход

- Купили продукты в магазине. – расход

- Бабушка продала зелень с огорода. – доход

- Сестра разбила телефон. –расход

-Купили лекарство для дедушки - расход

Продала бабушка яйца — доход.

Вопрос? - Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести

детей к тому, что расходы не должны превышать доходы) Синий несчастный плачущий кошелек гуманизированный характер, деньги и  финансы концепции мультфильм векторные иллюстрации на белом фоне | Премиум  векторы

Воспитатель: Но, бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.

Вопрос? - Почему? Ответ детей

- Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?

Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я ……

Формировать умения находить выход из создавшейся ситуации.

Вопрос? - На чем мы можем экономить? Ответ детей (экономить электроэнергию, воду,

аккуратно обращаться с игрушками, меньше покупать сладкого…)

Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

Вопрос? - Для чего спрячем деньги в донце кошелька?C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\C1E0BAB5.tmp

Воспитатель: Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома? (показать) 

(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим,

поучаствовать в сюжете сказки)

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что

могла сказать карточка?)

— А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств

семьи.

— Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)

— Они во мне, — гордо ответила Карточка.

— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет

карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно

улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только

хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр

положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом

с восторгом предложил Карточке:

— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них

найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой

красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.

Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в

порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и

ему всегда будет весело».

Детям раздают игрушечные карты, посмотрите, на каждой карте есть чип и номер, вы должны будете придумать пин код из 4 цифр.

Дети придумывают.

Пин код нельзя никому сообщать, чтобы ваши деньги были в безопасности.

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Рефлексия

-Понравилась вам сказка?

- А что больше всего понравилось?

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Для чего это пригодится в жизни?

Воспитатель дарит детям магнитики – копилки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в совреме...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Отчет по теме самообразования:  «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»

Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе  тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...

Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством сказки

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумнож...