Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством сказки
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_finansovoy_gramotnosti_posredstvom_skazki.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
(Джанни Родари).
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.
Дошкольное образование ставит перед нами задачу формирования экономической культуры личности дошкольника, первичных представлений об экономических категориях, воспитания интеллектуальных и нравственных качеств, такие как бережливость, экономность, хозяйственность, трудолюбие, умение планировать дела, щедрость, честность.
Обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений - важнейшая задача дошкольной педагогики, обусловленная
значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети — это зеркало мамы и папы. У нас в детском доме вместо папы и мамы – воспитатели. Поэтому в плане экономического и финансового воспитания, мы стараемся подражать родителям. Если мы не научим их сами, то они сами не сумеют правильно планировать финансы, и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Мы, воспитатели детского дома, стараемся чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь: походы в магазины, сталкиваются с рекламой по телевизору, понимают, что взрослые зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности.
Непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – важная, но в то же время сложная задача.
Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников.
Для усвоения детьми финансовых знаний мы используем самые разнообразные методы, приёмы обучения.
Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:
- Непосредственная образовательная деятельность,
- Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,
- Логические задачи, задачи-шутки,
- Решение проблемно-игровых ситуаций,
- Викторины по экономическому воспитанию,
- Экономические загадки,
- Экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий,
- Чтения художественной литературы, стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок,
-Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег».
Введение в основы финансовой грамотности на ступени раннего дошкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.
Все представленные методы и приемы способствуют развитию у детей экономического мышления, усвоению основных экономических понятий, воспитывают нравственные ценности, эмоционально- положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
При формировании у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Во-первых, сказка — это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Сказки расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость.
Во-вторых, именно сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Совместное чтение сближает взрослого и ребёнка, через сказку взрослый поможет разобраться ребёнку в тех случаях, когда тот что-то сам не понимает.
Используя народные, и авторские сказки для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме способствуем формированию первичных представлений, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. В подобранных сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.
После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет детей задуматься над такими качествами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.
Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.
Рекомендуем для просмотра мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» и «Смешарики. Финансовая грамотность», и чтение сказок.
Работая по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки, формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы. Любая сказка: «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
При использовании сказки решались следующие задачи:
1. Формировать основы финансовой грамотности детей посредством сказки;
2. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги).
3 Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;
В качестве средств для развития финансовых представлений использовались:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций.
Работу по формированию основ финансовой грамотности начала с исследования народных сказок - наиболее ценных с точки зрения экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Этапы работы со сказкой:
1 этап - определялись вопросы финансовой направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап - дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
3 этап – дети осваивают «экономическое» содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочное суждение о поступках героев с «экономических» позиций.
4 этап – творческое применение представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной, театрализованной и др.)
В процессе формирования у дошкольников финансовых представлений использовала наглядные и словесные методы, приемы и формы обучения дошкольников, так как это позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки. Например, при знакомстве со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» дети отметили цепочку связей в трудовой деятельности, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. В процессе работы использовались иллюстрации к сказке, дети отвечали на вопросы:
- Как герои сказки помогли петушку?
- Каким образом получился продукт их труда?
- Почему все герои сказки помогали петушку?
- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
В ходе беседы дети пришли к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.
Работая со сказкой «Колобок» вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.
В процессе работы с народными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки. Так в ходе работы со сказкой «Репка» была использована игра- драматизация. В ходе обсуждения сказки с использованием вопросов уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Дети сделали вывод, что каждый член семьи имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге, поэтому получили такой результат.
Познакомив детей с английской сказкой «Три поросёнка» у детей расширили представления о рациональном выборе материала, из которого строились дома трех поросят. Дети узнали не только о потребностях животных и человека в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла. Детям так понравилась эта сказка, что им был предложен кукольный театр, где они могли еще раз пережить волнения героев и порадоваться за них.
Не менее интересны и авторские сказки, они также способствуют формированию у детей экономических понятий и представлений. При знакомстве с произведением К. И. Чуковского «Телефон», использовала наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задавала детям вопросы:
- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)
- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.
- А что бы попросили вы, ребята?
Внимательно слушая ответы детей, пришли к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанность.
Во многих авторских сказках раскрываются значение таких «экономических» качеств личности, как практичность, хозяйственность, экономичность бережливость. Знакомя детей со сказкой, стараюсь, вызвать эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Так в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе» основная тема - товар и бережное отношение к нему. Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:
1. Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?
2. Любили ли вещи свою хозяйку?
3. Когда они вернуться?
4. Каким образом Федора их вернула?
5. Как Федору отблагодарила за труд?
6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения.
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».
Сказки, отражающие труд людей
Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»,А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво», Толстой «Приключения Буратино».
Сказки, знакомящие с понятием «реклама».
народные сказки «Лиса и козёл», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Сказки, знакомящие с понятием «бартер»:
народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Сказки, знакомящие с понятием «купля – продажа»:
народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Исходя из моего опыта, отмечаю: и через сказку, и через игру, и через театрализованную деятельность, – происходит знакомство с элементарными финансовыми понятиями: деньги, труд, реклама, обмен и т.д. Благодаря полученным знаниям дети играют в сюжетно - ролевую игру «Магазин», «Супермаркет», «Кафе». У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по -новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Дети научились: различать виды потребности (Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.
Занимаясь экономическим воспитанием детей, мы надеемся, что знания, полученные в детском доме, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.
Кем бы ни были потом наши воспитанники главное, какими они станут, когда покинут стены детского дома. Надеемся, что каждый из них станет хорошим человеком: добрым, четным, щедрым, трудолюбивым. Хотелось бы, чтобы та радость, которую они испытывают сейчас каждый раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними как можно дольше, а проявление положительных нравственных качеств стало главной потребностью в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....
презентация "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредствам сюжетно-ролевой игры"
знакомство детей с финансовой грамотностью по средствам игры...
Конспект образовательной деятельности «Поиск острова Сокровищ пирата финансиста» в рамках самообразования: «Финансовая грамотность дошкольника посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр»
ОД по финансовой грамотности «Поиск острова Сокровищ пирата финансиста» ...
Отчет по теме самообразования: «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»
Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...
Самообразование Тема: «Финансовая грамотность дошкольника посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр»
финансовая грамотность детей в играх...
РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...