«Формирование финансовой грамотности через сказку»
консультация по основам финансовой грамотности

Зайцева Татьяна Александровна

викторина для воспитателей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti_19.03.2024.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности через сказку»

викторина для воспитателей

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников ДОО с детьми старшего возраста в области финансовой грамотности.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- расширить кругозор посредством игр экономической направленности;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО;

- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, смайлики.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Актуальность:

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»                                             Джанни Родари

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Экономическое воспитание – формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, к денежным средствам и выявление этого отношения в конкретной деятельности.

Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат».

 Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. Но я считаю, что обучать дошкольника финансовой грамотности очень даже нужно и важно. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Но делать это нужно в понятной для ребенка форме.

Процесс воспитания у дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Ведущий: - Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами викторину. Викторина – это игра, в которой нужно правильно отвечать на вопросы и выполнять различные интересные задания.

Нам нужно разделиться на две команды.

В нашей викторине будет несколько раундов, за правильные ответы в каждом раунде вы будете получать смайлики, из которых на доске мы будем выкладывать улыбку, чтобы наше настроение и настроение окружающих было позитивным.

Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

- А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

Первый раунд: Загадки – добавлялки

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад).

5. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)

6. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, хрюшка требуется мне, та,   что с дыркой на спине? (копилка)

7. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).

8. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

9. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

10. Приносить доходы стал. В банке папин (капитал)

Молодцы! Вот ваш первый смайлик, прикрепите его, пожалуйста, на доску.

Второй раунд:

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать в работе с детьми - пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя. (Хвалит)

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)

4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха.)

5. Что бережет копейка (Рубль)

6. Без нужды живет, кто деньги (Бережет)

Да. Молодцы. Все ответы верны. И еще один заслуженный смайлик

Третий раунд: Экономика в сказках

Ведущий: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда я предлагаю вам сыграть в игру «Кто хочет стать миллионером?»

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

(А «Колобок», Б «Колосок», В «Лисички хлеб», Г «Крупеничка»(колобок)

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (А «Золушка», Б «Вершки и корешки», В «Теремок», Г «Репка»(репка)

3. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (А «Сивка - бурка», Б «Золотая антилопа», В «Серебряное копытце», Г «Козел и Баран»(золотая антилопа)

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? (А «Курочка Ряба», Б «Золотой петушок», В «Малахитовая шкатулка», Г «Янтарная сказка»(курочка ряба)

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (А «Умная дочь», Б «Алладин», В «Кот в сапогах», Г «Попова корова»(кот в сапогах)

6. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (А «Пиявки», Б «заклинание «Крекс – фекс – пекс»», В «курточка Буратино», Г «Слезы актеров Карабаса Барабаса») (заклинание «Крекс – фекс – пекс)

7. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (А «Трое из Простиоквашино», Б «Вершки и корешки», В «Дюймовочка», Г «Муха-Цокотуха»(муха Цокотуха)

- Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. А вы зарабатываете свой очередной смайлик.

Четвертый раунд: Экономические задачи

Ведущий: Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности у детей – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Боржоми»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Пятый раунд: Товар или услуга

Правила игры: Слушайте меня внимательно. Если я называю товар – вы хлопаете, а если услугу – топаете.

- парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга;

- холодильник – товар;

- мойка машины – услуга;

- почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет)– услуга;

- одежда – товар;

- кукла – товар;

- мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга;

- краски, карандаши – товар.

Все верно, и заслуженный смайлик в копилку!

Шестой раунд: Реклама товара

Для этого раунда каждая команда вытянет жребий (товар, услуга)

Ведущий. Всем давно известно, что «реклама двигатель продаж»! Мы с вами выяснили понятия товар и услуга. Для того, чтобы заработать деньги, вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар покупался, а нашими услугами пользовались. Я предлагаю вам тянуть жребий, какая команда будет рекламировать товар, а какая услугу. И наш зрительный зал решит у кого реклама лучше, тот и победит. На это у вас есть 3 минуты. Можно использовать вспомогательные материалы, если кто – то обладает творческими талантами, можно спеть или прочитать рекламный слоган.

Итак, все молодцы и вы получаете свой последний смайлик.

У нас получились замечательные улыбки, победила дружба!

Ведущий: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то финансовое благополучие всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Я вам желаю стабильного финансового благополучия! Финансовой грамотности!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...

«Формирование финансовой грамотности через сюжетно -ролевую игру «Банк»

Финансовая грамотность в подготовительной группе....

«Формирование финансовой грамотности дошкольников через использование дидактических и сюжетно - ролевых игр»

Разучивание дидактических и сюжетно – ролевых игр с детьми для формирования финансовой грамотности дошкольников и использование в ежедневной практике....

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

План по самообразованию "Формирование финансовой грамотности через дидактическую игру"

Актуальность темы Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необ-х...

Развивающая образовательная ситуация по формированию финансовой грамотности через чтение художественной сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха»

Цели:продолжать развивать у старших дошкольников экономические компетенции.Задачи:• Формировать первоначальные экономические знания у детей;• Способствовать развитию экономического...

«Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»

laquo;Формирование финансовой грамотности посредством сказки с экономическим содержанием»Конспект НОД «Приключение кошелька» для детей старшего дошкольного возраста.\Цель: Фор...