Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
методическая разработка

Гладенькова Екатерина Викторовна

Методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gladenkovoy_e.v.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодаровская СОШ»

Доклад

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников

по экономическому воспитанию с целью

формирования финансовой грамотности

у старших дошкольников»

Подготовила: Гладенькова Е.В.

2022

С 2019 года в старшей дошкольной группе реализуется инновационная деятельность по образовательному направлению «Финансовая грамотность дошкольников» на основании нормативных документов:

- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приоритетный национальный проект «Образование»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.200 г. № 751;

- Национальная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр-271;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей») от 15.05.2013 г. № 792-р;

- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р

По мнению Анны Демьяновны Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда».

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка. Современного ребенка с первых лет жизни окружает среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами.

Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.

 В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

По результатам анкетирования родителей воспитанников мы сделали вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов (на слайде)

Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.

Но у большинства опрошенных родителей, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам,  вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому педагогам чрезвычайно важно  при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.

Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, безих  заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.

В процессе организации образовательной деятельности  по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно:  организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализуется через:

- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания  финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);

- досуговые формы: выставки совместного творчества («Семейный бюджет», «Как накопить на мечту»), вечера вопросов и ответов («Семейное финансовое планирование»).

Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:

- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;

- через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи («Моя бабушка – коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), экскурсии с детьми и родителями (в банк, магазин «Игрушки»), семинары-практикумы «Играем вместе»; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов.

С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляем педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через:  

- досуговые и познавательные формы: совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты («Что такое деньги?»), встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др.), где идет знакомство с увлечениями, профессиями родителей, создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий («Магазин»,  банкомат), атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Реклама – хорошо или плохо?». «Кому что нужно для работы»), конкурсы «Моя копилка»), выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»).

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- кто и как зарабатывает деньги в семье,

- как формируется семейный бюджет,

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,

- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,

- как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

При создании планирования работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
  2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
  4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника

При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы придерживаемся следующих принципов:

1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

2.Принцип открытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто»:

- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников», она есть на сайте школы;

- разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе;

- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;

- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;

- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.

3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опытсемей.

4. Принцип доброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

5. Принцип динамичности. Дошкольная группа  реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность (С.В.Глебова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в совреме...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...