Доклад «Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.
Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка.Современного ребенка с первых лет жизни окружает среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами.
Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье.Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и пр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №78 « исток»
Доклад
«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников
по экономическому воспитанию с целью
формирования финансовой грамотности
у старших дошкольников»
Подготовила:
Струнга Наталья Ивановна воспитатель,
2020 г
По мнению Анны Демьяновны Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда».
Изучение экономики в дошкольном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.
Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка.Современного ребенка с первых лет жизни окружает среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами.
Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье.Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
По результатам анкетирования родителей воспитанников мы сделали вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.
Так, например, большинство опрошенных нами родителей – 80%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них – 55%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.
Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.
Но у большинства опрошенных родителей - 56%, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому педагогам чрезвычайно важно при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, безих заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализуется через:
- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);
- досуговые формы: выставки совместного творчества («Семейный бюджет», «Как накопить на мечту»),вечера вопросов и ответов («Семейное финансовое планирование»).
Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:
- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;
- через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи («Моя бабушка – коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), экскурсии с детьми и родителями (в банк, магазин «Игрушки»), семинары-практикумы «Играем вместе»; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов.
С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляем педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через:
- досуговые и познавательные формы: совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты («Что такое деньги?»), фотовыставки («Мы пришли в банк»), аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?»)
встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др.), где идет знакомство с увлечениями, профессиями родителей, создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий («Гном Эконом», банкомат), атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Реклама – хорошо или плохо?». «Кому что нужно для работы»), смотры-конкурсы («О доходах и расходах»,«Моя копилка»), выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»),рабочие тетради для совместной деятельности взрослого и ребенка («Купилки из копилки», «Как Миша стал бизнесменом»), квиз-игра (квиз-игра – это интеллектуальная командная викторина)
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
- Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
- Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника
При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
2.Принципоткрытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто»:
- на сайте ДОУ создана страничка «Финансовые грамотеи»;
- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников»;
- разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе;
- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;
- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;
- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.
3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опытсемей.
4. Принципдоброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
5. Принцип динамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.
Для реализации Программы мы определили планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.
Родители | Педагоги |
Мотивационно-ценностный компонент | |
Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников | Осознают необходимость взаимодействия с семьей |
Когнитивный компонент | |
Знают психофизические особенности детей | Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье |
Деятельностно-поведенческий компонент | |
Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами | Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей |
Рефлексивный компонент | |
Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов | Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями |
Промежуточныймониторинг по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность (С.В.Глебова)
Мониторинг детей:
- начальный: высокий – 4%, средний – 44%, низкий – 52%
- промежуточный: высокий – 19%, средний – 62%, низкий – 19%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников
некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...
Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников
некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Доклад: «Взаимодействие детского сада и семьи в патриотическом воспитании детей»
Доклад:«Взаимодействие детского сада и семьи в патриотическом воспитании детей» ...