Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей «Путешествие Денежки»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вера Анатольевна Бурьянова

Сценарий образовательного события по финансовой грамотности  для детей 6-7 лет и их родителей  «Путешествие Денежки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Сценарий образовательного события по финансовой грамотности

для детей 6-7 лет и их родителей

 «Путешествие Денежки»

                                                Воспитатель муниципального казенного

                                                        дошкольного образовательного учреждения

 «Центр развития ребенка – детский сад  № 22»

Бурьянова В.А.

с.Левокумское

2023год.

Оглавление

1.Аннотация              _______________________________________ 3стр.

2. Введение                   _____________________________________  3стр.

3.Основная часть        ______________________________________  4стр.

4.Заключение               ______________________________________ 7стр.

5.Список литературы  ______________________________________ 8стр.

1.Аннотация

     «Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага»,- гласит восточная мудрость.

      Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку, и чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

      Контингент участников: дети подготовительной к школе группы; воспитатели группы; родители.

2. Введение 

Актуальность.

       Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка.

       Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

       Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.

      Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний.             Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Новизна.

     Заключается в формирование у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.

 Цель:  формирование  и активизация познавательной деятельности детей, с целью обобщения элементарных экономических знаний, расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

Условия применения: В дошкольном образовательном учереждение.

Трудоемкость: соответствует нормам СанПина.

Ограничения: возраст детей.

 Риски: не пришли родители, не на все вопросы смогли ответить дети.

3. Основная часть:                          

       Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»

  - Формирование социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

  -Закрепление представления детей о таких экономических понятиях: «банкноты», «потребности», «семейный бюджет», «банк», «банкомат», «пластиковая карта».

   - Формирование положительных взаимоотношений детей.

   -Расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

 Задачи ОО   в интеграции:

      «Познавательное развитие»        

- Развивать экономическое мышление дошкольников, познавательный интерес, память, внимание и воображение.

-Формировать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

      «Речевое развитие» 

- Продолжать формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

-Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

 «Физическое развитие»

- Формировать двигательную активность детей.

Материалы и оборудование:  слайдовая презентация к занятию,  (столы 2 штуки, стулья по кол-ву участников, мяч, коробка с монетами и банкнотами разного достоинства, денежный пазл, банкомат, заготовки бумажных денег, карандаши, мелки, посылка с медалями)

Слайд 1.                                                                  

 Приложение 1.

Дети и родители входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте,  проходите смелей!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно. Все встают в круг.

Говорю тебе: «Привет!», Машут друг другу двумя руками.

Улыбнись скорей в ответ. Улыбаются друг другу.

Здравствуй, правая рука, Поднимают левую руку.

Здравствуй, левая рука, Поднимают правую руку.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (здороваются с соседом справа и слева.)

Здравствуй, весь наш дружный круг. Хлопают в ладоши.

Слайд 2. (Звучит сигнал смс-сообщения, на экране Денежка. Воспитатель обращает внимание детей и родителей на сообщение.)          Приложение 2.

Воспитатель: Ребята, нам пришло смс-сообщение. Интересно, от кого оно?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Это сообщение от Денежки. Давайте прочитаем?

Слайд 3. Текст смс. (Воспитатель читает.)

«Здравствуйте. Вы узнали меня? Да это я Денежка! И сегодня я отправилась в большое  путешествие со своими друзьями. В пути мы  узнали очень много новых слов – банкноты, потребности, семейный бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, мы  не поняли. Помогите нам разобраться, что обозначают эти новые слова».

Воспитатель: Ребята, поможем Денежке? Я думаю, мы вместе с вашими родителями отправимся в путешествие, где сможем помочь Денежке разобраться в значение новых слов.

Воспитатель:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!»

- Что это?

- А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

- Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

- А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

- Правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.

Воспитатель: Купюры или банкноты - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Слайд 4.(На экране деньги бумажные и металлические)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: в вазе все деньги перемешались вам необходимо  одной команде   выложить купюры, а на другой   выложить монеты в коробочки. (делятся на  2 команды – в каждой команде дети и родители)

Воспитатель: Молодцы! Справились!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей)

Воспитатель:  Когда друзья купюры путешествовали с Денежкой, произошло несчастье и несколько купюр от сильного ветра разделило на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (2 купюры восстанавливают 2 команды – дети и родители)                                                   Приложение 3.

Слайд 5.( На экране тысячная купюра)

Воспитатель: Молодцы!  И с этим вы справились!

Воспитатель: Ребята, а  что такое потребности? (ответы детей помогают родители)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!     Приложение 4.

Слайд 6. Воспитатель: На экране вы видите наши потребности, вам необходимо определить жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить, почему без них человек не может прожить (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы!  

Воспитатель: Ребята, расскажите, откуда в семье берутся деньги.

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи.

Слайд 7. (семейный бюджет)

 Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что такое расход?

Дети: Расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с родителями поиграем в игру.       Приложение 5.

Игра в кругу с мячом «Доходы и расходы»

Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети  и родители поймав его, отвечают доход это или расход.

- Папа получил зарплату. – доход

- Заболела бабушка. – расход

- Мама выиграла приз. – доход

- Сестра потеряла кошелек. – расход

- Бабушка продала пирожки. – доход

- Заплатили за квартиру. – расход

- Брат порвал куртку. –расход

- Купили путевку на море. – расход

Воспитатель: - Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?

- Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Воспитатель: - Молодцы! Мы идём дальше.

Слайд 8. Воспитатель: -А сейчас  «Музыкальная минутка»  Приложение 6.

- Ребята, что означает народная мудрость: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». - Действительно, дружба важнее денег. Друг всегда придет на помощь. - Улыбнемся своим друзьям и устроим веселый танец «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котенка».

Воспитатель: Ребята,  а где родители могли бы  хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно - хранение денег.

Слайд 9. (показ различных пластиковых карт на слайде)

Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем, для чего он нам нужен? (рассуждения детей) Приложение 7.

Воспитатель: Ребята, а какие деньги мы можем снять в банкомате? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Только бумажные купюры.

 Слайд 10. (на экране изображены различные  купюры)

Воспитатель: Посмотрите на экран, чем отличаются бумажные купюры? (Ответы детей – цветом, рисунком.) Молодцы!

Работа за столами «Умелые ручки».  Приложение 8.

Воспитатель: Давайте, и мы попробуем изготовить свою купюру, у вас на столах лежат заготовки для купюр, карандаши, фломастеры и мелки. На заготовки, наносим нужный рисунок. Это могут быть различные элементы узора. Дети и родители проходят за столы и самостоятельно  создают свою именную купюру.

- Посмотрите, какие красивые купюры  вы создали!

- А теперь расскажите о своей купюре.  Приложение 9.

Вот и мы с вами изготовили купюру, на которую нанесли свой неповторимый узор. Вам понравилось изготавливать купюры? (Ответы детей.)

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Мы проделали долгий путь. И узнали что-то новое. Что новое узнал ты? Ты?

- Что вам больше всего запомнилось?

Слайд 11. (Звучит сигнал смс-сообщения, на экране Денежка. Воспитатель обращает внимание детей и родителей на сообщение.)  

«Здравствуйте ребята и родители. Спасибо вам  за то, что вы помогли нам разобраться, что обозначают эти новые слова – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. Мы с моими друзьями отправили вам посылку. Денежка». Приложение 11.

- Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от  Денежке. В посылке шоколадные монеты. Приложение 12.

Воспитатель: Вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть, путешествовать.

4. Заключение.

Основные выводы по теме:

-Закрепили представления о таких экономических понятиях: «банкноты », «потребности», « семейный бюджет», «банк», «банкомат», «пластиковая карта».

-Формировали положительные  взаимоотношения детей.

-Родители приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятия.

-Воспитатель получил дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.

5. Список литературы.

  1. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей /Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.

     2. Практические материалы к методическим рекомендациям /Автор-сост.

         О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития

          образования», 2020. – 90 с.

  1. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).
  3.  Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсные и диагностический материал. Занятия и игры/авт.-сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева. -Изд.2-е,испр.-Волгоград: Учитель.-167с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие по финансовой грамотности на тему "Открываем супермаркет"

Образовательное событие по финансовой грамотности на тему "Открываем супермаркет"...

Образовательное событие по финансовой грамотности в 1 младшей группе.

Открытое мероприятие по финансовой грамотности....

Конспект образовательного события по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности»

Данный материал пригодится в работе воспитателям. Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей викторина «По дорогам финансовой грамотности»

Цель: расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников....

Сценарий образовательного события для детей старшей группы бал-маскарад "Теремок на новый лад".

Образовательное событие посвящено празднованию старого Нового года. На новогодних утренниках в детских садах ограничение по ролям и соответственно костюмам. Для реализации ситуации детского выбора и б...

Сценарий образовательного занятия по финансовой грамотности для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие на Луну за Незнайкой. Финансовое приключение»

сценарий данного мероприятия предназначен для проведения обучения финансовой грамотности старших дошкольников и направлено на приобретение и развитие знаний в области финансовых категорий (труд, деньг...