Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей «Путешествие Денежки»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей «Путешествие Денежки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности
для детей 6-7 лет и их родителей
«Путешествие Денежки»
Воспитатель муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 22»
Бурьянова В.А.
с.Левокумское
2023год.
Оглавление
1.Аннотация _______________________________________ 3стр.
2. Введение _____________________________________ 3стр.
3.Основная часть ______________________________________ 4стр.
4.Заключение ______________________________________ 7стр.
5.Список литературы ______________________________________ 8стр.
1.Аннотация
«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага»,- гласит восточная мудрость.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку, и чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
Контингент участников: дети подготовительной к школе группы; воспитатели группы; родители.
2. Введение
Актуальность.
Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Новизна.
Заключается в формирование у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.
Цель: формирование и активизация познавательной деятельности детей, с целью обобщения элементарных экономических знаний, расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Условия применения: В дошкольном образовательном учереждение.
Трудоемкость: соответствует нормам СанПина.
Ограничения: возраст детей.
Риски: не пришли родители, не на все вопросы смогли ответить дети.
3. Основная часть:
Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»
- Формирование социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
-Закрепление представления детей о таких экономических понятиях: «банкноты», «потребности», «семейный бюджет», «банк», «банкомат», «пластиковая карта».
- Формирование положительных взаимоотношений детей.
-Расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»
- Развивать экономическое мышление дошкольников, познавательный интерес, память, внимание и воображение.
-Формировать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
«Речевое развитие»
- Продолжать формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
-Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
«Физическое развитие»
- Формировать двигательную активность детей.
Материалы и оборудование: слайдовая презентация к занятию, (столы 2 штуки, стулья по кол-ву участников, мяч, коробка с монетами и банкнотами разного достоинства, денежный пазл, банкомат, заготовки бумажных денег, карандаши, мелки, посылка с медалями)
Слайд 1.
Приложение 1.
Дети и родители входят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте, проходите смелей!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно. Все встают в круг.
Говорю тебе: «Привет!», Машут друг другу двумя руками.
Улыбнись скорей в ответ. Улыбаются друг другу.
Здравствуй, правая рука, Поднимают левую руку.
Здравствуй, левая рука, Поднимают правую руку.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг, (здороваются с соседом справа и слева.)
Здравствуй, весь наш дружный круг. Хлопают в ладоши.
Слайд 2. (Звучит сигнал смс-сообщения, на экране Денежка. Воспитатель обращает внимание детей и родителей на сообщение.) Приложение 2.
Воспитатель: Ребята, нам пришло смс-сообщение. Интересно, от кого оно?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Это сообщение от Денежки. Давайте прочитаем?
Слайд 3. Текст смс. (Воспитатель читает.)
«Здравствуйте. Вы узнали меня? Да это я Денежка! И сегодня я отправилась в большое путешествие со своими друзьями. В пути мы узнали очень много новых слов – банкноты, потребности, семейный бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, мы не поняли. Помогите нам разобраться, что обозначают эти новые слова».
Воспитатель: Ребята, поможем Денежке? Я думаю, мы вместе с вашими родителями отправимся в путешествие, где сможем помочь Денежке разобраться в значение новых слов.
Воспитатель:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!»
- Что это?
- А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
- Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
- А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
- Правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)
Слайд 4.(На экране деньги бумажные и металлические)
Воспитатель: Сейчас для вас задание: в вазе все деньги перемешались вам необходимо одной команде выложить купюры, а на другой выложить монеты в коробочки. (делятся на 2 команды – в каждой команде дети и родители)
Воспитатель: Молодцы! Справились!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей)
Воспитатель: Когда друзья купюры путешествовали с Денежкой, произошло несчастье и несколько купюр от сильного ветра разделило на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (2 купюры восстанавливают 2 команды – дети и родители) Приложение 3.
Слайд 5.( На экране тысячная купюра)
Воспитатель: Молодцы! И с этим вы справились!
Воспитатель: Ребята, а что такое потребности? (ответы детей помогают родители)
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран! Приложение 4.
Слайд 6. Воспитатель: На экране вы видите наши потребности, вам необходимо определить жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить, почему без них человек не может прожить (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, расскажите, откуда в семье берутся деньги.
-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
-бабушка и дедушка получают пенсию;
-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи.
Слайд 7. (семейный бюджет)
Воспитатель: Что такое доход?
Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Воспитатель: Что такое расход?
Дети: Расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с родителями поиграем в игру. Приложение 5.
Игра в кругу с мячом «Доходы и расходы»
Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети и родители поймав его, отвечают доход это или расход.
- Папа получил зарплату. – доход
- Заболела бабушка. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Брат порвал куртку. –расход
- Купили путевку на море. – расход
Воспитатель: - Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
- Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
Воспитатель: - Молодцы! Мы идём дальше.
Слайд 8. Воспитатель: -А сейчас «Музыкальная минутка» Приложение 6.
- Ребята, что означает народная мудрость: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». - Действительно, дружба важнее денег. Друг всегда придет на помощь. - Улыбнемся своим друзьям и устроим веселый танец «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котенка».
Воспитатель: Ребята, а где родители могли бы хранить деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно - хранение денег.
Слайд 9. (показ различных пластиковых карт на слайде)
Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)
Ребята, а сейчас давайте пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем, для чего он нам нужен? (рассуждения детей) Приложение 7.
Воспитатель: Ребята, а какие деньги мы можем снять в банкомате? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Только бумажные купюры.
Слайд 10. (на экране изображены различные купюры)
Воспитатель: Посмотрите на экран, чем отличаются бумажные купюры? (Ответы детей – цветом, рисунком.) Молодцы!
Работа за столами «Умелые ручки». Приложение 8.
Воспитатель: Давайте, и мы попробуем изготовить свою купюру, у вас на столах лежат заготовки для купюр, карандаши, фломастеры и мелки. На заготовки, наносим нужный рисунок. Это могут быть различные элементы узора. Дети и родители проходят за столы и самостоятельно создают свою именную купюру.
- Посмотрите, какие красивые купюры вы создали!
- А теперь расскажите о своей купюре. Приложение 9.
Вот и мы с вами изготовили купюру, на которую нанесли свой неповторимый узор. Вам понравилось изготавливать купюры? (Ответы детей.)
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Мы проделали долгий путь. И узнали что-то новое. Что новое узнал ты? Ты?
- Что вам больше всего запомнилось?
Слайд 11. (Звучит сигнал смс-сообщения, на экране Денежка. Воспитатель обращает внимание детей и родителей на сообщение.)
«Здравствуйте ребята и родители. Спасибо вам за то, что вы помогли нам разобраться, что обозначают эти новые слова – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. Мы с моими друзьями отправили вам посылку. Денежка». Приложение 11.
- Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Денежке. В посылке шоколадные монеты. Приложение 12.
Воспитатель: Вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть, путешествовать.
4. Заключение.
Основные выводы по теме:
-Закрепили представления о таких экономических понятиях: «банкноты », «потребности», « семейный бюджет», «банк», «банкомат», «пластиковая карта».
-Формировали положительные взаимоотношения детей.
-Родители приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятия.
-Воспитатель получил дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.
5. Список литературы.
- Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей /Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.
2. Практические материалы к методическим рекомендациям /Автор-сост.
О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития
образования», 2020. – 90 с.
- Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).
- Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсные и диагностический материал. Занятия и игры/авт.-сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева. -Изд.2-е,испр.-Волгоград: Учитель.-167с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательного события в средней группе «Путешествие в осенний лес»
Сценарий образовательного события в средней группе «Путешествие в осенний лес»...
Образовательное событие по финансовой грамотности на тему "Открываем супермаркет"
Образовательное событие по финансовой грамотности на тему "Открываем супермаркет"...
Образовательное событие по финансовой грамотности в 1 младшей группе.
Открытое мероприятие по финансовой грамотности....
Конспект образовательного события по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности»
Данный материал пригодится в работе воспитателям. Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей викторина «По дорогам финансовой грамотности»
Цель: расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников....
Сценарий образовательного события для детей старшей группы бал-маскарад "Теремок на новый лад".
Образовательное событие посвящено празднованию старого Нового года. На новогодних утренниках в детских садах ограничение по ролям и соответственно костюмам. Для реализации ситуации детского выбора и б...