Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Курташова Светлана Владимировна

 формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin_gramotnost.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Теремок» города Уварово

Конспект занятия

по финансовой грамотности

«Семейный бюджет»

в старшей группе

               

             Подготовил:

Воспитатель

1 квалификационной

категории

Курташова С.В.

г. Уварово

2023 г.

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

Образовательные:

  • Расширять представление детей о том как, и из чего складывается семейный бюджет;
  • Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • расширить словарный запас детей понятиями:  заработная плата, стипендия, пенсия, премия, бюджет, доход, расход.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережливость к деньгам;
  • воспитывать умение экономно (разумно) тратить деньги.

Предварительная работа: 

  • чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»;
  • В. Даль «пословицы и поговорки»;
  • А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: 

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

игра «Подбери продукты для обеда»;

дидактическая игра «Какие бывают доходы»; 

Материал и оборудование: 

атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»: карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушечные деньги, мяч, мультимедийное оборудование.

Ход занятия: 

Воспитатель: 

Ребята, у каждого из вас есть семья.

 - Что такое семья?

Дети: 

 - 7 - «Я»

 - Сколько человек живут в вашей семье? (4,5,6…)

 - Из кого она состоит?

Дети: 

Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: 

Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: 

Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: 

- Чем занимается папа?

Дети: 

Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: 

- Как вы помогаете маме и папе?

Дети: 

Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: 

- Что делает бабушка?

Дети: 

Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: 

- Что делает дедушка? (Ответы детей).

Воспитатель: 

Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Что именно?

Дети: 

Продукты.

Воспитатель: 

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно кушать и пить,

Надо всё это …..(купить)!

Воспитатель: 

Давайте поиграем в игру «Подбери продукты для обеда». 

Воспитатель вызывает четырёх ребят для подбора продуктов к праздничному обеду.

(Дети называют слова, которые обозначают продукты.)

Воспитатель:

А для того чтобы постирать белье, что нужно иметь?

Дети: 

Порошок, мыло.

Воспитатель: 

А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: 

Чистящее средство.

Воспитатель: 

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

- Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: 

Без денег.

Воспитатель: 

За все товары, мы платим деньги. Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги?

Дети: 

Папа и мама работают. И получают деньги.

Воспитатель:

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться. А если человек состарился и не может работать, где он берет деньги?

Дети: Бабушки и дедушки получают пенсию.

Воспитатель: 

Да, пенсия – это деньги, которые государство платит каждому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым.

( На доске размещаются картинки бабушки и дедушки с пенсией)

Наше государство помогает, кто уже не работает - пожилым людям, и кто ещё не работает – детям. Называется это – пособие на детей. У кого-то в семье есть старшие братья и сестра, которые окончили школу и  учатся в институтах, университетах, то им тоже государство выплачивает каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

( На доске размещаются картинки брата и сестры со стипендией).

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.  Давайте передохнем немного.

Проводится физминутка «Покупки»

Мы бежали по дорожке (бег на месте),

Порвались вдруг босоножки! (1 хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (2 раза руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (качаем головой)

Будем обувь покупать (4 притопа)

Станем денежки считать! (потирание ладоней)

Раз, два, три, четыре! (пересчитываем пальцы)

Вот мы туфельки купили! (руки вниз, нога на пятку).

 Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Слова Бюджет произошло от старинного слова «бюджетте», что переводится, как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным, например: бюджет страны, области, ваших семей. И тогда это называется «семейный бюджет».

«Семейный бюджет» складывается из зарплаты ваших родителей, пенсии ваших бабушек и дедушек, стипендии ваших братьев и сестер. Это доходы семейного бюджета. К доходам также относят денежный подарок на день рождения, выигрыш в лотерею, дополнительный заработок и т.д.

Воспитатель:  Но в каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки?

А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

(На доске размещаются картинки статей расходов, забираются деньги из кошелька).

Воспитатель: 

Запомните это, ребята.

Проводится игра – диалог «Доход-расход»

Дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч и задает вопрос.

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».

Папа получил зарплату — Д.

Ребенок заболел — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Продали часть урожая — Д.

Маме дали премию – Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье.

Воспитатель:  А, на что ещё можно потратить деньги? (ответы детей)

Воспитатель: 

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель:

Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, микроволновку, а можем купить конфеты. Микроволновкой мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит конфет? (Ответы детей)

Воспитатель: 

Значит, микроволновку мы назовем товаром длительного пользования, а конфеты - товаром кратковременного пользования.

Итак, что важнее купить?

Дети:

(ответы детей)

Воспитатель:

Значит, денежные расходы надо направить на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, наше занятие подходит к концу. Интересно вам было? А может, кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали?

Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями:

- Что такое доход? (ответы детей)

- Напомните, что же такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Что такое расходы? (ответы детей)

- Какими бывают они? (краткосрочными и долгосрочными)

- Ребята, вы большие молодцы, многое узнали и запомнили.

Воспитатель: И в конце занятия, я хотела бы вам напомнить, что многое нельзя купить за деньги. Помните об этом. Я желаю вам и вашим семьям здоровья, любви, уважения и мира! Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...

Конспект занятия по экономическому воспитанию «Семейный бюджет» в старшей группе

Конспект занятия по экономическому воспитанию детей в старшей группе "Семейный  бюджет"...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Дидактическая игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для старшей и подготовительной группы

Игра - ходилка "Семейный бюджет". простая и удобная иградля детей старшего и подготовительного возраста. в игру входят: игровое поле, кубик, фишки, монеты, четыре мешочка....

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»

ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в лю...