Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_finansovoy_gramotnosti_semeynyy_byudzhet_i_pokupki.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Конспект занятия по финансовой грамотности
«Семейный бюджет и покупки»
Подготовила: И. В. Полежака,
воспитатель
г. Кирсанов
Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи.
Образовательные:
-продолжать формировать первичные финансово-экономические представления;
-расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: купюра, монета, семейный бюджет;
-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
-закреплять умение выполнять математические вычисления с помощью раздаточного материала.
-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
-развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание; -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
-воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость);
-формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Формы организации детей: подгрупповая.
Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?», «Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Оборудование: мультимедийная установка.
Демонстрационный материал: ИКТ, мольберт, карта для внесения результатов опытов, тарелка с водой, кошельки, железные монеты, ракушки, бумажные купюры, магазин с товарами, шкатулка с подарком.
Раздаточный материал: цифры от 1 до 10-ти, копилки, жетоны.
Методы и приемы: наглядный – презентация на тему: «Семейный бюджет», словесный – художественное слово, вопросы; игровой – игровая мотивация «Превращение в ученых», физическая минутка; речевая игра «Для чего нам нужны деньги?», Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; практический – практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»; проведение экспериментальной деятельности.
Предварительный результат: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике, семейном бюджете.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришёл гость. На мультимедийном проекторе изображение Буратино. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Воспитатель:
Давайте поздороваемся с нашим гостем. Он по правилам этикета пришёл не с пустыми руками, приготовил для вас подарок. Гость передаёт воспитателю ярко-красочную коробку.
Воспитатель: Интересно, что там? Попробуйте угадать. Задавайте наводящие вопросы. Дети задают вопросы (это живое или неживое, твердое или мягкое, из какого материала сделано и т. д.).
Воспитатель: Правильно, копилка (воспитатель демонстрирует копилку). Передавайте её друг другу и внимательно рассмотрите. Ребята, для чего нужна копилка? Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы, вам смело можно доверить семейный бюджет. А что такое семейный бюджет, как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: я вам расскажу и покажу (показ презентации «Семейный бюджет»).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи?
Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Воспитатель: а дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей). Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет.
Сегодня вы будете тоже зарабатывать деньги, за каждый правильный ответ будете получать монету и складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Согласны? У вас есть цифры-жетоны, выберите себе по цифре и присаживайтесь за стол, пронумерованный, такой же цифрой (дети присаживаются за столы).
• Итак, слушайте первое задание.
1 Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет».
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля, дед получает пенсию 2 рубля.
Вопрос: сколько рублей составляет семейный бюджет семьи?
Найдите на цифровых веерочках нужное число-ответ.
(Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление).
А теперь дайте полный ответ на мой вопрос (отвечают 5-6 детей).
2. Второе задание: я каждой команде раздам по 2 продукта с ценниками. Каждая команда обсуждает задание и выкладывает знак между ценниками <или>.
ВОПРОС ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ: что стоит дороже, а что дешевле и почему.
(каждая команда зарабатывает по 2 рубля в копилки).
Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? Правильно, металлические.
А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Воспитатель: Я предлагаю проверить это опытным путём и приглашаю вас в экономическую лабораторию.
Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Кладите бумагу в воду. Что происходит? Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте, вывод: плюс монетке. А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? - Может, подуем? - Что происходит с монетой? - А что происходит с купюрой? - Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой). Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Дети: Проверяют и делают вывод. Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Воспитатель: А, что значит ничья? Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Как ученые мы заработали еще по одному рублю. Пора нам снова превратиться в детей.
Воспитатель: Ребята, мы заработали сегодня много денег. Складываем деньги в копилку и считаем: заработали все вместе …. рублей. Скоро новый год. Мы так красиво украсили группу, но вот чего-то у нас не хватает.
ДЕТИ : ёлки новогодней.
Воспитатель: Ребята, я вчера была в магазине «…..», а там начались новогодние скидки, с собой я прихватила рекламу (демонстрирует прайс-лист). В магазине идет акция и нам можно выгодно купить ёлку и украшения к ней. Давайте рассчитаем наш бюджет, что мы можем позволить себе купить. Сколько у нас всего денег? Правильно 12 рублей. Воспитатель выкладывает …. фишек на мольберте. Ёлка стоит 4 рубля, справа налево убираем 4 фишки. Сколько осталось рублей. Правильно 8. Что еще можно купить? Одна новогодняя игрушка стоит 1 рубль. Сколько купим игрушек? Остальные деньги пойдут на то, чтобы купить мишуру. (Все деньги на покупки распределяются по отдельным кошелькам). Отправляемся в магазин. Физкультминутка «Лыжня».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». В магазин входит репортер.
Репортер: Дорогие друзья, в эти предновогодние дни мы находимся в магазине игрушек «…». Какой здесь большой ассортимент новогодних елок и игрушек. А вот и маленькие покупатели. Давайте спросим, что они купили. Сколько стоят игрушки? Ёлка? Где вы взяли деньги? А что такое семейный бюджет? А что лучше в кошельке иметь: монеты или купюры? Вам понравилось зарабатывать деньги. Трудно зарабатывать их? Репортёр благодарит детей за интервью.
Дети забирают покупки, надевают лыжи, отправляются домой и украшают ёлку (звучит аудиозапись «Новогодние детские песни»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать ...
Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»...
Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для детей старшей группы...
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».
Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....
Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»...
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель конспекта: расширять знания детей в области финансовой грамотности....
Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе
формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....