Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет и покупки»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Полежака Ирина Владимировна

 

ООД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект занятия по финансовой грамотности

 «Семейный бюджет и покупки»

Подготовила: И. В. Полежака,

воспитатель

г. Кирсанов

Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи.

Образовательные:

-продолжать формировать первичные финансово-экономические представления;

-расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: купюра, монета, семейный бюджет;

-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;

-закреплять умение выполнять математические вычисления с помощью раздаточного материала.

-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

-развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание; -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

-воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость);

-формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 

Формы организации детей: подгрупповая.

Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?»«Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет»«Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран. 

Оборудование: мультимедийная установка. 

Демонстрационный материал: ИКТ, мольберт, карта для внесения результатов опытов, тарелка с водой, кошельки, железные монеты, ракушки, бумажные купюры, магазин с товарами, шкатулка с подарком. 

Раздаточный материал: цифры от 1 до 10-ти, копилки, жетоны.

Методы и приемы: наглядный – презентация на тему: «Семейный бюджет», словесный – художественное слово, вопросы; игровой – игровая мотивация «Превращение в ученых», физическая минутка; речевая игра «Для чего нам нужны деньги?», Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; практический – практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»; проведение экспериментальной деятельности. 

Предварительный результат: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике, семейном бюджете.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришёл гость. На мультимедийном проекторе изображение Буратино. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?

Воспитатель:

Давайте поздороваемся с нашим гостем. Он по правилам этикета пришёл не с пустыми руками, приготовил для вас подарок. Гость передаёт воспитателю ярко-красочную коробку.

Воспитатель: Интересно, что там? Попробуйте угадать. Задавайте наводящие вопросы. Дети задают вопросы (это живое или неживое, твердое или мягкое, из какого материала сделано и т. д.).

Воспитатель: Правильно, копилка (воспитатель демонстрирует копилку). Передавайте её друг другу и внимательно рассмотрите. Ребята, для чего нужна копилка? Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?» 

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги. 

Воспитатель: Молодцы, вам смело можно доверить семейный бюджет. А что такое семейный бюджет, как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель: я вам расскажу и покажу (показ презентации «Семейный бюджет»).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги? 

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

 Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи? 

Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. 

Воспитатель: а дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей)Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. 

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет.

Сегодня вы будете тоже зарабатывать деньги, за каждый правильный ответ будете получать монету и складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Согласны? У вас есть цифры-жетоны, выберите себе по цифре и присаживайтесь за стол, пронумерованный, такой же цифрой (дети присаживаются за столы).

• Итак, слушайте первое задание.

1 Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет».

 Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля, дед получает пенсию 2 рубля.

Вопрос: сколько рублей составляет семейный бюджет семьи?

 Найдите на цифровых веерочках нужное число-ответ.

(Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление).

А теперь дайте полный ответ на мой вопрос (отвечают 5-6 детей).

2. Второе задание: я каждой команде раздам по 2 продукта с ценниками. Каждая команда обсуждает задание и выкладывает знак между ценниками <или>.

ВОПРОС ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ: что стоит дороже, а что дешевле и почему.

(каждая команда зарабатывает по 2 рубля в копилки).

Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? Правильно, металлические.

А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому? 

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? 

Воспитатель: Я предлагаю проверить это опытным путём и приглашаю вас в экономическую лабораторию.

Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

 Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Кладите бумагу в воду. Что происходит? Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте, вывод: плюс монетке. А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? - Может, подуем? - Что происходит с монетой? - А что происходит с купюрой? - Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.

4. Эксперимент: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой). Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Дети: Проверяют и делают вывод. Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Воспитатель: А, что значит ничья? Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Как ученые мы заработали еще по одному рублю. Пора нам снова превратиться в детей.

Воспитатель: Ребята, мы заработали сегодня много денег. Складываем деньги в копилку и считаем: заработали все вместе …. рублей. Скоро новый год. Мы так красиво украсили группу, но вот чего-то у нас не хватает.

ДЕТИ : ёлки новогодней.

Воспитатель: Ребята, я вчера была в магазине «…..», а там начались новогодние скидки, с собой я прихватила рекламу (демонстрирует прайс-лист). В магазине идет акция и нам можно выгодно купить ёлку и украшения к ней. Давайте рассчитаем наш бюджет, что мы можем позволить себе купить. Сколько у нас всего денег? Правильно 12 рублей. Воспитатель выкладывает …. фишек на мольберте. Ёлка стоит 4 рубля, справа налево убираем 4 фишки. Сколько осталось рублей. Правильно 8. Что еще можно купить? Одна новогодняя игрушка стоит 1 рубль. Сколько купим игрушек? Остальные деньги пойдут на то, чтобы купить мишуру. (Все деньги на покупки распределяются по отдельным кошелькам). Отправляемся в магазин. Физкультминутка «Лыжня».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». В магазин входит репортер.

Репортер: Дорогие друзья, в эти предновогодние дни мы находимся в магазине игрушек «…». Какой здесь большой ассортимент новогодних елок и игрушек. А вот и маленькие покупатели. Давайте спросим, что они купили. Сколько стоят игрушки? Ёлка? Где вы взяли деньги? А что такое семейный бюджет? А что лучше в кошельке иметь: монеты или купюры? Вам понравилось зарабатывать деньги. Трудно зарабатывать их? Репортёр благодарит детей за интервью.

Дети забирают покупки, надевают лыжи, отправляются домой и украшают ёлку (звучит аудиозапись «Новогодние детские песни»).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать ...

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет» в старшей группе

формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....