Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Светлана Анатольевна Чебоксарова

Конспект НОД по финансовой грамотности "Семейный бюджет" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_semeynyy_byudzhet_.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребёнка

детский сад «Гнёздышко»

Нижнетуринского городского округа

Конспект открытого занятия

по финансовой грамотности

в старшей группе

«Семейный бюджет»

Подготовила

воспитатель ВКК

 С.А.Чебоксарова

Нижняя Тура

2021г.

Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников через знакомство с понятием - семейный бюджет.  

Задачи:

Образовательные

  • Дать представление об элементарных экономических понятиях: познакомить с терминами заработная плата, пенсия, стипендия, доходы  и расходы; желательные и  необходимые траты;
  • Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики;

Развивающие

  • Формировать навыки и умения рационально использовать семейный бюджет
  • Развивать экономическое мышление
  • Учить детей различать понятия «хочу» и «надо»
  • Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения

Воспитательные

  • Воспитывать уважительное отношение к семье, к труду взрослых
  • Воспитывать бережное отношение к деньгам как к результату оплаты труда членов семьи.

Словарная работа: семейный бюджет, расходы, доходы, заработная плата, пенсия, стипендия.

Материалы и оборудование:  Интерактивная доска, презентация; дидактический материал: предметные картинки для игры «Хочу - надо», монетки; демонстрационный материал: письмо, кошельки.

Ход:

  1. Организационный момент

Стук в дверь. Вахтер передает письмо.

Воспитатель:  Ребята, нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что нам пишут.

Письмо

Дорогие ребята. Пишет вам семья Ивановых. Мы просим вашей помощи. Научите нас правильно тратить деньги. Мы вам расскажем нашу историю. Собралась наша семья как - то и захотелось нам потратить деньги. Маме захотелось купить новое платье. Папа решил купить новый автомобиль. Бабушка взяла путевку на отдых в санаторий. Дедушке купили лекарство. Брат Ваня попросил коньки, а сестра Катя новую куклу. Собрались мы вместе и пошли в магазин. Потратили все деньги. Вернулись домой, а дома света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике лежат квитанции на оплату коммунальных услуг.

- Правильно ли поступила семья? Давайте разберемся и постараемся им помочь! Вы согласны?

  1. Основная часть

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку.

В кошелёк мы их кладём,

Вместе в магазин идём.

Воспитатель:  Ребята, а для чего вообще нужны  деньги, вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Для того, чтобы приготовить еду, нужно купить …. (продукты); для того, чтобы постирать белье нужно купить … (стиральный порошок); для того, чтобы мы не замерзли на улице, нужно купить… (теплую одежду). Ребята, скажите, а все ли можно купить на деньги? А что нельзя купить на деньги? Ответы детей.

- А откуда в вашей семье берутся деньги? Ответы детей

Воспитатель: слайд Верно, родители за свою работу получают зарплату; бабушки и дедушки не работают, но за то, что они много лет трудились, они получают пенсию; ваши старшие братья и сестры  учатся в институте и за свои старания получают стипендию.

Зарплата, пенсия, стипендия и другие денежные поступления называются доходами. 

- Теперь мы с вами знаем, откуда в семье появляются деньги. Егор, а в твоей семье из чего состоит доход? А в твоей семье …..? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, ну раз деньги поступают в КОШЕЛЕК, значит, они могут оттуда и тратится. Такое действие называется расход.

        Давайте с вами посмотрим, на что семья может тратить деньги? Посмотрите, у меня есть вот такая схема с расходами. Рассмотрим, какая часть денег нужна на всякие приобретения.

- Самая большая часть идет на что? Ответы детей. (еду, продукты). Правильно, чем мы будем питаться целый месяц?

- Посмотрите, чуть меньше нужна сумма на оплату коммунальных услуг. Чуть меньше должны отложить на транспорт, еще часть на приобретение бытовой химии. Эти средства для того чтобы в квартире было чисто. Ещё мы тратим деньги на одежду и обувь. И ещё сумма или на отдых, приобретение лекарств. Даже животных, которых нужно отвезти в ветлечебницу.

        Всем понятно. Теперь мы знаем, откуда деньги поступают в КОШЕЛЕК и куда они расходуются, тратятся.

Воспитатель: Так, я думаю, настало время отдохнуть, разомнутся:

Физкультминутка

Потянулись вверх,

Наклонились вниз,

Влево-вправо повернулись

И в кошелечки обернулись,

(Ладони в форме «Лодочки» перед грудью держим)

Внутри деньги лежат, (шевелить пальчиками)

Просят нас их сосчитать:

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5

Будем денежки считать

1,2 – оплатим дом

Дом, в котором мы живем,

Третья монетка – одежду купить,

На четвертую купим – есть и пить,

Ну, а пятую пока спрячем на донышке кошелька про запас.

Воспитатель: Итак, ребята, вам понятно, что такое расходы и доходы? Теперь я хочу рассказать вам о понятии «Семейный бюджет». Так вот БЮДЖЕТ – это когда мы считаем и доходы и расходы. Каждая семья планирует свой бюджет – подсчитывает все доходы и распределяет расходы.

Игра на внимание «Доходы-расходы»

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть со мной в игру на внимание. Я вам буду говорить разные ситуации, а вы будете определять, где я говорю про расходы – вы топаете, а где говорю про доходы – вы хлопаете.

Папа и мама получили зарплату (доход);

Дедушка для огорода приобрел лопату..(расход)

Брат случайно 100 рублей нашёл.. (доход)

Папа собаку в дом приобрёл….(расход)

Бабушка выиграла в лотерею – это счастье.. (доход)

Маме купили новое платье…(расход)

Деду дали пенсию за работу на заводе…(доход)

Бабушка продала картошку, которую вырастила сама в огороде…(доход)

Брату купили велосипед…(расход)

Сестре дали деньги на школьный обед….(расход)

Мама получила премию за рекламу продуктов..(доход);

Папе купили новые брюки и туфли….(расход)

На день рождения сестре деньги подарили…(доход)

Дедушке в аптеке лекарства купили…(расход)

Брат получил стипендию за учебу в институте на «Пять» …(доход);

Вся семья купила путевку на море и уехала отдыхать…(расход)

Воспитатель: Говорят, деньги нужно тратить с умом! В первую очередь деньги расходуются на самые важные цели, без которых человек не сможет прожить – это необходимые траты, т.е. то, что нам «НАДО», а потом только на не самые важные цели – это наши желания – желательные траты, т.е то, что я «ХОЧУ» Словом «хочу» люди обозначают те предметы или вещи, которые им хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. Это не жизненно необходимые вещи.

Воспитатель: Человеку необходимо иметь три вещи. Как вы думаете, какие? (Пища, одежда, жилье.) Почему? Ответы детей. Да, вы совершенно правы. Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем. Эти вещи обозначим словом «надо».

Воспитатель: Перед вами ряд картинок расходов семейного бюджета. Выделите 3 жизненно важные картинки расходов, на которые в первую очередь вы потратите ваши заработанные деньги и распределите их (оплата коммунальных услуг,  покупка продуктов питания, лекарства,  путешествия, игрушки, компьютер, конфеты, торт расходы на домашних животных, салон красоты,  одежда, посещение развлекательного центра, копилка). (Здесь опросить нескольких человек).

-Какие расходы вы посчитали самыми значимыми?

  1. Заключительная часть

Ребята, а давайте вспомним, какие расходы сделала семья Ивановых? Эти расходы были какие? (желательные). Без этих покупок могла бы семья обойтись? Давайте в наш конверт положим те картинки, на которых изображено, то что в первую очередь семья должна была сделать.  Запечатаем конверт и отправим семье. Ребята, какое мы молодцы. Мы сделали с вами доброе дело, помогли семье. (на доске два кошелька). А ещё мне хотелось бы узнать, если вам сегодняшнее занятие понравилось, вам было интересно, то взять желтые монеты и положить в красный кошелёк. А если  немного было грустно, то взять белые монетки и положить в синий кошелёк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать ...

Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Бюджет семьи «Дяди Федора».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет».

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет», «доход», «расход». С некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме: «Как распределять семейный бюджет».

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.  Финансовая грамотность &nd...