Конспект непосредственно образовательной деятельности «Юные финансисты» для детей 6–7 лет
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл юные финансисты21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №262 комбинированного вида»

Московского района г.Казани

Конспект непосредственно образовательной

деятельности

по образовательной области «Финансовая грамотность в ДОУ»

на тему: «Юные финансисты» для детей 6-7 лет

Автор: Шагиева Эльвира Анваровна,

Воспитатель первой

 квалификационной категории

 

                                                 Казань 2023

НОД для старших дошкольников «Юные финансисты».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

 продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

 подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

 способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

способствовать воспитанию нравственных качеств.

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Используемые методы и приёмы:

-словесный (беседа, рассказ, игра);

-наглядный (показ предметов, сюжетных картинок);

-практический (планирование выполнений заданий, контроль и регулирование).

Результативность проведения:

- Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

- Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

- При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения.

- В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Ход НОД:

(под музыку передачи «Вести » входит ведущий, обращается к зрителям):

Ведущий: - Добрый день, уважаемые зрители. Казань. Вести. Финансовая азбука, и с вами я – Эльвира Анваровна. В нашей студии мы обсуждаем все вопросы, связанные с экономикой.

Итак, тема эфира – «Финансовая азбука», и сегодня под ваши аплодисменты мы встречаем наших героев – умных ребят подготовительной группы.

(воспитанники входят под музыку передачи и присаживаются). Ребята поделятся сегодня с нами своими знаниями об экономике и её понятиях. Начинаем!

Ведущий: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

                                     

Ребята: -Наш Девиз:

Больше дела, меньше слов!

Будь к труду всегда готов!

Чтобы стать миллионером

Занимайся больше делом!

Ведущий: - Молодцы, ребята. Ребята, как я люблю, когда мы вот так… все вместе собираемся. И можем поговорить о чем-нибудь, рассказать, поделиться своими знаниями.

Ребёнок: Мы живём привычной жизнью:

Ходим в школу, в детский сад,

На работу и в аптеку,

В магазин, в кино, в театр.

Есть у нас одежда, обувь,

И на каждый день еда,

Телевизоры, машины-

Так привыкли жить всегда!

Ну а если на работу

Маме с папой не ходить?

Сможем ли мы всей семьёй

Продолжать привычно жить?

Нет! Всему причиной деньги!

 Ведущий: Ребята, а что такое деньги?

Ребёнок: Деньги – это всеобщее платежное средство. Это мера стоимости товара или услуги.

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Двумя монетками оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Ведущий: - А для чего нам нужны деньги?

Ребята отвечают. (для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Ребёнок: - Деньги нужны для удовлетворения потребностей, а потребности– это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Ведущий: - Но потребности бывают разные, могут быть жизненно важные, без которых человек не может жить. А могут быть те, без которых человек может спокойно обойтись. Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. 

Предлагаю сыграть в игру: «Хочу» и «Надо», чтобы выявить ваши знания о потребностях, необходимых для жизни человека.

Ведущий показывает предметные картинки, объясняет, что надо выбрать только самое необходимое для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор. Картинки: Яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др.

Ведущий: -А где же люди берут эти деньги?

Ребёнок: -Чтобы удовлетворять свои потребности, необходимо много трудиться.

Ведущий: -Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Знаете ли вы пословицы о труде?

Ребята: - «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

«От труда здоровеют, а от лени болеют».

«Сделал дело, гуляй смело».

Ведущий: - Молодцы! Ребята, нашим зрителям не терпится задать вам вопросы (ведущий с микрофоном подходит к зрителям)

1 вопрос: Ответьте пожалуйста, что за слова «продукт» и «товар»?

Ребёнок: Все, что нас окружает, сделано руками людей. Мы одеваемся, питаемся, ездим в транспорте, смотрим телевизор, благодаря труду самых разных людей, играем за компьютером. То, что получается в результате труда, — продукт труда. Продукт труда — результат человеческого труда. Он может продаваться. То, что продается, называется товаром. Товар- это продукт труда, который производится для продажи.

Ведущий: Здорово! Ребята, давайте поиграем! Я вам буду читать предложения, а вы должны будете хлопнуть, если услышите, что речь идёт о товаре. Если услышите предложение, где речь идёт не о товаре, топнуть ногой. Начинаем!

  1. Бабушка испекла пирог к празднику (не товар).
  2. На фабрике изготовили кукол и отвезли их в магазин (товар).
  3. Папа починил детям игрушку (не товар).
  4. Плотник сделал стол и стул, потом продал (товар)
  5. Мама сшила для куклы дочки платье (не товар)
  6. Рыбак поймал рыбу и поехал на рынок её продавать (товар).

Замечательно!

2 вопрос: - Отгадайте загадку: На товаре быть должна  

                                                      Обязательно...(цена)

Что же это за слово?

Ребёнок: Цена–денежное выражение стоимости товара или услуги. Разные товары, имеют разную цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле.

Ведущий: Цена на товар зависит от того, сколько времени потребовалось на изготовление вещи, дорого ли стоили материалы, из которых их делали, и как далеко пришлось везти до магазина. А еще очень важно для нас, как выглядит изделие. Всегда хочется, чтобы оно хорошо смотрелось, чтобы произвело впечатление на покупателя, понравилось ему.

Ведущий: -  Ребята, представим, что вы выросли, стали работать в различных торговых фирмах, в больших красивых магазинах, где каждый день необходимо продавать как можно больше товара. Как же поступить, чтобы покупатели захотели приобрести товар в вашем магазине, а не в соседнем, где есть похожий товар? Правильно, нужно сделать рекламу своего товара, рассказать людям, какой он хороший, красивый, полезный и необходимый. Реклама — это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается, о его пользе, о его необходимости, чтобы покупателям захотелось приобрести данную вещь для себя.

Ведущий: -Игра «Рекламный мешочек» 

-Необходимо побыстрее продать товары, лежащие в этом мешочке, а для этого нужно придумать для них хорошую рекламу (в начале дети создают рекламу товара по образцу педагога). Пример рассказа-рекламы: «Это -апельсин! Он самый спелый, сладкий и ароматный! Он очень полезен, в нем много витаминов! У нас самые дешевые апельсины, покупайте и вы останетесь довольны!» (во время демонстрации рекламы, рекламируя товар, дети должны улыбаться, стараться говорить четко и коротко, используя при этом различные жесты, привлекающие внимание к рекламируемому предмету).

Ребятам предлагается «рекламный мешочек», в котором могут находиться муляжи овощей, фруктов, игрушек детей, детская посуда, кукольная одежда и др., дети на ощупь вытаскивают из мешочка предметы и придумывают им свою рекламу. 

Ведущий: Какие вы ребята молодцы и умнички!

Ребята: - Спасибо!

Ведущий: - А теперь хотелось бы поговорить о бюджете.

 - Бюджет - это…

Ребята: - Бюджет –это план расходов и доходов. Расходы- это деньги, которые тратят из бюджета, а доходы- это деньги, которые поступают в бюджет. Бюджет необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику.

Ведущий: -У взрослых людей есть такая забота

Ходить каждый год, каждый день на работу

За эту работу им платят зарплату

А эту зарплату рассчитывать надо!

И вот собирают семейный совет

Где создаётся семейный бюджет!

 

- Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются семейным бюджетом.  А из каких же денег состоит бюджет семьи?

Ребята: - Все деньги, которые попадают в семейный бюджет называются доходом. Это зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, - всё это доходы семьи.

Ведущий: - К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.

Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

Ведущий: - Ребята, а знакомо ли вам такое понятие как экономия?  На чём мы можем сэкономить?

Ребята: - на электроэнергии (выключать свет); на воде (выключать, экономно расходовать); бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила; не тратить деньги на ненужные вещи.

Ведущий: -Молодцы! Дорогие ребята, мы сегодня рассмотрели вопросы о деньгах; из чего же состоит бюджет семьи и как правильно его расходовать; о труде и человеческих потребностях; о продукте труда и товаре, цене, рекламе.  На этом наша программа заканчивается. Разрешите закончить выражение Р. Кийосаки «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».

Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнём.

Звучит любимая песня ребят «Песенка о доброте и дружбе» Звучит песня из м/ф «Фунтик», дети подпевают!

Ведущий: - На сегодня всё! Берегите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Юный пешеход"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по правилам дорожного движения "Юный пешеход"....

На конкурс конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Юные спасатели» с использованием логических игр и упражнений.

Цель:  упражнять детей в понятиях формы,  счете и измерениях, обозначениях числа цветом и цифрой, используя развивающие игры...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Юные знатоки Крыма"

Цель: Закреплять  у детей  дошкольного возраста  умение позитивно относится  к явлениям и объектам природы  Крыма. Закреплять представления о некоторых объектах ближайшего окр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей 6-7 лет Тема: «Юные спасатели»

ЦЕЛЬ.Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Юные конструкторы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Юные конструкторы» «Встречаем весну. Строим скворечники»....