Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "
рабочая программа (младшая группа)
Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в своих играх). Одновременно оно обладает широкими возможностями для умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "
В современных условиях перехода на ФГОС перед нами педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных форм работы, призванных решать задачи, поставленные ФГОС:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Именно поэтому в настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса в нашем ДОУ – это кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям. : кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр..
Кружки ( дополнительная часть )в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
При этом основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым, основанное на принципе игры как ведущего вида деятельности и выстраивании содержания дополнительного образования детей именно на ее основе.
Пояснительная записка
Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в своих играх). Одновременно оно обладает широкими возможностями для умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания малышей. В конструировании успешно и гармонично интегрируются разные области развития ребенка (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие).
Цель программы–научить ребенка работать по образцу, по объяснению взрослого, по совместному действию, по условиям, по собственному замыслу.
В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка решаются следующие задачи:
Образовательные: обогащение представлений детей об архитектуре своего родного края (городской, сельской, сказочной и реальной), формирование обобщенных представлений о постройках, умения анализировать: выделять части и детали построек, определять их пространственные расположения, использовать детали с учетом их конструктивных свойств;
Развивающие: поддержка интереса к созданию конструктивных вариантов одного и того же объекта (домики, мосты, пароходы, вертолеты, сани, транспорт, мебель), развитие осмысленного самостоятельного преобразования их величины и размера, с учетом конструктивных и игровых задач;
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, развитие способности к преобразованию и созиданию.
Значимые характеристики для реализации программы
Программа предназначена для реализации во второй младшей группе детского сада.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Периодичность занятий - 2 раза в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 38. Продолжительность занятий - 15 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Материально-техническое обеспечение программы:
- техноград;
- различные конструкторы.
Место программы в режиме дня
Содержание рабочей программы реализуется во второй половине дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Конструирование».
На одной неделе в понедельник: 15:45-16-00 часов, а на следующей неделе во вторник: 15:45-16-00.
Планируемые результаты освоения программы
В результате организации детского конструирования у детей к четырем годам могут появиться следующие предметные умения: различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, призмы трехгранные, кирпичики, пластины, цилиндры), умение в размещении кирпичиков горизонтально, вертикально, на узкую, короткую и длинную стороны, располагать строительный материал, путем накладывания, представления и прикладывания, изменяя постройки двумя способами: надстраивая постройки в длину, высоту, ширину.
В этой возрастной группе внедряется современные виды конструкторов, такие как «Тико», «Квадро» и работа с бумагой, полукартоном, используя ножницы. Так закрепляется опыт создания построек из строительного, природного, бытового материалов, из «Лего» и мягких модулей.
Организованная образовательная деятельность с использованием интерактивной доски – 2 раза в месяц. На первом занятии знакомимся с темой и деталями конструкторов. А на втором занятии – при помощи интерактивной доски, закрепляем ранее полученные знания. Занятия организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет достичь наибольшего эффекта и формирует у дошкольников дополнительную мотивацию. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Тем самым у них повышается интерес к конструированию.
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
“Грузовая машина” (строительный дере-вянный конструк-тор) «Гаражи для машин» (деревянный конструктор) “Как узкая дорожка стала широкой (строительный дере-вянный конструк-тор) «Дом для подружек матрешек (настоль-ный строи-тельный деревян-ный материал) | «Мост». (деревянный конструктор) «Как дорож-ка превра-тилась в лабиринт» (поролоновые губки и деревянный полукуб) Как в лесу возле доржки выросли грибы (разные материалы для конструирования) «Я встречаю гостей» (конструктор пластмассо-вый) | «Как корот-кий забор-чик стал длинным (конструирование из кирпичиков деревянного строительного материала) «Как заборчик превратился в загородку(конструирование из кирпичиков деревянного строительного материала) «Снеговик» (Лего-мозаика «Вот какие разные у нас елочки»(плоскостное конструирование)
| «Горка» (строительный деревянный конструктор) «До-машние птицы» (лего-конструктор) Как шишки превратились в птичек и рыбок (природные материалы) | «Лодка» (природный материал) «Парус-ная лодка» (строи-тель-ный деревянный конструктор) «Как лодка превратилась в кораблик» (строительный дере-вянный конструктор) «Как лодка превратилась в ракету» (из разных материалов) | «Подарок маме Амира» (лего) «Мебель для кукол» (пласстмасовый конструктор) «Вот какие красивые домики у нас в деревне» (строительный деревянный конструктор) «Вот какие разные у нас машинки» (строительный деревянный конструктор) | «Воробей» (лего) Сарай для домашних животных»(деревянный строительный конструктор) «Наше село росло, росло и выросло» (строительный деревянный конструктор) “Вот какие красивые у нас клумбы” (строительный деревянный конструктор) | «Как мы запускаем праздничный салют» (конструирование из бытовых материалов) «Курай» (строительный деревянный конструктор) Конструирование по замыслу(по выбору детей) |
Способы и направления поддержки детской инициативы:
-персональные выставки детского творчества;
-совместная творческая деятельность родителей с детьми.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
-наглядная информация для родителей по конструированию;
-выступления на собраниях, мероприятиях для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678291-1443779700.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741955-1453543381.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Речетворчество дошкольников»
Для дететй 5-7лет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-769477-1458223908.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-7 лет Музыкально-театрального кружка" Сказочная страна".
Программа расчитана для детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет....