Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
консультация (младшая группа)
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_vozrastnyh_osobenostey_etey_3-go_goda_zhizni1_docx.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №43 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни:
«Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно-пространственной развивающей среды »
Воспитатель: Чайникова Л.А.
Санкт- Петербург
2020
3. Учёт возрастных особенностей детей
Группа кратковременного пребывания детей 3-го года жизни (2017-2018 учебный год) | Группа кратковременного пребывания детей 3-го года жизни (2018-2019учебный год) |
Для облегчения адаптации детей к условиям детского сада группа оснащена яркими, звучащими, заводными игрушки для отвлечения внимания детей.У каждого ребенка «частичка дома» - какая-то вещь или игрушка, принесенная из дома.
У детей 3-года жизни активно развиваются движения, но они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, поэтому при моделировании пространственной среды, педагог расположила уголки по периметру группы, освобождая центр для двигательной деятельности, особенно выделив игровую часть, так как игра – любимая деятельность детей. В связи со слабо развитой координацией у детей наблюдается неловкость движений. Педагог предусмотрела профилактику травм : все углы на мебели округлые или защищены специальными мягкими накладками.
Эмоциональное состояние детей в данном возрасте нестабильно , требует особого внимания. Педагог всегда готова успокоить, пожалеть, погладить или обнять малыша. Для создания психологического комфорта детей в группе педагог проводит игры для налаживания контакта , используя тактильные действия ( поглаживание. укачивание, объятия). Игры: « Кто у нас хороший?», « Где же наши ручки?» и др. Для детей раннего возраста привлекательна и желанна та игрушка, которая находится в руках у другого ребенка. В связи с этим каждая игра и игрушка представлена в группе в 3-4 экземплярах. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность. Дети активно познают свойства и качества предметов, развивается мелкая моторика. Для знакомства и усвоения сенсорных эталонов в группе оснащен сенсорный уголок,который представлен пирамидками, шнуровками, мозаикой, досками- вкладышами для сортировки по цвету,форме, размеру, лото, настольно- печатные игры. Учитывая кризис трех лет, когда у малышей появляется новая потребность в самостоятельных действиях, педагог активно поддерживая их познавательную активность, обогащает деятельность разнообразным содержанием. Поэтому предметно-развивающая среда группы организована так, что каждый ребенок получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде. В совместной деятельности с ребенком педагог помогает освоить новые способы и приемы действий. Предметная среда группы организована воспитателем так, чтобы стимулировать восприятие младших дошкольников, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. В разных уголках имеются материалы: игровые и дидактические пособия, атрибуты для сюжетных игр, конструктивный материал – все подобрано с учетом основных цветов, четких форм, выполнены из разнообразных материалов. Для развития мелкой моторики в группе имеются специальные дидактические игры и пособия: вкладыши, пирамидки, шнуровки, контейнеры с крышками. Большое место в группе отведено педагогом для конструктивных и строительных игр. Разнообразные конструктивные и строительные наборы, контейнеры для строительного материала, В уголке строительно-конструктивных игр имеются технологические карты построек. Педагог грамотно использует ресурс игры-экспериментирования для детей 3-го года жизни Все необходимые материалы для элементарных опытов в центре экспериментирования имеются и активно пополняются. Для игр с песком и водой подобраны: совочки, формочки, трубочки, небольшие воронки, рыбки, лодочки, кусочки поролона, резиновые игрушки, плавающие игрушки и т.д. В группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни представлены традиционные материалы и материалы, учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды Л.А.Чайниковой учитывала принцип информативности, что отразилось в разнообразии тематики материалов и оборудования, активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Большое внимание уделяется педагогом вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В группе организован уголок здоровья и безопасности. В уголке имеются плакаты и тематические картины, имеются игровые пособия для элементарного знакомства с ПДД | В период адаптации детей широко используются игры для налаживания контакта с педагогом: «Дай ручку!», « Похлопаем в ладоши», « Ку-ку», « По ровненькой дорожке», « Качели», « По кочкам, по ровненьким дорожкам» , « Мыльные пузыри»и др. Для стимулирования двигательной активности в группе имеются игрушки- каталки, машинки, спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки . Педагог предусмотрела достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Проводятся хороводные, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, утренняя гимнастика для профилактики переутомления. Педагог побуждает малышей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость . Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Педагог помогает каждому ребенку найти себе игрушку , показывает способ действия с ней ; мягко разрешает конфликтные ситуации , предлагая ребенку другую игрушку или отвлекая его внимание от спорного предмета или действия . Для развития позитивных отношений между детьми педагог создала фотоальбом для рассматривания вместе с детьми: «Хорошо в нашем саду!» (фотографии детей группы во время совместных и самостоятельных игр ), разместила на ковролине пиктограммы :«Эмоции».
Речь детей 3-го года жизни находится на стадии формирования. Педагог всячески способствует развитию понимания речи, быстрому увеличению словарного запаса. Огромное значение в этом имеет речевая среда. Педагог сопровождает всю деятельность детей (игровую и познавательную) речью,используя чтение сказок, потешек, песенок, рассматривание иллюстраций в книгах и наглядных пособиях, проводя дидактические игры в соответствии с возрастом детей.
Педагог активно способствует формированию познавательных способностей детей, которое происходит благодаря успешному развитию речи детей . Для развития познавательных интересов воспитанников педагогом организован книжный уголок, уголок сенсорики ,уголок экспериментирования. В книжном уголке находится художественная литература, тематические альбомы в соответствии с временем года и календарно-тематическим планированием. Уголок сенсорики содержит:фигурный сортировщик с отверстиями на верхних и боковых поверхностях и объмными вкладышами(гриб, жираф, домик); сортировщик цилиндрической формы с отверстиями в основаниях и объмными вкладышами простых геометрических форм; комплект из стержней на единой основе и геометрических фигур основных цветов для нанизывания и сортировки по цвету,доски- вкладыши(« Фонарики);доски- вкладыши для сортировки по размеру( « Ботинки», « Щенки»); по цвету («Рыбки»), башенки вкладыши для сортировки по размеру и форме, плоскостной пластмассовый конструктор, - Магнитный конструктор; -Ддидактическая игры: «Прищепочки», « Большой , средний , маленький»
Дети 3-года жизни готовы к восприятию сюжетной игры. Важная роль в формировании навыков действия с предметами в соответствии с определенным сюжетом отводится педагогу. Для успешного проведения сюжетных игр с предметами в уголке сюжетных игр представлены атрибуты для игры « Семья», «Магазин», « Больница», «Строители». Для сюжетных игр внесено достаточное количество атрибутов, костюмов: доктора, медсестры; элементов костюмов ( юбки, кофточки, короны, жилетки, шляпы, бусы) как для мальчиков, так и для девочек. Предметно-игровая среда построена педагогом так, что дети могут участвовать в разных играх: сюжетных, строительно-конструктивных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных хороводных играх. Рядом с уголком сюжетных игр отведено место для театрализованных игр. Театрализованная деятельность – важный компонент творческого развития детей 3-го года жизни Театрализованная деятельность пробуждает воображение ребенка, его активность. Педагогом изготовлены маски, атрибуты для театрализованных игр. Дети 3- года жизни возраста , при введении их в изобразительную деятельность,проявляют все более активный интерес к рисованию, лепке. Изобразительная деятельность в группе – одно из важных направлений в работе педагога. Изобразительная деятельность интегрируется педагогом с речевыми занятиями, занятиями по сенсорному развитию ,по ознакомлению с окружающим миром. Это находит активный отклик у детей, зарождает интерес к изобразительной деятельности. Продукты детского творчества, а также совместной деятельности с родителями в виде выставок рисунков, аппликаций, поделок стали неотъемлемой частью предметно-пространственной среды группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно- речевому развитию с применением ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: " Прогулка в осенний лес".
В конспекте представлена интегрированная совместная деятельность педагога с детьми по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни с пр...
Презентация на тему:" Осень , мы тебя узнаем и с тобою погуляем" для группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни
Данная презентация призвана помочь формированию у детей 3-го года жизни первичных представлений об осени и ее признаках и может использоваться в НОД и совместной образовательной деятельности педагога ...
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни по теме: « Осень наступила » .
Матетериал включает в себя планирование форм образовательной работы с детьми 3-го года жизни по пяти образовательным областям ; включает в себя содержание предметно-развивающей среды...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию с использованием ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему:" Домашние животные и их детеныши"
Материал содержит конспект совместной образовательной деятельности с детьми 3-го года жизни группы кратковременного пребывания . В ходе деятельности используется презентация.Методы и прием...
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»
В конспекте представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа, художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактичес...
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни по теме: « Домашние животные» . с 01.10.18 .по 12.10.18.
В комплексно- тематическом планировании по теме:" Домашние животные" представлены разные формы образовательной деятельности с детьми 3-го года жизни, реализуемые во всех видах организации де...
Презентация по знакомству с миром природы на тему: " Насекомые" в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни
Презентация по знакомству с миром природы, с использованием аннимации, на тему:" Насекомые" в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни. Способствует формированию интереса к м...