Квест- игра по финансовой грамотности Тема: «Клад тётушки Совы».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_klad_tetushki_sovy.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска Оренбургской области

Сценарий занятия

совместной специально организованной образовательной деятельности

педагога с детьми

Квест- игра     по финансовой грамотности

Тема: «Клад тётушки Совы».

Образовательная область:

познавательное развитие.

Старшая группа

Составила: Тамулина  Ольга Геннадьевна

  Воспитатель высшей квалификационной категории:

 МАДОУ «Детский сад  №1»

Сорочинск  - 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

12

III.

Список литературы

13

Пояснительная записка

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Клад тётушки Совы»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Музыкальная деятельность  (музыкальное сопровождение , появление в стране финансов, звук открытого сундука)

 Восприятие научной литературы (получение новой информации «иностранные деньги». «реклама»)

Игровая деятельность (дидактические игры «Доходы и расходы», «Деньги», «реклама» монетки с загадками, карта, мнемотаблица, посуда),

Познавательно-исследовательская деятельность (ориентировка по карте)

Двигательная деятельность (физкультминутка )

Самообслуживание

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа о деньгах, составление рекламы (обращение к раннее изученному материалу).

Создание проблемной ситуации,  появление объекта (видео обращение тетушки совы)

Рассказ воспитателя

Практический метод: рассматривание объекта (иностранных денег, карты, составление рекламы)  совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Наглядность (просмотр презентации:, обращение совы,  презентация загадочные монеты, дидактический материал«Деньги», карта, мнемотаблица, глиняная посуда

), показ (российских и иностранных денег  ,  сопровождаемые  объяснением взрослого, показ способов (составление рекламы ).

метод оценки и самооценки:   тест «выбор монет».

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. Просмотр слайдов с целью вызвать интерес к станциям.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы)

Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины)

Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание музыки

Физическое развитие(проведение физ. минутки )

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

закрепить понятия «семейный бюджет», «доход», «расход»,  «зарплата», «реклама»; умении определять источники доходов и расходов;

продолжать знакомить детей  с деньгами своей страны и деньгами других стран;

формировать представление, для чего нужна реклама, о ее значении;

совершенствовать умение качественно и точно рекламировать объект своей рекламы;

пополнять активный и пассивный словарь детей экономическими терминами;

формировать умение ориентироваться  по карте;

обогащать словарь детей.

Знают понятие«семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия»; умеют определять источники доходов и расходов

Знают название денег своей страны и денег других стран;

Имеют представление о существование рекламы, умеют качественно и точно рекламировать  объект своей рекламы.

Умеют ориентироваться по карте

6.2

развивать у детей любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.

развивать логическое мышление, умение делать несложные выводы, руководствуясь собственным опытом;

развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие;

Умеют  логически мыслить, строят выводы

6.3

воспитывать чувство меры в своих желаниях, умение экономно и рационально тратить деньги;

 воспитывать у детей умение договариваться, работать в команде.

воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу

умеют экономно и рационально тратить деньги

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затруднение в работе названием иностранных денег

Показ, разъяснение

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Изобразительный ряд: слайды

Музыкальный ряд: фонограмма музыки

Материалы и оборудование: дидактические игры «Доходы и расходы», «Деньги», пластилин, монеты,  монетки с загадками, картинки со  сказочными героями, карта.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные момент

 рассматривание картин и материалов с изображением денежных средств разных стран, загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о семейном бюджете?", "Что можно купить за деньги?", "Доходы и расходы человека".

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

Организационный момент.

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель: ребята, к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло видео обращение, указано, для детей старшей группы, давайте откроем его и узнаем от кого оно.

1.2

Мотивация деятельности детей

«Здравствуйте дорогие ребята, я ваша любимая тетушка Сова. Я приглашаю вас к себе в гости в страну финансов.  Для вас я спрятала клад, но прежде чем вы его найдете нужно собрать все элементы- подсказки, чтобы его открыть. Ваше путешествие будет веселым и увлекательным. Вам понадобится смекалка, внимание и сообразительность. Желаю вам удачи!».  

Ваша тетушка сова.

 Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть  в страну финансов?

Дети: Да

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Тогда давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова

 « Крибле- крабле-бум ,вокруг себя повернись и в стране финансов окажись»

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в стране финансов.

(Звучит музыка, заставка на экране страна финансов)

Воспитатель: Посмотрите, а здесь карта! 

 (карта весит на доске )

Воспитатель: Ребята давайте подойдите к доске и ее рассмотрим, от куда мы начнем наши поиски.

(Дети  рассматривают карту).

II.

Основная часть:

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Здесь находимся мы с вами. (на карте написано старт, нарисованы дети). Каждый пункт обозначен картинкой и цифрой .

Воспитатель: Какой самый первый пункт, что здесь нарисовано?

Дети: кошелек

Воспитатель: Ну что начинаем поиски клада?

Дети: Да.

 (дети за воспитателем отправляются в путь, дети находят кошелек).

Воспитатель: Вот первый пункт. Что здесь лежит?

(кошелек лежит на столе)

Дети: кошелек

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находиться?

Дети: Деньги!

Воспитатель: Скажите, а зачем людям деньги?

Дети: покупать товар

Воспитатель: Ребята, каждое государство имеет свои деньги. (открывает кошелек)

(Дети подходят к столам. Воспитатель открывает кошелек, достает деньги и конверт с заданием ) ,(воспитатель читает задание из конверта).

Воспитатель: Вот вам первое задание.  Найдите среди карточек деньги с изображением российских купюр и положите их на один поднос. А карточки с изображением иностранных денег на другой поднос.

(дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы все правильно. Вот и первый наш элемент подсказка.

Воспитатель: Оправляемся в следующей пункт, какой смотрим по карте

Воспитатель: (появляется следующий слайд копилка). 

Воспитатель Следящий пункт под номером 2. (нарисована копилка)

Отравляемся…

( дети находят копилку, на столе около воспитателя, Элемент подсказки, конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тётушка Сова приготовила нам игру «Доход и расход»

Воспитатель: Ребята скажите, а что такое доход?

Дети: Это когда все члены семьи приносят в дом деньги.

Воспитатель: А расход что это.

Дети: Когда мы тратим деньги

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики

игра «Доход, расход».

Воспитатель:- Я начну говорить, а вы поднимайте руки и отвечайте на вопросы доход это или расход.

(дети отвечают на вопросы воспитателя  ).

1. Родители получили зарплату ...(доход)

2. Бабушка заболела …(расход).

3. Выиграли в лотерею …(доход).

4. Потеряли кошелёк… (расход).

5. Продали часть урожая картофеля…(доход).

6. Нашли клад…(доход).

7. Купили новую игрушку…(расход).

8. Заплатили за воду… (расход).

9. Получили вознаграждение…(доход).

10. Отправились в путешествие …(расход)

Воспитатель:- Молодцы все правильно.  (вот еще один элемент подсказки).

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Смотрим карту, куда нам дальше идти. А у нас пункт  под номером 3

Воспитатель: Отправляемся в путь…

(На слайде появляются монеты с загадками, нужно нажать на монету и она переворачивается, воспитатель читает загадку).

Воспитатель: Ребята подходим к экрану, под каждой монеткой спрятаны загадки ,нам нужно их отгадать

(Конверт с загадками и  третий элемент подсказки. )

1.Если хочешь в магазине

ты купить к примеру сок

отправляйся за покупкой возьми с деньгами ….   Кошелёк

2.Мы кладем их не в платок

А кладем их в кошелёк      деньги

3. Коль трудился целый круглый год

Будет кругленьким          доход

4. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату).

5.На товаре быть должна

Обязательно …(цена)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Забираем третий элемент подсказку.

Воспитатель: Ребята, смотрим на карту следующий пункт под номером 4,   дети танцуют

Воспитатель Ребята, встаем в круг

Физминутка:  «Покупки

Мы бежали по дорожке    (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки!    (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (качают  головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Забираем четвертый элемент подсказку.

Воспитатель: Оправляемся дальше и смотрим карту. (на карте нарисован кувшин)

Следящий пункт под номером 5. (Дети находят на столе посуду, воспитатель берет конверт под номером. )

Воспитатель: отправляемся…

(Дети подходят к столу )

Воспитатель: Давайте, разобьемся на три команды и прорекламируем посуду. Каждая команда описывает  свою посуду, а потом кто один прорекламируем ее гостям.

Воспитатель: Что такое реклама? 

Воспитатель: Реклама – это короткий красочный  рассказ или показ о товара.

Воспитатель: А зачем нужна реклама?

Дети: Реклама нужна, для того чтобы убедить покупателя купить товар.

Воспитатель : Где вы чаще всего видите рекламу?

Дети: По телевизору, в газетах, буклетах, на ветринах, банерах.

Воспитатель: Как вы думаете, кому выгодна реклама?

Дети: Покупателю. Потому что , он узнает о товаре,  может сравнить цены и качество товара с другими магазинами. И продавцу,  чем больше людей узнает о товаре, тем больше будет у его прибыли.

Воспитатель:Ребята, надо постараться прорекламировать свою посуду, Чтобы гостям захотелось ее приобрести, а поможет нам в этом таблица. Приступаем к созданию рекламы.

 

 (На столе стоят три кувшина.  Рассказ строится по мнематаблице.)  

         

Эта посуда ручной работы, на ее изготовление ушло несколько дней.

Это (тарелка, чашка, кувшин, кастрюля).

Она глубокое (низкое), с высокими (низкие) стенки, гладкое , края моей посуды без сколов и трещин., без брака. Она удобная, аккуратная.

Моя посуда расписана яркими красками. (на ней нарисованы большие цветы, кружочки)

Она  сделана из глины- глиняная значит прочная.

Есть донышко, в нее можно наливать жидкость, можно пить чай., а может вам послужить как сувенир, как ваза, сахарница, конфетница.

А так же вы ее сможете кому - нибудь подарить, будет оригинальный подарок.

(Дети рекламируют гостям посуду)

Воспитатель: Молодцы ребята,  вот еще один элемент подсказки.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, что у нас осталось.

Воспитатель: Что там нарисовано?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Вот мы с вами и нашли клад перед нами сундук. Давайте все элементы подсказки соберем и посмотрим что получилось.

 (дети собирают ключ)(звучит музыка звук открывается сундучок)

Воспитатель: Молодцы! Что в нем лежит?

Дети: шоколадные монетки

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться обратно. Встаем в круг, произносим волшебные слова «Крибле- крабле-бум» вокруг себя повернись и саду окажись.

(звучит волшебная музыка дети оказываются в саду)

Рефлексия

Что вы узнали сегодня нового?

Молодцы!!!!

Самооценка

Воспитатель: А теперь, я попрошу вас взять монеты . Если вам все понравилось, возьмите монету  достоинством в 10 рублей. Если вам что- то было непонятно, возьмите монету  достоинством в 5 рублей. Если  вам вообще ничего не понравилось, возьмите монету достоинством в 2рубль.  

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы;

загадывание загадок, беседы "Как старик корову продавал?" «Что можно купить за деньги?", «Золотой ключик», «Муха- цекатуха»

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

дидактические игры «Доходы и расходы», «Деньги» рассматривание картин и материалов с изображением денежных средств разных стран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по финансовой грамотности "Найди клад"

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в старшей группеЦель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего  дошкольного возраста.Задачи: закрепить с ...

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в средней группе

Статья способствует формированию основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.Методическая разработка направлена на решение задач:Образовательные:1.Закрепить с детьми понятие...

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад"

Задачи:закрепить с детьми понятие «деньги»;дать понятие: «купюра», «монета»познакомить с деньгами своей страны и деньгами разных стран;способствовать...

Квест-игра п финансовой грамотности "Найди клад". в старшей группе

Цель: - Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - закрепить с детьми понятие «деньги», дать понятие: «купюра», «монета&qu...

Интерактивная квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад»

Цель:Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:1.Закрепить с детьми понятие «деньги»; познакомить с понятиями «монета», «...

Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в средней группе

Квест-игра по финансовой грамотности  «Найди клад» в средней группе...

Конспект НОД Тема: Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад»

Квест - игра по финансовой грамотности: "Найди клад"...