Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений "Гостья из космоса"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_spetsialist.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования
Альметьевского муниципального района РТ
Городская неделя «Специалист»
по проблеме: «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением
социо-игровой техники»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по формированию у детей элементарных математических представлений
на тему: «Гостья из космоса»
старшая группа
Разработала и провела:
воспитатель МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»
Билалова А.А.
РТ, г.Альметьевск, 2014 г.
Дата проведения: 11 апреля 2014года
Место проведения: музыкальный зал
Количество детей: 12
Цель: систематизировать работу по внедрению инновационных технологий, приемов и методов через познавательно-математическую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на основе социо-игрового подхода.
Задачи:
Образовательная задача:
формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
ОО «Познание» Цель: Совершенствовать представления об отрезке, луче, и прямой, формировать умение ориентироваться на доске (справа, слева, вверху, внизу), дать представление об арифметической задаче, о структуре задачи – учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ, составлять и решать задачи на сложение в пределах 5., закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, знания геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб), отрабатывать счет на слух, согласовывая с движениями.
ОО «Безопасность»
Цель: учить правилам безопасного поведения по отношению к друг другу во время игр.
Развивающая задача:
развивать мыслительные процессы анализа и синтеза, зрительное, слуховое, двигательное ощущение, формировать концентрацию произвольного внимания, точность речевых высказываний, совершенствовать вербальную и образную память
ОО «Коммуникация»
Цель: совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, доказывать и рассуждать.
ОО «Музыка»
Цель: развивать способность чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения, выражать его в движении, игре, слове, побуждать к игровому творчеству.
ОО «Физическая культура»
Воспитательная задача:
воспитывать познавательный интерес к математике, чувство взаимовыручки и взаимопомощи, психологически создавать ситуацию успеха.
ОО «Социализация»
Цель: воспитывать внимание и организованность.
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье»
Словарная работа: солнечная система, ракетодром, трюм.
Предварительная работа: заучивание стихотворения «Космонавты» к игре, заучивание роли с ребенком подготовительной группы, решение задач, игры с «Блоками Дьенеша»
Инвентарь и оборудование: костюм героя «Звездолетика», линейки, листы бумаги с заданием, цветные карандаши, картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб), эмблемы с цифрами, лист бумаги с изображением ракеты, 3 обруча, «Блоки Дьенеша», мультимедийная установка, фортепиано.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная поляна. Ой, слышите, что это? Кажется, кто то плачет.
Появление сказочного героя – Звездолетика.
Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?
Звездолетик: «Здравствуйте жители планеты, меня зовут Звездолетик, я живу на одной из планет Солнечной системы. На нашей планете случилась беда. Только вы сможете нам помочь, поэтому я и прилетел на вашу планету. Помогите! Помогите! Нашу планету захватили космические пираты. На планете умирает всё живое. Чтобы помочь нам, вам нужно выполнить задания. А задания написаны вот в этом письме. Помогите! А мне пора возвращаться на планету меня уже там заждались.»
Воспитатель: Ну что же ребята поможем?
Дети: Да.
ОО «Познание», ОО «Коммуникация»
Воспитатель: прочитаем, что написано в письме. Первое задание: найдите лучи, отрезки, прямые. Ребята пройдите к столам. Внимание на экран. (слайд1)
На экране появляются изображение прямой, луча, отрезка, у детей за столом разложены листочки с заданием, линейки, карандаши.
Воспитатель: на экране изображены какие то линии, нам нужно найти прямые, лучи и отрезки. Прямые надо обвести синим карандашом, лучи желтым, а отрезки – зеленым. Выполняем задание на листочках.
Воспитатель: а теперь проверим. Кто покажет мне прямые.
Ребенок: я нашел прямую линию: она находится в нижнем левом углу. У нее нет концов («узелков»). Ее можно продолжить в обе стороны.. Вторая прямая линия находится в верхнем правом углу.
Воспитатель: проверяем, правильно выполнили? (2 слайд). Кто покажет отрезки?
Ребенок: - Я нашел отрезок. Он находится над прямой. У него два конца. Его продолжить нельзя: «узелки не пускают». Другой отрезок находится в нижнем правом углу.
Воспитатель: Проверяем, правильно выполнили? (3 слайд). Кто покажет лучи?
Ребенок: - Я нашел луч. У него один конец. Его можно продолжить только в одну сторону - туда где нет «узелка». Второй луч находится в верхнем левом углу. (4 слайд)
ОО «Познание», «ОО «Коммуникация»
Воспитатель: Молодцы ребята читаем следующее задание: Помогите звездам вспомнить их имена. А чтобы выполнить второе задание нам надо пройти на поляну. Посмотрите, какая чудесная полянка, на ней разбросаны звезды, они забыли свои имена, давайте поможем им разобраться. Разбирайте звезды. А работать мы будем парами. Каждая звезда имеет форму геометрической фигуры, вы должны рассказать, как они называются, сколько у них углов и сторон.
1 пара: Наша фигура Круг.
- У него нет, ни сторон, ни углов.
2 пара: - Наша фигура Квадрат.
-У квадрата 4 угла и 4 стороны.
3 пара: - Наша фигура Треугольник
-У треугольника 3 угла и 3 стороны.
4 пара: - Наша фигура, прямоугольник,
- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.
5 пара: Наша фигура Ромб.
У ромба 4 угла и 4 стороны.
6 пара: Наша фигура Овал.
У овала нет углов и нет сторон.
Молодцы ребята, напомнили звездам их имена! Теперь они их не забудут!
ОО«Музыка», ОО«Познание», ОО«Социализация», ОО«Безопасность»
Воспитатель: Хорошо мы с вами потрудились, предлагаю немного отдохнуть. Представьте что вы летающие корабли, вы все дружно под музыку летаете в космосе. У каждого корабля есть свой номер. Корабли не должны сталкиваться друг другом, чтобы не произошло аварии. А как только музыка остановиться вы должны остановиться, и выстроится по порядку в соответствии своему номеру. У космических кораблей в гараже должен быть полный порядок! А за порядком будет следить капитан. Разбираем свой номера. Готовы, тогда полетели.
Под музыку дети с карточками, на которых изображены числа, кружатся на ковре, как только музыка заканчивается, дети должны встать по порядку.
Воспитатель: Все корабли на своих местах.
Ответы детей.
Воспитатель: Корабли рассчитайтесь. (порядковый счет)
Воспитатель: Капитан пересчитай свои корабли в обратном порядке (обратный счет). (Соседи числа)
Молодцы, убираем свои номера и садимся на стулья.
ОО «Познание», ОО «Коммуникация»
Следующее задание: Решите задачу.
Воспитатель: Приступим к следующему заданию. Дети, а что такое задача?
Дети: (предлагают свои варианты).
Воспитатель: Задача это маленький рассказ, в котором обязательно есть числа и вопрос. Вот послушайте: на ветке сидели птички, к ним прилетела еще одна птичка, и они стали весело чирикать. Это задача?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети:(варианты ответов).
Воспитатель: Послушайте и сравните. На ветке сидели три птички. Прилетели еще две птички. Сколько всего стало птичек? Это задача?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
Дети: Потому что в рассказе есть числа и есть вопрос.
Воспитатель: Что нам известно в задаче? Было три птички, прилетели еще две. (слайд)
То, что известно в задаче - это условие. Что нам известно?
Дети: Было три птички, прилетели еще две.
Воспитатель: Что надо узнать в задаче?
Дети: Сколько стало птичек.
Воспитатель: То, что надо узнать в задаче - это вопрос. Вопрос всегда начинается со слова «сколько? »
Теперь будем решать задачу.
Что сказано в условии?
Дети: Было три птички, прилетели еще две птички.
Воспитатель: Стало больше или меньше? Если стало больше, то какое действие мы выполняем?
Дети: Сложение.
Воспитатель: Какой знак надо поставить?
Дети: Плюс. Три плюс два.
Воспитатель: Какой знак надо поставить, чтобы обозначить, что получится?
Дети: Равно.
Воспитатель: Сколько стало птичек?
Дети: Пять птичек.
Воспитатель: Давайте прочитаем выражение: три плюс два равно пять. Что такое пять? Это сколько птичек стало. Вот это и есть ответ на вопрос задачи. Задача решена.
ОО «Познание», ОО «Коммуникация»
Воспитатель: Молодцы, ребята, а следующее занятие необычное, жители планеты Звездолетика рассыпали свои сокровища нам нужно их разложить на свои места (используются логические фигуры Дьенеша).
В первом, красном трюме (используются листы с нарисованными цветными кругами) должны лежать фигуры красного цвета. Во втором, зеленом – фигуры треугольной формы, а в третьем, синем – фигуры синего цвета. Те фигуры, которые не подходят под эти правила, должны остаться вне кругов. (Дети выполняют задание).
Воспитатель:
Скажите, где находятся красные треугольники?
Дети:
Красные треугольники внутри красного и желтого круга.
Воспитатель:
Где находятся синие треугольники?
Дети:
Синие треугольники внутри желтого и синего круга
Воспитатель:
А желтые фигуры?
Дети:
Они вне кругов.
Воспитатель:
Молодцы! Вы помогли сохранить сокровища.
Воспитатель:
Молодцы! Вы помогли сохранить сокровища. Послушайте кажется это Звездолетик.
Голос Звездолетика: Молодцы ребята! Спасибо вам, вы справились со всеми заданиями и спасли нашу планету, до свидания! Жду вас в гости!
Воспитатель:
До свидание Звездолетик! Мы были рады помочь тебе!
Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Какое задание было самым трудным? Какое задание для вас было легким? Самым интересным?
А сейчас мы превратимся в космонавтов и полетим в гости к Звездолетику.
ОО «Социализация», ОО «Музыка».
Подвижная игра «Космонавты». Все ребята встают в круг в центре площадки. Под музыку дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят хором:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После этих слов, все бегут к «ракетодромам» и занимают места в «ракетах».
Воспитатель: Все на местах! Тогда в добрый путь!
Список использованной литературы:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», Л.Г. Петерсон, И.А.Лыкова, А.И.Буренина, Н.Е.Васюкова, Москва, 2012г.
2.Практический курс математики для дошкольников, методические рекомендации, «Раз – ступенька, два – ступенька», Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина, 2011г.
3.Игровые занимательные задачи для дошкольников, З.А. Михайлова, 2010г.
4 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, Л.А.Венгер, 2007г.
5.Игры и упражнения с логическими блоками, «Обруч» №2, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие во времени». МДОУ детский сад № 28 «Росинка». Воспитатель : Матвеева Татьяна Владимировна.
Образовательная область «Познание» (РЭМП).Интеграция с другими областями:- игровая деятельность,- образовательная область «Коммуникация»;- использование художественной литературы;- музыкальная д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
Конспект проведения НОД "Купание куклы Насти"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Использование математических игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «Весёлые поварята»
Цель: формирование представлений о профессии повара и формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. Задачи: -Знакомить дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. «Красный, желтый, зеленый»
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить и систематизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;- познакомить с основными положениями рег...