Досуг в старшей группе "Осторожно, микроб" 2024 уч.г.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Болотенкова Ольга Егоровна

Материалы для досуга в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_ostorozhno_mikroby_st_gr_24-25.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»  

Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект досуга

«Осторожно, микробы!»

старшая группа № 7

  воспитатели:

Чукалова З.М.

Болотенкова О.Е.

                                         

Ноябрь 2024 г.   

Цель - сформировать у детей элементарные представления о болезнетворных микробах, о том, как можно защитить себя от них.

Задачи :

1.Познавательная: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, о мерах защиты. Учить предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья.

2.Воспитательная: Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, внимательное и бережное отношение к своему здоровью. Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.Воспитывать потребность пользоваться правилами личной гигиены.

3.Речевая: продолжать приучать детей слушать и слышать воспитателя, развивать диалогическую форму речи, обогащать словарный запас- формирование понятий «микроскоп», «микроб».

4.Социально-коммуникативная:закрепить навыки организованного поведения в детском саду, стимулировать коллективную деятельность.

5.Физическая: Активизировать двигательную активность. Способствовать закреплению умений  детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Виды детской деятельности:

-игровая

-коммуникативная

-познавательно-исследовательская

-двигательная

Методические приёмы:

-   Словесный (беседа воспитателя с детьми, чтение стихотворения, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, ответы детей)

-   Наглядный ( демонстрация микроскопа, картинок с изображением микробов)

-  Игровой (дидактические и подвижная игры)

-  Практический (проведение опытов)

Материал: микроскоп, изображения микробов, тени с блестками, мыло, пульверизатор, носовой платок.

Предварительная работа: знакомство с микроскопом, беседа о пользе витаминов, беседа о необходимости соблюдать культурно-гигиенические навыки,  чтение детям книг: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С..», загадывание и отгадывание загадок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Для этогонадо поздороваться друг с другом. .  Дети  а вы знаете что означает «будь здоров!»  Люди при встречи желают друг другу доброго здоровья , улыбнитесь. Так вы подарите друг другу здоровья и  радость.

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым,  доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Я очень рада видеть деток нашей группы здоровыми, весёлыми!

2. Беседа с детьми

Воспитатель: ребята, скажите, сегодня все дети из нашей группы пришли в детский сад? Вы знаете, почему их нет?

К сожалению, болеют и взрослые и дети. Сегодня мы поговорим с вами о том, почему люди болеют.

Предлагаю поиграть в игру «Определи слова». Я называю слово, если оно связано с болезнью, дети приседают, если со здоровьем – подпрыгивают. (усталость, счастье, кашель, смех, улыбка, насморк, слабость, радость, микроб)

Последнее названное слово- «Микроб».

Воспитатель: давайте разберемся с вопросом о микробе. Как вы думаете, кто это?  Вы когда-нибудь его видели? Что бы узнать о микробах мы должны вначале их увидеть. С помощью чего это можно сделать?

Воспитатель показывает микроскоп. Микроскоп- это очень сложный прибор, через который можно увидеть микробов и бактерий, ведь они очень маленькие существа.

«Микроб-это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина- микроб,

А разглядишь его лишь в микроскоп».

К сожалению, в наш микроскоп невозможно увидеть микробы, но если взять более мощный микроскоп, то в капле воды из лужи и реки  можно рассмотреть множество шариков, спиралек, палочек. Это микробы. Они выглядят так (демонстрация картинок с микробами)

Так почему же люди болеют? (ответы детей)

3. Познавательный рассказ.

-Люди давно знали о существовании разных болезней. Иногда они заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые овощи и фрукты. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать,  в чем ее причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от нее защититься. Так происходило до тех пор, пока ученые не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека.

Несмотря на крошечные размеры, микробы-существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, влаги и они чувствуют себя очень хорошо. Некоторые микробы бывают очень вредными. Когда они попадают к нам внутрь, наш организм начинает с ними бороться. А человеку становится плохо, он заболевает- чихает, кашляет, у него повышается температура. Таким образом, организм человека объявляет войну микробам. Если микробы поселяться в горле, может быть ангина, если в ухе – отит, если в зубе – кариес.А еще человек помогает себе сам. Он пьет лекарство, ему делают уколы.

Бактерии и микробы живут повсюду: в почве, в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении, в грязной воде, в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде, на немытых овощах, фруктах, на грязной одежде. Микробы и бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся- на ручках дверей, на поручнях автобусов. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.

Воспитатель: Ребята, когда я шла к вам сегодня, то встретила мальчика, который не любит мыться, и он рассказал мне такое стихотворение:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо…

Это глупое занятье не приводит

Ни к чему.

Вновь испачкаются руки

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы?

Время попусту терять.

Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы согласитесь с его советом? (Ответы детей).

Воспитатель: Кто знает, что надо делать, чтобы не заболеть?

Ответы детей:

Воспитатель: Чтобы не заболеть, нужно соблюдать чистоту.

Запомните, ребята, всех важнее – чистота.

От хвори, от болезней защищает нас она.

И недаром говорят в народе… Чистота – залог здоровья.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы помогают нам быть чистыми?

Ответы детей:

Воспитатель: Верно, предметы гигиены. Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Игра «Можно-нельзя».  Слова:Полотенце, кисточка, зубная паста, зубная щетка, расческа, карандаши, носовой платок, книга, игрушки, шампунь.

Воспитатель: Чтобы не болеть, надо делать массаж. Для профилактики простудных заболеваний помогает. Повторяйте за мной.

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком (Растираем лоб движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело (Растирают точки перед ушами и за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да!

Нам простуда не страшна! (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель:У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики. Но как же они передвигаются?

Ответы детей:

Воспитатель:Чаще их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке, а человек не помыл его, взял сразу в рот. Были микробы в песке. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребенок пошел домой, и не помыв руки, стал кушать. Микробы с пальцев прилипли к хлебу и вместе с ним попали мальчику в желудок. Вот так они и передвигаются.

Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?

4. Проведение опытов

Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.

(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками). Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток.

Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Ребята, что же нужно делать, чтоб микробов не было?

Ответы детей: (мыть руки, умываться).

 Как часто надо мыть руки?

Ответы детей: (после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.

Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом) .

Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?

(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки). 

Воспитатель: А еще, ребята, микробам нравится, когда у человека насморк, кашель. А почему?

Высказывания детей

Воспитатель: Правильно, микробы размножаются вокруг, у них появляется возможность попасть ко многим другим людям и их заразить. А знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 метров) и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Давайте попросим (называю имя ребенка) сделать от меня 6 шагов. Это примерно расстояние 3 метра. Капельки очень легкие и долго могут летать в воздухе. А мы эти капельки с микробами вдыхаем с воздухом и можем заболеть. Налетавшись, микробы оседают на одежде, на игрушках, на пище, на полу, могут опуститься везде.

Игра – демонстрация «ЧИХ»

 Это пульверизатор, устройство для разбрызгивания жидкости. Его используют, например, для опрыскивания растений. Представьте, что это человек, у которого насморк, и он чихает, что произойдёт, если при чихании не закрывать рот? Проверим? Апчхи! 

Воспитатель: Что вы почувствовали на ладошках? А на лицо попало? Куда делись капельки слюны?

(ответы детей)

Воспитатель:  Да они осели на вас, возможно, вы их вдохнули. А в маленькой капельке его слюны живёт много микробов.

Воспитатель:Чтоб не заразить других людей, надо уметь правильно чихать. А вы умеете правильно чихать?

Ответы детей: Да, чихать в платок.

Воспитатель: У каждого с собой всегда должен быть такой гигиенический платок. Чихнули в такой платок, поймали всех микробов и выкинули в мусорное ведро. (Показываю платок, имитирую чихание в платок вместе с детьми).

Воспитатель: А как чихать, если платка нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Если вдруг оказались без платка, а чихать сильно хочется, то нужно чихать в локоть. Если чихать в ладошку, то микробы пристанут к пальцам, останутся на ладошке. А грязные ладошки лицо и глаза потрут, пальцы и в нос, и в рот залезут. Микробы через руки быстро попадут внутрь нашего тела. Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть. Когда они попадают в организм, человек заболевает.

Ребята, а что еще нужно делать каждый день?

Ответы детей: (чистить зубы)

Зачем зубы чистить?

Ответы детей: (чтоб не появился кариез, будут болеть зубы.)

А можно много кушать конфет? В конфетах есть витамины?

Ответы детей.

А в чем больше всего находится витаминов?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, в овощах и фруктах. Вот их можно много есть и будете здоровыми и сильными.

Игра «Что вредно, что полезно»

Дети по очереди берут карточки и прикрепляют их на нужное место на наборном полотне на мольберте.

А еще, чтобы быть здоровыми и нужно  занимаються физкультурой и каждый день делать зарядку

5. Физкультминутка.

 «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потягивая – руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

Воспитатель: давайте мы с вами немножко отдохнем.

Загадки:

1. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам      

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.   (Расческа)

ДЕТИ:    для чего она предозначина.

2. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.   (Мыло).

ДЕТИ :

3. Дорожку полосатую,

Мягкую, лохматую

Я беру то и дело с собою,

Когда руки и шею я мою.   (Полотенце)

 ДЕТИ:

4. Верный я помощник мыла,

Мою голову игриво,

Превращаюсь в пену я

Легкую и белую.   (Шампунь)

 ДЕТИ:

5. Пластмассовая спинка

На спинке – щетинка.

Со своей подружкой пастой,

Чищу зубы не напрасно.     (Зубная щетка)

Отгадки располагаются на столе. Отгадывающий находит нужную картинку и прикрепляет ее на доску.

6. Игра «Это правда или нет?»
(если правильно, то дети хлопают в ладоши, если нет — топают)

Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться
Надо, дети, закаляться?


Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать?


Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить?


Чтоб зимою не болеть,
На улице вам надо петь?


И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины?


Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет?


Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать!


Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым?

Рефлексия

Молодцы, ребята. На этом наше занятие закончилось. Что интересного вы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками и т. д.  Все это ведет к угрозе заражения какой- либо болезнью.

 Какое задание или опыт вам понравился больше всего? Надеюсь, что теперь каждый знает, как нужно укреплять свое здоровье и не болеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Веселое путешествие"

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Веселое путешествие"...

Конспект математического досуга в старшей группе.

Конспект досуга для воспитателей....

Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения . " Удивительное рядом " опыты и эксперименты (старшая группа)

quot; Удивительное рядом "( опытно - эксперементальная деятельность )Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория )Цель : учить детей организовывать собс...

Досуг в старшей группе «День рождения чая». Досуг посвящен международному дню чая 15 декабря

Досуг в старшей группе «День рождения чая»Досуг посвящен международному дню чая 15 декабряЦели:1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к фольклору;2. Расширять представления о ч...