Методическое пособие "Безопасная дорога"
методическая разработка по обж

Дмитриченко Татьяна Владимировна

В пособии разработан материал по безопасному поведению на дороге на все возрастные группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_bezopasnaya_doroga.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 «АЛЁНКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-ДАЛЬНИЙ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Безопасная дорога»

Составила: Дмитриченко Татьяна Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 16 «Аленка»,

высшая квалификационная категория

г.о. Спасск-Дальний

2022г.

АННОТАЦИЯ

     Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений и рассчитано на творческое использование. Ориентированно на детей 4-7 лет.

     Основная цель данного пособия: предложить систему занятий, направленную на освоение детьми правил безопасного поведения на дороге.  

     Предполагаемый результат: понимание детьми, что может быть опасным на улицах города; умение правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, во дворе дома; умение детей вовремя обратиться за помощью, умение вести ролевой диалог с инспектором ГИБДД.

   

РЕЦЕНЗИЯ

     В данном методическом пособии дано системное изложение учебного материала, адресованного в первую очередь педагогам. Материал отражает актуальность сегодняшнего дня. Рассчитан на детей 4-7 лет.

     Авторы раскрывают методы и приемы приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге.

     Содержание подобрано, согласно возрастным возможностям детей. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину знаний о безопасном поведении на дороге.

     Ценность материала заключается в том, что занятия с детьми предполагают активное участие всех ребят. Дополнено разным практическим материалом.

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. 

     Самое ценное в нашей жизни – дети. Несчастные случаи с детьми на улицах – наиболее ужасное преступление. Сегодня очень актуальны некоторые вопросы: воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогах, способности увидеть опасные события и умения по возможности их избежать, а при необходимости правильно действовать.

     Задача взрослых – научить детей безопасному поведению на улице.

     Ежегодно на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают дети. Это происходит из-за незнания или осознанного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегая правилами.

     Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правил дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведения на дороге и правилам дорожного движения – главная задача педагогов, родителей.

     Правила дорожного движения едины для всех – для детей и для взрослых, но написаны они без всякого расчета на детей, с такими формулировками, что даже не каждый взрослый способен в них разобраться. Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.

     Во избежание несчастных случаев на дорогах и особенно предотвращения дорожно-транспортного травматизма от водителей, пассажиров и пешеходов требуется высокая дисциплинированность, знание правил дорожного движения, осторожность и постоянное внимание. Эти качества и знания нужны самым юным пешеходам – детям.

     Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят потому, что дети или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не осознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.

     Важно то, что работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения должна начинаться в дошкольном возрасте, а затем продолжаться в школе. Эти знания должны стать правилами на всю жизнь, потому что правила дорожного движения меняются, и участники движения взрослые и дети обязаны знать и соблюдать их.

Цель методического пособия.

     Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи.

  1. Продолжать учить понимать, что может быть опасным на дорогах.
  2. Предостерегать от опасных ситуаций при несоблюдении правил дорожного движения.
  3. Продолжать учить вести себя правильно на улицах, добиваться, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для детей привычкой.
  4. Развивать у детей осторожность, осмотрительность при езде на велосипедах, самокатах.
  5. Стимулировать развитие самостоятельность и ответственность.
  6. Воспитывать навыки личной безопасности.

Преемственность.

     Работа учитывает уровень развития программы для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.

     Система работы предлагает разработки мероприятий, которые послужат в работе с детьми дошкольного возраста, родителями (развлечения, собрания, консультации, тематические выставки, выставки детских работ).

Методы и приемы.

  1. Наглядный метод используется во время:
  • наблюдений;
  • рассматривания иллюстраций, сюжетных картин, фотоальбомов;
  • экскурсии.
  1. Словесный метод используется во время:
  • чтения воспитателем литературных произведений;
  • обсуждения литературных произведений;
  • чтение стихотворений детьми и воспитателем;
  • беседа с элементами диалога;
  • обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр;
  • загадывание загадок.
  1. Практический метод используется во время:
  • организации продуктивной деятельности;
  • проведении игр;
  • экскурсиях различных направлений.
  1. Икт технологии

Формы работы.

  • занятия, беседы, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, целевые прогулки;
  • художественная деятельность детей;
  • проведение праздников;
  • просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

Условия реализации.

     Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, экскурсий, бесед, игр. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут для детей 4-5 лет, 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

     Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми.

Назначение.

Пособие предназначено воспитателям ДОУ, родителям. Рассчитано на детей 4-7 лет.

Предполагаемый результат.

  • Понимание детьми, что может быть опасным на улицах города;
  • Умение правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, во дворе дома;
  • Умение детей вовремя обратиться за помощью, умение вести ролевой диалог с инспектором ГИБДД.

УЧЕБНО-ТЕММАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Сентябрь.

  1. Беседа «Что такое улица». Цель: продолжать знакомство детей с понятием, что такое улица и правилами поведения на ней.
  2. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Моя улица» цель: закрепить с детьми правила поведения на улице.
  3. Целевая прогулка к улице. Цель: расширять знания о роли машин и их назначении.
  4. Подвижная игра «Светофор». Цель: закрепление знания цветов, развивать память, слуховое и зрительное внимание, обучение выполнять команды по сигналу.

Октябрь.

  1. Беседа «Наш помощник на дороге». Цель: ознакомление с назначением светофора на проезжей части.
  2. Беседа «Переходим через улицу». Цель: знакомство детей с понятиями «пешеход», «тротуар», «зебра».
  3. Чтение сказки «Воробьишка Тишка». Цель: продолжать учить детей правилам перехода через улицу.
  4. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: закрепление умения детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения строго по сигналу воспитателя.

Ноябрь.

  1. Чтение сказки «Бездельник светофор» С. Михалкова. Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы.
  2. Подвижная игра «Чей свет быстрее загорится». Цель: упражнять действию по сигналу, закрепление цветов: красный, желтый, зеленый.
  3. Игра «Школа пешеходных наук». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы без помощников.
  4. Подвижная игра «Найди свой цвет». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, называть цвет: красный, желтый, зеленый.

Декабрь.

  1. Беседа «Какие бывают машины». Цель: познакомить детей со специальным транспортом.
  2. Загадывание загадок о транспорте.
  3. Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, развивать внимание.
  4. Дидактическая игра «На воде, воздухе, на земле». Цель: продолжать формировать у детей представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения.

Январь.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. Цель: обучение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций, закрепление знаний о правилах дорожного движения.
  2. Беседа «Как правильно переходить улицу». Цель: обучение детей правильному переходу улицы, закрепление правил дорожного движения.
  3. Развлечение «Петрушка на улице». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы, правил дорожного движения.

Февраль.

  1. Занятие «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов». Цель: ознакомление детей с дорожными знаками.
  2. Чтение произведения «Переходи улицу только в положенном месте». Цель: обучение правилам перехода проезжей части.
  3. Игра «Лучший пешеход». Цель: закрепление умения переходить улицу, знание дорожных знаков.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Улица города». Цель: закрепление в игровой форме правил дорожного движения, перехода улицы, поведения на улице.

Март.

  1. Дидактическая игра «Дорожные знаки». Цель: ознакомление с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», закрепление представления о назначении дорожных знаков.
  2. Беседа «Улица не место для игр». Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах, привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.
  3. Беседа «Мы велосипедисты». Цель: ознакомление детей с историей создания велосипеда, ознакомление с правилами безопасности велосипедиста.
  4. Чтение рассказа В. Клименко «Зайка – велосипедист». Цель: формирование у детей правил езды на велосипеде, умение отвечать на вопросы по содержанию.

Апрель.

  1. Дидактическая игра «Собери машину». Цель: закрепление умения детей собирать транспортные средства из 4 частей.
  2. Целевая прогулка «Наша улица». Цель: расширение представлений об улице, формирование знаний о правилах для пешеходов.
  3. Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, развивать внимание.
  4. Дидактическая игра «Светофор». Цель: закрепление знаний о сигналах светофора, правилах дорожного движения.

Май.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. Цель: обучение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций, закрепление знаний о правилах дорожного движения.
  2. Игра «Лучший пешеход». Цель: закрепление умения переходить улицу, знание дорожных знаков.
  3. Загадывание загадок о транспорте.
  4. Развлечение «Петрушка на улице». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы, правил дорожного движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Безопасная дорога / Г. Косова
  3. Степанкова Э.Л., Филенко М.Ф. дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1975. 48с.
  4. Майорова Ф.С. И. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрепторий 2003», 2007. – 88с.
  5. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина. – М. Просвещение, 1989. – 62с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

В рамках конкурса авторских программ и методических разработок "Дорога без опасности"

    Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2015г. №1434 «О проведении конкурса авторских прогр...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

Методическая разработка Дорогами сказок

Досуг для детей и родителей "Сказка в живописи"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дорога и ее правила» с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Цель: формировать у детей устойчивое представление об основных правилах безопасного поведения на дороге и развивать практические навыки, позволяющие выполнять эти правила....

Методическая разработка"Дорога от дома до детского сада

Цель: Сформировать у детей представление о правилах дорожного движения Дать понятие светофор, пешеходный переход,дорожные знаки....