Методическое пособие "Безопасная дорога"
методическая разработка по обж
В пособии разработан материал по безопасному поведению на дороге на все возрастные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_bezopasnaya_doroga.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 «АЛЁНКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-ДАЛЬНИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Безопасная дорога»
Составила: Дмитриченко Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 16 «Аленка»,
высшая квалификационная категория
г.о. Спасск-Дальний
2022г.
АННОТАЦИЯ
Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений и рассчитано на творческое использование. Ориентированно на детей 4-7 лет.
Основная цель данного пособия: предложить систему занятий, направленную на освоение детьми правил безопасного поведения на дороге.
Предполагаемый результат: понимание детьми, что может быть опасным на улицах города; умение правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, во дворе дома; умение детей вовремя обратиться за помощью, умение вести ролевой диалог с инспектором ГИБДД.
РЕЦЕНЗИЯ
В данном методическом пособии дано системное изложение учебного материала, адресованного в первую очередь педагогам. Материал отражает актуальность сегодняшнего дня. Рассчитан на детей 4-7 лет.
Авторы раскрывают методы и приемы приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге.
Содержание подобрано, согласно возрастным возможностям детей. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину знаний о безопасном поведении на дороге.
Ценность материала заключается в том, что занятия с детьми предполагают активное участие всех ребят. Дополнено разным практическим материалом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Самое ценное в нашей жизни – дети. Несчастные случаи с детьми на улицах – наиболее ужасное преступление. Сегодня очень актуальны некоторые вопросы: воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогах, способности увидеть опасные события и умения по возможности их избежать, а при необходимости правильно действовать.
Задача взрослых – научить детей безопасному поведению на улице.
Ежегодно на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают дети. Это происходит из-за незнания или осознанного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегая правилами.
Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правил дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведения на дороге и правилам дорожного движения – главная задача педагогов, родителей.
Правила дорожного движения едины для всех – для детей и для взрослых, но написаны они без всякого расчета на детей, с такими формулировками, что даже не каждый взрослый способен в них разобраться. Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
Во избежание несчастных случаев на дорогах и особенно предотвращения дорожно-транспортного травматизма от водителей, пассажиров и пешеходов требуется высокая дисциплинированность, знание правил дорожного движения, осторожность и постоянное внимание. Эти качества и знания нужны самым юным пешеходам – детям.
Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят потому, что дети или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не осознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.
Важно то, что работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения должна начинаться в дошкольном возрасте, а затем продолжаться в школе. Эти знания должны стать правилами на всю жизнь, потому что правила дорожного движения меняются, и участники движения взрослые и дети обязаны знать и соблюдать их.
Цель методического пособия.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи.
- Продолжать учить понимать, что может быть опасным на дорогах.
- Предостерегать от опасных ситуаций при несоблюдении правил дорожного движения.
- Продолжать учить вести себя правильно на улицах, добиваться, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для детей привычкой.
- Развивать у детей осторожность, осмотрительность при езде на велосипедах, самокатах.
- Стимулировать развитие самостоятельность и ответственность.
- Воспитывать навыки личной безопасности.
Преемственность.
Работа учитывает уровень развития программы для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Система работы предлагает разработки мероприятий, которые послужат в работе с детьми дошкольного возраста, родителями (развлечения, собрания, консультации, тематические выставки, выставки детских работ).
Методы и приемы.
- Наглядный метод используется во время:
- наблюдений;
- рассматривания иллюстраций, сюжетных картин, фотоальбомов;
- экскурсии.
- Словесный метод используется во время:
- чтения воспитателем литературных произведений;
- обсуждения литературных произведений;
- чтение стихотворений детьми и воспитателем;
- беседа с элементами диалога;
- обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр;
- загадывание загадок.
- Практический метод используется во время:
- организации продуктивной деятельности;
- проведении игр;
- экскурсиях различных направлений.
- Икт технологии
Формы работы.
- занятия, беседы, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, целевые прогулки;
- художественная деятельность детей;
- проведение праздников;
- просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.
Условия реализации.
Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, экскурсий, бесед, игр. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут для детей 4-5 лет, 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.
Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми.
Назначение.
Пособие предназначено воспитателям ДОУ, родителям. Рассчитано на детей 4-7 лет.
Предполагаемый результат.
- Понимание детьми, что может быть опасным на улицах города;
- Умение правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, во дворе дома;
- Умение детей вовремя обратиться за помощью, умение вести ролевой диалог с инспектором ГИБДД.
УЧЕБНО-ТЕММАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь.
- Беседа «Что такое улица». Цель: продолжать знакомство детей с понятием, что такое улица и правилами поведения на ней.
- Чтение стихотворения Я. Пишумова «Моя улица» цель: закрепить с детьми правила поведения на улице.
- Целевая прогулка к улице. Цель: расширять знания о роли машин и их назначении.
- Подвижная игра «Светофор». Цель: закрепление знания цветов, развивать память, слуховое и зрительное внимание, обучение выполнять команды по сигналу.
Октябрь.
- Беседа «Наш помощник на дороге». Цель: ознакомление с назначением светофора на проезжей части.
- Беседа «Переходим через улицу». Цель: знакомство детей с понятиями «пешеход», «тротуар», «зебра».
- Чтение сказки «Воробьишка Тишка». Цель: продолжать учить детей правилам перехода через улицу.
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: закрепление умения детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения строго по сигналу воспитателя.
Ноябрь.
- Чтение сказки «Бездельник светофор» С. Михалкова. Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы.
- Подвижная игра «Чей свет быстрее загорится». Цель: упражнять действию по сигналу, закрепление цветов: красный, желтый, зеленый.
- Игра «Школа пешеходных наук». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы без помощников.
- Подвижная игра «Найди свой цвет». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, называть цвет: красный, желтый, зеленый.
Декабрь.
- Беседа «Какие бывают машины». Цель: познакомить детей со специальным транспортом.
- Загадывание загадок о транспорте.
- Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, развивать внимание.
- Дидактическая игра «На воде, воздухе, на земле». Цель: продолжать формировать у детей представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения.
Январь.
- Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. Цель: обучение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций, закрепление знаний о правилах дорожного движения.
- Беседа «Как правильно переходить улицу». Цель: обучение детей правильному переходу улицы, закрепление правил дорожного движения.
- Развлечение «Петрушка на улице». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы, правил дорожного движения.
Февраль.
- Занятие «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов». Цель: ознакомление детей с дорожными знаками.
- Чтение произведения «Переходи улицу только в положенном месте». Цель: обучение правилам перехода проезжей части.
- Игра «Лучший пешеход». Цель: закрепление умения переходить улицу, знание дорожных знаков.
- Сюжетно-ролевая игра «Улица города». Цель: закрепление в игровой форме правил дорожного движения, перехода улицы, поведения на улице.
Март.
- Дидактическая игра «Дорожные знаки». Цель: ознакомление с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», закрепление представления о назначении дорожных знаков.
- Беседа «Улица не место для игр». Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах, привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.
- Беседа «Мы велосипедисты». Цель: ознакомление детей с историей создания велосипеда, ознакомление с правилами безопасности велосипедиста.
- Чтение рассказа В. Клименко «Зайка – велосипедист». Цель: формирование у детей правил езды на велосипеде, умение отвечать на вопросы по содержанию.
Апрель.
- Дидактическая игра «Собери машину». Цель: закрепление умения детей собирать транспортные средства из 4 частей.
- Целевая прогулка «Наша улица». Цель: расширение представлений об улице, формирование знаний о правилах для пешеходов.
- Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: обучение детей действовать по сигналу воспитателя, развивать внимание.
- Дидактическая игра «Светофор». Цель: закрепление знаний о сигналах светофора, правилах дорожного движения.
Май.
- Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. Цель: обучение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций, закрепление знаний о правилах дорожного движения.
- Игра «Лучший пешеход». Цель: закрепление умения переходить улицу, знание дорожных знаков.
- Загадывание загадок о транспорте.
- Развлечение «Петрушка на улице». Цель: закрепление знаний о правилах перехода улицы, правил дорожного движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Безопасная дорога / Г. Косова
- Степанкова Э.Л., Филенко М.Ф. дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1975. 48с.
- Майорова Ф.С. И. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрепторий 2003», 2007. – 88с.
- Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина. – М. Просвещение, 1989. – 62с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки "Как построить дорогу"
конспект занятия...
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...
В рамках конкурса авторских программ и методических разработок "Дорога без опасности"
Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2015г. №1434 «О проведении конкурса авторских прогр...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
Методическая разработка Дорогами сказок
Досуг для детей и родителей "Сказка в живописи"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дорога и ее правила» с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Цель: формировать у детей устойчивое представление об основных правилах безопасного поведения на дороге и развивать практические навыки, позволяющие выполнять эти правила....
Методическая разработка"Дорога от дома до детского сада
Цель: Сформировать у детей представление о правилах дорожного движения Дать понятие светофор, пешеходный переход,дорожные знаки....