План- конспект занятия «Забота о глазах»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Кармилицина Антонина Николаевна

Важность бережного отношения к зрению для детей дошкольного возраста обусловлена тем, что глаза служат важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект занятия «Забота о глазах»

Цель: расширение знаний детей о том, что глаза являются проводником информации об окружающем мире. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Задачи: 

Обучающие: познакомить с внешним строением глаза.

        Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека, о правилах бережного отношения к органу зрения.

       

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

Воспитательные: Воспитывать чувства сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Материал, оборудование: Зеркала на каждого ребенка, картинки- схемы: «Внешнее строение глаза», «Гимнастика для глаз». Раскраска «глаза человека». Картинки орла и совы.

Предварительная работа: чтение: Екатерина Демидова Елецкая

«Сказка о слепой девочке, смелом мальчике, и чернике - ягоде.»

«Сказка про слепого медвежонка»

    Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, для активации работы глазных мышц.

Беседы по теме: «О значении зрения в жизни людей». Сюжетно-ролевая игра «Больница» (на приеме у врача окулиста). Лабиринты (тренировка наблюдательности, зрительной памяти).

 

Хода занятия: 

Отгадывание загадки: Два братца через дорогу живут, друг друга не видят? (глаза)

-Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

 Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле,  (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы).

 А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?

Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

 Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . Каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие). Какие по размеру бывают глаза? Где и как глаза расположены?

(Рассматривание плаката «Строение глаза»)

- Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи? Да, это цветное колечко называется «радужка». От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка –«роговица». В центре глаза мы видим чёрную точку. Она- то расширяется, то сжимается. Это «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

 

 

Практическое занятие:

Проведение опыта с зеркалом:

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется. Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.

- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)

- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза).

 Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы? (рассуждения детей, вывод – защита от пыли).

Предлагаю

На столе у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз». Внимательно просмотрите предложенные упражнения. Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.

Выполняем стоя у стола комплекс упражнений для глаз.

В итоге, трудно было? Много времени заняла гимнастика?

Игра «Полезно-вредно»

Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – скрестите руки на груди. Итак,

· читать лёжа в сумерках

· смотреть на яркий свет

· оберегать глаза от ударов

· смотреть близко телевизор

· промывать по утрам глаза

· тереть глаза грязными руками

· читать сидя

· есть полезную пищу, витамины

· обращаться к врачу-окулисту

· выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома

· соблюдать режим дня

Какие произведения мы читали о слепых людях или животных, кто ничего не видит. (дети вспоминают)

-От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:

*умываться по утрам

* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день

*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера

*не читать лежа, в транспорте

*беречь глаза от попадания инородных предметов

*при чтении и письме свет должен падать слева

*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

*ежедневно делать гимнастику для глаз

*укреплять глаза, глядя на восход или закат

Давайте посоветуем людям в очках следующее:

· не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться

· берегите свои «вторые глаза», часто мойте и протирайте

· храните очки в футляре

· не кладите стёклами вниз

· снимайте во время занятий спортом

· не обращайте внимание на глупцов, которые дразнятся.

Физкультминутка

Руки за спину, головки назад.

(Руки за спину, голову откинуть назад)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Рассматривать потолок)

Головку отпустим – посмотрим на пол

(Опустить голову, посмотреть на пол)

И снова наверх – где муха летает?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам)

И снова садимся, немного ещё

- О чём сегодня шла речь?

- Что интересного, важного вы узнали?

- С какими новыми словами встретились? (очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист).

-Что они означают?

-О чём расскажете дома?

А в конце занятия послушайте стихотворение:

                   «БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА».

Чтоб глаза твои, дружок,

Могли на долго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто,

Не играй с предметом острым!

Глаз не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай!

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза!

В доме телевизор есть,

Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до ваших глаз, должно быть 40 см.

Я хочу предостеречь:

НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ !

А сейчас я подарю каждому картинку – раскраску. Но вы её раскрасите дома и удивите своих родителей, потому что вы не только раскрасите, но и назовете все внешние части глаза.

 Спасибо мне было очень интересно заниматься с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия по окружающему миру "Зачем человеку глаза"

План конспект занятия по окружающему миру...

План-конспект открытого мероприятия "Наши глаза"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯВозраст детей: 5-6 лет (старшая группа)Цель: Изучение свойств  зрительного  аппарата  методом  экспериментирования. Формирование представле...

Конспект занятия "Забота о близких"

Занятие способствует формированию  первоначальных представлений об особенностях труда и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье...

Конспект занятия "Заботимся о здоровье"

Материал поможет сформировать элементарные представления детей о здоровом образе жизни, его важности и значении для человека; поможет научить ориентироваться в показателях здоровья – нездоровья, как п...

Конспект занятия "Забота о птицах зимой"

Конспект занятия "Забота о птицах зимой"...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект занятия "Глаза"

План-конспект занятия "глаза" по профилактике близорукости в младшей группе. ...