Конспект занятия "Забота о птицах зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Штангеева Елена Павловна

Конспект занятия "Забота о птицах зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabota_o_ptitsah_zimoy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему:

 «Забота о птицах зимой»

Цели:

Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

На доске слайд «Зимующие птицы»

1.Организационный момент.

-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).

-В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?

-Почему?

-Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).

Сегодня к нам в гости пришел интересный человек, ученый. Вот, что он нам поведает.

Ученый:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!

Воспитатель:

Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, н6и длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

-Как птице перезимовать? (выходят 3 ребенка, читают стихи)

 1

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

Воспитатель:

-Но кто же им дает приют, когда снега метут?

2

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с Родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

3

Но если долго снег идет

И долго злится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

2.Работа с загадками о зимующих птицах.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное,  догадались, что наше мероприятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.

1 загадка.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица).

-Посмотрите на синицу (появляется слайд).

-Что же ученый нам расскажет о синице?

Ученый:

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.  Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

2 загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять!

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода-

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

-Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.

-А что же интересное знает о снегире ученый?

Ученый:

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Воспитатель: А еще к нам на кормушку прилетают щегол (показать слайд) и зеленушка (показать слайд).

3 загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел).

-Посмотрите на эту птичку на слайде.

-А ученый вот что нам расскажет.

Ученый:

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается,  в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.

Воспитатель: Не так часто у нас  можно встретить зимой чижа, лазоревку, чечетку. (показать слайды с изображением птиц)

4 загадка.

Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)

-Посмотрите и запомните как выглядит овсянка. (Показать слайд)

5 загадка.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.

-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.

Воспитатель:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.

-Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?

Ученый:

На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

6 загадка.

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз, и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица….(Поползень).

-Посмотрите,  как выглядит эта интересная птичка (слайд)

Ребенок:

Голубая спинка, рыженький бочок.

По стволу осинки, за скачком скачок.

Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.

Свистнул: «Эй  вы, дятлы! Клювом вниз скачу

Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!

Воспитатель: Ученый вам расскажет о нем.

Ученый:

Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.

Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.

3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»

Воспитатель:

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)

-Что главное в кормушке? (корм)

-А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)

Воспитатель:

За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.

Ребенок:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их, согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам, великое!»

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».

Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.

Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.

Воспитатель:

-Некоторые дети вместе с родителями  изготовили вот такие кормушки, посмотрите на выставку. Я думаю, что они дадут нам еще несколько советов о том, как изготовить кормушку.

1 :

 Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.

2 :

Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.

4.Викторина

Воспитатель:

-А сейчас мы проверим как вы внимательно слушали о зимующих птицах и проведем небольшую викторину, где нужно будет ответить на несколько вопросов.

1.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

2.Какие птицы спят, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева)

3.Какая птица за 10 минут может обработать желудь или шишку? (дятел)

4.Какая птица ест семена,вареные овощи, несоленое сало? (синица)

5.Назови птицу- санитара? (ворона)

6.Какая птица может зимовать в пустотах подо льдом? (оляпка)

7.Лесная птичка, способная перемещаться по стволу деревьев головой вниз? (поползень)

5.Итог мероприятия.

Воспитатель: 

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Покормите птиц зимой"

Конспект НОД по познанию...

Конспект НОД "Покормите птиц зимой"

Конспект предназначен для старшего дошкольного возраста, предполагает опору на наглядный материал, желательно в виде презентации....

Конспект занятия "Покормите птиц зимой"

«Покормим птиц зимой»(первая младшая группа)    В: « Ребята, посмотрите в окно, там, у дерева кто-то стоит, и кажется, зовет нас на улицу. Давайте поспешим на прогулку! На улице зима, х...

Конспект прогулки «Покормите птиц зимой!»

Цели:1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.3. Воспитывать эмоционально...

Конспект НОД "Трудно птицам зимовать,надо птицам помогать"

Конспект образовательной деятельности "Тудно птицам зимовать, нужно птицам помогать" Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): познавательное развитие: социально-коммуникативное раз...

Конспект НОД «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» по речевому развитию

Конспект непрерывной  образовательной деятельности«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»...

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"

Конспект проекта "Покормите птиц зимой...или кормушки для птиц в зимний период"...