Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
консультация по обж

Планомерная и целенаправленная работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у дошкольников – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игровая деятельность. Именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.

При ознакомлении детей с основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Но всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребёнок в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать наглядно- информационное направление: информация на стенде, папки-передвижки, консультации по безопасности детей, разработка памяток по ОБЖ; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня из знаний и интересов. Можно выделить три этапа освоения опыта безопасного поведения.

1 этап – заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать из знания о правилах безопасности.

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Данная работа ведётся через:

 - организованную деятельность детей – занятия, экскурсии;

 - совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

 - свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Итак, что же должны из себя представлять уголки по ОБЖ:

 – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

- психическая и физическая безопасность игровых материалов;

- оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного изобилия и недостатка);

 - учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

 - целесообразность и удобство размещения;

- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования;

- содержание уголка по ОБЖ в разных возрастных группах должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности;

-все игры, пособия, которые имеются в этих уголках, должны быть многофункциональны, комбинаторны и вариативны;

-своевременно должны появляться новые игры, предметы, другой дидактический материал, который бы стимулировал познавательную активность, развитие игровой деятельности. Игрушек должно быть немного, но они должны регулярно перестанавливаться, обновляться примерно один раз в два месяца;

-так же необходимо предоставлять детям и не оформленный материал – природный бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно – ролевых играх в качестве предметов заместителей.

Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.  В этой связи  формирование безопасности ж...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

    Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья...

Самообразование «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Почуму я взяла эту тему по самообразованию? Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельност...

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Совместная работа педагогов и родителей позволяет  лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различ...