Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей. "Минутки безопасности"
картотека по обж
Детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Минутки безопасности.
Подготовила Боровинская Н.А.
г. Нижневартовск
Актуальность.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
Детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» , наш детский сад не стал исключением. Одним из приоритетных направлений работы МДОАУ «Родничок» была и остается работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
А мы взрослые очень заняты, надеясь, что с моим ребенком это не произойдет. А опасность может поджидать малыша на каждом шагу. Но не надо учить ребенка бояться.
Мы поставили перед собой задачу дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как научить ребенка овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Мы предлагаем проводить «Минутки безопасности» в детском саду и дома.
Почему «минутки»? Потому что взрослый может ознакомить с её содержанием, в то время, когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой, готовя ужин. «Минутка» найдется у каждого, даже самого занятого родителя. «Минутка» — это капля в море спокойствия за безопасность вашего ребенка. Таким образом, ребенок учиться правильно поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.
Цель «минутки»
- повлиять на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а также бережного отношения к своему здоровью.
Мы предлагаем разделить темы по 3 направлениям:
«Безопасное движение».
«Безопасное поведение в быту».
«Расту здоровым».
Как сделать так чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего нельзя. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай с ребенком на улице и дома.
Для этого мы подбираем разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В работе предлагаем использовать различные методы, включая:
* Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
* Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
* Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
* Применение видеоматериалов;
* Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
* Метод моделирования ситуаций;
* Опыты и эксперименты;
* Придумывание сказок на разные темы;
Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
2. Идея и цель.
Актуальность: Разработка и создание новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности с детьми.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях;
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
- познакомить родителей с новыми формами проведения минуток безопасности.
Формы организации минуток безопасности по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Содержание «Минуток безопасности» по разделам:
Безопасное движение | Безопасность дома | Расту здоровым |
Игровое задание «Говорящие знаки». | Игра-тренинг: «Тебя взяли на руки и несут в машину» | Телефонная игра «Звонок в «Скорую помощь» |
Этюд «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход» | Потешная игра «Самый голосистый». | Ядовитые ягоды и грибы. Игра «Съедобное- несъедобное» |
Подвижная игра (с крышками) «Красный, желтый, зеленый». | Проигрывание ситуаций: - в доме возник пожар. Почему нельзя украшать елку свечами?» Заучивание пословиц: «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь | «Одевайся по погоде» Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги» Дыхательное упражнение «Ветер» |
Сочинение лимериков на тему: «Правила дорожного движения» | Речевая игра «Пожароопасные предметы». Метод сравнения. «Огонь это хорошо или огонь — это плохо». Опыт со свечой | «Бродячие собаки» Сочинение сказки «Почему собака стала бродячей» |
Составление синквейнов на тему: «Транспорт», «Светофор», «Пешеход». | Моделирование ситуаций «Найди дорогу домой» «Подай, ножницы, карандаш» | «Бездомные кошки» |
Выучите правило: «У дорог играть опасно». | Игра «Так- не так» (опасные- не опасные предметы). | Составление гербария «Лекарственные растения» |
Составление коллажа «Участники дорожного движения» | Практикум «Если ты поранил палец» | Лекарства дома. Моделирование ситуации «Каждой вещи —своё место». |
Правила поведения в общественном транспорте. Проигрывание ситуаций. Творческая игра «Автобус» | Составление телефонной книги родных и близких | Солнце может навредить. Эксперимент «Запеченное яблоко» |
Специальный транспорт. Наблюдение, решение проблемных ситуаций. | Ситуативный разговор об электроприборах. Польза и опасность. Беседа - рассуждение на тему «Опасность – электричество!» | Эксперимент «Фильтрование воды» |
Сюжетная игра «Сдача экзамена на право управления велосипедом» | Моделирование ситуации «Тебя угощает конфетой незнакомый человек». | Словесная игра «Так или не так». - Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо. |
Игра «Звуки улицы». | Составление справочника экстренных служб. | Ручной труд «Шапочка от солнца» |
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Мы направляем деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам образовательной работы в детском саду, создаем в детском саду условия для повышения компетентности родителей в области воспитания, знакомим родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. С целью информирования родителей мы провели родительское собрания на тему « Обучение детей навыкам безопасного поведения», стимулируем их активное участие в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации, распространяем буклеты, проводим анкетирование. Необходимо направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Заключение
Разрабатывая «Минутки безопасности» мы учли психологические закономерности развития старшего дошкольника, использовали разнообразные методы и приемы. Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и
если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями, мы сможем сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Стоит согласиться со словами К.Д.Ушинского, который писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей "Минутки безопасности"
В наши дни, когда мы становимся все более окружены в повседневной жизни продуктами высоких технологий, эта проблема становится все более актуальной, и коллективы многих дошкольных образовательн...
Организационный аспект и формы совместной деятельности педагога с родителями дошкольников по коррекционно-развивающему направлению.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Реализация целей ...
Совместная деятельность педагогов родителей и детей в форме КВН "Вода!Вода!Вода!"
Мы участвуем в международной экологической программе "Эко-школы/Зеленый флаг" В рамках этой программы наша группа ведет проект "Водные ресурсы" с детьми подготовительной группы....
«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...
Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."
"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...
Инновационные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в ДОУ «Минутки безопасности».
Основная цель «Минуток» обратить внимание родителей на тему безопасности детей, и если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога...
"Интегративные формы совместной деятельности (педагог-родитель-ребёнок) по формированию основ здорового образа жизни.
Забота о здоровье-это важнейший труд взрослых, которые окружают детей....