"Интегративные формы совместной деятельности (педагог-родитель-ребёнок) по формированию основ здорового образа жизни.
статья
Забота о здоровье-это важнейший труд взрослых, которые окружают детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnye_formy_raboty.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеева С.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида
Пушкинского района СПб
«Интегративные формы совместной деятельности (педагог-родитель-ребёнок) по формированию основ здорового образа жизни»
«Забота о здоровье — это важнейший труд взрослых, которые окружают детей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребёнка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде:
ребенок-педагог-родитель.
Существуют различные формы работы с родителями.
Давайте вспомним те формы совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни, в которых могут быть задействованы все участники образовательного процесса, а именно педагоги-дети-родители.
Традиционные формы: семейные спортивные соревнования; акции «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений, проектная деятельность, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы: организация практикумов, мастер-классов, проведение викторин, например, «Что, где, когда?».
Просветительские формы: совместно с родителями оформить уголок в группах по основам здорового образа жизни для детей (наполнить его оборудованием, сделанным совместно на мастер-классе), подбор литературы по ЗОЖ, использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей, распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Во время проведения совместных мероприятий происходит интегрирование, т.е. объединение педагогов, детей и родителей, во время которого мы затрагиванием наши образовательные области, про которые говорится в ФГОС.
Сейчас на примере конкретного мероприятия мы с вами рассмотрим, как можно провести интеграцию.
Например, в дошкольном учреждении можно провести мастер-класс «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу», направленный на формирование основ здорового образа жизни. Мероприятие проходит при участии родителей, детей и конечно, педагогов. Во время проведения мастер-класса уже произошло объединение всех участников образовательного процесса.
Но, мы на этом мастер-классе можем дать знания, например: « Какие здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и поддержание здоровья используются в нашем детском саду». Предлагаем родителям познакомиться с некоторыми из них для дальнейшего использования с детьми дома.
« ..Итак, сегодня вы увидите и сами попробуете использовать:
- пальчиковую гимнастику,
- зрительную гимнастику
- дыхательную гимнастику…»
Давая знания, мы тем самым решаем ещё и интеграцию образовательных областей: в данном случае, проводя «Пальчиковую гимнастику», ОО «Познание» (узнаём новое, учимся концентрировать внимание, развиваем память, воображение) объединяется т.е. интегрируется с ОО «Речевое развитие» (развивается речь ребёнка) и ОО «Физическое развитие» ( после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими.)
В завершении мастер-класса можно продемонстрировать родителям варианты использования спортивного инвентаря и предложить родителям изготовить оборудование для игр вместе с детьми. В этом случае можно добавить ещё и ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Т.о можно сказать, что такую форму работы с родителями как, мастер-класс «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу», можно рассматривать, как интегративную форму совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни.
Можно рассмотреть такую интегративную форму совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни. как метод проектов. Само по себе проведение проекта в дошкольном учреждении подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая специалистов, социум (библиотека, музей). На начальном этапе предлагая родителям собрать информацию по теме проекта или посетить музей, библиотеку, парк и т.д. мы затрагиваем ОО «Познание», «Социально-коммуникативную», ОО «Физическое развитие». Далее можно предложить родителям сделать совместный мини-проект и «защитить» его. В этом случае мы интегрируем ОО «Познание», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие». Как продукт нашего проекта можно провести совместно с родителями викторину «Что? Где? Когда?». Во время проведения проекта можно интегрировать все образовательные области.
Главными союзниками в нашей работе по формированию основ здорового образа жизни у детей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Все совместные мероприятия проводятся в игровой форме.
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию игры, в которые могут играть как воспитатели с детьми, так и дети вместе с родителями.
Сначала давайте немного отдохнём и сделаем физминутку.
- Физкультминутка
Мы на улицу выходим и по снегу ходим, ходим (ходьба друг за другом) Снег мы в руки набираем и комочки покатаем (Наклоны, имитация скатывания снежков) Мы комочки покатали и они большими стали (выпрямили руки в стороны) Снеговик уже подрос у него морковкой нос (руки вверх, показываем нос) Снеговик нас подожди нам пора домой идти. (ходьба на месте)
Отдохнули, а теперь предлагаем вашему вниманию игру. После окончания игры вам предстоит ответить на главный вопрос: Какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре?
2. Игра «Варим кашу!» Сейчас мы с вами будем готовить кашу, очень полезное блюдо. Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы 2 раза хлопните в ладоши над головой и громко скажите: «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда дружно топните 3 раза правой ногой и скажите «Нет!». А теперь играем.
-Парное молоко? (Да) -Куриное яйцо? (Нет) -Крупа манная? (Да) -Капуста кочанная? (Нет) -Солёный огурец? (Нет) -Мясной холодец? (Нет) -Сахар да соль? (Да) -Белая фасоль? (Нет) -Масло топлёное? (Да) -Рыбка солёная? (Нет)
Давайте вместе подумаем, какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (познание, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие).
- Игра «Веселые витаминчики».
Цель: формирование здорового образа жизни посредством знакомства с полезными продуктами.
Оборудование: цветные картинки витаминов (распечатанные на цветном принтере, которые были заламинированы для прочности и прищепки.
Играть можно как индивидуально, так и подгруппой.
Например: один ребенок берет в руки витамин, а остальные прикрепляют правильные продукты.
Я предлагаю вам поиграть в эту игру с использованием интерактивного оборудования.
На доску выведены три витамина А, В,С и картинки с изображением продуктов. Подумайте, какой витамин есть в выбранном вами продукте и соотнести картинку продукта с витамином.
Давайте вместе подумаем, какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (познание, речевое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие).
4. Игра «Мы делаем сердце крепким!»
Целью этой игры является уточнение знаний о влиянии физических упражнений и эмоционального состояния на работу сердца.
Оборудование: карточки с изображением человека, сидящего, бегущего, сутулого, ругающегося, мило беседующего, поднимающегося в гору.
Карточки перевернуты изображениями вниз. Ребенок подходит и берет любую картинку. Дается следующее задание:
- определить, в каком случае сердце работает сильнее, в каком отдыхает;
- сделать наоборот, чтобы сердце успокоилось и заработало сильнее.
Можно предложить ребенку изобразить эмоциональное состояние (сердится, ругается, смеется и т. д., а остальные дети определяют, как работает сердце.
Давайте вместе подумаем, какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (познание, физическое и речевое развитие).
5. Что любит сердце?
Цель игры : прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.
Игровые правила: Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.
Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.
Мы с вами в эту игру поиграем используя интерактивное оборудование.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
6. Гимнастика для глаз «Снежинки».
Мы много занимались и наши глаза устали, мы сделаем гимнастику для глаз , чтобы снизить напряжение глазных мышц. Гимнастика для глаз выполняется через 5-8 минут напряженного зрительного труда (рассматривание картин, показа приемов рисования). Гимнастику будем выполнять с использованием интерактивного оборудования.
Сначала глазки расслабим.
Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Во время выполнения этого упражнения можно вспомнить какие-либо приятные моменты.
Следим на экране за снежинкой. Следом за снежинкой выполняем движения по прямой линии, по диагонали, круговые движения.
Тихо в воздухе кружат.
Они все ниже, ниже, ниже,
И к земле всё ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Снег поднимется с дорог.
Будет дуть холодный ветер,
Будет снег кружить на свете.
Закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Молодцы. Давайте вместе подумаем, какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (художественно-эстетическое развитие, физическое и речевое развитие).
7. Игра «Пронеси кубик разными способами».
В этой игре должны принять участие 8 человек, по 2е необходимо встать рядом со столом (Столы расположены по квадрату). Необходимо взять кубик, пронести его необычным способом (повторяться нельзя!) до следующего игрока. Следующий участник игры берет кубик и проносит уже другим способом. Например: на голове, под мышкой, на руке, за спиной, используя две руки вместе или одну руку и т.д..
Давайте вместе подумаем, какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие).
8. Игра «Лодочка» В эту игру можно играть во время проведения совместных мероприятий, а так же можно использовать как игровое упражнение в сюжетно-ролевой игре «Путешественники» или «Моряки»
Летом жарким дома
Скучно оставаться...
Мы поедем в лодке
По реке кататься!
Разбегайтесь, волны,
От кормы высокой.
Ни конца - ни края
У реки широкой!
Много интересного
Мы здесь повстречаем.
Может, цаплю серую
В лодке покатаем...
Мы нарвем кувшинок
Под птиц веселых пение
И покормим рыбок
Крошками печенья.
Хороша ты, Волга,
Солнцем и туманом...
Подрасту немного,
Стану Капитаном!!!
Какие направления образовательных областей были задействованы в этой игре? (социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие).
Как мы уже говорили, что главными союзниками в нашей работе являются родители. Только благодаря совместным усилиям, «плывя в одной лодочке», мы сможем достичь результата и наши дети будут здоровыми и счастливыми.
Мы хотели бы вам прочитать небольшую притчу о здоровье.
Мир-это опасное место, не из-за людей, которые творят зло, а из-за тех, кто наблюдает за этим и ничего не делает.
…. Однажды рыбак искал на реке хорошее место для рыбалки. Он шёл вниз по реке, наблюдая за водой. Вдруг он увидел кого-то в воде. Это был человек.
Размахивая руками, человек пытался позвать на помощь. Рыбак бросил палку и не раздумывая побежал на помощь. Он протянул руку и вытащил человека на сушу.
Идя вдоль реки, люди снова услышали крики о помощи. Не раздумывая они побежали на помощь.
Вскоре группа спасённых людей выросла до десяти человек, но как ни странно, так же увеличилось и количество утопающих. Не смотря на старания и усилия тех, кто был на земле, всех спасти не удавалось.
Двое из спасателей решили выяснить причину. Они бежали несколько километров вдоль по течению реки, пока не увидели деревянный мост через реку. Несколько досок у моста были сломаны.
Поняв проблему двое мужчин начали рассказывать людям, как правильно пересечь мост и где находятся сломанные доски.
С этого момента число утопающих уменьшилось.
Рассказывайте, учите своего ребёнка. Как правильно беречь здоровье сегодня, чтобы сохранить его в будущем. Это имеет жизненно важное значение: давать детям инструменты для того, чтобы они могли пересечь мост и сохранить своё здоровье!
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."
Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....
Конспект совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе.
Здоровьесберегающая технология на тему "Разноцветная дорога к здоровью"...
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями
Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...
Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит ...
«Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни»
laquo;Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни»...
Конспект совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Что? Где? Кода?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.Задачи: Закрепить у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, зак...
Консультация для воспитателей: «Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни.»
Цель совместной деятельности воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни — установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формир...