Проект по ОБЖ " Формирование основ безопасного поведения с незнакомыми людьми" для старшей группы
проект по обж (старшая группа)

Пятница Ольга Валериевна

краткосрочный проект по ОБЖ для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_gruppa.docx208.1 КБ

Предварительный просмотр:

        

        


Участники проекта: родители, дети старшей  группы, воспитатель.
Тип проекта: информационно - творческий; групповой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: 

Дети наивны и часто доверяют людям с приятной внешностью. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины (в капюшоне, в перчатках, с бородой), а молодые хорошо одетые женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой.

Проблемный вопрос:

«Может ли незнакомый человек быть опасен для ребёнка?»

Аннотация.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети не всегда могут самостоятельно определить всю меру опасности в различных ситуациях, поэтому взрослые должны научить ребёнка правилам безопасного поведения.

Проект направлен на освоение детьми правил безопасного поведения при контакте с незнакомцами для предостережения от опасностей, связанных с этими контактами. В ходе проекта с детьми рассматриваются опасные ситуации при общении с незнакомцами и осваиваются способы выхода из этих ситуаций. Знания детей закрепляются в виде инсценировок.

Цель проекта – предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми и научить правилам поведения при встрече с незнакомцем.

Задачи:

  1. Объяснить ребёнку, что приятная внешность человека не всегда означает добрые намерения.
  2. Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
  3. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомцами.
  4. Закрепить знание домашнего адреса детей и номеров телефонов экстренных служб.
  5. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице и дома.
  6. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях.
  7. Способствовать развитию самостоятельности, осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
  8. Развивать коммуникативные навыки, артистические умения и творческие способности.
  9. Развивать наблюдательность, внимательность.
  10. Повысить уровень социально–личностной компетенции детей.

Предполагаемый результат:

  • Знание домашнего адреса детей и телефонов экстренных служб.
  • Определить правила поведения детей при общении с незнакомцем.
  • Научить детей правильно себя вести в опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми.

Этапы проведения проекта.

1 Подготовительный (мотивационный)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Определение темы и цели проекта

2.Формулировка проблемы

3.Опрос родителей по теме проекта

4.Вводная беседа с детьми «Встреча с незнакомцем»

5.Заинтересовать темой

6.Сформулировать проблему

7.Мотивировать детей

8.Определить цели и задачи проекта

1.Обсуждают тему

2.Осознают и личностно воспринимают проблему

3.Получают дополнительную информацию

4. Принимают задачи проекта

2. Практический

1. Определение источников информации

2. Сбор и уточнение информации

3. Систематизация информации

4. Решение промежуточных задач

Дни недели

Содержание

Понедельник

- Беседа с детьми «Внешность может быть обманчива»

- Рисование опасного человека

- Обсуждение рисунков детей

- Д/игра «Опиши прохожего», «Свой, чужой, знакомый»

- Чтение рассказа Волков В.М.

 «Белая грустная собака» (Карточка №24)

Вторник

- Беседа на тему « Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» (Карточка №1, 2, 3, 4)

- Игра «Похитители и находчивые ребята»

- Чтение стихотворений «Находчивый Дима» (Карточка №5)

- Разбор ситуаций «Как ты поступишь?»   (Карточка №18)

Среда

- Занятие на тему «Если чужой приходит в дом»

- Дидактическая  игра «Доскажи словечко» (Карточка №9)

- Показ настольного театра с речевым сопроводением.( Карточка №6)

- чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре»

  (Карточка №26)

Четверг

- Чтение рассказа «Марта и Чичи в парке.» (Карточка №27)

- Разыгрывание опасных ситуаций с игрушками

- Инсценировка рассказа «Марта и Чичи в парке»

- Подвижная игра «Поводырь», «Колобок» (Карточка №16)

Пятница

Организация игрового тренинга для закрепления правил поведения, когда дети остаются дома одни (Карточка №12, 13, 17,18)

- Предложить детям найти картинки, изображающие опасные ситуации при общении с незнакомцами (Карточка №10)

3 этап: Заключительный.

1. Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.

2. Поделиться полученным опытом с коллегами.

3. Продолжить в дальнейшем работу по данной теме.

 Данный проект – практикозначимый: эта работа будет полезна для коллег. Я считаю, что такая работа по ОБЖ должна проводиться систематически,- и тогда наши дети будут расти здоровыми и счастливыми.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 144с.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников»
  3. Богачёва О., Дубягина «Школа выживания или 56 способов защитить ребёнка от преступления»
  4. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила личной безопасности»
  5. Радзиевская Л. И. Ты один на улице. Азбука безопасности. ООО «Издательство «Литература», 2008 ООО «Издательство Оникс», 2008.
  6. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет «Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
  7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2003. -80с.

Приложение

Карточка № 1

Дверь незнакомым не открывай, 
Словам и подаркам не доверяй, 
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
Играй во дворе возле дома, 
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.

Ключи от квартиры с собой я ношу
И дверь мне открыть никого не прошу. 
Свой ключ никому не доверю, 
Ведь он стережет мои двери!

Мама все мои секреты знает
И всегда мне во всем помогает. 
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг.
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

Карточка № 2

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок…

Если вас зовут купаться, 

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет».

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо: «Нет».

Позовут лететь к Луне

Покататься на слоне

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен: «Нет!»

Карточка № 3

Не открывай чужому дверь, 
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: «Я от мамы,
Она забыла взять помаду».
Ты незнакомца пустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем.
Тебя он может напугать
И шубу мамину забрать.

Если в дверь звонит звонок – 
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать - 
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться – 
То звони скорей в милицию!

Карточка № 4.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник он хитер,

Притвориться, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон!

Он покажет вам пакет

(А под мышкой пистолет)

Или он надел халат,

А под ним штук пять гранат.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай по крепче дверь!

Карточка № 5

М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима».

Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель: «Мальчик, взрослые

есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Автор: Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Автор: Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй…
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Автор: Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима: «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень,

ты колючий,

Карточка №6

Показ настольного театра с речевымсопроводением.

Бегут друзья по лесу обратно домой: бельчонок по веткам деревьев прыгает, зайчонок по тропинке между кустами.

        Вдруг зайчонок увидел красивую коробочку, перевязанную большим бантом. Он позвал друга, чтобы посмотреть, что же там внутри. Подойдя к коробке поближе, друзья услышали тиканье часов. Бельчонок вспомнил, как в лесной школе их учитель Барсук рассказывал о таких странных находках, которые могут принести беду. Недолго думая они позвали своего учителя. Он поблагодарил друзей за их внимательность, осторожность и бдительность. Прибежав к дому, зайчонок заметил какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который ходил вокруг их жилища. Зайчонок быстро подскочил к нему и начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле их дома. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг отца, находится здесь проездом, и ему хотелось встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его дома. Зайчонок совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомцами.

Хорошо, что мама пришла вовремя домой. А то….

Беседа по услышанному.

-В какие опасные ситуации попадали бельчонок и зайчонок? Как они избежали беды?

-Что могло произойти, если бы вовремя не пришла мама?

Карточка № 7

Дети разыгрывают сценку

Ситуация 1

Незнакомка: Здравствуй, девочка.

Девочка: Здравствуйте.

Незнакомка: Как тебя зовут?

Девочка: Таня.

Незнакомка: А где ты живешь?

Девочка: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми. (Вот я сейчас милиционера позову, он вам расскажет, где я живу!Простите, но я очень спешу!)

Ситуация 2. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!»

Ребята, никогда нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злоумышленник, а хороший человек, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить. Нельзя есть и пить то, что предлагают тебе на улице незнакомцы. С едой тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!

Карточка № 8

Физкультминутка «Кто живет у нас квартире?»

1,2,3,4 - хлопаем в ладоши

Кто живет у нас в квартире? - шагаем на месте

1.2,3,4,5 - прыжки на месте

Всех могу пересчитать - шагаем на месте

Папа, мама, брат сестра - хлопаем в ладоши

Кошка Мурка, два котенка - наклоны в стороны

Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища

Вот и вся моя семья! - хлопаем.

Карточка № 9.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Жили – были семь ребят 
Белых маленьких …..(козлят)

Как коза запел тот зверь:
« Отоприте, детки….(дверь).
«Ваша матушка пришла, 
молочка вам (принесла)»

Мама их любила, 
Молочком…(поила)

Мы ответим без подсказки, 
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки……( «Волк и семеро козлят»)


Тут зубами щелк да щелк,
Появился серый…( волк).

Шкуру белую надел,
Нежным голосом….(запел)

Карточка № 10.

Не открывай дверь чужим людям 
Коль дверной звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришёл к тебе, узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!    
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не входи в подъезд, если там находятся незнакомые люди 

Если в подъезде – зачем? Почему? –
Люди чужие стоят,
Лучше тебе не входить одному:
Может, обидеть хотят?
Ты попроси знакомых скорей,
Чтоб проводили домой,
А оказавшись в квартире своей,
Двери покрепче закрой!

(Г. Шалаева, О. Журавлёва

Не садись в лифт с незнакомыми людьми 
Если квартира твоя высоко
И добираться туда нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с незнакомцами не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать,
Ценные вещи твои отобрать.
Будь осторожней, мой друг, берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!  
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не открывай дверь ключами при незнакомых людях 
Незнакомец в подъезде зачем-то стоит,
У него подозрительный, замкнутый вид.
Дверь ключами при нём не спеши открывать,
Лучше сам из подъезда уйди погулять.
Поброди, подожди во дворе – он уйдёт,
И тебя не обидит, и к вам не войдёт.  
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не забывай ключи снаружи двери 
Ты уже совсем большой
И один идёшь домой.
Дверь ключами открывай,
Но в замке не оставляй!
Ведь забудешь их убрать –
Сможет их чужой забрать
И в квартиру к вам войти...
Будь внимателен, учти!
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми 
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
– Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи,
Быстро трубку положи!  
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не входи в лифт спиной 
Не входите в лифт спиной,
Это вам грозит бедой.
Ждёшь ты лифт, открылась дверь,
Только ты всегда проверь,

Тут кабина или нет,
И горит ли в лифте свет.
Может иногда, учти,
Вдруг кабина не прийти!

Чтобы в шахту не свалиться,
Должен каждый убедиться:
Здесь кабина, свет горит,
Всё в порядке, вход открыт.

(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Не играй и прыгай в лифте 
В кабине лифта не играй
И кнопки зря не нажимай,
И прыгать тоже не годится,
Ведь может что-нибудь случиться:

Лифт опускаться перестанет,
Кабина наверху застрянет…
Не скоро явятся с подмогой,
Уж лучше лишнего не трогай!  
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)

Карточка №11.

«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цельобратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

Карточка №12.

«НЕЗНАКОМЕЦ»

Игра-тренинг

Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуации с незнакомкой.

Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь конфетами.

Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (мандарины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.

Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки... Пойдёмте со мной!

Карлсон собирается идти с Незнакомкой.

В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?

Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!

Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.

Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.

Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся! Малыш, скажи, где ты?

Малыш (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями...

Карлсон. Где же тебя найти?

Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.

В. К нам не приходила электронная почта?

В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.

В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».

Карточка №13.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарство для бабушки;

- мамина подруга пришла гости;

- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

Карточка №14.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.

Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением

Карточка №.15.

«Снежная королева»

Цель.

  • Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

Карточка № 16.

« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал. Повязка на глаза -по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

Карточка № 17.

Отгадай загадку:

• У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?..(Буратино)

• Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ... (Золушка)

• Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

(Красная Шапочка)

• Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети?

(Семеро козлят)

Карточка № 18.

«Как ты поступишь?»

Ситуация № 1:

Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке?

Три варианта ответа:

  1. Вот я сейчас милиционера позову!
  2. Простите, но я очень спешу!
  3. Меня зовут Витя, я живу в этом доме?

Ситуация № 2:

Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

Три варианта ответа:

  1. Везде бегать и искать маму.
  2. Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.
  3. Стоять на месте, где потерялся.

Ситуация № 3:

Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?

Три варианта ответа:

  1. Я буду кричать и звать на помощь.
  2. Поеду с незнакомцем.
  3. Позвоню по телефону.

В конце раунда выигравшая команда получает мешочек.

Карточка № 19.

Игра «Свой, чужой, знакомый»

Дети встают в круг. Водящий находиться в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, - «Свой», «Чужой», «Знакомый». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.

Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что – нибудь.

В конце раунда выигравшая команда получает мешочек.

«Опасные ситуации»

Ребенок, собирая картинку, знакомится с ситуациями с незнакомыми людьми. И рассказывает, что изображено на картинке. Я предлагаю вам немного потренироваться. (Мастер вызывает двух педагогов). Соберите каждый свою картинку, и расскажите, что на ней изображено. (Ответы педагогов)

Карточка № 20.

«Эти правила важны»

Ребята говорят правила друг другу по очереди.

  1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

  1. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

  1. Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино», -

Не ходи с ней всё равно.

Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.

  1. Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты открыть

Они обманут ребёнка легко

И деньги его унесут далеко.

Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.

- Если вы не забудете эти правила, то ни с кем из вас не случиться беда.

Карточка № 21.

«Правила личной безопасности»

Дети, играя, должны различать опасные и неопасные ситуации с незнакомыми людьми, которые могут им встретиться на улице и дома. Прошу выйти ко мне желающего поиграть педагога. На каждой страничке изображена ситуация с незнакомыми людьми. На одной из картинок изображено как правильно ребенок поступает, на другой – неправильно. Нужно отметить грустной эмоцией неверную картинку, веселой – верную. (первый педагог отмечает две ситуации, второй - две другие) .

«Помоги Незнайке»

1 вариант дети разбирают все картинки. По очереди раскладывают в нужный кармашек. Затем красным или зеленый кружком отмечают опасные или неопасные эти предметы, смайликами кто может этим пользоваться: ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.

2 вариант Дети по очереди берут из кармашка картинки. Затем раскладывают в нужный кармашек. Красным или зеленый кружком отмечают опасные или неопасные эти предметы, смайликами кто может этим пользоваться: ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.

Карточка № 22.

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три — и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Дальше от чужих держись!

Может, человек хороший,

Ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни — человек чужой!

Карточка № 23.

«Кто пришел? »

Здесь ребенок должен правильно ответить позвонившему в дверь человеку, и решить можно открывать ему дверь или нет. Давайте покрутим барабан, и посмотрим, какая картинка выпадет. Если в зеленом овале – это папа и мама, если в красном – это незнакомые люди. Расскажите, какая выпала картинка? Можно открывать этому человеку дверь? Что нужно ответить ему?

1 подгруппа «Кто пришел? »

1 вариант. Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен правильно ответить пришедшему в дом человеку. Сказать, можно ему открывать дверь или нет. И почему.

2 вариант. Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен правильно ответить позвонившему по телефону человеку.

3 вариант. Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен рассказать чем может быть опасен данный человек.

2 подгруппа «Правила личной безопасности»

1 вариант.  Ребенок берет карточки-эмоции, затем к каждой ситуации подбирает свою эмоцию, объясняя свой выбор.

2 вариант.  Двое играющих детей делят картинки-эмоции (радость и грусть). Подбирая к ситуации свою эмоцию, ребенок объясняет свой выбор (где дети поступают правильно, где не правильно, и почему) .

3 вариант.  Ведущий описывает картинку, не показывая ее. Дети должны догадаться про какую картинку говорит ведущий, показать соответствующую эмоцию.

Карточка № .24.

Рассказ «Белая грустная собака»

Волков В.М.

Однажды прибегает во двор бабушка Катеньки:

- Ой, ребята, вы мою Катеньку не видели? На минутку оставила её возле магазина, вернулась, а её нет.

- Нет, не видели, отвечали мальчишки и девчонки, гулявшие во дворе.

- Куда же она подевалась? - заохала бабушка.

А Серёжка и плакать не стал. Он обежал все дворы вокруг того магазина и нашёл Катеньку. Она стояла у песочницы и плакала. Серёжка вытер слёзы:

- Ты зачем ушла от магазина?

- Я хотела собачку погладить – белую, грустную такую собачку, а она убежала. И я пошла её искать.

- Нельзя уходить от того места, где тебя оставили, - строго сказал Серёжа, взял Катеньку за руку и привёл в свой двор.

Карточка №25.

Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,

Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

«Несет меня лиса за темные леса, За быстрые реки, за высокие горы... Кот и дрозд спасите меня!»

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой - петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.

В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают "чужого человека" и "ребенка", которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли "похищенного" побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

Карточка № 26.

Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой.

Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышленышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зайчонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла.

— Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет.

Услыхали малыши ее крик и мигом в разные стороны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни одного зайчонка лиса не поймала. Призадумалась лисица, как бы зайчатиной полакомиться. Думала она думала и придумала. Недаром говорят: «Лиса Лизавета на хитрости горазда». Побежала Лизавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думаете, зачем? Затем, что решила хитрая лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зайцем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежались. Да как шубейку сшить? Нитки нужны, иголка.

«Пойду, — думает, — к ежику, у него иголок много, попрошу одну».

Пришла лиса к норке под сосной, где ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать: «Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался и дал лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала лиса в деревню, постучала в оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила и говорит:

—    Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек-пеструшек перетаскаю и съем.

Старухе делать нечего, она и дала лисе нитку, да только не новую, а старую.

Уселась лиса на пенек и сшила себе из заячьих шкурок шубейку. Пришила к ней длинные уши, короткий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа на большого зайца.

—   Теперь меня зайчата не узнают! — обрадовалась рыжая плутовка.

Побежала она на поляну, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит:

—    Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру!

Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная сорока незнакомца и тут же громко застрекотала:

—  Зайчатки-ребятки! Будьте осторожны. Сдается мне, что этот заяц не настоящий.

—  Почему, тетушка сорока? — удивились зайчата.
—  Потому, что ваши-то шубки серенькие, летние, а у него белая — зимняя.
—  Да не успел я еще шубку сменить, глупая птица! — солгала лиса. — Так принимаете меня в игру или нет?
—  Принимаем! Принимаем! — согласились доверчивые малыши.

Сорока опять за свое:

—  Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зайцев что-то не видывала.

Хитрая лисица ей в ответ:

—   Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полакомится, тот большим вырастает, сильным. Ни волк, ни медведь ему не страшны. Хотите, я вас на эту полянку отведу?
—  Хотим! — хором зайчата отвечают.

А сорока стрекочет:

—  Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомому зайцу, не ходите с ним.

Но зайчата и слушать сороку не стали.

—   Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хотим большими и сильными стать!

А лиса рада-радешенька.

—  Идите, братики, за мной.

Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела лиса вперед поскакать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгнула, а старые нитки раз — и лопнули. Шубейка с лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу лису.

Разбежались малыши во все стороны, только их лиса и видела. Так ни с чем в свою нору она и вернулась.

Вопросы к сказке

  1. Где веселились зайчата?
  2. Кто наблюдал за их игрой?
  3. Кто хотел съесть зайчат?
  4. Как лиса захотела перехитрить зайчат?
  5. Что сшила лиса?
  6. Почему сорока не поверила, что перед ней заяц?
  7. Чем закончилась сказка?

Карточка № 27.

Марта и Чичи

Когда зебра Марта и обезьянка Чичи вошли в ворота парка, на них повеяло приятной прохладой и свежестью. В парке журчали, переливаясь на солнце, струи фонтанов, шелестели зеленые листья деревьев и кустов, а аллеи украшали клумбы с яркими цветами.


Здесь чудесно! — воскликнула Чичи. 
Да! — согласилась с подругой Марта. — Только очень хочется пить. Давай попьем лимонаду и съедим мороженое, а потом пойдем кататься на каруселях.


— Давай! — радостно закивала в ответ обезьянка. Она ловко спрыгнула со спины Марты, расправила пышную розовую юбочку и побежала к киоскам с лимонадом и мороженым.

Скоро подружки уже сидели на лавочке под деревом и с удовольствием лакомились эскимо. В это время на аллее появился, незнакомец в темных очках и модной 
бейсболке. Поравнявшись с Мартой и Чичи он широко улыбнулся, показав острые волчьи клыки, и вежливо произнес:


Доброе утро, юные леди. Рад, очень рад вас видеть! 
Доброе утро, дядюшка Волк, — робко произнесла Чичи, а Марта не поздоровалась, отвернулась и незаметно дернула обезьянку за лапку. 
Вы меня узнали? — огорчился незнакомец. Он пониже опустил козырек бейсболки и поправил на переносице солнцезащитные очки.


— Вы похожи на волка. Хоть мы с вами не знакомы, но ведь и с незнакомцами надо быть 
вежливыми! — тараторила легкомысленнаяЧичи.


Молодец! — похвалил обезьянку Волк. — Ты очень воспитанная, и мне хотелось бы познакомиться и подружиться с тобой и твоей подругой. 
Мы с вами знакомиться не будем, — отрезала Марта. — И не хотим продолжать этот разговор. Пойдем, Чичи, — позвала она подругу.


Волк, казалось, не обратил на слова зебры никакого внимания и продолжал разговор с Чичи:


Нравится ли вам в этом парке? 
Очень нравится! — весело ответила обезьянка. — Здесь совсем не жарко. Можно выпить лимонаду, съесть мороженое, покататься на каруселях. 
Так-то оно так, — закивал головой Волк, искоса глядя на Марту, но, согласитесь, здесь нельзя пощипать свежую травку на газонах, а на деревьях в парке не растут ни бананы, ни груши, ни 
абрикосы. Я хочу пригласить вас к себе в гости, это совсем недалеко. Мой дом окрулсает чудесный сад с зелеными лужайками, с бассейном, где можно вдоволь поплескаться. А кроме того, в саду поспевают бананы и абрикосы. 
Как заманчиво! — обрадовалась Чичи. — Пойдем, Марта! 
Мы никуда с вами не пойдем, — громко ответила умная зебра. — Спасибо, конечно, за любезное предложение, но мы ждем нашего друга — охотничьего пса Барри. Он должен появиться с минуты на минуту, — твердо сказала Марта.


Она наклонилась к Чичи и что-то шепнула ей на ухо.

— Да, да! Я совершенно забыла про встречу с Барри, — подтвердила Чичи.

Волк тотчас перестал улыбаться и, даже не попрощавшись с подругами, быстро направился к выходу.


Зачем ты придумала про Барри? — спросила Чичи. 
Я хотела спасти тебя. Мне показалось, что ты совсем забыла, что нельзя разговаривать с незнакомцами и тем более принимать предложения куда-то пойти с ними. Еще хорошо, что все так благополучно закончилось. 
Но ведь он приглашал нас в гости, хотел угостить меня бананами, а тебя свежей травкой, — грустно сказала обезьянка. 
Ах, какая ты, Чичи, доверчивая. Разве можно верить словам незнакомца! Он обманывал нас. Ты заметила, как быстро он исчез, когда услышал про Барри? Видно, незнакомец замышлял что-то недоброе.


Да, пожалуй, ты права, — согласилась Чичи. Ладно, пойдем лучше покатаемся на каруселях, — предложила Марта, и подружки побежали по аллее парка туда, где играла музыка и весело кружились разноцветные карусели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Формирование основ безопасного поведения у воспитанников второй младшей группы».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью ...

Проект «Пожар – беда!» Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в старшей группе «Теремок»

Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...

Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год

Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных зада...

Доклад "Формирование основ безопасного поведения в природе детей младшей группы"

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:-повышенная двигательная активность;-рост самостоятельн...

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача...

Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников"

Образовательный: информационно-практико-ориентированный,групповой долгосрочный  проект, включающий  интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.  ...