Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Огородникова Елена Николаевна

Образовательный: информационно-практико-ориентированный,групповой долгосрочный  проект, включающий  интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.                                                                                                                                                                                                                         Цель проекта:Формирование осознанного безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                            В материалах проекта освещены: задачи проекта, формы реализации, продукты деятельности, ожидаемые результаты, этапы реализации.                                                Проект содержит перспективный план работы на год с детьми,   педагогами, родителями.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Департамент образования комитета по социальной  политике

и культуре администрации города Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города  Иркутска детский  сад № 126

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126)

664043,  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 47, тел. 30-26-25

E-mail: ds-126@yandex.ru

                                          Образовательный   долгосрочный   проект

                                      «Формирование основ  безопасного поведения в быту

у старших дошкольников»

                      

                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                                            Авторы проекта:  

                                                                                      Огородникова Е.Н, воспитатель ВКК

                                                                                                  Токарь И. М., воспитатель ВКК

                                                                        г. Иркутск, 2024г.

Область интеграции: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Тип, вид проекта: образовательный: информационно - практико-ориентированный, групповой.

Участники проекта: дети разновозрастной группы  5-7 лет с ТНР.

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Ресурсы проекта: проектор, мультимедийный экран, ноутбук,  видеотека мультфильмов по безопасности

в быту; дидактические пособия, дидактические игры.

Актуальность проекта:

Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не  зная и не думая о возможных опасностях.

«Ни для кого не секрет,  что современный  человек ежедневно сталкивается с множеством опасностей,

но особую тревогу мы испытываем за наших детей. Задача взрослых не в том, чтобы оберегать и защищать

 ребёнка, а в том, чтобы подготовить его к встрече с опасными, жизненными ситуациями, и

способствовать накапливанию опыта безопасного поведения».

 Через год наши  воспитанники станут школьниками, а это значит, что большую часть времени они будут

проводить дома одни.  Можно ли  научить ребёнка безопасному поведению? Думаем,   не только можно,

но и нужно.  И наша  задача – научить детей быть самостоятельными, дать им знания и привить такие

навыки поведения, обладание которыми гарантирует им безопасность в окружающем мире.

Цель:  Формирование осознанного безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного  возраста.

 Задачи проекта:                                                                                        

- Формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

-Формировать представления об опасных ситуациях в быту и способах правильного поведения.

 - Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения в быту на основе полученных знаний.

-Развивать самостоятельность и ответственность.

Формы реализации проекта:  Занятия,  беседы, индивидуальные беседы с детьми, моделирование ситуаций, экскурсии, просмотр презентаций и мультфильмов  на тему безопасности в быту,  дидактическая игры,  настольные игры, игры – тренинги, игровые упражнения и занятия, викторины  по правилам безопасности,   сюжетно-ролевые  игры, изобразительная деятельность, чтение художественных произведений и обсуждение произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям, плакатов, фотоиллюстраций, фотографий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 мин со всей группой детей. Так же предусмотрена самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности (игровой, книги, безопасности и т.д.), и в режимных моментах.

Продукты деятельности: лэпбук,   картотека игр по безопасности, подборка загадок и стихотворений об опасных предметах и ситуациях, дидактические игры, папка с информацией по теме для педагогов: перспективный план работы  с детьми, конспекты занятий  с детьми, конспекты мероприятий с родителями, плакаты;  видеотека презентаций и мультфильмов по теме.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Сформирован  поведенческий стереотип безопасного поведения в быту на основе полученных знаний: выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям 5-7 лет); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся  ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).

Педагоги: оснащение центра  безопасности новыми дидактическими играми по безопасности,  составление  перспективного плана работы с детьми по формированию безопасного поведения в быту, формирование сборника конспектов и  мероприятий с родителями, с детьми.

Родители:

Становятся активными участниками образовательного процесса.

Проявляют заинтересованность в вопросах формирования у детей опыта безопасного поведения в быту.

 Повышение родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

        

                                                                 Этапы реализации проекта:

1 этап.    Подготовительный.

Цель: Заинтересовать детей и родителей темой проекта. Привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. Создать необходимую базу для решения задач проекта, для реализации различных видов деятельности детей.

месяц

      С педагогами

С детьми

 С родителями

сентябрь

1. Изучение теоретической и методической литературы.

2.Составление перспективного плана

3.Подобрать:  дид.игры, стихотворения, загадки, рифмованные правила, сказки.

1. Мониторинг    (определение  и степень знаний детей о безопасности в быту) авторы Н.Г.Косолапова, Т.Г.Хромцова.

1. Анкетирование.

2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

2 этап.                                   Практический

Цель: Реализация проекта.

октябрь

1.Подготовить дидактические игры:

 «Раз два три, что может быть опасно, найди» (макет).

 «Подбери игрушку Танюшке».

2. подготовить книгу Н. Нефедовой

«Инструменты, какие они?»

«Из прошлого – что было до …?»  иллюстрации к книге.

3. Подготовить видео - экскурсия   на кухню.

  1. Занятие «В мире опасных предметов: (колющие, режущие, острые)»

2.Индивидуальные разговоры о доме, 3.Рассматривание иллюстраций в книге

Н. Ушаковой «Что я вижу дома»

4.«Экскурсия по игровому уголку». «Комната» и «Кухня» (макет)

5.Дидактические  игры «Раз два три, что может быть опасно, найди» (макет).

 «Подбери игрушку Танюшке».

6.Сюжетно-ролевая  игра «Семья» - обогатить сюжет игры: папа чинит мебель, мама штопает белье.

7.Отгадывание загадок об изученных предметах, рисование отгадок.

 8.«Инструменты, какие они?»

«Из прошлого – что было до …?» рассматривание иллюстраций.

9.Видео-экскурсия на кухню: обратить внимание на опасные предметы, как повар пользуется ими; где они хранятся после работы:

«У каждой вещи – свое место»

10.Чтение и обсуждение произведений Ю. Черных «Путешествие»

1.Обогатить атрибуты к сюжетно-ролевой  игре «Семья».

2.Совместно с детьми готовят альбом загадок с нарисованными отгадками на тему «Опасные предметы»

ноябрь

Подготовить:   1.Дидактические игры «Так и не так», «Убери на место»

2.  Ю. Пермяк «Торопливый ножик».

 3.Рассказ  об электричестве, его значении и опасности тока.

4. Пиктограммы опасных предметов и э/приборов, правил безопасности.

5. Настольная игра «Лото» (Электробытовые приборы)

 1.Занятия: «Опасные предметы»

«Электробытовые приборы»

 2.Работа с макетом «Комната Мишки»

- Рассмотреть макет комнаты.

Вопросы:

- Какие предметы находятся в комнате?

- Чем могут быть опасны предметы и не опасны, находящиеся здесь.

 3.Игра-тренинг «Я могу помочь себе и другому»

4. Беседа об электроприборах

Вопросы:

- Какие электроприборы вы знаете?

- Для чего они необходимы?

- Чем они опасны?

- Как можно пользоваться ими?

5. Знакомство с правилами безопасности и их заучивание с помощью пиктограмм.

6. Работа в тетрадях:

Возле знаков

 нарисовать с помощью пиктограмм предметы и рассказать о них

- Описать внешний вид.

- Внешнее строение.

- Как пользоваться этим прибором  

 7. Игра словесно – логическая «Без чего не бывает?»

-Без чего не бывает холодильника? – без холода.

-Без чего не бывает  электрического чайника? – без электричества.

-Без чего не бывает печи? – без огня и т. д.

  1.Приготовить с ребёнком салат «Витаминный». Научить ребёнка правильно пользоваться ножом,  тёркой для овощей: порезать яблоко,  натереть на тёрке варёную морковь.

 2.Совместная деятельность с ребёнком:

- Поможем маме почистить ковер (пылесос включаем в обесточенный удлинитель -  учим включать и выключать правильно  пылесос).

3.Экскурсия с родителями в магазин электротоваров.

декабрь

Подготовить

1.Рассказ  об огне.

2. Игра «Если возник пожар».

3.Составить правила пожарной безопасности для заучивания  с помощью пиктограмм.

4.Дидактическая игра «Выбери пожароопасные предметы».

1.Беседа на тему «Огонь - наш друг или враг?»  с рассматриванием иллюстраций.

Вопросы к беседе.

- Расскажи,  почему в древности люди поклонялись огню, как божеству?

- Чем помогал огонь древним людям?

- Где сегодня работает огонь? Как он помогает людям?

- Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит?

- В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам?

- Какие меры предосторожности нужно принять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард?

- Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами?

- Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени?

 2.Игра «Если возник пожар».

 3.Знакомство с правилами по пожарной безопасности  и заучивание их с помощью пиктограмм.

4.Дидактическая игра «Выбери пожароопасные предметы».

5.Зарисовка правил пожарной безопасности с помощью пиктограмм.

 1. Игра-тренинг с ребёнком  и телефоном «Увидел дым – звони 112»: Учить  детей правильно вызывать пожарных: сообщить адрес, фамилию, что горит, кто есть в доме.

январь

Подготовить:  1.Художественные произведения, фотоиллюстрации,

стихотворения и рифмованные правила, загадки, мультфильм «Уроки тётушки Совы: уроки осторожности в доме»

  2.Игра-занятие «Что делать при пожаре?»

 3.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Спасатели», «Диспетчер - пожарная команда».

 4.Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 01»

 5.Дидактические игры: «Пожароопасные предметы»,  «Опасно – неопасно», «Так и не так».

 

 1.Занятие «Огонь – судья беспечности людей!».

 2.Чтение художественных произведений:

 И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».

П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Е. Новичихин «01»

М.С. Михалков «Дядя Степа»

Л. Орлова «Как сто бед испугал волка, а сам чуть не сгорел»

О. Иоселиани «Пожарная команда»

 3.Работа в книжном уголке:  рассматривание фотоиллюстраций, раскрывающих добрые дела огня – работа сталеваров, хлебопеки, туристы у вечернего костра, печка в деревянном доме, свеча на столе. Затем в противовес рассматривание иллюстраций, картинок «Огонь-враг людей»: лесной пожар, пожар в жилом доме, работа пожарной машины, больные в ожоговом отделении больницы; обсуждение и беседа с детьми о каждой из них.

 4.Беседа о профессии «Пожарный».

Рассматривание плакатов о пожарной безопасности.

 5.Рисование «Пожар в квартире».

 6. Игра-занятие «Что делать при пожаре?»

 7.Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Диспетчер - пожарная команда»

 8.Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 112»

 9.Разучивание стихов по теме рифмованных правил.

 10.Разгадывание загадок по теме «Экскурсия в пожарную часть»

 11. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы»,  «Опасно – неопасно», «Так и не так».

 12. Чтение с продолжением (в течение недели) и обсуждение книги.

А.  Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели»

Просмотр видеофильмов по теме.

  1.Экскурсия в пожарную часть.

2. Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 112»

февраль

Подготовить

1.Художественные произведения:

К. Чуковский «Айболит»

С. Михалков «Прививка», «Грипп» отрывки из произведения «Дядя Степа».

 2.Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница»: практическое закрепление полученных знаний, оказание первой помощи при порезе, ожоге, носовом кровотечении.

 3.Дидактические игры «Что мы знаем о вещах», «Мы – спасатели»: 4.Настольно -  печатные игры: «Больница Айболита», «Кому что нужно».

 5.Пополнить игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница-аптека».

 6. Подготовить

викторину по правилам безопасности (дети и родители)  

  1. Занятие «В гостях у Айболита»
  2. «Моделирование ситуаций с травмами»: порез, колотая рана, ожог, ссадина.

 3.Рассматривание иллюстраций из книги К.И. Чуковского «Айболит» и чтение отрывков.

 4.Беседа с детьми с использованием картины «Врач пришел»:

- В каких случаях мы можем пригласить доктора домой?

- Если помощь нужна срочно, а врач не может прийти быстро, что нужно делать?

- Чем отличается машина «Скорой помощи» от любой другой машины?

- Для чего на машине «скорой помощи» устанавливается сирена с мигалкой?

- А вы могли бы объяснить почему «скорая помощь» называется «скорой»?

5. Обсуждение ситуаций: «Из пальца идет кровь», «Порезал руку», «Разбил нос», «Обжог руку», «Упал - ссадина на ноге».

6. Знакомство детей со службой  ОЗ.

7. Игра - тренинг  «Я вызываю скорую помощь».

8.Работа с пиктограммами:

- Пиктограммы на оказание первой помощи по виду травмы.

- Пиктограммы:  Травма и опасные предметы, которые могут привести к этой травме при неправильном обращении с ними».

 1.Пополнение игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница-аптека»

 2. Викторина по правилам безопасности (дети и родители)  

 3. С.И.М «Стираем и гладим кукольные постельные принадлежности»

март

Подготовить:

1.Рассказ  о пользе и вреде бытовой химии и лекарственных средств;

 2.Стихотворение «Великаны и тараканы»; 3.Дидактические игры  «Домик улитки»;

 «Так или не так»,  «Сто бед»

4. Произведения художественной литературы по теме.

 1. Занятие «Средства бытовой химии и лекарственные средства в доме».

2. Работа с таблицей.

Задания:

а) выделите те опасности, которые вы уже знаете?

б) что осталось невыделенным?

в) почему лекарства опасны? Как выдумаете?

3. Рассказ воспитателя о пользе и вреде бытовой химии и лекарственных средств.

4. Чтение стихотворения «Великаны и тараканы».

5. Рисование пиктограмм: составление и зарисовка правила (пиктограммы) на тему: «Опасность: лекарства и бытовая химия».

 6.Дидактическое упражнение «Если кто-то заболел»

 7.Чтение художественной литературы.

8. Дидактические игры «Домик улитки», «Так или не так», «Сто бед»

 1.С.И.М. «Рассыпали стиральный порошок»

апрель

Подготовить:

1. дидактические  игры

«Высоко – низко» (фотографии), «Так и не так», «Домик улитки»

 2.«Настольный театр»  сюжет: «Дети дома одни»  

 3.Педагогические  ситуации – достать игрушку с полк, книгу из шкафа и т.п.

4.Сюжетно-ролевые игры «Больница -травмпункт»

- оказание первой помощи при ушибе, переломе ноги, руки.  5.Художественное произведение С.Михалков «Дядя Степа – великан».

 1. Занятие «Балкон, открытое окно, высокие предметы»

 2. Дидактические  игры

«Высоко – низко» (рассматривание фотографий), «Так и не так», «Домик улитки»

 3.«Настольный театр» разыгрывание истории по сюжету: «Дети дома одни»  

 4.Педагогические  ситуации – достать игрушку с полк, книгу из шкафа и т.п.

  5.Физкультурное занятие: ситуация:  нет одной перекладины на шведской лестнице.

 6.Сюжетно-ролевые игры «Больница -травмпункт»

- оказание первой помощи при ушибе, переломе ноги, руки.

7.Чтение художественных произведений С. Михалков «Дядя Степа – великан»

 1. С.И.М.

« Достать игрушку с полки, книгу из шкафа, бумажный самолет со шкафа»

3 этап.   Итоговый - контрольно-оценочный.                                                                                                                                       Цель: Систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности.

май

1.Подготовка и проведение мониторинга.

2. Подготовка материалов для детских лэпбуков .

З. Изготовление лэпбука «Азбука безопасности»

4.Подготовка и проведение досуга «Моя безопасность

1.Контрольный срез знаний.

2. Изготовления лэпбука  «Азбука безопасности»

3.Досуг - развлечение «Моя безопасность»

 1.Досуг для детей и родителей:

«Моя безопасность»

4 этап.              Презентационный.

                                                                Презентация проекта коллегам.

Достигнутые результаты: 

   Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности,  активности  в приобретении знаний, ответственности и самостоятельности, стремления проявлять  осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Работа по проекту  помогла развить представления об опасных ситуациях в быту и способах правильного поведения.  Сделанный нами  и реализованный в ходе проекта, подбор различных видов деятельности: дидактических игр, смоделированных игровых ситуаций, и т.д., помог  детям  «прожить» возможные опасности,  научил проявлять осмотрительность и находить быстрое и правильное  решение, опираясь на полученные знания.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что  проблема формирования опыта безопасного поведения в быту важна и актуальна, и если подойти к этому вопросу разумно, учесть «подводные камни», можно достичь замечательных результатов.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». /Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста./Санкт-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002г.-133с.
  2. Белая К.Ю. /«Формирование основ безопасности у дошкольников» /Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2011г.-60с
  3. Шорыгина Т.А./ «Беседы по основам безопасности с детьми 5-8 лет»/ Москва «ТЦ Сфера» 2006г.-5-43с
  4. Шорыгина Т.А./ «Осторожные сказки: Безопасность малышей.-М.:Прометей,2002г.
  5. Артёмова Л.В./ «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.:Просвещение,1998г.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).

Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не  зная и не думая о возможных опасностях....

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасности в быту у старших дошкольников"

Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не  зная и не думая о возможных опасностях.«Ни для кого не секрет,  что современный  человек ежедневно сталкивается с множеством ...