Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)
Образовательный: информационно-практико-ориентированный,групповой долгосрочный проект, включающий интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Цель проекта:Формирование осознанного безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. В материалах проекта освещены: задачи проекта, формы реализации, продукты деятельности, ожидаемые результаты, этапы реализации. Проект содержит перспективный план работы на год с детьми, педагогами, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательный долгосрочный проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности | 50.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования комитета по социальной политике
и культуре администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 126
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126)
664043, г. Иркутск, бульвар Рябикова, 47, тел. 30-26-25
E-mail: ds-126@yandex.ru
Образовательный долгосрочный проект
«Формирование основ безопасного поведения в быту
у старших дошкольников»
Авторы проекта:
Огородникова Е.Н, воспитатель ВКК
Токарь И. М., воспитатель ВКК
г. Иркутск, 2024г.
Область интеграции: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Тип, вид проекта: образовательный: информационно - практико-ориентированный, групповой.
Участники проекта: дети разновозрастной группы 5-7 лет с ТНР.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Ресурсы проекта: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, видеотека мультфильмов по безопасности
в быту; дидактические пособия, дидактические игры.
Актуальность проекта:
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях.
«Ни для кого не секрет, что современный человек ежедневно сталкивается с множеством опасностей,
но особую тревогу мы испытываем за наших детей. Задача взрослых не в том, чтобы оберегать и защищать
ребёнка, а в том, чтобы подготовить его к встрече с опасными, жизненными ситуациями, и
способствовать накапливанию опыта безопасного поведения».
Через год наши воспитанники станут школьниками, а это значит, что большую часть времени они будут
проводить дома одни. Можно ли научить ребёнка безопасному поведению? Думаем, не только можно,
но и нужно. И наша задача – научить детей быть самостоятельными, дать им знания и привить такие
навыки поведения, обладание которыми гарантирует им безопасность в окружающем мире.
Цель: Формирование осознанного безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
-Формировать представления об опасных ситуациях в быту и способах правильного поведения.
- Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения в быту на основе полученных знаний.
-Развивать самостоятельность и ответственность.
Формы реализации проекта: Занятия, беседы, индивидуальные беседы с детьми, моделирование ситуаций, экскурсии, просмотр презентаций и мультфильмов на тему безопасности в быту, дидактическая игры, настольные игры, игры – тренинги, игровые упражнения и занятия, викторины по правилам безопасности, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, чтение художественных произведений и обсуждение произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям, плакатов, фотоиллюстраций, фотографий. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 мин со всей группой детей. Так же предусмотрена самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности (игровой, книги, безопасности и т.д.), и в режимных моментах.
Продукты деятельности: лэпбук, картотека игр по безопасности, подборка загадок и стихотворений об опасных предметах и ситуациях, дидактические игры, папка с информацией по теме для педагогов: перспективный план работы с детьми, конспекты занятий с детьми, конспекты мероприятий с родителями, плакаты; видеотека презентаций и мультфильмов по теме.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Сформирован поведенческий стереотип безопасного поведения в быту на основе полученных знаний: выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям 5-7 лет); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).
Педагоги: оснащение центра безопасности новыми дидактическими играми по безопасности, составление перспективного плана работы с детьми по формированию безопасного поведения в быту, формирование сборника конспектов и мероприятий с родителями, с детьми.
Родители:
Становятся активными участниками образовательного процесса.
Проявляют заинтересованность в вопросах формирования у детей опыта безопасного поведения в быту.
Повышение родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. Цель: Заинтересовать детей и родителей темой проекта. Привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта. Создать необходимую базу для решения задач проекта, для реализации различных видов деятельности детей. | |||
месяц | С педагогами | С детьми | С родителями |
сентябрь | 1. Изучение теоретической и методической литературы. 2.Составление перспективного плана 3.Подобрать: дид.игры, стихотворения, загадки, рифмованные правила, сказки. | 1. Мониторинг (определение и степень знаний детей о безопасности в быту) авторы Н.Г.Косолапова, Т.Г.Хромцова. | 1. Анкетирование. 2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению. |
2 этап. Практический Цель: Реализация проекта. | |||
октябрь | 1.Подготовить дидактические игры: «Раз два три, что может быть опасно, найди» (макет). «Подбери игрушку Танюшке». 2. подготовить книгу Н. Нефедовой «Инструменты, какие они?» «Из прошлого – что было до …?» иллюстрации к книге. 3. Подготовить видео - экскурсия на кухню. |
2.Индивидуальные разговоры о доме, 3.Рассматривание иллюстраций в книге Н. Ушаковой «Что я вижу дома» 4.«Экскурсия по игровому уголку». «Комната» и «Кухня» (макет) 5.Дидактические игры «Раз два три, что может быть опасно, найди» (макет). «Подбери игрушку Танюшке». 6.Сюжетно-ролевая игра «Семья» - обогатить сюжет игры: папа чинит мебель, мама штопает белье. 7.Отгадывание загадок об изученных предметах, рисование отгадок. 8.«Инструменты, какие они?» «Из прошлого – что было до …?» рассматривание иллюстраций. 9.Видео-экскурсия на кухню: обратить внимание на опасные предметы, как повар пользуется ими; где они хранятся после работы: «У каждой вещи – свое место» 10.Чтение и обсуждение произведений Ю. Черных «Путешествие» | 1.Обогатить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья». 2.Совместно с детьми готовят альбом загадок с нарисованными отгадками на тему «Опасные предметы» |
ноябрь | Подготовить: 1.Дидактические игры «Так и не так», «Убери на место» 2. Ю. Пермяк «Торопливый ножик». 3.Рассказ об электричестве, его значении и опасности тока. 4. Пиктограммы опасных предметов и э/приборов, правил безопасности. 5. Настольная игра «Лото» (Электробытовые приборы) | 1.Занятия: «Опасные предметы» «Электробытовые приборы» 2.Работа с макетом «Комната Мишки» - Рассмотреть макет комнаты. Вопросы: - Какие предметы находятся в комнате? - Чем могут быть опасны предметы и не опасны, находящиеся здесь. 3.Игра-тренинг «Я могу помочь себе и другому» 4. Беседа об электроприборах Вопросы: - Какие электроприборы вы знаете? - Для чего они необходимы? - Чем они опасны? - Как можно пользоваться ими? 5. Знакомство с правилами безопасности и их заучивание с помощью пиктограмм. 6. Работа в тетрадях: Возле знаков нарисовать с помощью пиктограмм предметы и рассказать о них - Описать внешний вид. - Внешнее строение. - Как пользоваться этим прибором 7. Игра словесно – логическая «Без чего не бывает?» -Без чего не бывает холодильника? – без холода. -Без чего не бывает электрического чайника? – без электричества. -Без чего не бывает печи? – без огня и т. д. | 1.Приготовить с ребёнком салат «Витаминный». Научить ребёнка правильно пользоваться ножом, тёркой для овощей: порезать яблоко, натереть на тёрке варёную морковь. 2.Совместная деятельность с ребёнком: - Поможем маме почистить ковер (пылесос включаем в обесточенный удлинитель - учим включать и выключать правильно пылесос). 3.Экскурсия с родителями в магазин электротоваров. |
декабрь | Подготовить 1.Рассказ об огне. 2. Игра «Если возник пожар». 3.Составить правила пожарной безопасности для заучивания с помощью пиктограмм. 4.Дидактическая игра «Выбери пожароопасные предметы». | 1.Беседа на тему «Огонь - наш друг или враг?» с рассматриванием иллюстраций. Вопросы к беседе. - Расскажи, почему в древности люди поклонялись огню, как божеству? - Чем помогал огонь древним людям? - Где сегодня работает огонь? Как он помогает людям? - Почему огонь может быть опасен для людей? Когда это происходит? - В каких случаях неосторожное обращение с огнем приводит к пожарам? - Какие меры предосторожности нужно принять дома в новогодние праздники при использовании свечей, фейерверков, бенгальских огней, петард? - Какие меры предосторожности нужно предпринять при пользовании электробытовыми приборами? - Как вызвать пожарную команду в случае запаха дыма или вида огня, пламени? 2.Игра «Если возник пожар». 3.Знакомство с правилами по пожарной безопасности и заучивание их с помощью пиктограмм. 4.Дидактическая игра «Выбери пожароопасные предметы». 5.Зарисовка правил пожарной безопасности с помощью пиктограмм. | 1. Игра-тренинг с ребёнком и телефоном «Увидел дым – звони 112»: Учить детей правильно вызывать пожарных: сообщить адрес, фамилию, что горит, кто есть в доме. |
январь | Подготовить: 1.Художественные произведения, фотоиллюстрации, стихотворения и рифмованные правила, загадки, мультфильм «Уроки тётушки Совы: уроки осторожности в доме» 2.Игра-занятие «Что делать при пожаре?» 3.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Спасатели», «Диспетчер - пожарная команда». 4.Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 01» 5.Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Опасно – неопасно», «Так и не так».
| 1.Занятие «Огонь – судья беспечности людей!». 2.Чтение художественных произведений: И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела». П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» Е. Новичихин «01» М.С. Михалков «Дядя Степа» Л. Орлова «Как сто бед испугал волка, а сам чуть не сгорел» О. Иоселиани «Пожарная команда» 3.Работа в книжном уголке: рассматривание фотоиллюстраций, раскрывающих добрые дела огня – работа сталеваров, хлебопеки, туристы у вечернего костра, печка в деревянном доме, свеча на столе. Затем в противовес рассматривание иллюстраций, картинок «Огонь-враг людей»: лесной пожар, пожар в жилом доме, работа пожарной машины, больные в ожоговом отделении больницы; обсуждение и беседа с детьми о каждой из них. 4.Беседа о профессии «Пожарный». Рассматривание плакатов о пожарной безопасности. 5.Рисование «Пожар в квартире». 6. Игра-занятие «Что делать при пожаре?» 7.Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Диспетчер - пожарная команда» 8.Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 112» 9.Разучивание стихов по теме рифмованных правил. 10.Разгадывание загадок по теме «Экскурсия в пожарную часть» 11. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Опасно – неопасно», «Так и не так». 12. Чтение с продолжением (в течение недели) и обсуждение книги. А. Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели» Просмотр видеофильмов по теме. | 1.Экскурсия в пожарную часть. 2. Игровой тренинг «Вызов службы спасения», «Звонок 112» |
февраль | Подготовить 1.Художественные произведения: К. Чуковский «Айболит» С. Михалков «Прививка», «Грипп» отрывки из произведения «Дядя Степа». 2.Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница»: практическое закрепление полученных знаний, оказание первой помощи при порезе, ожоге, носовом кровотечении. 3.Дидактические игры «Что мы знаем о вещах», «Мы – спасатели»: 4.Настольно - печатные игры: «Больница Айболита», «Кому что нужно». 5.Пополнить игровые атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница-аптека». 6. Подготовить викторину по правилам безопасности (дети и родители) |
3.Рассматривание иллюстраций из книги К.И. Чуковского «Айболит» и чтение отрывков. 4.Беседа с детьми с использованием картины «Врач пришел»: - В каких случаях мы можем пригласить доктора домой? - Если помощь нужна срочно, а врач не может прийти быстро, что нужно делать? - Чем отличается машина «Скорой помощи» от любой другой машины? - Для чего на машине «скорой помощи» устанавливается сирена с мигалкой? - А вы могли бы объяснить почему «скорая помощь» называется «скорой»? 5. Обсуждение ситуаций: «Из пальца идет кровь», «Порезал руку», «Разбил нос», «Обжог руку», «Упал - ссадина на ноге». 6. Знакомство детей со службой ОЗ. 7. Игра - тренинг «Я вызываю скорую помощь». 8.Работа с пиктограммами: - Пиктограммы на оказание первой помощи по виду травмы. - Пиктограммы: Травма и опасные предметы, которые могут привести к этой травме при неправильном обращении с ними». | 1.Пополнение игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница-аптека» 2. Викторина по правилам безопасности (дети и родители) 3. С.И.М «Стираем и гладим кукольные постельные принадлежности» |
март | Подготовить: 1.Рассказ о пользе и вреде бытовой химии и лекарственных средств; 2.Стихотворение «Великаны и тараканы»; 3.Дидактические игры «Домик улитки»; «Так или не так», «Сто бед» 4. Произведения художественной литературы по теме. | 1. Занятие «Средства бытовой химии и лекарственные средства в доме». 2. Работа с таблицей. Задания: а) выделите те опасности, которые вы уже знаете? б) что осталось невыделенным? в) почему лекарства опасны? Как выдумаете? 3. Рассказ воспитателя о пользе и вреде бытовой химии и лекарственных средств. 4. Чтение стихотворения «Великаны и тараканы». 5. Рисование пиктограмм: составление и зарисовка правила (пиктограммы) на тему: «Опасность: лекарства и бытовая химия». 6.Дидактическое упражнение «Если кто-то заболел» 7.Чтение художественной литературы. 8. Дидактические игры «Домик улитки», «Так или не так», «Сто бед» | 1.С.И.М. «Рассыпали стиральный порошок» |
апрель | Подготовить: 1. дидактические игры «Высоко – низко» (фотографии), «Так и не так», «Домик улитки» 2.«Настольный театр» сюжет: «Дети дома одни» 3.Педагогические ситуации – достать игрушку с полк, книгу из шкафа и т.п. 4.Сюжетно-ролевые игры «Больница -травмпункт» - оказание первой помощи при ушибе, переломе ноги, руки. 5.Художественное произведение С.Михалков «Дядя Степа – великан». | 1. Занятие «Балкон, открытое окно, высокие предметы» 2. Дидактические игры «Высоко – низко» (рассматривание фотографий), «Так и не так», «Домик улитки» 3.«Настольный театр» разыгрывание истории по сюжету: «Дети дома одни» 4.Педагогические ситуации – достать игрушку с полк, книгу из шкафа и т.п. 5.Физкультурное занятие: ситуация: нет одной перекладины на шведской лестнице. 6.Сюжетно-ролевые игры «Больница -травмпункт» - оказание первой помощи при ушибе, переломе ноги, руки. 7.Чтение художественных произведений С. Михалков «Дядя Степа – великан» | 1. С.И.М. « Достать игрушку с полки, книгу из шкафа, бумажный самолет со шкафа» |
3 этап. Итоговый - контрольно-оценочный. Цель: Систематизировать и обобщить результаты проектной деятельности. | |||
май | 1.Подготовка и проведение мониторинга. 2. Подготовка материалов для детских лэпбуков . З. Изготовление лэпбука «Азбука безопасности» 4.Подготовка и проведение досуга «Моя безопасность | 1.Контрольный срез знаний. 2. Изготовления лэпбука «Азбука безопасности» 3.Досуг - развлечение «Моя безопасность» | 1.Досуг для детей и родителей: «Моя безопасность» |
4 этап. Презентационный. Презентация проекта коллегам. |
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, активности в приобретении знаний, ответственности и самостоятельности, стремления проявлять осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Работа по проекту помогла развить представления об опасных ситуациях в быту и способах правильного поведения. Сделанный нами и реализованный в ходе проекта, подбор различных видов деятельности: дидактических игр, смоделированных игровых ситуаций, и т.д., помог детям «прожить» возможные опасности, научил проявлять осмотрительность и находить быстрое и правильное решение, опираясь на полученные знания.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что проблема формирования опыта безопасного поведения в быту важна и актуальна, и если подойти к этому вопросу разумно, учесть «подводные камни», можно достичь замечательных результатов.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». /Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста./Санкт-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002г.-133с.
- Белая К.Ю. /«Формирование основ безопасности у дошкольников» /Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2011г.-60с
- Шорыгина Т.А./ «Беседы по основам безопасности с детьми 5-8 лет»/ Москва «ТЦ Сфера» 2006г.-5-43с
- Шорыгина Т.А./ «Осторожные сказки: Безопасность малышей.-М.:Прометей,2002г.
- Артёмова Л.В./ «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.:Просвещение,1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача
Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...
Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасности в быту у старших дошкольников"
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях.«Ни для кого не секрет, что современный человек ежедневно сталкивается с множеством ...