Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача
статья по обж (старшая группа)
Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача
Для того чтобы раскрыть понятие «безопасность», необходимо обратиться к существующей литературе по заданной теме. Только подробно изучив литературные источники по данной проблеме и продиагностировав знания и умения детей старшего дошкольного возраста в этой области, можно приступать к формулировке образовательных ситуаций.
На данный момент существует множество пособий и литературных источников на тему безопасности жизнедеятельности, но, к сожалению, большинство из них не предназначено для детей дошкольного возраста. Чаще всего данные пособия направлены на работу с детьми в условиях школы. Также в школе представлен отдельный обязательный предмет по этой теме – основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В дошкольных образовательных учреждениях данному вопросу уделяют меньше внимания, но это не значит, что в этом нет необходимости. Важно формировать основы безопасности жизнедеятельности уже с дошкольного возраста, это обеспечит ребенку необходимые знания и уверенность в собственных действиях.
Существует парциальная программа для дошкольных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной, а также учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста под редакцией тех же авторов, которое носит название «Безопасность». Понятие безопасности раскрывается авторами как правильное поведение в различных ситуациях, а не просто некие усвоенные детьми знания по данной теме. Основным, интересующим нас разделом, в программе будет раздел под названием «Ребенок дома».Работа воспитателей и родителей по данной программе в большей мере направлена на приобретение ребенком некого опыта и определенных навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях. Важно, чтобы ребенок не только знал основные, элементарные правила безопасного поведения, но и смог применять эти правила на практике.
В своем исследовании «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В. А. Деркунская отмечает, что ребенок должен проявлять интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения. Несомненно, развитие ребенка дошкольного возраста и формирование опыта безопасного поведения должно основываться на собственном интересе детей. Важно учитывать возрастные особенности и потребности ребенка дошкольного возраста, а также его интерес к тому или иному материалу.
Существуют различные исследования в области формирования у детей навыков безопасного поведения. Так, например, Л. С. Григорович в качестве формирования навыков безопасного поведения у дошкольников предлагает рассматривание сюжетных картинок, на которых изображены различные опасные для жизни и здоровья ребенка ситуации. Данные иллюстрации предполагают эмоциональный отклик ребенка, чувство сопереживания персонажам, попавшим в опасную ситуацию, способствуют формированию опыта действий дошкольников в опасных ситуациях, так как ребенок в данном случае учится на чужих ошибках, делая выводы и заключения о неправильном поведении персонажей.
Максиняева М. Р.в своем пособии «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками» предлагает различные формы занятий, которые можно осуществлять и с дошкольниками в условиях современного детского сада. Она предлагает интересные способы взаимодействия с детьми по освоению правил безопасности в виде загадок, ребусов, кроссвордов, считалок и других форм. Освоение правил безопасного поведения в такой форме является понятным и комфортным для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Итак, используя различные литературные источники по проблеме формирования у детей основ безопасности, мы смогли рассмотреть мнения ведущих теоретиков на понятие безопасность. Также удалось познакомиться с различными формами реализации программ по формированию у дошкольников безопасного поведения. Все эти источники объединяет одно – осознание важности данной проблемы и необходимость формирования у ребенка дошкольного возраста понятия безопасности, безопасного поведения и опыта действий в опасных ситуациях.
Безопасное поведение детей в быту – это широкий раздел общей безопасности ребенка. К сожалению, чаще всего несчастные случаи с детьми происходят в результате незнания ребенком элементарных правил поведения. Все эти аспекты необходимо учитывать в процессе формирования у детей знаний основных правил безопасного поведения и формирования опыта поведения в условиях опасных ситуаций. Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций (Н. Едимская, Г. Казанцев, М. Котик, Л. Михайлов, Ю. Мотин, В. Немсадзе, С. Проскурин, В. Соломин, И. Щеголев и др.).
Изучение различных аспектов формирования культуры безопасности у дошкольников показывает, что содержание образования должно быть изоморфно содержанию и структуре данного компонента культуры и включать: воспитание мотивации к безопасности; формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления; формирование компетенций безопасного поведения; формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций; формирование психологической готовности к безопасному поведению; воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Таким образом, мы находим подтверждение необходимости формирования у детей основ безопасного поведения в дошкольном учреждении. Осуществить процесс формирования основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников помогут образовательные ситуации по данной теме. Они должны основываться на вышеперечисленных аспектах, а также учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год
Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных зада...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста...
Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников"
Образовательный: информационно-практико-ориентированный,групповой долгосрочный проект, включающий интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. ...