Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа)
Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных задач, направлены на развитие нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
« СК Начальная школа – детский сад № 144»
Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту
в средней группе для детей с нарушением зрения
на 2018 – 2019 учебный год
Составила:
Монахова Г.Г.,
воспитатель первой
квалификационной
категории
г. Дзержинск
- 2018-
Пояснительная записка
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании
окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Из-за особенностей психического развития, дети с нарушениями зрения овладевают навыками безопасности жизнедеятельности гораздо медленнее, чем их нормально видящие сверстники. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, они в основном полагаются на зрительную ориентацию и не
стремятся использовать сохранные органы чувств, для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта, опираются на неточное зрительное восприятие. Это подчеркивает необходимость специально организованной коррекционной работы, направленной на обучение ребенка осознанному и активному использованию своих органов чувств, со стороны всех педагогов и родителей.
Очень важно в специально-организованном коррекционно-педагогическом процессе содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения.
Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных задач, направлены на развитие нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Задачи по формированию норм и правил безопасного поведения в быту реализуются в соответствии с перспективно-тематическим планированием и по возможности, через все виды детской деятельности.
Сентябрь | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
экскурсия-обследование | «Мы по садику пойдем, все увидим, все найдем!» | Продолжать учить ориентироваться в здании детского сада, отметить места, которые могут стать опасными при условии несоблюдения правил поведения. |
компьютерная презентация | «Правила поведения» | Вспомнить с детьми основные правила поведения в детском саду с опорой на сюжетные картинки. Способствовать адаптации детей к условиям ДОУ после летнего отдыха. Формировать способы безопасного поведения в детском саду. |
дидактическая игра | «Сложи картинку» | Закреплять знание правил поведения во время совместных игр, развивать зрительное восприятие. |
досуг | «В нашем детском садике» | Упражнять в подвижных, словесных играх, учить безопасному взаимодействию с партнерами по игре. |
обыгрывание ситуации | «Достань игрушку с полки» | Учить находить безопасный выход из сложной ситуации. |
чтение | Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей» | Учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил поведения дома, в детском саду. |
дидактическая игра | «Что я делаю?» | Упражнять в умении различать звуки, раздающиеся при совершении разных бытовых действий, развивать слуховое внимание. |
подвижная игра. | «Огонь» | Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню. |
беседа | «О несовпадении приятной внешности и намерений» | Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. |
работа с рисунком | «Можно – нельзя!» | Закреплять знание опасных предметов, упражнять в аккуратном закрашивании, развивать мелкую моторику рук. |
Октябрь | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
дидактическая игра | «Угадай на вкус» | Упражнять в умении определять фрукты по вкусу, закреплять правила пользования вилкой. |
беседа | «Поможем домовенку Кузе» | Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут стать опасными при условии нарушения дисциплины. Формировать у детей основы культуры безопасности. |
игровая ситуация. | «История со счастливым концом» | Продолжать знакомить детей с опасными предметами, которые находятся дома, учить правильно пользоваться некоторыми из них. Пояснить, что существуют предметы домашнего обихода, представляющие опасность для детей. |
игровое упражнение | «Обведи по точкам» | Закрепить знание предмета, которым нужно пользоваться осторожно – вилки, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. |
игровое упражнение | «Помоги козлятам не встретиться в лесу с волком» | Закреплять знание правил поведения с незнакомыми людьми, развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз при прохождении лабиринтов. |
беседа | «Не выглядывай в открытое окно» | Обучать детей правильному поведению в различных ситуациях, воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности. |
рассказывание | «Как в селе пожарную каланчу построили»
| Познакомить детей с новой сказкой, продолжать знакомить с причинами пожара, с тем, как люди боролись с огнем, соблюдали в деревне правила пожарной безопасности. |
чтение | Ш.Перро «Красная шапочка» | Знакомить детей со сказками, учить правилам поведения с незнакомцами. |
дидактическая игра | «Мир вокруг нас в звуках» | Учить детей различать звуки города, деревни, развивать слуховое восприятие. |
работа с рисунком | «Катаются мальчики и девочки» | Закреплять знание правил езды на велосипеде, учить аккуратно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику рук. |
Ноябрь | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
игровая ситуация | «Непослушный щенок» | Рассмотреть с детьми различные ситуации. Помочь сделать вывод о том, почему необходимо помнить свой адрес, кому можно и нужно его сообщать. Отработать модели поведения в различных ситуациях. |
игра-драматизация | «Волк и семеро козлят» | Расширять знания о домашних животных, формировать навыки безопасного обращения с домашними животными. |
работа в уголке трудового воспитания. | «Знакомство с новыми атрибутами» | Познакомить детей с атрибутами и инструментами трудового уголка, безопасными способами обращения с ними. |
игровое упражнение | «Накроем стол к празднику» | Продолжать учить располагать предметы по схеме, развивать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знания об осторожном обращении с ножом, вилкой, воспитывать навыки безопасного поведения. |
мультзал | Мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса» | Продолжать учить правилам поведения в гостях, безопасному поведению в доме, закреплять знания о том, что все предметы должны находиться на своих местах. |
чтение | Англ. народная сказка в обработке С.Михалкова «Три поросенка» | Учить понимать мотивы поведения героев сказки, видеть опасные ситуации, провоцируемые поведением героев. |
подвижная игра | «Огонь-вода» | Закреплять правила пожарной безопасности. |
беседа | «Незнакомец звонит в дверь козлятам» | Обучать детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни. |
дидактическая игра | «Угадай по голосу» | Учить узнавать голоса диких животных по голосу, находить игрушку в группе по звуку ,ориентироваться в знакомом пространстве с завязанными глазами, не наталкиваясь на предметы развивать слуховое восприятие. |
игровое упражнение | «Холодный, теплый, горячий» | Продолжать учить осторожному обращению с нагретыми предметами посуды, развивать температурную чувствительность. |
Декабрь | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
подвижная игра | «Вороны и собака» | Закреплять знание правил игры, умение их соблюдать, закреплять правила безопасного взаимодействия друг с другом во время игры. |
настольная игра | Мозаика: «Цыпленок и утенок» | Развивать мелкую моторику рук, учить соблюдать правила в играх с мелкими предметами. |
рассказывание | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знания о том, что нужно слушаться родителей. |
беседа | «Огонь вчера, сегодня, завтра» | Учить правильно обращаться с огнем, рассказать о том, почему огонь необходим людям, о его происхождении, топливе. |
беседа | «Профессия пожарного» | .Познакомить с трудом пожарных, рассказать об орудиях их труда, воспитывать уважение к их героическому труду |
рассматривание иллюстрации | Ю. Васнецов. «Кошкин дом» | Учить детей замечать в иллюстрации главное и детали. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду. |
моделирование ситуации | «Разноцветные игрушки, свечи и хлопушки…» | Тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни, напомнить о том, что ими нельзя пользоваться самостоятельно без взрослых, рассказать о последствиях неосторожного обращения с хлопушками, свечами. |
игровое упражнение | «Подберем корм для утят» | Продолжать учить соблюдать правила, при использовании мелких предметов, развивать осязание, мелкую моторику рук. |
игровое упражнение | «Опасные предметы» | Упражнять в умении находить предметы, опасные для жизни на зашумленном изображении, напоминать в чем заключается их опасность. |
игровая ситуация | «Научим Снеговика пользоваться ножницами» | Продолжать учить детей безопасному обращению с ножницами, использовать схему. |
Январь | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
занятие | «Опасный огонек» | Формировать знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о последствиях пожара в доме. |
чтение | С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» | Продолжать знакомить детей с такими явлениями как пожар. Воспитывать уверенность в своих действиях. |
игровая ситуация | «Буратино и Пьеро переставляют мебель» | Предложить детям проанализировать действия персонажей, пояснить, что они делают неправильно, учить соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе. |
экскурсия по детскому саду. | «Уголок пожарной безопасности» | Ознакомить с уголком пожарной безопасности. Расширить знания о противопожарной работе в детском саду. Познакомить с условными схемами. |
развлечение | «Спички не игрушка, огонь не забава!» | Расширять знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, закреплять знания о правилах поведения при пожаре. |
мультзал | Мультфильм «Невоспитанные петарды » (серия «Смешарики», «Азбука безопасности») | Формировать представления об опасных для человека ситуациях, познакомить с опасностями, возникающими при неосторожном обращении с петардами, напомнить о том, что брать их самостоятельно без взрослых нельзя. |
дидактическая игра | «Что из чего сделано?» | Учить определять на ощупь предметы из дерева, бумаги, металла, развивать осязание |
дидактическая игра | «Что лишнее?» | Учить выделять опасные предметы среди других предметов на наложенном изображении, называть их, развивать зрительное восприятие , внимание, память. |
спортивное упражнение | «Ходьба на лыжах» | Закреплять умение продвигаться вперед ступающим и скользящим шагом, знание правил безопасности при катании на лыжах, рассказать о правилах безопасного приземления при падении. |
. упражнение | «Санный круг» | Учить детей катать друг друга на санках по нарисованному кругу, познакомить с правилами безопасности при выполнении упражнения. |
Февраль | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
работа с рисунком | «Пожарная машина» | Закреплять знание закреплять знания о специальных видах транспорта, упражнять в аккуратном закрашивании, развивать мелкую моторику рук. |
спортивные упражнения | «Катание на санках» | Учить спускаться на санках с небольшой горки, сохраняя правильную посадку, самостоятельно тормозить, соблюдать правила безопасности и взаимодействия с товарищами. |
настольная игра | «Геометрическая мозаика: автобус и грузовик» | Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить соблюдать правила в играх с мелкими предметами. |
дидактическая игра | «Сложи картинку: правила поведения с незнакомыми людьми» | Закреплять знание правил поведения с незнакомыми людьми(не разговаривай на улице с незнакомыми, находясь дома один, не открывать дверь, не вступать в разговор с незнакомцами по телефону, развивать зрительное восприятие. |
дидактическое упражнение | «Угадай на ощупь» | Закреплять знания о посуде, развивать умение узнавать предметы на ощупь, учить осторожному обращению с предметами, которые могут разбиться, развивать осязание. |
чтение | Е.Пермяк. «Торопливый ножик» | Закреплять знание правил безопасного поведения с опасными предметами. |
дидактическая игра | «1,2 , 3 – опасность назови!» | Закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе, развивать слуховое внимание, умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода. |
рассказывание | Русская народная сказка «Жихарка» | Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил личной безопасности, формировать чувство самосохранения. |
дидактическое упражнение | «Вкусные запахи праздника» | знакомить детей с разнообразными запахами, учить называть запахи словами, сравнивать запахи продуктов, развивать обоняние. |
дидактическое упражнение | «Лабиринты: что делает папа, сын, дочка?» | Закреплять знание опасных предметов, которыми нужно пользоваться осторожно, которыми можно пользоваться только взрослым, развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз. |
Март | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
дидактическое упражнение | «Подарим маме бусы» | Закреплять знание правил обращения с мелкими предметами, развивать мелкую моторику рук. |
сюжетно-ролевая игра | «Готовимся к празднику» | Выявить знания детей о правилах пользования знакомыми электроприборами, закреплять знания о том, что ими нельзя пользоваться самостоятельно, без присутствия взрослых. |
занятие | «Бытовые электроприборы. Его Величество ток» | Расширять знания об электроприборах ,об их значении для людей, правилах пользования ими, Закрепить знания детей об опасных ситуациях в доме, о причинах их возникновения и правилах поведения. |
внесение пособия | «Щит безопасности» | Учить правильно пользоваться розетками и выключателями разных видов. |
рисование | «Телевизор» | .Расширять представления о форме, строении знакомых предметов, закреплять знания о мерах предосторожности при обращении с телевизором. |
игровая ситуация | «У меня зазвонил телефон» | Продолжать учить соблюдать правила безопасности в телефонном разговоре с незнакомыми людьми, продолжать знакомить с правилами и этикетом общения по телефону. |
дидактическое упражнение | «Чего не стало» | Закреплять знания об электроприборах, развивать умение узнавать предметы по силуэтному и контурному изображению зрительное восприятие, внимание, память. |
игровая ситуация | «Кто там?» | Формировать представления о том, почему нельзя открывать двери посторонним, выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации, воспитывать положительное отношение к правилам, даже если в них есть запрещающий элемент, учить применять их на практике. |
дидактическая игра | «Каждой вещи свое место» | Закреплять знания о том, что все предметы в доме должны храниться на своих местах, развивать умение ориентироваться на плоскости. |
дидактическая игра | «Звуки города» | Упражнять в умении определять и называть разные звуки: движения транспорта, сигнализация и другие, определять удаленность звуков, выделять среди них звуки, которые могут сигнализировать об опасности, развивать слуховое внимание. |
Апрель | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
игровая ситуация | «Чебурашка и незнакомец» | Закреплять знания о том, как нужно действовать при встрече с незнакомыми людьми в различных ситуациях. |
дидактическое упражнение | «Помоги Незнайке»
| Закрепить знание предметов, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, находить их среди других (обвести красным фломастером), развивать зрительное восприятие. |
занятие | «Поможем Жихарке» | Расширить и уточнить знания детей об опасных предметах в доме, формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации, закреплять знания детей об электроприборах, правилах поведения с незнакомыми людьми. |
мультзал | «Давайте лечиться!» серия «Маша и медведь» | Закреплять знания о том, что нельзя лечиться без взрослых самостоятельно, брать таблетки и другие предметы аптечки |
ручной труд | «Таблетки и витамины для сюжетно-ролевой игры «Больница» | Закреплять знания о том, что нельзя самостоятельно, без взрослых брать лекарства, развивать мелкую моторику рук, глазомер, осязание.. |
чтение | Т.А.Шорыгина «Как Тимоша царевну спас» | совершенствовать знания об основных требованиях пожарной безопасности. |
подвижная игра | эстафета «Пожарные» | Учить соблюдать правила игры, совершенствовать знание правил пожарной безопасности. |
дидактическое упражнение | «Что нам подскажет запах?» | Закреплять умение определять запахи продуктов, напомнить правило определения запаха, развивать обоняние. |
дидактическое упражнение | «Какая вода?» | Упражнять в умении определять и называть состояние воды, учить осторожно обращаться с нагретыми предметами, развивать температурную чувствительность. |
игра КВН | «Один дома» | Совершенствовать знания об опасностях дома, о причинах их возникновения, о правилах поведения, закреплять знание алгоритма поведения при контактах с чужими людьми дома, формировать чувство самосохранения. |
Май | ||
Форма | Тема | Программное содержание |
беседа | «Правила поведения на прогулке весной» | Напомнить о правилах поведения на участке, правилах взаимодействия друг с другом. |
Игровая ситуация | «Непослушный лисенок: открытое окно и балкон» | Закреплять знание правил безопасного поведения вблизи открытого окна и балкона(нельзя выглядывать из открытого окна или балкона, подставлять стул, |
дидактическое упражнение | «Что забыли выключить?» | Закреплять знания о правилах пользования электроприборами, развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. |
чтение | «Что включается в розетку» | Закреплять знания о бытовых приборах, как опасен ток, о том, что нельзя баловаться с розетками. |
дидактическая игра | «Опасные предметы» | Учить отгадывать загадки об опасных предметах, соотносить слово с картинкой. |
словесная игра | «Опасно –не опасно» | Закреплять знания о безопасных и опасных предметах, развивать слуховое внимание. |
теневой театр | «Осторожно, опасно!» | Совершенствовать знание опасных предметов, умение узнавать их по силуэтному изображению, развивать зрительное восприятие. |
чтение | С. Я. Маршака «Пожар»
| Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил пожарной безопасности, причин возникновения пожара, развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях. |
дидактическая игра | «Знакомые незнакомцы» | Закреплять знание опасных предметов в доме, умение работать с перфокартами, развивать слуховое внимание. |
работа с рисунком | «Поможем зверятам» | Закреплять знание правил поведения на прогулке (не подходить близко к раскачивающимся качелям, правила езды на велосипеде и самокате и другие) развивать мелкую моторику рук при раскрашивании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию Тема: «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения»
Перспективные планы по теме "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения"...
перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе
перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...
Перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе
Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы по...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»
Цель: Повышение мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...
перспективный план: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованиюТема: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»на 2022 – 2023 учебный год...