Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа)

Монахова Галина Григорьевна

Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных задач, направлены на развитие нарушенного зрения и сохранных анализаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное   Образовательное Учреждение

« СК Начальная  школа – детский сад № 144»

             

           Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту  

                                                в средней группе для детей с нарушением зрения

на 2018 – 2019 учебный год

 

                                                                                                                                                                        Составила:

                                                                                                                                                                              Монахова Г.Г.,

воспитатель первой

квалификационной

                                                                                                                                                                       категории

                                                                                                              г. Дзержинск

- 2018-

Пояснительная записка

  В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании

окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

  Из-за особенностей психического развития,  дети с нарушениями зрения овладевают навыками безопасности жизнедеятельности гораздо медленнее, чем их нормально видящие сверстники. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, они в основном полагаются на зрительную ориентацию и не

стремятся использовать сохранные органы чувств, для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта, опираются на неточное зрительное восприятие. Это подчеркивает необходимость  специально организованной коррекционной работы, направленной на обучение ребенка осознанному и активному использованию своих органов чувств, со стороны всех педагогов и родителей.

 Очень важно в специально-организованном коррекционно-педагогическом процессе содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения.

  Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных задач, направлены на развитие нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Задачи по формированию норм и правил безопасного поведения в быту реализуются в соответствии с перспективно-тематическим планированием и по возможности, через все виды детской деятельности.

Сентябрь

Форма

Тема

                                      Программное содержание

экскурсия-обследование

«Мы по садику пойдем,

 все увидим, все найдем!»

Продолжать учить ориентироваться в здании детского сада, отметить места, которые могут стать опасными при условии несоблюдения правил поведения.

компьютерная презентация

«Правила поведения»

Вспомнить с детьми основные правила поведения в детском саду с опорой на сюжетные картинки. Способствовать адаптации детей к условиям ДОУ после летнего отдыха. Формировать способы безопасного поведения в детском саду.

дидактическая игра

«Сложи картинку»

Закреплять знание правил поведения во время совместных игр,

 развивать зрительное восприятие.

досуг

«В нашем детском садике»

Упражнять в подвижных, словесных играх, учить безопасному взаимодействию с партнерами по игре.

обыгрывание ситуации

«Достань игрушку с полки»

Учить находить безопасный выход из сложной ситуации.

чтение

Г.П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

Учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил поведения дома, в детском саду.

дидактическая игра

 «Что я делаю?»

Упражнять в умении различать звуки, раздающиеся при совершении разных бытовых действий, развивать слуховое внимание.

подвижная игра.

«Огонь»

Развивать внимание, быстроту реакции,  координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню.

беседа

 «О несовпадении приятной внешности и намерений»

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.

работа с рисунком

«Можно – нельзя!»

Закреплять знание опасных предметов, упражнять в аккуратном закрашивании, развивать мелкую моторику рук.

                                                                                              Октябрь         

Форма

Тема

Программное содержание

дидактическая игра

«Угадай на вкус»

Упражнять в умении определять фрукты по вкусу, закреплять правила пользования вилкой.

беседа

«Поможем домовенку Кузе»

Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут стать опасными при условии нарушения дисциплины. Формировать у детей основы культуры безопасности.

игровая ситуация.

«История со счастливым концом»

Продолжать знакомить детей с опасными предметами, которые находятся дома, учить правильно пользоваться некоторыми из них.  Пояснить, что существуют предметы домашнего обихода, представляющие опасность для детей.

игровое упражнение

«Обведи по точкам»

Закрепить знание предмета, которым нужно пользоваться осторожно – вилки, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

игровое упражнение

«Помоги козлятам не встретиться в лесу с волком»

Закреплять знание правил поведения с незнакомыми людьми, развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз при прохождении лабиринтов.

беседа

«Не выглядывай в открытое окно»

Обучать детей правильному поведению в различных ситуациях, воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.

рассказывание

«Как в селе пожарную каланчу построили»

 

Познакомить детей с новой сказкой, продолжать знакомить с причинами пожара, с тем, как люди боролись с огнем, соблюдали в деревне правила пожарной безопасности.

чтение

Ш.Перро «Красная шапочка»

Знакомить детей со сказками, учить правилам поведения с незнакомцами.

дидактическая игра

«Мир вокруг нас в звуках»

Учить детей различать звуки города, деревни, развивать слуховое восприятие.

работа с рисунком

«Катаются мальчики и девочки»

Закреплять знание правил езды на велосипеде, учить аккуратно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь

Форма

Тема

Программное содержание

игровая ситуация

«Непослушный щенок»

Рассмотреть с детьми различные ситуации. Помочь сделать вывод о том, почему необходимо помнить свой адрес, кому можно и нужно его сообщать. Отработать модели поведения в различных ситуациях.

игра-драматизация

«Волк и семеро козлят»

Расширять знания о домашних животных, формировать навыки безопасного обращения с домашними животными.

работа в уголке трудового воспитания.

«Знакомство с новыми атрибутами»

Познакомить детей с атрибутами и инструментами трудового уголка, безопасными способами обращения с ними.

игровое упражнение

«Накроем стол к празднику»

Продолжать учить располагать предметы по схеме, развивать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знания об осторожном обращении с ножом, вилкой, воспитывать навыки безопасного поведения.

мультзал

Мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса»

Продолжать учить правилам поведения в гостях, безопасному поведению в доме, закреплять знания о том, что все предметы должны находиться на своих местах.

чтение

Англ. народная сказка в обработке С.Михалкова «Три поросенка»

Учить понимать мотивы поведения героев сказки, видеть опасные ситуации, провоцируемые поведением героев.

подвижная игра

«Огонь-вода»

Закреплять правила пожарной безопасности.

беседа

«Незнакомец звонит в дверь козлятам»

Обучать детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни.

дидактическая игра

«Угадай по голосу»

Учить узнавать голоса диких животных по голосу, находить игрушку  в группе по звуку ,ориентироваться в знакомом пространстве с завязанными глазами, не наталкиваясь на предметы развивать слуховое восприятие.

игровое упражнение

«Холодный, теплый, горячий»

Продолжать учить осторожному обращению с нагретыми предметами посуды, развивать температурную чувствительность.

Декабрь

Форма

Тема

                       Программное содержание

подвижная игра

«Вороны и собака»

Закреплять знание правил игры, умение их соблюдать, закреплять правила безопасного взаимодействия друг с другом во время игры.

настольная игра

Мозаика:  «Цыпленок и утенок»

Развивать мелкую моторику рук, учить соблюдать правила в играх с мелкими предметами.

рассказывание

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди»

Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знания о том, что нужно слушаться родителей.

беседа

«Огонь вчера, сегодня, завтра»

Учить правильно обращаться с огнем, рассказать о том, почему огонь необходим людям, о его происхождении, топливе.

беседа

«Профессия пожарного»

.Познакомить с трудом пожарных, рассказать об орудиях их труда, воспитывать уважение к их героическому труду

рассматривание иллюстрации

Ю. Васнецов.

«Кошкин дом»

Учить детей замечать в иллюстрации главное и детали. Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду.

моделирование

ситуации

«Разноцветные игрушки, свечи и хлопушки…»

Тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни, напомнить о том, что ими нельзя пользоваться самостоятельно без взрослых, рассказать о последствиях неосторожного обращения с хлопушками, свечами.

игровое упражнение

«Подберем корм для утят»

Продолжать учить соблюдать правила, при использовании мелких предметов, развивать осязание, мелкую моторику рук.

игровое упражнение

«Опасные предметы»

Упражнять в умении находить предметы, опасные для жизни  на зашумленном изображении, напоминать в чем заключается их опасность.

игровая ситуация

«Научим Снеговика пользоваться

ножницами»

Продолжать учить детей безопасному обращению с ножницами, использовать схему.

Январь

Форма

Тема

Программное содержание

занятие

«Опасный огонек»

Формировать знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, о последствиях пожара в доме.

чтение

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Продолжать знакомить детей с такими явлениями как пожар. Воспитывать уверенность в своих действиях.

игровая ситуация

«Буратино и Пьеро переставляют мебель»

Предложить детям проанализировать действия персонажей, пояснить, что они делают неправильно, учить соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе.

экскурсия по детскому саду.

«Уголок пожарной безопасности»

Ознакомить с уголком пожарной безопасности. Расширить знания о противопожарной работе в детском саду. Познакомить с условными схемами.

развлечение

«Спички не игрушка, огонь не забава!»

Расширять знания о причинах возникновения пожара, о средствах пожаротушения, закреплять знания о правилах поведения при пожаре.

мультзал

Мультфильм «Невоспитанные петарды » (серия «Смешарики», «Азбука безопасности»)

Формировать представления об опасных для человека ситуациях, познакомить с опасностями, возникающими при неосторожном обращении с петардами, напомнить о том, что брать их самостоятельно без взрослых нельзя.

дидактическая игра

«Что из чего сделано?»

Учить определять на ощупь предметы из дерева, бумаги, металла, развивать осязание

дидактическая игра

«Что лишнее?»

Учить выделять опасные предметы среди других предметов на наложенном изображении, называть их, развивать зрительное восприятие , внимание, память.

спортивное упражнение

«Ходьба на лыжах»

Закреплять умение продвигаться вперед ступающим и скользящим шагом, знание правил безопасности при катании на лыжах, рассказать о правилах безопасного приземления при падении.

.

упражнение

«Санный круг»

Учить детей катать друг друга на санках по нарисованному кругу, познакомить с правилами безопасности при выполнении упражнения.

Февраль

Форма

Тема

Программное содержание

работа с рисунком

«Пожарная машина»

Закреплять знание закреплять знания о специальных видах транспорта, упражнять в аккуратном закрашивании, развивать мелкую моторику рук.

спортивные упражнения

«Катание на санках»

Учить спускаться на санках с небольшой горки, сохраняя правильную посадку, самостоятельно тормозить, соблюдать правила безопасности и взаимодействия с товарищами.

настольная игра

«Геометрическая мозаика: автобус и грузовик»

Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить соблюдать правила в играх с мелкими предметами.

дидактическая игра

«Сложи картинку: правила поведения с незнакомыми людьми»

Закреплять знание правил поведения с незнакомыми людьми(не разговаривай на улице с незнакомыми, находясь дома один, не открывать дверь, не вступать в разговор с незнакомцами по телефону, развивать зрительное восприятие.

дидактическое упражнение

 «Угадай на ощупь»

Закреплять знания о посуде, развивать умение узнавать предметы на ощупь, учить осторожному обращению с предметами, которые могут разбиться, развивать осязание.

чтение

Е.Пермяк.

«Торопливый ножик»

Закреплять знание правил безопасного поведения с опасными предметами.

дидактическая игра

«1,2 , 3 – опасность назови!»

Закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе, развивать слуховое внимание, умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

рассказывание

 Русская народная  сказка «Жихарка»

Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил личной безопасности, формировать чувство самосохранения.

дидактическое упражнение

«Вкусные запахи праздника»

знакомить детей с разнообразными запахами, учить называть запахи словами, сравнивать запахи продуктов, развивать обоняние.

дидактическое упражнение

«Лабиринты: что делает папа, сын, дочка?»

Закреплять знание опасных предметов, которыми нужно пользоваться осторожно, которыми можно пользоваться только взрослым, развивать мелкую моторику рук, прослеживающую функцию глаз.

Март

Форма

Тема

Программное содержание

дидактическое упражнение

«Подарим маме бусы»

Закреплять знание правил обращения с мелкими предметами, развивать мелкую моторику рук.

сюжетно-ролевая игра

«Готовимся к празднику»

Выявить знания детей  о правилах пользования знакомыми электроприборами, закреплять знания о том, что ими нельзя пользоваться самостоятельно, без присутствия взрослых.

занятие

«Бытовые электроприборы.

Его Величество ток»

Расширять знания  об электроприборах ,об их значении для людей, правилах пользования ими, Закрепить знания детей об опасных ситуациях в доме, о причинах их возникновения и правилах поведения.

внесение пособия

«Щит безопасности» 

Учить правильно пользоваться розетками и выключателями разных видов.

рисование

«Телевизор»

.Расширять представления о форме, строении знакомых предметов, закреплять знания о мерах предосторожности при обращении с телевизором.

игровая ситуация

«У меня зазвонил телефон»

Продолжать учить соблюдать правила безопасности в телефонном разговоре с незнакомыми людьми, продолжать знакомить с правилами и этикетом общения по телефону.

дидактическое упражнение

«Чего не стало»

Закреплять знания об электроприборах, развивать умение узнавать предметы по силуэтному и контурному изображению зрительное восприятие, внимание, память.

игровая ситуация

«Кто там?»

Формировать представления о том, почему нельзя открывать двери посторонним, выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации, воспитывать положительное отношение к правилам, даже если в них есть запрещающий элемент, учить применять их на практике.

дидактическая игра

«Каждой вещи свое место»

Закреплять знания о том, что все предметы в доме должны храниться на своих местах, развивать умение ориентироваться на плоскости.

дидактическая игра

«Звуки города»

Упражнять в умении определять и называть разные звуки: движения транспорта, сигнализация и другие, определять удаленность звуков, выделять среди них звуки, которые могут сигнализировать об опасности, развивать слуховое внимание.

Апрель

Форма

Тема

Программное содержание

игровая ситуация

«Чебурашка и незнакомец»

Закреплять знания о том, как нужно действовать при встрече с незнакомыми людьми в  различных ситуациях.

дидактическое упражнение

«Помоги  Незнайке»

 

Закрепить знание предметов, которыми нельзя пользоваться самостоятельно, находить их среди других (обвести красным фломастером), развивать зрительное восприятие.

занятие

«Поможем Жихарке» 

Расширить и уточнить знания детей об опасных предметах в доме, формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации, закреплять знания детей об  электроприборах, правилах поведения с незнакомыми людьми.

мультзал

 «Давайте лечиться!»

 серия «Маша  и медведь»

Закреплять знания о том, что нельзя лечиться без взрослых самостоятельно, брать таблетки и другие  предметы аптечки

ручной труд

«Таблетки и витамины для сюжетно-ролевой игры «Больница»

Закреплять знания о том, что нельзя самостоятельно, без взрослых брать лекарства, развивать мелкую моторику рук, глазомер, осязание..

чтение

Т.А.Шорыгина

 «Как Тимоша царевну спас»

 совершенствовать знания об основных требованиях пожарной безопасности.

подвижная игра

эстафета «Пожарные»

Учить соблюдать правила игры, совершенствовать знание правил пожарной безопасности.

дидактическое упражнение

«Что нам подскажет запах?»

Закреплять умение определять запахи продуктов, напомнить правило определения запаха, развивать обоняние.

дидактическое упражнение

«Какая вода?»

Упражнять в умении определять  и называть состояние воды, учить осторожно обращаться с нагретыми предметами, развивать температурную чувствительность.

игра КВН

«Один дома»

Совершенствовать знания об опасностях дома, о причинах их возникновения, о правилах поведения, закреплять знание алгоритма поведения при контактах с чужими людьми дома, формировать чувство самосохранения.

Май

Форма

Тема

Программное содержание

беседа

«Правила поведения на прогулке весной»

Напомнить о правилах поведения на участке, правилах взаимодействия друг с другом.

Игровая ситуация

«Непослушный лисенок:

открытое окно и балкон»

Закреплять знание правил безопасного поведения вблизи открытого окна и балкона(нельзя выглядывать из открытого окна или балкона, подставлять стул,

дидактическое упражнение

«Что забыли выключить?»

Закреплять знания о правилах пользования электроприборами, развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

чтение

«Что включается в розетку»

Закреплять знания о бытовых приборах, как опасен ток, о том, что нельзя баловаться с розетками.

дидактическая игра

«Опасные предметы»

Учить отгадывать загадки об опасных предметах, соотносить слово с картинкой.

словесная игра

«Опасно –не опасно»

Закреплять знания о безопасных и опасных предметах, развивать слуховое внимание.

теневой театр

«Осторожно, опасно!»

Совершенствовать знание опасных предметов, умение узнавать их по силуэтному изображению, развивать зрительное восприятие.

чтение

С. Я. Маршака «Пожар»

 

Продолжать учить оценивать поступки героев, закреплять знание правил пожарной безопасности,  причин возникновения пожара, развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях.

дидактическая игра

«Знакомые незнакомцы»

Закреплять знание опасных предметов в доме, умение работать с перфокартами, развивать слуховое внимание.

работа с рисунком

«Поможем зверятам»

Закреплять знание правил поведения на прогулке (не подходить близко к раскачивающимся качелям,  правила езды на велосипеде и самокате и другие) развивать мелкую моторику рук при раскрашивании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию Тема: «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения»

Перспективные планы по теме "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения"...

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы по...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...

перспективный план: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема: «Формирование основ безопасного поведения в быту и на улице у детей старшего дошкольного возраста»на 2022 – 2023 учебный год...